Система обязательного пенсионного страхования в России

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 – 3.1)
    • Статья 1. Предмет правового регулирования
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3.1. Полномочия федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в РФ
    • Статья 4. Субъекты обязательного пенсионного страхования
    • Статья 5. Страховщик
    • Статья 6. Страхователи
    • Статья 7. Застрахованные лица
    • Статья 8. Страховой риск и страховой случай
    • Статья 9. Обязательное страховое обеспечение
    • Статья 10. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации
    • Статья 11. Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей в органах страховщика
    • Статья 12 (утратила силу)
    • Статья 13. Права, обязанности и ответственность страховщика
    • Статья 14. Права, обязанности и ответственность страхователей
    • Статья 15. Права, обязанности и ответственность застрахованных лиц
    • Статья 16. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации
    • Статья 17. Формирование бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
    • Статья 18. Расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
    • Статья 19. Резерв бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
    • Статья 20. Индивидуальный пенсионный коэффициент и его стоимость
    • Статья 20.1. Учет средств для финансирования накопительной пенсии
    • Статья 21. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ
    • Статья 22. Тариф страхового взноса
    • Статья 22.1. Тариф страхового взноса в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства
    • Статья 22.2. Единый расчетный документ
    • Статья 23 (утратила силу)
    • Статья 24 (утратила силу)
    • Статья 25 (утратила силу)
    • Статья 25.1 (утратила силу)
    • Статья 26 (утратила силу)
    • Статья 27 (утратила силу)
    • Статья 28. Размер страховых взносов, уплачиваемых страхователями, не производящими выплаты физическим лицам
    • Статья 29. Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию
    • Статья 30 (утратила силу)
    • Статья 31. Рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования
    • Статья 32. Право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд
    • Статья 33. Переходные положения
    • Статья 33.1 (утратила силу)
    • Статья 33.2. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей с 1 января 2013 года
    • Статья 33.3. Определение варианта пенсионного обеспечения застрахованных лиц
    • Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ
    “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”

    С изменениями и дополнениями от:

    29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004 г., 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г., 19 июля 2007 г., 30 апреля, 14, 22, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 18, 24 июля, 25, 27 декабря 2009 г., 27 июля, 28 сентября, 16 октября, 8, 28 декабря 2010 г., 3 июня, 1, 11 июля, 7, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 25 июня, 28 июля, 3 декабря 2012 г., 2, 23 июля, 4, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 2 апреля, 28 июня, 21 июля, 29 ноября, 1, 31 декабря 2014 г., 13 июля, 28 ноября, 14 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 7 июня, 29 июля, 20, 28 декабря 2017 г., 23 апреля, 27 июня, 3 августа, 3 октября, 27, 28 ноября, 11 декабря 2018 г., 16 декабря 2019 г., 1 апреля, 8, 30 декабря 2020 г., 24 февраля, 30 апреля, 26 мая, 11 июня, 19 ноября, 21 декабря 2021 г.

    Обязательное пенсионное страхование (ОПС)

    Что такое обязательное пенсионное страхование (ОПС)

    Знаете ли вы, что каждый из нас на протяжении своей жизни напрямую может влиять на размер своей будущей пенсии? Для этого предусмотрены специальные механизмы, одним из которых является система обязательного пенсионного страхования. Ниже мы расскажем, что можно сделать уже сегодня, чтобы к старости получить достойную пенсию. Спойлер: много работать – не единственный путь.

    Немного истории

    В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.

    Подобный принцип устройства пенсионной системы действовал и в России вплоть до 2002 года. Однако со временем его недостатки становились все очевиднее. Доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению росла, и выплата пенсий становилась все большей нагрузкой на бюджет. Ситуацию усугубляла и необходимость ежегодной индексации выплат в связи с растущей инфляцией.

    Тогда государство решило изменить подход и более активно вовлекать граждан в формирование своих будущих пенсий. В 2002 году в ходе реформы государство установило накопительно-распределительный подход к формированию выплат: частично пенсии по-прежнему гарантировались государством, но значительная часть была отдана под ответственность самого гражданина. Особенностью новой системы стало то, что у человека появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел не от стажа, а от заработанных доходов.

    Обязательное пенсионное страхование: зачем оно нужно и как устроено

    Нынешняя система обязательного пенсионного страхования (ОПС) регулируется законом от 15.12.2001 №167-ФЗ. Что такое ОПС? Согласно закону, обязательное пенсионное страхование – это система мер, при помощи которых формируются источники финансирования будущей пенсии каждого работающего гражданина России. Рассмотрим, как это выглядит на практике.

    Основными участниками системы ОПС являются застрахованные, страхователи и страховщики. Каждый из нас является застрахованным лицом, за которое страхователи в лице работодателей перечисляют страховые взносы в счет будущей пенсии Пенсионному Фонду России. Перечисление взносов осуществляется с официальной заработной платы. Из них впоследствии формируется бюджет ПФР, из которого затем идет выплата пенсий.

    Помимо ОПС существуют еще два вида пенсионного обеспечения:

    • государственные пенсии (выплачиваются военным, космонавтам, летчикам по выслуге лет или нанесении вреда здоровью, а также пострадавшим в природных катастрофах и социально незащищенным нетрудоспособным неработающим гражданам); – оно формируется в НПФ работодателями для своих сотрудников или самими гражданами на добровольной основе.

    Индивидуальный учет: что это такое, и как зарегистрироваться

    Индивидуальным учетом в системе ОПС с 1997 года занимается Пенсионный фонд России. У каждого гражданина есть персональный лицевой счет в ПФР, на который поступают страховые взносы от работодателей. Кроме того, в системе ОПС фиксируется информация о месте работы и периоде трудовой деятельности застрахованного, а также пенсионные коэффициенты (раньше они назывались «пенсионные баллы»), необходимые для расчета будущей пенсии.

    Чтобы стать участником системы ОПС, необходимо зарегистрироваться в системе пенсионного персонифицированного учета. Результатом регистрации будут открытый лицевой счет и присвоенный ему СНИЛС (эта аббревиатура обозначает страховой номер индивидуального лицевого счета). Именно на него и будут переводить взносы работодатели.

    КСТАТИ С 1 апреля 2019 года ПФР упразднил выдачу страховых пенсионных свидетельств с номером СНИЛС. Теперь каждому, кто регистрируется в системе индивидуального учета, выдают уведомление о регистрации на бумажном носителе. Уведомление содержит в себе номер СНИЛС. Те, у кого на руках есть зеленая пластиковая карточка, могут продолжать ей пользоваться, но новых уже не выдают.

    СНИЛС получают с рождения, и этот уникальный номер используется не только для целей пенсионного страхования. Благодаря ему мы на протяжении всей жизни можем получать государственные и муниципальные услуги в различных ведомствах и не носить с собой кипу копий. СНИЛС также необходим для получения пособий и льгот.

    Чтобы узнать о состоянии своего лицевого счета, нужно заказать выписку. Это можно сделать в ходе личного визита в отделение ПФР или МФЦ, а также на сайте ПФР. Чтобы получить доступ в «Личный кабинет» на сайте, достаточно:

    • посетить отделение ПФР по месту жительства с паспортом на руках;
    • авторизоваться через Единую систему идентификации и аутентификации, то есть учетную запись Госуслуг.

    Виды пенсий в системе ОПС

    Пенсия в системе ОПС состоит из двух частей.

    Страховая часть формируется путем накопления страховых взносов гражданина, которые затем переводятся в пенсионные коэффициенты.

    ВАЖНО Размер страховой пенсии в значительной мере зависит от того, какую стоимость пенсионных коэффициентов установит государство на момент выхода гражданина на пенсию, а также от размера надбавки к страховой пенсии, который также определяет государство. Чтобы рассчитывать на получение страховой пенсии, нужно выполнить ряд условий (о них поговорим ниже).

    А накопительная пенсия – это деньги, которые копятся на пенсионном счете их обладателя. Цель создания накопительной части пенсии – формирование дополнительной «подушки безопасности» будущего пенсионера.

    До 2014 года сумма этих средств регулярно пополнялась за счет страховых взносов: из 22% отчислений с зарплат 6% шло на накопительный пенсионный счет, а 16% направлялось в страховую часть. Но с 2014 года государство объявило мораторий на перечисление новых взносов на формирование накопительной пенсии, и все взносы стали поступать в счет страховой пенсии. Пока что мораторий продлили до конца 2022 года.

    Накопительная часть существует отдельно от страховой. Основное отличие в том, что до момента начала выплат (пока средства еще копятся на счете будущего пенсионера) накопительную часть можно инвестировать с целью получения дохода. В интересах ПФР или НПФ этим занимаются управляющие компании – частные и государственная. Кому доверить работу с накоплениями, решает сам гражданин.

    Управляющие вкладывают накопления в ценные бумаги и размещают в депозиты и таким образом формируют доходность. В зависимости от стратегии той или иной управляющей компании риск будет большим или меньшим, существенно будет отличаться и доходность. Причем успехи в прошлом не гарантируют их в будущем. При желании страховщика можно поменять, однако сделать это можно не чаще чем раз в пять лет. Если же гражданин захочет перевести свои накопления досрочно, то в этом случае он потеряет весь инвестиционный доход за предыдущий период (при этом клиенты ПФР могут без потерь инвестдохода переводить накопления между управляющими компаниями, страховщик при этом не меняется).

    ВАЖНО Накопительная пенсия не индексируется государством, а инвестирование пенсионных накоплений может принести как прибыль, так и убытки. Вот почему к выбору УК или НПФ нужно подойти со всей серьезностью.

    Как считаются взносы в ОПС

    Все официально трудоустроенные граждане обязаны перечислять ежемесячные страховые взносы в счет будущей пенсии. За них это обычно делают их работодатели в размере 22% от заработной платы. Взносы поступают в ПФР, который затем пересчитывает деньги в пенсионные коэффициенты.

    Если годовая зарплата работника не превышает 1 292 000 рублей (что соответствует максимальной ежемесячной зарплате в 107 666 руб. 67 коп.), работодатель отчисляет за него в ПФР 22% от этой суммы в виде страховых взносов. С части зарплаты, превышающей этот лимит, работодатель платит уже 10%. Это стимулирует повышать зарплаты работникам.

    Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ

    Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

    ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Предмет правового регулирования

    Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

    Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании

    Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”, Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ “О страховых пенсиях”, Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ “О накопительной пенсии” и Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

    Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации.

    Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

    В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

    Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена – Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

    Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    обязательное пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения;

    обязательное страховое обеспечение – исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии, накопительной пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; (В редакции федеральных законов от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

    средства обязательного пенсионного страхования – денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

    бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации – форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

    обязательные платежи – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

    страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также – страховые взносы) – обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

    (Абзац утратил силу – Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

    солидарная часть тарифа страховых взносов – часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации; (Абзац введен – Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ; в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

    индивидуальная часть тарифа страховых взносов – часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, в том числе в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации. (Абзац введен – Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ; в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

    Статья 31. Полномочия федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации

    К полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относятся:

    установление порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка его исполнения;

    установление порядка составления, внешней проверки и утверждения порядка рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации;

    определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

    определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования;

    управление системой обязательного пенсионного страхования;

    обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

    определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

    осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

    (Статья введена – Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

    ГЛАВА II. УЧАСТНИКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПЕНСИОННОМУ СТРАХОВАНИЮ

    Статья 4. Субъекты обязательного пенсионного страхования

    Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

    Статья 5. Страховщик

    Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

    Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.

    Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

    Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации создаются по решению правления Пенсионного фонда Российской Федерации и являются юридическими лицами. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

    Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

    Статья 6. Страхователи

    1. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

    1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

    2) индивидуальные предприниматели, адвокаты (за исключением адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей” и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона), арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой. (В редакции федеральных законов от 27.07.2006 № 137-ФЗ, от 28.06.2014 № 188-ФЗ, от 30.12.2020 № 502-ФЗ)

    Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

    В целях настоящего Федерального закона иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям. (В редакции федеральных законов от 27.07.2006 № 137-ФЗ; от 19.07.2007 № 140-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

    2. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подпунктами 1, 2, 5 – 7 пункта 1 статьи 29 настоящего Федерального закона. (В редакции федеральных законов от 30.04.2008 № 55-ФЗ, от 27.11.2018 № 425-ФЗ, от 30.12.2020 № 502-ФЗ)

    Статья 7. Застрахованные лица

    1. Застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”), временно пребывающие на территории Российской Федерации: (В редакции федеральных законов от 20.07.2004 № 70-ФЗ; от 03.12.2011 № 379-ФЗ; от 03.12.2012 № 243-ФЗ; от 28.06.2014 № 188-ФЗ)

    работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, лиц, применяющих специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход”, получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход”); (В редакции федеральных законов от 27.11.2018 № 425-ФЗ, от 01.04.2020 № 86-ФЗ, от 30.04.2021 № 117-ФЗ)

    самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход”, а также адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей” и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона; (В редакции федеральных законов от 28.06.2014 № 188-ФЗ, от 27.11.2018 № 425-ФЗ, от 30.12.2020 № 502-ФЗ)

    являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

    работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

    применяющие специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход” в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона; (Абзац введен – Федеральный закон от 27.11.2018 № 425-ФЗ)

    являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность; (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

    священнослужители; (Абзац введен – Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

    иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    2. (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

    Статья 8. Страховой риск и страховой случай

    Страховым риском для целей настоящего Федерального закона признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

    Страховым случаем для целей настоящего Федерального закона признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

    Статья 9. Обязательное страховое обеспечение

    1. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

    СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

    Задачей обязательного пенсионного страхования (ОПС), как и любой другой страховой системы, является обеспечение страховой защиты людей и их интересов.

    ОПС в системе пенсионного обеспечения

    Согласно статье 3 закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», под самим обязательным пенсионным страхованием (ОПС) понимается система мер, призванная компенсировать гражданам доход, получаемый до назначения и выплаты им пенсий.

    В такой системе страховщиком является Пенсионный фонд России (ПФР). В его управлении находятся денежные средства (пенсионные отчисления), доход и расход которых находит отражение в бюджете ПФР, составляемом ежегодно Правительством.

    Тариф, в свою очередь, разделяется на:

    • солидарную часть (страховые взносы, направленные на выплаты, не связанные с расходом на накопительную пенсию, единовременную и срочную пенсионных выплат, то есть, средства, направленные на выплату фиксированной части страховой пенсии гражданам).
    • индивидуальную часть (взносы, отраженные на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) гражданина, то есть из нее складываются пенсионные права, а, следовательно, и размер будущей страховой и накопительной пенсий).

    Чаще всего, продуктами данной системы являются страховая и накопительная пенсии.

    Страховая пенсия

    Страховая пенсия — денежная выплата, которую получает гражданин ежемесячно в целях компенсации своего заработка. Страховая пенсия также назначается нетрудоспособным членам семьи (иждивенцам) умершего застрахованного гражданина, если тот на момент смерти имел страховые пенсионные отчисления.

    В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, выделяют следующие виды страховых пенсий:

      (назначается не ранее достижения 60 лет мужчинам, женщинам — 55, имеющим необходимый страховой стаж и минимальную сумму пенсионных баллов). (главным условием назначения является установление гражданину инвалидности 1, 2 или 3 группы); (имеют право нетрудоспособные иждивенцы умершего застрахованного).

    Назначение страховой пенсии возможно не только в установленный частью 1 статьи 8 закона N 400-ФЗ возраст, возможно и раньше. Для этого необходимо иметь и специальный стаж, и его необходимую продолжительность. Перечень лиц указан в статье 30 настоящего закона.

    В зависимости от вида страховой пенсии, вместе с ней выплачивается фиксированная выплата в твердом размере и ежегодно государство производят ее индексацию.

    Накопительная пенсия

    Под накопительной пенсией понимается выплата ежемесячно средств пенсионных накоплений, состоящих из суммы страховых взносов страховщика и дохода от их инвестирования. Пенсионные накопления — это часть страховых взносов работодателей в обязательной пенсионной системе (6% от 22% тарифа от фонда оплаты труда работника).

    Накопительная пенсия формируется только у граждан, которые родились в 1967 и позднее. Однако, у мужчин с 1953 по 1966 г.р. и у женщин с 1957 по 1966 г.р. тоже имеются пенсионные накопления. Они сформированы только у тех, кто с 01.01.2002 по 31.12.2004 гг. официально был трудоустроен и за них производили отчисления страховых взносов.

    Этой суммы, как правило, не достаточно для назначения накопительной пенсии. По желанию, можно подать заявление на единовременную выплату в любое время после назначения пенсии.

    Страховщики, страхователи и застрахованные лица

    В роли субъектов обязательного пенсионного страхования выступают:

      — государственный Пенсионный фонд РФ, его территориальные органы, а также негосударственные пенсионные фонды (НПФ). — организации, индивидуальные предприниматели (ИП), самозанятое население, граждане, которые по собственному желанию вступили в правоотношения по ОПС. — лица, на которых распространяется система ОПС.

    Права и обязанности

    Страховщик имеет право:

    • проводить документальные проверки страхователей (в случае выявленных нарушений, требовать их устранения);
    • обмениваться информацией с налоговыми органами;
    • распоряжаться бюджетом Пенсионного фонда и др.

    В основные обязанности страховщика входит назначение, пересчет и своевременная выплата страховых, накопительных и других видов пенсий и выплат. В этой связи, страховщик осуществляет ряд других важных обязанностей, с которые описываются в статье 13 Федерального закона N 167-ФЗ.

    Гарантом по всем обязательствам Пенсионного фонда РФ перед ЗЛ выступает государство.

    Страхователи имеют право:

    • дополнительно уплачивать взносы своим работникам на накопительную пенсию;
    • участвовать в управлении ОПС;
    • на бесплатную информационную поддержку у страховщика по вопросам, связанным с деятельностью пенсионного страхования;
    • защищать свои права в суде.

    Обязанность страхователя заключается в том, чтобы быть надлежащим образом быть зарегистрированным и вовремя платить страховые взносы в ПФР.

    Застрахованные лица имеют право:

    • на качественную реализацию обязательного страховое обеспечение за счет средств бюджета ПФР;
    • она ознакомление с информацией о начислении и уплате страховых взносов работодателем;
    • на свое усмотрение распоряжаться своими пенсионными накоплениями.

    В обязанности ЗЛ входит предоставление страховщику подлинных документов, которые содержат достоверные сведения, на основании которых назначается и выплачивается пенсия. В случае каких-либо изменений, способных повлиять на выплаты, своевременно сообщить об этом страховщику.

    Регистрация страхователей в системе обязательного пенсионного страхования

    Страхователю в обязательном порядке необходимо быть зарегистрированным в ПФР. В статье 11 закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» содержится исчерпывающий перечень возможных страхователей.

    Сроки осуществления регистрации у страховщика устанавливаются не позднее, чем 3 рабочих дня после предоставления комплекта всех необходимых документов. По завершении процедуры страхователю выдается документ, который подтверждает факт регистрации.

    Обязательное страховое обеспечение

    Обязательное страховое обеспечение по ОПС в соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ выражается в виде:

      по старости, инвалидности и потере кормильца;
    • фиксированной выплаты к страховой пенсии; (в т.ч. единовременная и срочная пенсионная выплата), а также выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам застрахованного гражданина после его смерти; умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному соц. страхованию на случай временной невозможности работать и в связи с материнством на день наступления смерти.

    Обязательное страховое обеспечение выплачивается из бюджета Пенсионного фонда РФ. Если ЗЛ формирует средства пенсионных накоплений в НПФ, то в части накопительной пенсии и других видов обязательного страхового обеспечения, — за счет средств негосударственных пенсионных фондов.

    Система индивидуального (персонифицированного) учета

    Данная система заключается в формировании и ведении учета информации о каждом лице, зарегистрированном в системе ОПС для реализации его пенсионных прав. Она дает возможность реализовать назначение накопительной и страховой пенсий в соответствии с результатами труда каждого ЗЛ и существенно упрощает порядок и ускоряет процесс назначения им пенсий. Индивидуальный (персонифицированный) учет осуществляет ПФР.

    На территории РФ на каждое ЗЛ орган Пенсионного фонда открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Он состоит из 3 частей:

    • общая часть содержит такие сведения, как ФИО, адрес, данные паспорта, пол, гражданство, периоды трудовой и иной деятельности, сведения о зарплате и другие данные, указанные в части 2 статьи 6закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
    • специальная содержит сведения о размере страховых взносов, перечисленных на накопительную пенсию, о выборе инвестиционного портфеля и иные сведения, указанные в части 3 статьи 6 закона N 27-ФЗ;
    • профессиональная содержит сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в пользу ЗЛ, имеющего право на досрочное пенсионное обеспечение, сумме инвестиционного дохода, продолжительности стажа и сумме произведенных выплат.

    ИЛС присваивается страховой номер — СНИЛС, материальным выражением которого является «зеленая пластиковая карточка», выдаваемая Пенсионным фондом.

    В настоящее время получить сведения, которые содержатся на индивидуальном лицевом счете, можно в «личном кабинете» информационной системы ПФР.

    Уплата взносов на обязательное пенсионное страхование

    Уплату страховых взносов осуществляет страхователь (организации, индивидуальные предприниматели, самозанятое население) ежемесячно в процентном соотношении с заработка работников. Предельная величина базы для начисления взносов определяется в соответствии с Постановлениями правительства и в 2018 году установлена равной 1021 тыс. рублей (в 2017 году была 876 тыс. рублей).

    Определение суммы страховых взносов на финансирование страховой и накопительной пенсий происходит по тарифам в соответствии с выбранным вариантом пенсионного обеспечения.

    Тариф страхового взноса для лиц 1967 года рождения и моложе делится на два варианта:

    • на финансирование страховой пенсии (22%, из них 6% — солидарная часть тарифа страховых взносов, 16% — индивидуальная из них 0% идет на накопительную пенсию);
    • на финансирование накопительной пенсии (т.е. 10% на страховую и 6% на накопительную пенсию).

    Бюджет Пенсионного фонда России

    Составлением бюджета ежегодно занимается Правление ПФР. Он состоит из средств, которые являются федеральной собственностью. Формируется за счет:

    • страховых взносов;
    • федеральных бюджетных средств;
    • доходов от инвестирования свободных средств ОПС;
    • добровольных взносов физических или юридических лиц;
    • средств пенсионных накоплений лиц, которым назначена срочная выплата;
    • иных источников.

    Бюджет, а также отчет об его исполнении принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации по представлению Правительства РФ. Выражается Бюджет ПФР в виде федерального закона сначала о бюджете, затем — об исполнении бюджета, также он является консолидированным.

    Заключение

    Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) создана государством для обеспечения выплаты гражданам пенсий и других выплат, необходимых для поддержки граждан.

    Для ее реализации создана система индивидуального (персонифицированного) учета взносов за застрахованное лицо. Эта система дает возможность вести учет пенсионных прав каждого застрахованного, что сводит к минимуму ошибки и неточности при назначении пенсий.

    Обязательное пенсионное страхование

    Система обязательного пенсионного страхования действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах. Ваша будущая пенсия формируется за счет взносов, которые уплачивают за Вас работодатели в Пенсионный фонд России в течение всей трудовой деятельности.

    Ежемесячно работодатель перечисляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) страховые взносы в размере 22% сверх вашей зарплаты. До 2005 года накопительная пенсия формировалась также и у мужчин 1953–1966 года рождения и женщин 1957–1966 года рождения, но в связи с изменениями в пенсионной системе новые отчисления для лиц до 1967 года рождения были прекращены.

    Схема системы обязательного пенсионного страхования

    Страховая пенсия формируется в индивидуальных пенсионных коэффициентах (баллах).

    Накопительная пенсия формируется в рублях и накапливается на Вашем индивидуальном лицевом счете. Накопительная пенсия подлежит наследованию, в том случае, если умерший работник не получал ее.

    Стартовавшая в 2002 году пенсионная реформа призвана решить проблему низкого уровня пенсий путем введения накопительного компонента с целью его инвестирования и получения дохода. Накопительная пенсия — тот самый компонент. Каждый из нас имеет право им распорядиться, доверив его в управление тому или иному финансовому институту — государственной управляющей компании, частной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду.

    Обращаем Ваше внимание, что информацию о состоянии пенсионного счета накопительной пенсии возможно получить бесплатно 1 раз в год по обращению застрахованного лица в течение 10 дней со дня обращения (указанная информация может быть направлена в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).

    Формировать свои пенсионные накопления можно:

    • через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), выбрав одну из управляющих компаний; при этом все средства пенсионных накоплений будут переданы ПФР в доверительное управление выбранной Вами управляющей компании. Вы можете выбрать: государственную управляющую компанию (ГУК); частную управляющую компанию (УК), отобранную по результатам конкурса.
    • через негосударственный пенсионный фонд, одним из видов деятельности которого является обязательное пенсионное страхование, например . НПФ самостоятельно определяет количество управляющих компаний для заключения договоров доверительного управления вашими пенсионными накоплениями с целью получения высокого ежегодного дохода. При этом негосударственный пенсионный фонд будет осуществлять назначение и выплату накопительной пенсии.

    Порядок определения варианта пенсионного обеспечения (формирование только страховой пенсии или формирование и страховой пенсии, и накопительной пенсии) установлен статьей 33.3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ)

    1. Для лиц 1967 года рождения и моложе (за исключением лиц, указанных в пункте 2 ст. 33.3 Федерального закона № 167-ФЗ), которые до 31 декабря 2015 года включительно в порядке, установленном Федеральным законом от 07.05.1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Федеральный закон № 75-ФЗ) и Федеральным законом от 24.07.2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 111-ФЗ), заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании (за исключением случая, если застрахованное лицо изменило вариант своего пенсионного обеспечения, отказавшись от финансирования накопительной пенсии и направив указанный в настоящем пункте размер процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой пенсии), устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса.

    Для указанных выше лиц до реализации ими в течение установленных настоящим пунктом периодов права выбора, предусмотренного пунктом 1 статьи 31 Федерального закона № 111-ФЗ, а также не реализовавших в течение установленных настоящим пунктом периодов право выбора, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии указанного в настоящем пункте размера процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса.

    2. Лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, вправе в порядке, установленном Федеральным законом № 75-ФЗ и Федеральным законом № 111-ФЗ, заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании (при внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса). В случае, если указанные в настоящем пункте лица по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

    Для лиц, указанных в настоящем пункте, до реализации ими в течение установленных настоящим пунктом периодов права выбора, предусмотренного пунктом 1 статьи 31 Федерального закона № 111-ФЗ, а также не реализовавших в течение установленных настоящим пунктом периодов право выбора, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии указанного в настоящем пункте размера процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса.

    3. Новый тариф страхового взноса начинает применяться для учета на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, если иное не установлено Федеральным законом № 167-ФЗ, с 1 января года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо заявления о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании (при внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении заявления о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании).

    Схема вариантов пенсионных накоплений

    Обращаем Ваше внимание на то, что в период с 2014 по 2024 год включительно полный размер индивидуальной части тарифа страхового взноса направляется на финансирование страховой пенсии. Пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в указанный период не формируются.

    О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также о гарантиях исполнения Фондом обязательств

    Пенсионные накопления, находящиеся в управлении Фонда, имеют две степени защиты:

      Резерв по ОПС, самостоятельно формируемый Фондом за счет: 1) ежегодных отчислений в резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию, которые осуществляются за счет собственных средств Фонда;

    2) средств пенсионных накоплений, не полученных правопреемниками умерших застрахованных лиц;

    3) средств пенсионных накоплений, подлежащих направлению в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию;

    3) процентов за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений фондом, являвшимся предыдущим страховщиком по обязательному пенсионному страхованию;

    4) доходов от инвестирования средств резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию;

    5) иного имущества, определенного по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда, в том числе средств акционеров фонда.

    • Система гарантирования прав застрахованных лиц, администратором которой выступает Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

    С 10 июля 2015 г. АО «НПФ «Стройкомплекс» является участником системы и внесен в реестр негосударственных пенсионных фондов под № 29.

    Фонд гарантирования пенсионных накоплений наполняется за счет обязательных гарантийных взносов, уплачиваемых страховщиками (НПФ и ПФР). АСВ гарантирует возмещение пенсионных накоплений, отраженных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением инвестиционного дохода. При этом размер назначенных пенсий (накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты либо единовременной выплаты) в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», гарантируется полностью и не может быть уменьшен. Указанные средства защиты применяются поэтапно при наступлении одного из следующих событий (гарантийные случаи: отрицательный результат инвестиционной деятельности, отзыв лицензии, банкротство фонда).

    Не растеряйте свою пенсию!

    Пенсионным законодательством установлено право застрахованных лиц выбирать страховщика для формирования накопительной пенсии: негосударственный пенсионный фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Выбрав негосударственный пенсионный фонд АО «НПФ «Стройкомплекс» застрахованные лица рассчитывают не только на сохранность пенсионных накоплений, гарантируемую в соответствии с законодательством Российской Федерации, но и на приумножение пенсионных накоплений в результате инвестиционной деятельности Фонда.

    Если Вы решили перевести свои пенсионные накопления из АО «НПФ «Стройкомплекс» в другой негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации, предварительно ознакомьтесь с данным материалом. Пенсионное законодательство, регулирующее порядок перехода к новому страховщику, за последние годы претерпело значительные изменения, которые могут привести к потере инвестиционного дохода и части средства пенсионных накоплений.

    Новый порядок смены страховщика

    Начиная с 2015 года перевестись от одного страховщика к другому можно путем подачи одного из двух видов заявлений: заявления о переходе или заявления о досрочном переходе.

    Переход на основании обычного заявления о переходе осуществляется через пять лет после подачи заявления. Переход на основании заявления о досрочном переходе осуществляется на следующий год после подачи заявления.

    Но это не единственное отличие двух видов заявлений. Необходимо помнить о том, что «быстрый» переход от одного страховщика к другому по заявлению о досрочном переходе приводит к потере инвестиционного дохода и части средств пенсионных накоплений, и, как следствие, к уменьшению будущей пенсии!

    В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (Федеральные законы от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и от 28.12.2013 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах и отдельные законодательные акты Российской Федерации») заработанный негосударственным пенсионным фондом инвестиционный доход подлежит фиксированию на пенсионных счетах накопительной пенсии застрахованных лиц по состоянию на 31 декабря года, в котором истекают пять лет с года вступления в силу договоров об обязательном пенсионном страховании (и такое фиксирование будет осуществляться в дальнейшем каждые пять лет).

    При переходе по заявлению о досрочном переходе инвестиционный доход, не зафиксированный на пенсионном счете, не подлежит передаче новому страховщику. При отрицательном результате инвестирования в случае досрочного перехода возможны также потери части средства пенсионных накоплений, поступивших предыдущему страховщику при заключении с ним Договора об ОПС. Таким образом, в погоне за будущим инвестиционным доходом, который обещает новый страховщик, застрахованное лицо теряет уже полученный АО «НПФ «Стройкомплекс» инвестиционный доход и часть средств пенсионных накоплений в случае отрицательного результата инвестирования.

    Когда происходит фиксирование инвестиционного дохода и за какие годы теряется инвестиционный доход при подаче заявления о досрочном переходе?

    Первое фиксирование инвестиционного дохода осуществляется для застрахованных лиц в порядке, установленном Федеральными законами от 28.12.2013 г. № 410-ФЗ и от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ в зависимости от года вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании:

    Дата вступления в силу Вашего договора об обязательном пенсионном страховании* Даты, на которые фиксируется инвестиционный доход Если заявление о досрочном переходе подается в 2021 году, то теряется инвестиционный доход за период: Если заявление о досрочном переходе подается в 2022 году, то теряется инвестиционный доход за период: Если заявление о досрочном переходе подается в 2023 году, то теряется инвестиционный доход за период: Если заявление о досрочном переходе подается в 2024 году, то теряется инвестиционный доход за период: Если заявление о досрочном переходе подается в 2025 году, то теряется инвестиционный доход за период:
    2011г. и ранее 31.12.2015, 31.12.2020, 31.12.2025, и т.д. каждые 5 лет 2021 2021-2022 2021-2023 2021-2024 Потери инвестиционного дохода нет
    2012г. 31.12.2016, 31.12.2021, 31.12.2026 и т.д. каждые 5 лет Потери инвестиционного дохода нет 2022 2022 – 2023 2022 – 2024 2022 – 2025
    2013г. 31.12.2017, 31.12.2022, 31.12.2027 и т.д. каждые 5 лет 2018 – 2021 Потери инвестиционного дохода нет 2023 2023 – 2024 2023 – 2025
    2014г. 31.12.2018, 31.12.2023, 31.12.2028 и т.д. каждые 5 лет 2019-2021 2019-2022 Потери инвестиционного дохода нет 2024 2024 – 2025
    2015г. 31.12.2019, 31.12.2024, 31.12.2029 и т.д. каждые 5 лет 2020-2021 2020-2022 2020-2023 Потери инвестиционного дохода нет 2025
    2016г. 31.12.2020, 31.12.2025 и т.д. каждые 5 лет 2021 2021 – 2022 2021 – 2023 2021 – 2024 Потери инвестиционного дохода нет
    2017г. 31.12.2021, 31.12.2026 и т.д. каждые 5 лет Потери инвестиционного дохода нет 2022 2022 – 2023 2022 – 2024 2022 – 2025
    2018г. 31.12.2022, 31.12.2027 и т.д. каждые 5 лет 2018-2021 Потери инвестиционного дохода нет 2023 2023-2024 2023-2025
    2019г. 31.12.2023, 31.12.2028 и т.д. каждые 5 лет 2019-2021 2019-2022 Потери инвестиционного дохода нет 2024 2024-2025
    2020г. 31.12.2024, 31.12.2029 и т.д. каждые 5 лет 2020-2021 2020-2022 2020-2023 Потери инвестиционного дохода нет 2025
    2021г. 31.12.2025, 31.12.2030 и т.д. каждые 5 лет 2021 2021 – 2022 2021 – 2023 2021 – 2024 Потери инвестиционного дохода нет
    2022г. 31.12.2026, 31.12.2031 и т.д. каждые 5 лет Х 2022 2022 – 2023 2022 – 2024 2022 – 2025
    2023г. 31.12.2027, 31.12.2032 и т.д. каждые 5 лет Х Х 2023 2023 – 2024 2023 – 2025
    2024г. 31.12.2028, 31.12.2033 и т.д. каждые 5 лет Х Х Х 2024 2024 – 2025
    2025г. 31.12.2029, 31.12.2034 и т.д. каждые 5 лет Х Х Х Х 2025

    Есть ли возможность не потерять доход? Что делать, если договор с новым негосударственным пенсионным фондом уже заключен, а о грядущей потере инвестиционного дохода мне стало известно только сейчас?

    1. Обратитесь в негосударственный пенсионный фонд, с которым Вы заключили договор об обязательном пенсионном страховании, и потребуйте аннулировать договор на том основании, что Вас не проинформировали о потере инвестиционного дохода при переходе и о соответствующем уменьшении размера будущей пенсии. Потребуйте прислать Вам ответ с подтверждением факта аннулирования договора. (СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ).

    2. Новый фонд может отказать в аннулировании, если он уже направил информацию о заключенном с Вами договоре в Пенсионный фонд Российской Федерации. В этом случае Вы можете подать в Пенсионный фонд Российской Федерации уведомление об отказе от смены страховщика в соответствии со ст. 36.8-2 Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Указанное уведомление подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

    3. На следующий год (после 31 марта) необходимо проверить тот факт, что Вашим страховщиком остался АО «НПФ «Стройкомплекс» и что Вы не были неправомерно, против Вашего желания, переведены к новому страховщику. Получить информацию о своем текущем страховщике можно в территориальном органе ПФР или через Единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru).

    Обязательное пенсионное страхование

    Работодатель – главный плательщик взносов на обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы в Пенсионный фонд России уплачиваются из заработной платы, а также других видов вознаграждений, начисленных в пользу работников. Благодаря аккумулированным средствам фонда удается перечислять пенсионные выплаты тем, кто уже вышел на пенсию и формировать базу для предстоящих выплат.

    1. Взносы на обязательное пенсионное страхование
    2. Обязательное пенсионное и медицинское страхование
    3. Свидетельство обязательного пенсионного страхования
    4. Система обязательного пенсионного страхования
    5. Уплата обязательного пенсионного страхования
    6. ФЗ об обязательном пенсионном страховании
    7. Фонд обязательного пенсионного страхования
    8. Как заключить договор об ОПС?
    9. Субъекты обязательного пенсионного страхования
    10. Обязанности страховщика
    11. Обязанности страхователя
    12. Обязанности застрахованных лиц

    Пенсионный фонд РФ выполняет функции администратора по взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование. Взносы в ПФР перечисляют:

    1. Лица и организации, которые выплачивают гражданам заработную плату, а также иные вознаграждения.
    2. Индивидуальные предприниматели.
    3. Физлица (не ИП).
    4. Самозанятые граждане, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие.

    Обязательное пенсионное и медицинское страхование

    Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) функционирует на территории РФ с 2002 года. В рамках проведенной реформы все граждане, родившиеся с 1967 года и позже получают пенсию, которая делится на страховую и накопительную часть. Оба вида пенсии формируются путем уплаты страховых взносов обязательного характера.

    Обязательное медицинское страхование или ОМС – часть государственной программы социального страхования. Основной плюс – равные возможности для каждого гражданина в получении лекарственной и медицинской помощи. Услуги предоставляются за счет средств, которые перечисляются в фонд в обязательном порядке на условиях государственной программы.

    Свидетельство обязательного пенсионного страхования

    Если гражданин РФ устраивается на работу без свидетельства обязательного пенсионного страхования, работодатель обязан оформить документ в соответствии с нормами закона. Это правило также распространяется на лиц, которые трудятся по договору подряда.

    Подрядчик, у которого нет пенсионного свидетельства, должен получить его от первого работодателя. Соответствующая анкета, которая заполняется в процессе приема на работу, передается в ПФР в 14-дневный срок с момента подписания трудового договора.

    Система обязательного пенсионного страхования

    Система обязательного пенсионного страхования предполагает оформление соответствующих полисов в страховых компаниях. Благодаря четко отлаженному механизму удается содержать граждан пенсионного возраста (утративших трудоспособность). Среди основных участников системы страховщики и страхователи, федеральные структуры и застрахованные лица.

    Пенсионное страхование проводится в соответствии с нормами действующего законодательства. По закону право на обязательное пенсионное страхование получают граждане государства, а также лица, которые работают и живит на территории РФ.

    Уплата обязательного пенсионного страхования

    Уплата взносов обязательного пенсионного страхования проводится на основании договора, заключенного между страхователем и страховщиком. Размер установленной суммы указывается в составленном документе. Когда страхователь достигнет определенного законодательством возраста, ему начнут выплачивать государственную пенсию с периодичностью раз в месяц. Право на пенсию также получают страхователи-инвалиды или граждане РФ по факту потери кормильца. Сумма будущей пенсии определяется нормами федерального законодательства. Начисление курирует Пенсионный фонд Российской Федерации.

    ФЗ об обязательном пенсионном страховании

    ФЗ об обязательном пенсионном страховании определяет основы системы ОПС в секторе государственного регулирования РФ. Закон также регулирует взаимоотношения между субъектами ОПС, определяет их правовое положение, статус, обязанности и права. В отдельных статьях закона приведены основания, при которых возникают обязанности и права упомянутых выше субъектов. На случай нарушения или невыполнения субъектами возложенных законом обязательств предусмотрены соответствующие виды ответственности.

    Фонд обязательного пенсионного страхования

    Фонд обязательного пенсионного страхования справедливо считается ключевым финансовым институтом Российской Федерации. Учреждение национального масштаба оказывает комплексные государственные услуги в сегменте социального обеспечения граждан.

    В структуру ПФР входи восемь управлений в округах, 83 отделения в различных субъектах РФ и порядка 2 500 управлений территориального уровня. Еще одно отделение функционирует в г. Байконур (Казахстан).

    Как заключить договор об ОПС?

    Чтобы заключить договор об ОПС, необходимо обратиться в отделение Сбербанка РФ (или в любой другой негосударственный пенсионный фонд), где вас попросят предъявить СНИЛС и паспорт. Затем следует подать заявление с просьбой перевести счет накопительной пенсии в отделение Сбербанка. Представитель финансового учреждения оформит вашу заявку через использование электронной подписи в цифровом формате. Если заявление в адрес Пенсионного фонда РФ подано в самостоятельном порядке, работнику Сбербанка понадобится сообщить номер полученной расписки. Передать информацию разрешается в телефонном режиме или с помощью удобного электронного сервиса в интернете.

    Субъекты обязательного пенсионного страхования

    За работу системы обязательного пенсионного страхования отвечают страховщики. К этой категории в РФ относят государственный пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды.

    Среди субъектов обязательного пенсионного страхования также значатся страхователи. Эта категория лиц, которые выплачивают взносы в пользу работающих граждан РФ. К страхователям относят индивидуальных предпринимателей, организации и физические лица.

    Третья категория субъектов системы ОПС – застрахованные лица, т.е. непосредственно те, кто получает пенсию в соответствии с нормами закона.

Ссылка на основную публикацию