Всё о том как получить земли сельхозназначения бесплатно и о порядке предоставления земель сельскохозяйственного назначения

Порядок получения земли под КФХ

Это можно сделать несколькими способами:

  1. Организация аукциона, инициатором которого выступает органы муниципальной власти, когда надел входит в их сферу распоряжения.
  2. Проведение конкурса по инициативе лиц с возможным выкупом объекта в личное владение.
  3. Получение территории в наем без торгов для некоторых категорий лиц.
  4. Арендные обязательства в отношении земли, не стоящей на кадастровом учете, без проведения торгов.

Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства заключается совершении следующих действий:

  1. Выбор подходящего варианта. Подбор можно осуществить:
  • Путем обращения в местный муниципалитет. У них скапливаются данные о наличии пустующих объектов;
  • Приняв участие в публичном аукционе, сведения о которых публикуются на электронных ресурсах или в печатных СМИ;
  • Выявить информацию на портале Росреестра.
  1. Представление заявления о выделении земельной площади. Оно подается в административные органы власти, уполномоченные на его принятие. В запросе необходимо указать данные об объекте:
  • Цель использования:
  • Полномочия обратившегося;
  • Условия передачи угодий в собственность (безвозмездно или за плату):
  • Необходимость представления территории необходимого размера (количество участников и работников, оборотные объемы);
  • Подписанное соглашение о создании КФХ;
  • Временной период, если аренда предполагается на небольшой срок.

Заявка рассматривается в течении 14 дней, проект определения границ утверждается около одного месяца.

  1. Организация торгов. Получив заявление, сотрудниками администрации публикуется извещение о намерении передать угодья в аренду и приглашаются претенденты к участию в конкурсе. Если никто не изъявил желания поучаствовать в мероприятии, участок предоставляется инициатору без проведения торгов. Если желающие все же есть, по результатам аукциона цена аренды может вырасти существенно.
  2. Осуществление кадастрового учета. В ситуации, когда административный орган предварительно одобрил заявку, обратившийся должен произвести межевание объекта и его постановку на учет за свой счет. Иногда такие расходы берет на себя местный муниципалитет. Кадастровый инженер землеустроительной организации устанавливает границы территории, осуществляет топографическую съемку и оформляет необходимую документацию.Получив бумаги, нужно сдать их в Росреестр для внесения информации в единый кадастр и получения паспорта.

ВНИМАНИЕ! Если в выдаче земли будет отказано, средства, затраченные на формирование площади, возвращены не будут.

  1. При принятии положительного решения в пользу собственника КФХ, административный орган подписывает с заявителем соглашение о продаже или аренде земельного имущества. В нем должны быть указаны все существенные условия совершения сделки, в частности:
  • Сумма арендных платежей;
  • Права и обязательства сторон;
  • Возможность дальнейшей покупки участка в собственность.

Когда срок его действия заканчивается, его можно:

  • Продлить;
  • Расторгнуть;
  • Выкупить надел в собственность
  1. Передача земли во владение. Земельное законодательство определяет возможность выделения с/х территории в безвозмездный наем с последующим переводом его в частную собственность, если участок использовался в течении пяти лет по назначению. Его можно выкупить у государства после окончания аренды за минимальную сумму.

ВАЖНО! Договор должен пройти процедуру регистрации в Росреестре, только после этого правомочия владения участком вступят в силу.

Если в выдаче земли будет отказано, средства, затраченные на формирование площади, возвращены не будут.

Всё о том как получить земли сельхозназначения бесплатно и о порядке предоставления земель сельскохозяйственного назначения

Предоставленные земельные участки из земель сельхозназначения, можно использовать как для разведения сада или огорода, так и для строительства жилья.

Граждане могут получить сельскохозяйственные наделы в собственность как путём выкупа их у государства на торгах, так и на бесплатной основе, если такие граждане относятся к категории льготников.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-74-50 . Это быстро и бесплатно !

Кто имеет право на получение земли.

Можно ли построить дом на землях сельхозназначения

Разрешается строительство дома, дачи или гаража на землях сельхозназначения, при условии, что они не занимают больше 30% от всей площади земли. В таком случае, нужно обратиться за разрешением в местные органы власти и учитывать Земельный и Градостроительный Кодекс.

Если всё в порядке, то уделите пристальное внимание составлению договора о покупке участка.

У кого есть право на получение?

Земельные участки сельхозназначения, которые принадлежат государству или муниципалитету, могут быть переданы в собственность или аренду:

  • физическим лицам,
  • юридическим лицам.

Регулирование порядка предоставления осуществляется Земельным кодексом РФ и другими нормативными актами федерального и регионального значения.

Требования к сельскохозяйственным участкам.

Процедура предоставления земли

Виды деятельности, разрешенные на сельхозтерриториях, устанавливаются утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ N 540 от 1 сентября 2014 г. “Классификатором. ” Процедура их получения для целевого использования регламентируется следующими нормативными актами:

  • Земельным кодексом РФ, принятым ФЗ N 136 от 25 октября 1091 г.;
  • главой III ФЗ N 66 от 15 апреля 1998 г. о порядке получения территорий для садоводства, огородничества и дачного хозяйствования;
  • ФЗ N 101 от 24 июля 2001 г., регулирующим оборот земель такого типа.

Участки сельскохозяйственного назначения передаются в личное распоряжение гражданам или юридическим лицам в закрепленном действующим законодательством порядке. Получить их можно путем участия в аукционе или на безвозмездной основе, предусмотренной для отдельных категорий населения.

Допустимая площадь на одного владельца не может превышать 10% от принадлежащей муниципальным властям земли, предназначенной для перераспределения (ст.4 ФЗ N 101 от 24 июля 2001 г.). Размеры образованных участков, передаваемых в пользование садоводческим товариществам, определяются согласно ст.14 ФЗ N 66 от 15 апреля 1998 г.

Выкуп в собственность – дорогостоящая процедура, поэтому на практике чаще встречается аренда территории, соглашение о которой (как и о купле-продаже) заключается после проведения торгов. В обоих случаях порядок действий следующий:

  1. Подача заявления в органы местного самоуправления (напрямую или через МФЦ) о намерении получить участок, по целевому назначению соответствующий планируемой на нем деятельности. Выбрать землю можно по кадастровой карте на сайте Росреестра. В заявлении указывается цель использования и размер площади, ее местонахождение, требуемое право распоряжения – собственность или аренда. Если участок предстоит образовать, прикладывается проектная схема с указанием предполагаемых границ (за исключением случаев, указанных в пп.1 п.4 ст.39.11 ЗК РФ);
  2. Рассмотрение заявки занимает до двух месяцев, после чего выдаётся постановление об утверждении схемы либо обоснованный отказ. При положительном решении на основании постановления местных органов власти заявитель за свой счёт организует на участке кадастровые работы. Для этого следует обратиться в лицензированную организацию, инженеры которой аттестованы на проведение необходимых исследований. По результатам замеров кадастровых специалистов сведения об участке вносятся в Единый госреестр недвижимости;
  3. Размещение в СМИ объявления о предполагаемой передаче земли в собственность и проведении аукциона. Если в течение месяца с момента публикации информации не появится других претендентов, органы местной власти рассматривают единственную поданную заявку. В случае одного участника торгов, соответствующего требованиям на получение земельного участка, договор заключается с ним (п.6 ст.39.6 ЗК РФ);
  4. Подписание соглашения о пользовании землёй или ее покупке. Ставший владельцем участка гражданин получает выписку установленной формы, которая с января 2017 года заменяет кадастровый паспорт (Приказ Минэкономразвития РФ N 378 от 20 июня 2016 г.).

При передаче земель сельхозназначения гражданам и юридическим лицам, инициатором которой выступают муниципальные органы, кадастровые работы проводятся за государственный счет. Порядок процедуры определяется согласно п.3 ст.39.11 ЗК РФ.

Необходимые для участия в торгах документы указаны в п.1 ст.39.12 ЗК РФ:

  • заявка претендента;
  • копия удостоверения личности (для юридического лица – заверенные копии регистрационных бумаг);
  • соглашение о внесении задатка и реквизиты банковского счета для его возврата.

Затраты на получение земли складываются из стоимости проведения кадастровых работ (при необходимости), различающейся в зависимости от региона расположения земли, и платы за аренду участка либо его приобретение в собственность.

многодетные семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми;.

О порядке оформления права собственности на земли сельхозназначения

О порядке оформления права собственности на земли сельскохозяйственного назначенияВ результате аграрной реформы 1992-1994 годов сельскохозяйственные угодья переданы работникам действующих на тот момент сельскохозяйственных организаций в совместную (долевую) собственность.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельского хозяйства как гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, так и сельскохозяйственными предприятиями, производственными кооперативами и другими организациями.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» обладатель долевой собственности на земельный участок вправе по своему усмотрению продать, подарить, обменять, завещать, отдать в залог, внести в уставный капитал юридического лица или распорядиться земельной долей иным образом, с соблюдением правил, установленных действующим законодательством.

Однако необходимо иметь в виду, что использовать землю по ее целевому назначению, в том числе совершать вышеуказанные действия, возможно только при обладании земельным участком, но не земельной долей. А для этого необходимо выделить земельный участок на местности (в натуре).

В соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственник земельной доли вправе требовать выдела земельной доли для любых целей, например, если он в дальнейшем собирается продать полученный земельный участок. При этом площадь выделяемого земельного участка должна составлять не менее 200 га.

По действующему законодательству согласия других собственников земельных долей на выдел земельной доли не требуется, но необходимо согласование с ними местоположения выделяемого земельного участка, поскольку сами по себе доли никак к местности не привязаны, известен только их размер с учетом качества земли, выраженный в баллогектарах.

Для выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок собственник должен известить в письменной форме о намерении выделить земельный участок всех остальных сособственников или опубликовать сообщение об этом в средствах массовой информации. При этом необходимо указать предполагаемое местоположение выделяемого земельного участка. Если рыночная стоимость выделяемого земельного участка (в расчете на единицу его площади) превышает рыночную стоимость оставшегося после выдела земельного участка (также рассчитанную на единицу площади), то собственник выделенного земельного участка также обязан известить всех остальных сособственников в письменной форме или опубликовать в средствах массовой информации размер компенсации, определенной как произведение площади выделяемого земельного участка и разницы в рыночной стоимости выделяемого и оставшегося земельных участков.

Читайте также:  Материальная ответственность водителя за служебный автомобиль

Если в течение месяца со дня надлежащего уведомления собственников о намерении выделить земельный участок не поступят возражения от других собственников долевой собственности, предложение о местоположении земельного участка и размере компенсации (при наличии) считается согласованным.

После согласования необходимо провести межевание выделяемого земельного участка и постановку его на кадастровый учет.

Межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Работы по межеванию проводятся специализированными геодезическими и картографическими организациями, имеющими лицензию на проведение землеустройства, по заявлению собственника земельной доли.

В ходе межевания земель осуществляются подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов, полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков, составляется технический проект (задание) межевания земель, уведомляются собственники, владельцы и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ, согласовываются и закрепляются на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков и т.д.

По завершении межевых работ производитель работ формирует и сдает в комитет по земельным ресурсам и землеустройству межевое дело.

В данном случае межевание земель проводится не только в целях формирования землеустроительного (межевого) дела для дальнейшего оформления земельного участка и постановки его на кадастровый учет, но и позволяет уточнить местоположение земельного участка, его границ на местности.

Следующим этапом в оформлении земельного участка является его постановка на кадастровый учет.

Для этого необходимо подать в филиал кадастровой палаты по месту нахождения земельного участка заявку, приложив к ней документы, из которых сведения о земельном участке вносятся в реестр земель. Перечень документов можно уточнить перед подачей заявки у специалиста кадастровой палаты.

По итогам проведения кадастрового учета заявителю выдается кадастровый план земельного участка – документ, содержащий в себе основные характеристики земельного участка:

– наименование (землепользование или единое землепользование);

– местоположение (как правило, указывается относительно объекта недвижимого имущества, выбранного за ориентир и расположенного в границах участка либо за ними);

– категория земель, разрешенное использование;

Законодательством установлен срок проведения учета – 1 месяц.

Кадастровый учет проводится на бесплатной основе, оплачивается только документирование сведений, то есть их перенос с различных видов носителей информации в выдаваемый вам документ – кадастровый план.

После постановки земельного участка на кадастровый учет заключительным этапом является регистрация права собственности на земельный участок в Управлении Федеральной регистрационной службы.

Свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок – гарантия признания прав на земельный участок с присущими только ему характеристиками (кадастровый номер, границы, площадь и т.д.), которая позволит собственнику совершать с участком любые сделки в рамках действующего законодательства.

С.В. Симонова, начальник отдела ресурсных, имущественных
и прочих налогов УФНС России по Оренбургской области

Следующим этапом в оформлении земельного участка является его постановка на кадастровый учет.

Перечень

Чтобы определить весь спектр возможных видов разрешенного использования сельскохозяйственных земель, достаточно обратиться к Классификатору ВРИ ЗУ.

  1. Деятельность, направленная на выращивание растительных культур (коды 1.1-1.6). Подразумевает строительство хозяйственных построек, необходимых для осуществления для полного цикла агропроизводства.
  2. Деятельность, связанная с разведением и выращиванием продукции животноводства, птицеводчеством, кормопроизводством (коды 1.7-1.11). Допустимо возведение капитальных и некапитальных строений для содержания скота, птицы, пушного зверя и т.д., а также вспомогательных построек, необходимых для хранения и переработки продуктов производства (молочные, убойные цеха, кормохранилища, фермы и т.д.).
  3. Рыбоводство и пчеловодство (коды 1.12-1.13). Для успешной деятельности необходимо размещение хозяйственных и вспомогательных зданий и сооружений (ульи, точки медосбора, искусственные пруды для выращивания молодняка рыбы и т.д.);
  4. Деятельность, связанная с научным обеспечением агропромышленной сферы (код 1.14). Относятся работы по изучению, развитию и расширению агросферы, а также селекция растений и животных. Допускается строительство полевых и научно-исследовательских лабораторий, вспомогательных и хозяйственных построек.
  5. Деятельность, связанная с хранением и переработкой агропромышленной продукции (код 1.15). Разрешено возведение объектов недвижимости, необходимых для первичной и глубокой переработки и хранения продуктов растениеводства и животноводств.
  6. Личное подсобное хозяйство (код 1.16). На землях ЛПХ (полевой участок) допускается строительство любых некапитальных строений (без фундамента), необходимых землевладельцу.
  7. Питомники (код 1.17). Предполагает возведение построек, необходимых для осуществления деятельности, связанной с выращиванием и продажей рассады или семян растительных культур.
  8. Деятельность, связанная с производственным обеспечением агропромышленного комплекса (код 1.18). Предполагает строительство технических построек для обеспечения полноценной работы сельскохозяйственного оборудования, его хранения и поддержания надлежащего состояния.
  9. Деятельность, связанная с огородничеством, садоводством и ведением дачного хозяйства (коды 13.1-13.3). Допускается использование земельного надела в полном соответствии с нуждами землевладельца (выращивание растений, отдых и т.д.), а также возведение всех необходимых жилых и хозяйственных строений (кроме 13.1).

Дачные и садовые участки могут принадлежать к категории земель населенных пунктов.

Где же бесплатная земля сельхозназначения

Вы знаете, что сейчас для КФХ можно использовать 200 га земли? Это в 2 раза больше, чем было совсем недавно. Внесены изменения в закон.

Вам для создания поместья или усадьбы оптимально от 5 га до 20 гектаров. На своей земле сможете получать серьезный доход, и он будет не разовый, а постоянный.

Не все регионы дают бесплатно землю для КФХ, но пока ещё есть, и они с красивым природным миром. Чтобы получить гектары земли, важно проработать свое развитие на получение дохода. Вас спросят: чем будете заниматься и как планируете зарабатывать на земле. Нельзя проваливаться в развитии или затягивать его на годы, важно в первый год заработать на строительство дома.

Подбирая земельный участок сельхозназначения под КФХ, а по факту под поместье или усадьбу, важно точно знать, что на выбранной земле можно строить. Перспектива очень высокая, а свободных земель остается всё меньше и меньше. И в итоге наступит момент, когда землю можно будет только купить у муниципальных властей с аукциона. Да, это факт, который нужно понять и признать. 10 соток, 20 соток — этим будут довольствоваться те, кто решил подождать.

Из города в природный мир будет переселение, оно уже идет по всей России, деревни станут как маленькие города с 1-2-х этажными домами. В мире практикуется, в Европе таких городков много. Люди живут, одни ведут свой бизнес, другие у них работают.

Хотите мои мысли, почему участки делают маленькие? Наверное, чтобы было кому продавать продукты питания промышленного производства. :)) И чем меньше земельные участки, тем больше муниципальные власти заработают при продаже их с аукциона. Каждое сельское поселение теперь само должно обеспечивать себя средствами на развитие, на дороги, на электроснабжение новых поселков, на развитие инфраструктуры.

А если вы выходите на гектары для создания своих загородных владений, первое, о чем подумайте, какую пользу сможете принести сельскому поселению. Ваше бизнес-планирование по развитию на гектарах должно показать уникальность и привлекательность.

Земли сельхозначения бесплатно в собственность оформляются по закону. Сначала вам предложат 6 лет безвозмездно пользоваться землей. Два года на освоение земли, три года на целевое использование, и если не будет замечаний в процессе пользования землей, то через 5 лет землю оформите в собственность бесплатно. Всё бесплатно, всё для вас, берите и воплощайте свои мечты без налогов и прочих обременений. Если в течение 5-ти лет поймете, что это не ваше, что вам лучше работать на дядю, можете отказаться от земельного участка. Но помните, что бесплатно землю можно взять только один раз.

Вдумайтесь! Получить бесплатно в собственность гектары земли, когда на рынке стоимость от 100 000 р за 1 га.

Если вы хотите получить бесплатно гектары земли, то не рассчитывайте на привязку к определенному региону, потому что не в каждом регионе есть бесплатные земли сельхозназначения. Десяток регионов наберется, и кто успеет, тот и будет дорожить бесплатным подарком.

У вас будет свой пруд с рыбой, который будет приносить доход.

Как проходит покупка земельного участка сельхозназначения у государства

Купить земельный участок у муниципальной службы или государства можно следующим образом:

  1. Подается письменное обращение в уполномоченный муниципалитет с ходатайством предоставления территории. Цель пользования свободным участком будет указана непосредственно в ходатайстве. В заявлении помимо этой информации прописывают желание взять в собственность недвижимое имущество, а также описание самой земли.
  2. Местной муниципальной службой на протяжении 5 рабочих дней будет рассмотрено обращение. Глава службы в постановлении указывает разрешение на право покупки. Если последует отказ, предоставляют постановление или выписку с обоснованными причинами.

У потенциального покупателя, обратившегося в государственный орган, есть время на судебное обжалование.

Отказать могут, аргументируя отсутствием незаселенных земель сельскохозяйственного назначения. Административный фонд имеет во владениях ограниченное количество территорий и возможностей предоставлений в том или ином районе земель.

В каждом из городов России обычно есть свои льготные позиции с правом преимущественного получения участка во владения. Цена за землю сельскохозяйственного назначения преимущественно будет сформирована в зависимости от плодородных особенностей.

К второстепенной характеристике относится размер и место нахождения. Стоимость за участок будет определена согласно информации из нормативно-правовых актов местного муниципального органа.

  1. Дальнейший вопрос по оформлению договора согласовывается с архитекторами и градостроителями, санитарным и пожарным контролем, а также другими службами. Каждым из указанных государственных органов выдается официальное удостоверение с печатью и подписью.
  2. Регистрируется право владения территорией в областной регистрационной палате. Найти этот орган несложно, так как палата располагается часто в самом муниципалитете.
  3. На следующем этапе оформляют договор купли-продажи, имеющий установленную законом структуру.
  4. После того, как процедура будет завершена, новый владелец получит свидетельство, подтверждающее право пользования сельскохозяйственным участком.
Читайте также:  Особенности материнский капитал в Абакане и республике Хакасия

Пользоваться земельным наделом по прямому назначению возможно после того, как проведется граничное определение. Осваивать сельскохозяйственных угодья разрешается согласно разработанным и утвержденным проектным бумагам.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму .

Осваивать сельскохозяйственных угодья разрешается согласно разработанным и утвержденным проектным бумагам.

Можно ли строить жилой дом на сельскохозяйственных землях

Жилищное строительство возможно только:

  1. В пределах территории садово-некоммерческого товарищества (СНТ). Фактически это те же самые отмененные в 2019 году дачи, только с уклоном на ведение садоводства. Обратите внимание, что садовый дом должен быть признан капитальным и введен в эксплуатацию. При этом могут возникнуть проблемы с пропиской и коммуникациями;
  2. На землях, отведенных под фермерские хозяйства. Здесь можно построить не только производственные и вспомогательные строения, но и полноценный дом в несколько этажей. Однако для этого необходимо зарегистрировать коллективное фермерское хозяйство (КФХ) как юридическое лицо и действительно заниматься на участке сельским хозяйством;
  3. На землях, находящихся за пределами поселений и отведенных под формирование личного подсобного хозяйства (ЛПХ). В этом случае также необходимо использовать землю по назначению, а под жилую застройку отводится лишь 10-20% площади участка (зависит от региона).

До выхода закона о родовых поместьях, самым простым вариантом застройки на с/х земле было строительство дома на участке под ЛПХ, а самым трудоемким — коллективное фермерское хозяйство (КФХ).

Иными словами, то что вы хотите построить, должно являться сооружениями для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции и необходимые пути подъезды к ним.

Всё о том как получить земли сельхозназначения бесплатно и о порядке предоставления земель сельскохозяйственного назначения

Земельный участок можно иметь в собственности или долгосрочной аренде, но нужно знать к какой категории земель он принадлежит, его целевое назначение, которое подчиняется определенной классификации разрешенного использования.

От категории земельного участка будет зависеть, какую деятельность не запрещено осуществлять на конкретном земельном участке, чтобы избежать нежелательных последствий.

Использование земель сельхозназначения регулируется следующими нормативно правовыми документами:

Статьей 7 «Состав земель в Российской Федерации», Главой XIV «Земли сельскохозяйственного назначения» Земельного кодекса РФ (ред. от 31.12.2017 г.),

Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.)

Статьей 7 «Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию» Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (ред. от 29.07.2017 г.);

Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ “О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения” (ред. от 01.07.2016 г.);

Статьей 13 «Государственная поддержка мероприятий по повышению плодородия земель, охране сельскохозяйственных земель» Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ “О развитии сельского хозяйства” (ред. от 28.12.2017 г.);

Статьей 12 «Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности» Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” (ред. от 23.06.2014 г.).

От категории земельного участка будет зависеть, какую деятельность не запрещено осуществлять на конкретном земельном участке, чтобы избежать нежелательных последствий.

Всё о том как получить земли сельхозназначения бесплатно и о порядке предоставления земель сельскохозяйственного назначения

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 июня 2014 года, даны разъяснения на следующие вопросы:

1 вопрос. Допустимо ли предоставление гражданину в индивидуальном порядке земельного участка изземель сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства

Ответ. Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в пп. 6, 7 ст. 27 ЗК РФ.

Пункт 1 ст. 78 ЗК РФ определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также некоммерческими организациями.

Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 ЗК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» орган местного самоуправления на основании утверждённого списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.

Порядок выбора и предоставления земельных участков гражданам для указанных выше целей определён ст. 14 названного закона.

В частности, орган местного самоуправления с учётом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, после государственной регистрации которого ему в соответствии с земельным законодательством бесплатно предоставляется земельный участок.

После утверждения проекта организации и застройки территории указанного объединения и вынесения данного проекта в натуру членам этого некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.

При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов некоммерческого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Иного порядка предоставления гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения для названных целей данный закон не содержит.

Таким образом, действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения.

Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено.

2 ВОПРОС. Допускается ли использование земель сельскохозяйственного назначения для индивидуального жилищного строительства? Возможно ли изменение вида разрешённого использования земельного участка сельскохозяйственного назначения (например, «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», «для ведения личного подсобного хозяйства» и т.п.) на вид разрешённого использования «для ведения дачного хозяйства» («для дачного строительства»)?

Ответ. В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населённого пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

1. Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешённого использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закреплённого подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

Читайте также:  Какие требования выдвигают банки к заемщику для кредитования квартиры: кому дают ипотеку?

Изменение вида разрешённого использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

2.Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГсК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населённых пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.

С учётом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населённых пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию – «земли населённых пунктов».

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешённого использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов некоммерческого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим личного подсобного хозяйства

Правовой режим крестьянского (фермерского) хозяйства

Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим мелиорированных земель

Правовой режим сельскохозяйственной кооперации

Фонд перераспределения земель

ТЕМА 19. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения составляют самостоятельную категорию земельного фонда.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 ЗК РФ).

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

· гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

· хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

· некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

· опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

· общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов (ст. 78 ЗК РФ).

Сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости. Для строительства линий электропередачи, связи, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и других подобных сооружений допускается предоставление сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения более высокого качества. Данные сооружения размещаются главным образом вдоль автомобильных дорог и границ полей севооборотов.

Изъятие, в том числе путем выкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свой среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия Российской Федерации, строительством и содержанием объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, связи и других подобных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень, могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (ст. 79 ЗК РФ).

Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с нормами ЗК РФ, ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается нормами ЗК РФ, ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с нормами ЗК РФ, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.

Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются нормами ЗК РФ, федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, другими федеральными законами, а также законами субъектов РФ (ст. 81 ЗК РФ).

Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (ст. 82 ЗК РФ).

Субъектами права на земли сельхозначения являются граждане (в т.ч. иностранные), их объединения (кооперативы, товарищества и т.п.), а также юридические лица, которым земельные участки предоставляются для сельскохозяйственного производства. Земли сельхозназначения предоставляются:

1. гражданам – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства;

2. объединениям (кооперативам) граждан – для садоводства, животноводства, огородничества;

3. сельскохозяйственным коммерческим, государственным, кооперативным, общественным предприятиям и организациям – для сельскохозяйственного производства;

4. научно-исследовательским, учебным и другим сельхозучреждениям, сельским производственно-техническим училищам и общеобразовательным школам – для исследовательских, учебных целей и сельскохозяйственного производства;

5. несельскохозяйственным предприятиям (в т.ч. религиозным организациям) – для ведения подсобного сельского хозяйства.

В соответствии с положениями ФЗ РФ “Об ипотеке” от 16.7.98 г., ипотека (залог) земельных участков из состава земель сельскохозяйственного значения допускается лишь для обеспечения исполнения кредитных договоров, связанных непосредственно с осуществлением или развитием сельскохозяйственного производства.

При общей собственности на землю коллектива сельскохозяйственного предприятия ипотека может быть установлена только на принадлежащий гражданину земельный участок, выделенный в натуре из земель, находящихся в общей собственности.

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 1708 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Статья 77 ЗК РФ. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Однако необходимо иметь в виду, что данный Закон не распространяется на участки из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятые зданиями, строениями и сооружениями.

Способы приобретения и стоимость

Наверняка, каждый задумывался о том, сколько нужно материальных средств, чтобы арендовать землю или получить ее в собственность.

Целиком и полностью стоимость аренды земли под КФХ зависит от ее размеров и месторасположения. Так, 10 га земли в Московской области будет стоить около 100 000 руб за месяц, а ее покупка будет стоить 990 000 руб.

ВНИМАНИЕ! Помимо покупки получить землю можно от государства совершенно бесплатно. Делается это, если субъект готов выполнять определенные условия, а конкретно — использовать землю по прямому назначению.

Существую 2 способа получение бесплатных земель:

  1. Аукционные торги;
  2. Аренда с правом перехода в собственность в дальнейшем.

Здесь все зависит от региона.

Добавить комментарий