Субъекты авторского права: общая характеристика

Политика авторского права

А́вторское пра́во — в объективном смысле — институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно

Название «авторское право» является условным, так как закон регулирует и охраняет права «правообладателя», а не автора.

Английский термин копира́йт © (англ. copyright, от «копировать» и «право») в английском языке обозначает авторское право, то есть право копировать, воспроизводить.

Субъекты авторского права

Первоначальным субъектом авторского права всегда является «физическое лицо, творческим трудом которого создано» произведение науки, литературы или искусства, а также другая интеллектуальная собственность — автор. Ему принадлежит весь комплекс авторских прав — личные неимущественные права и исключительное право (имущественное право) на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (презумпция авторства).

Субъектами авторского права также являются лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Такие субъекты называются правообладателями. Такими правообладателями могут быть:

  • различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие исключительное право на использование произведения
  • работодатели, если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;
  • заказчики, в случае создания произведения по договору заказа;
  • наследники автора или иного обладателя авторского права (авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает действовать после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму).

Ещё одним специфическим субъектом авторского права являются организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. В зарубежных странах данные организации получили широкое распространение.

Правообладатель (автор или его правопреемник) для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

  1. ©, латинской буквы «C» в окружности;
  2. имени или наименования правообладателя;
  3. года первого опубликования произведения.

Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве 1952 года. К настоящему времени оно имеет чисто информационный характер. В некоторых странах, например в США, указание ложной информации в оповещении (copyright notice) преследуется законом.

Личные неимущественные авторские права

Личные неимущественные права (также обозначены в Бернской конвенции как «моральные права») включают в себя:

  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв, право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Неимущественные авторские права действуют бессрочно. В России они могут принадлежать только физическому лицу и являются неотчуждаемыми, то есть их нельзя передать другому лицу.

Исключительное право на произведение

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

  1. воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трёх измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трёхмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;
  2. распространение произведения путём продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
  3. публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью плёнки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
  4. импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
  5. прокат оригинала или экземпляра произведения;
  6. публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;
  7. сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путём ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается приём сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приёма публикой. Сообщение кодированных сигналов признаётся сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с её согласия;
  8. сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путём ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признаётся сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с её согласия;
  9. перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;
  10. практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
  11. доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Срок охраны имущественных прав

Срок действия исключительного права на произведение следует определять по законодательству государства, в котором «испрашивается охрана».

Международные договоры в сфере авторского права устанавливают минимальные сроки охраны исключительных (экономических) прав. Так, согласно ст. 7(1) Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, срок охраны составляет всё время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти.

Существует выраженная тенденция к увеличению срока защиты исключительных прав в разных странах мира, в том числе и в России.

В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (вступившей в действие 1 января 2008 года) статьёй 1281, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (за исключением отдельных особо оговорённых случаев). По прошествии этого срока произведение становится общественным достоянием.

Объекты авторского права

Согласно статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

Самими объектами авторского права могут выступать:

  • литературные произведения, в том числе драматические, музыкально-драматические, сценарные;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

и другие произведения.

К объектам авторского права также относятся:

    (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код; (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права:

  • официальные документыгосударственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
  • произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Авторское право также не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Авторское право и право собственности

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный носитель (вещь), в котором произведение выражено.

Переход права собственности на экземпляр произведения сам по себе не влечёт передачи каких-либо прав на само произведение, за исключением случаев отчуждения оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т. п.) его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором (если договором не предусмотрено иное).

Авторское право

Авторское право помогает создателям какого-то нового интеллектуального продукта защититься от плагиата и воровства идей. Каждый автор стремится оберегать свое творчество и интеллектуальную собственность. С помощью данного института гражданских правоотношений охраняются музыкальные композиции, литературные произведения, предметы искусства и даже базы данных.

Моральные права автора на его труд действуют бессрочно. То есть, создав что-то, этот человек навсегда остается создателем. А вот имущественные права на использование результата творчества можно передавать другим людям.

Наверняка каждый из вас встречался с символом «©». Он называется copyright, от «копировать» и «право», и обозначает защиту имущественных интересов. Если вы видите этот символ, то предмет можно копировать со ссылкой на источник.

Срок защиты авторства в отношении имущественных интересов чаще всего равняется 70 годам после смерти создателя. По истечении этого периода результат творчества становится общественным достоянием.

У нас в стране большое количество начинающих авторов. Но далеко не каждый из них осведомлен о своих правах. В данной статье мы раскроем основополагающие моменты. Но если вы уже столкнулись с неприятностями, и авторство вашего труда присвоил себе другой человек, то мы настоятельно советуем обратиться к профессионалу по решению таких вопросов.

Субъекты авторского права

Авторство может быть первоначальным и приобретенным. В первом случае, если любой человек что-то сотворил, то он и является автором. Он может распоряжаться своим произведением и с моральной, и с имущественной точки зрения.

Когда автор решает передать другому человеку возможность материально использовать произведение, то сам он в дальнейшем уже не сможет этого делать. Здесь возникает приобретенное право. И теперь использовать интеллектуальную собственность в имущественных целях может только новый владелец, который именуется правообладателем.

На практике правообладателями выступают следующие группы лиц:

  • предприятия — например, литературные издательства, продюсерские центры, телевизионные компании и все те, кто заинтересован в монетизации результата творческой деятельности оригинального автора;
  • работодатели — если автор работал в штате этой фирмы и в результате профессиональной деятельности создал шедевр;
  • заказчики — если изначально автор выполнял работу по заказу или техническому заданию другого человека;
  • наследники.

Напомним, что правопреемники обладают только имущественными правами на труд, но в моральной точки зрения создатель объекта навсегда остается его автором.

В этом случае на каждом произведении автора новый правообладатель должен указывать символ охраны авторского права. Он должен быть размещен на каждом новом экземпляре и выглядеть следующим образом: © Иванов И.И., 2006. Важно отметить имя автора и год первой публикации его произведения.

Такую систему оповещения об авторстве придумали в Женеве в 1952 году. Тогда была издана Всемирная конвенция. Однако на данный момент этот значок зачастую носит информационный характер о том, что материал был скопирован.

Объекты авторского права

В статье 1259 Гражданского кодекса РФ приведен достаточно полный список объектов авторского права. Ими являются любые предметы интеллектуальной собственности и результаты творческой деятельности: например, музыка, книги, научные статьи, базы данных и многое другое.

А что, если вы переработали чужое произведение и привнесли туда что-то свое? Такой труд называется производным и также охраняется законом. Такая же ситуация с составными произведениями, когда автор структурировал разные результаты творчества и собрал из них новый уникальный материал.

Объектами авторского права могут быть как опубликованные материалы, так и не изданные. Если произведение не было передано в массовую публикацию, но выражено в письменной или устной форме, в видеоформате или в форме звукозаписи, то такой объект интеллектуальной собственности тоже будет охраняться законом.

В этом вопросе будет проще уточнить, что НЕ принадлежит к объектам авторского права:

  • идеи и концептуальные задумки, методы и технологии, а также способы решения каких-либо задача;
  • открытия и факты;
  • любые государственные бумаги различных уровней управления;
  • символы страны и знаки государства, такие как флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное, а также символы и знаки муниципальных образований;
  • результаты народного творчества, а также языки программирования;
  • сообщения новостного характера.

Таким образом, объектами могут выступать любые результаты интеллектуального труда, которые не попадают в список выше. Стоит отметить и то, что объектом может быть и часть произведения, и конкретный персонаж.

Защита авторских прав

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Согласно статье 1255 Гражданского Кодекса РФ, если автор создал произведение, то он может:

  • распоряжаться трудом на свое усмотрение, а также передать его для коммерческого использования другому человеку;
  • навсегда закрепить за собой моральное авторство на произведение;
  • требовать печать имени на экземплярах даже при условии отчуждения исключительного права;
  • опубликовать свой труд и запустить его в массовое обращение;
  • настаивать на неприкосновенности результатов его творчества.

Если какой-то человек прочитал в книге замысловатую фразу и решил сделать вид, что он сам ее придумал, то это будет нарушением — плагиатом.

А если, например, издатель выпустил новую книгу на основании уже существующей и указал там другого автора, то это грубое нарушения имущественных прав. Для таких случаев существует два громких и неприятных слова: фальсификат и пиратство.

Главным методом защиты от пиратства и кражи интеллектуальной собственности являются доказательства. То есть вам нужно иметь подтверждение того, что изначально материал принадлежал именно вам. Сформировать такие доказательства можно следующими способами:

  • публикация произведения в открытых источниках (СМИ);
  • депонирование в авторском обществе или юридической компании;
  • нотариальное удостоверение даты и времени подписания экземпляра произведения;
  • использование специальных интернет-сервисов.

Эти методы не обеспечивают автору 100% защиты от фальсификата и плагиата. Однако они могут зафиксировать факт, что ваши публикации и экземпляры существовали на определенную дату.

Ответственность за нарушение авторских прав

Если замечено нарушение имущественных прав, то автор или другой обладатель исключительных прав может обратиться в суд с целью возмещения убытков. Однако статьями 1250, 1252, 1253 Гражданского Кодекса РФ зафиксированы и другие меры ответственности, а именно выплата компенсации:

  • в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Во время рассмотрения дела суд приостанавливает использование произведения. То есть производство новых экземпляров и их продажа прекращается.

Такими действиями закон ограждает истинного правообладателя от контрафактных произведений. Также суд может арестовать и изъять все имеющиеся в наличии экземпляры произведения и оборудование, которое необходимо для изготовления.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Субъекты авторских прав – характеристика и особенности

Субъекты авторского права — это лица, которым принадлежит либо полный комплекс авторских прав, включая личные неимущественные и исключительное право, либо лишь исключительное право, полученное от автора на основании закона или договора. Специфика правового положения соавторов, авторов служебных, составных, производных произведений будет рассмотрена ниже.

Субъекты авторского права это

Общая характеристика субъектов авторского права

В широком понимании субъектами авторского права могут быть названы все участники правоотношений, связанных с созданием произведений. В их число входят не только создатели произведений, но и такие специальные субъекты, как:

  • наследники авторов;
  • лица, приобретшие в рамках авторского договора исключительные права;
  • работодатели — на произведения, выполненные как служебные;
  • организации, управляющие рассматриваемыми правами (например, Российское авторское общество — РАО).

В качестве автора, то есть лица, результатом творчества которого является произведение, может выступать только гражданин (ст. 1257 ГК РФ).

Важно! Способность выступать субъектами авторского права возникает у физлиц с рождения, но самостоятельное их осуществление возможно лишь с 14 лет.

Обратите внимание! Права на произведение возникают у автора с момента, когда оно создано — без необходимости какого-либо оформления, в отличие, например, от объектов патентных прав.

Законом закрепляется презумпция авторства: при отсутствии доказательств обратного лицо, указанное на оригинале либо экземпляре произведения, признается автором.

Например, Третий ААС в постановлении от 26.05.2017 по делу № А74-16230/2016, ссылаясь на представленный в материалах дела экземпляр книги, признал в качестве автора персонажа указанного в ней автора иллюстраций.

В решении от 26.02.2016 по делу № А79-7737/2015 АС Чувашской Республики подчеркнул, что презумпция авторства не может действовать в отношении юрлица, организовавшего создание произведения. Подтверждением наличия у него исключительных прав служит лицензионный договор либо договор об отчуждении исключительного права.

Соавторство

Специфическими субъектами авторских прав выступают соавторы произведения, то есть лица, чьими совместными творческими усилиями оно создано, совместно обладающие авторским правом. Соавторство может быть:

  • нераздельным — коллективное произведение является единым целым, невозможно выделение частей («Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова);
  • раздельным — составные части могут быть разграничены и использоваться авторами независимо (опера — музыка написана одним субъектом, а либретто — другим).

По умолчанию соавторство предполагает совместное решение вопросов об использовании результата творческого труда, иное может быть определено в соглашении авторов.

Дискуссионным является вопрос, следует ли рассматривать такое соглашение в качестве обязательного условия возникновения соавторства.

Верховный Суд РФ разъяснил, что соглашение о соавторстве возможно в любой форме, в том числе устной, а также на любой стадии создания произведения или после его завершения (Постановление Пленума ВС РФ от 23.04.2019 № 10). Кроме того, соглашение может быть достигнуто не между соавторами, а между каждыйм из соавторов и неким третьим лицом

Если встает спор о соавторстве, то доказать его можно и без письменного соглашения. основная задача – доказать творческое участие в создании произведения, а не заключение соглашения.

Специфика авторства на составные, производные, служебные произведения

В отношении некоторых произведений, обладающих определенной спецификой, действует особый режим авторства.

1. Так, субъектами авторского права являются составители, то есть лица, результат творчества которых представляет собой систематизацию идей, фактов, иных произведений (телефонный справочник, энциклопедия).

В этом случае субъекту принадлежит авторское право на подбор и размещение материалов (составительство), а автор каждого из размещенных произведений может использовать его отдельно (п. 5 ст. 1260 ГК РФ).

ВАЖНО! Третьи лица не лишаются права использования тех же материалов при создании своих составных произведений, на что ВАС РФ указал в определении от 30.10.2013 № ВАС-13218/13.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! По общему правилу условием реализации издателем права на использование составного произведения является сохранение за авторами произведений, в него вошедших, их исключительных прав.

2. Автором производного произведения именуется лицо, осуществившее переработку объекта чужих авторских прав, в частности, перевод, аранжировку.

Важно разграничивать переработку произведения и использование заимствованных фактов для создания оригинального произведения. Например, в решении Измайловского районного суда города Москвы от 22.08.2011 суд отказал в признании произведения производным, так как книга являлась результатом самостоятельного художественного замысла лица.

3. Служебным произведением признается только результат творчества, полученный при исполнении субъектами авторского права трудовых обязанностей. Например, АС Москвы в решении от 18.12.2012 по делу № А40-94794/2012 указал на недоказанность организацией факта включения в трудовую функцию лица подготовки роликов.

Служебные произведения: как определяется правообладатель

По общему правилу права на служебное произведение не отходят одному субъекту, а распределяются следующим образом: исключительное право — работодателю, а личные неимущественные права — автору. При этом у последнего возникает неотчуждаемое право на вознаграждение, которое сохраняется, даже если работодатель не использует произведение и не обнародует его (ч. 3 п. 2 ст. 1295 ГК РФ). Ст. 1296 говорит о произведениях, создаваемых по заказу, при этом подрядчиком по договору выступает иной, чем автор произведения, субъект — в таком случае исключительное право принадлежит заказчику.

Согласно ст. 1297 ГК РФ, если при выполнении договора, которым прямо создание конкретного произведения не предусматривалось, оно было создано, исключительным правом обладает подрядчик.

Правопреемники и иные субъекты авторских прав

В круг субъектов авторского права входят наследники авторов — после их смерти исключительное право на произведение как имущественное включается в состав наследства.

Однако в силу производного характера авторские права правопреемников в этом случае ограничены:

  • по сроку существования — если для автора срок ограничен периодом его жизни, то для наследников исключительное право действует 70 лет после смерти создавшего произведение лица;
  • по объему — если правопреемник получил исключительное право на не обнародованное при жизни автора произведение, он может быть лишен права на обнародование вовсе. Согласно п. 3 ст. 1268 ГК РФ основанием для этого служит выраженная в письменной форме воля автора на отказ от обнародования, к примеру, в его дневнике либо завещании.

ВС РФ в п. 87 постановления пленума от 29.05.2012 № 9 отметил, что в ситуации, когда исключительное право переходит сразу к нескольким лицам по наследству, оно принадлежит им совместно и может быть использовано на условиях, определенных в заключенном ими соглашении.

4. Также субъектами авторского права являются организации, специализирующиеся на коллективном управлении авторскими правами. Они осуществляют деятельность на основании договоров, заключаемых с правообладателями либо в случае, если организация имеет государственную аккредитацию (например, РАО), и без таковых.

ФАС Уральского округа в постановлении от 23.11.2012 № Ф09-11142/12 в ответ на возражения ответчика, пытавшегося оспорить право РАО представлять интересы правообладателей, не наделивших его соответствующими полномочиями, отметил, что истец как аккредитованная организация обладает таким правом.

Субъекты авторского права — правовая категория, в состав которой входят не только авторы произведений, но и иные лица, ставшие правообладателями на основании закона либо договора, включая юрлиц. Участниками судебных споров нередко являются такие субъекты авторского права, как соавторы, авторы служебных, составных, производных произведений в силу особенностей их правового положения, а также порядка реализации прав.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Авторское право

Согласно статье 1259 Гражданского кодекса РФ авторское право распространяется на произведения науки литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Перечень указанных объектов довольно широк. Это произведения литературы, музыки, искусства, к числу которых относятся аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы), а также оригинальные логотипы, этикетки, рекламные слоганы.

Кроме того, это результаты научных и конструкторских разработок, а также программы для ЭВМ и базы данных. Сюда же стоит отнести произведения архитектуры, градостроительства, фотографические произведения, географические и другие карты, планы эскизы. Следует также упомянуть так называемые «производные» произведения: (переводы, обработки, аранжировки и иные переработки) и «составные» (сборники, энциклопедии и т.д.).

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, концепции, принципы. Поэтому если кто-то Вам заявит о своих авторских правах на некий коммерческий проект, усомнитесь!

Важный принцип авторского права заключается в следующем: защите подлежит не идея, а ее материальное воплощение, выраженное в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • публичное произнесение, публичное исполнение и так далее;
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее).

Регистрация авторских прав

По общему правилу, объекты авторского права, а также права на них не подлежат государственной регистрации и возникают в момент создания произведения. Однако в некоторых случаях регистрация авторских прав возможна и даже необходима

Регистрация авторского права” в данном случае представляет собой депонирование произведения литературы, науки, искусства в Российском авторском обществе (РАО) с предоставлением соответствующего “Свидетельства об интеллектуальной собственности”. Срок регистрации 2 месяца.

Подобная регистрация объектов авторского права предоставляет авторам или иным правообладателям ряд преимуществ. В частности, свидетельство о регистрации может быть решающим доказательством в случае возникновения споров об авторстве, при нарушении авторских прав. Оно также может быть полезным инструментом для оформления лицензионных и иных договоров о предоставлении права на использование произведения.

Регистрация (депонирование) в РАО возможна для следующих произведении:

  • рукописи рассказов, повестей, романов, стихотворений, учебников, учебных пособий, пьес, статей и т.п.;
  • рукописи литературных переводов;
  • авторское описание игр, викторин, лотерей;
  • сценарии телевизионных передач, сериалов, игр, викторин, лотерей и шоу-программ;
  • описания и сценарии фестивалей, проведения конкурсов;
  • произведения изобразительного искусства, живописи, скульптуры, дизайна, графики, графические рассказы, комиксы;
  • произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • произведения декоративно-прикладного искусства;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста.

К сожалению, РАО не депонирует названия отдельно от произведений, а также слоганы, логотипы, «крылатые фразы», товарные знаки.

  • Предоставление консультаций по вопросам оформления и защиты авторских и смежных прав;
  • Анализ произведения и возможности его регистрации в Российском авторском обществе (РАО)
  • Подготовка необходимых документов и полное ведение делопроизводства по регистрации объектов в РАО.

Защита авторских прав

Автору важно не только надлежащим образом зарегистрировать результат интеллектуальной деятельности, но и иметь возможность эффективно защитить свои права.

Права, предоставленные авторами, зачастую нарушаются, и в таком случае правообладателю необходимо осуществить их защиту, что часто сопряжено со значительными трудностями.

Защита авторских прав реализуется как в досудебном порядке урегулирования спора, путем направления претензий в адрес нарушителя, так и в судебном порядке, путем подачи искового заявления к нарушителю в суд.

В целях эффективной защиты своих прав Вы можете обратиться к нам.

  • подготовка и направление претензий нарушителям авторских прав;
  • представление интересов автора / правообладателя в суде.

Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Ссылка на основную публикацию