Закон о земельном кадастре: 28-ФЗ о государственной регистрации недвижимости в последней редакции

Важные нюансы

Пожалуй, самым важным нюансом будет то, что этот закон уже несколько раз видоизменялся. Например, № 28-ФЗ уже не имеет значения. Он утратил силу, и на смену ему пришли другие. Так, № 218-ФЗ все еще действует, хотя и подвергся редакции не один раз. В нем содержатся значительные нововведения на текущий момент. Так что все эти изменения вполне оправданы.

Так на 2018 год обстоят дела:

Важно! Новые нормы, установленные в редакции от 2018 года, подразумевают, что земля непременно должна быть поставлена на учет в ГЗК, а также необходимо пройти процедуру межевания с соседями. Без этого можно потерять свою землю. Облегчить этот процесс была призвана «дачная амнистия» 2017 года, но насколько она оказалась эффективна, судить тем, кто занимался своей землей в это время.

Довольно важный нюанс, кроме прочего, это ответ на вопрос, что же нового в законе о земельном кадастре на сегодняшний день. С 01.01.2018 власти решили сократить количество участков, которое до сих пор не зарегистрированы. Планируется четко установить уже имеющиеся границы, то есть необходимо всем владельцам участков, которые не размежеваны, срочно установить месторасположение границ своих владений. В противном случае владельцы лишаются прав распоряжаться своей землей. Тем, кто ставил землю на учет до 2008 года, также необходимо это сделать, ведь тогда процедура межевания была необязательной. Это необходимо знать не только лицам, которые собираются заняться своей землей, но и тем, кто давно забыл, что у него есть еще бабушкин дачный участок. Если последний ничего не предпримет, то участок его бабушки вот-вот станет не его бабушки, а государства.

Естественно, тут возникли разногласия власти и народа. Чиновники говорят о желании навести порядок в земельной сфере. Народ, чьим гласом являются многочисленные комментарии в интернете, говорит, что власти хотят отжать у них имущество. Кто же окажется прав, покажет исключительно время. Но все же знающие люди склоняются к тому, что все будет не так плохо, как кажется.

Если последний ничего не предпримет, то участок его бабушки вот-вот станет не его бабушки, а государства.

Статья 28. Исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости

Внимание! Это архивная редакция статьи.

Утратил силу с 1 октября 2013 года.

Государственная Дума приняла в первом чтении поправки в закон о государственной регистрации недвижимости

Москва, 21 июля 2020 года, – Госдума России приняла в первом чтении проект федерального закона №962484-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации (в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав)».

Законопроект направлен на совершенствование регулирования государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и их государственного кадастрового учета и содержит несколько десятков изменений, которые упростят проведение учетно-регистрационных действий, а также конкретизируют механизмы получения государственных услуг в сфере обращения с недвижимостью.

Как ранее сообщала заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко, положения законопроекта сформированы исключительно по результатам анализа правоприменительной практики, и его реализация окажет положительное действие на весь рынок недвижимости.

Как отметила вице-премьер, Росреестром были обобщены все возникающие на практике вопросы граждан, организаций строительного комплекса, кредитных организаций, профессиональных участников рынка – нотариусов, кадастровых инженеров, самих государственных регистраторов прав, и органов местного самоуправления, и фактически создан полноценный регуляторный ответ на поступающие запросы общества. Законопроект содержит несколько десятков изменений, которые серьезно упростят проведение учетно-регистрационных действий, а также конкретизируют механизмы получения государственных услуг в сфере обращения с недвижимостью.

«Мы фундаментально подошли к исправлению недостатков законодательства, основываясь, прежде всего, на мнении потребителей государственных услуг – бизнеса, отраслевых специалистов, участников рынка и, конечно, граждан. Поэтому предложенный пакет изменений существенно упростит большинство процедур для участников рынка, и ликвидирует правовые пробелы учетно-регистрационной сферы, сложившиеся за три года с момента вступления в силу закона о регистрации недвижимости», – сказала заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко.

«Поправки направлены на сокращение сроков государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов. Также ряд заявлений, не связанных с переходом и ограничением прав, можно будет подать через личный кабинет – без усиленной электронной подписи. А идентификацией личности правообладателя займётся портал государственных услуг. Ещё одно важное новшество. Для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, детей-инвалидов, инвалидов с детства I группы, инвалидов I и II групп услуга вызова сотрудников Росреестра на дом станет бесплатной. Государство возьмёт на себя эти расходы», – прокомментировал Михаил Мишустин, одобрив предложенный законопроект на заседании Правительства в мае текущего года.

Руководитель Росреестра Олег Скуфинский, заявил, что законопроект будет способствовать реализации масштабных государственных задач и национальных проектов.

«Национальные проекты невыполнимы без обеспечения высоких темпов строительства новых объектов. Законопроект будет этому способствовать, позволит повысить качество предоставления услуг по кадастровому учету и оформлению прав для государственных и муниципальных объектов, сократить сроки и затраты для людей», – отметил он.

Также законопроект открывает новые возможности для дальнейшей цифровизации услуг Росреестра. «Одна из целей Кадастровой палаты как передовой сервисной IT-компании в госсекторе – совершенствование действующих сервисов по предоставлению учетно-регистрационных услуг в электронном виде и разработка новых, отвечающих потребностям граждан современных цифровых продуктов, – заявил глава Федеральной кадастровой палаты Вячеслав Спиренков. – Законопроект расширит наши возможности для реализации обеих целей и поспособствует повышению качества, скорости и прозрачности предоставления услуг с одной стороны и снижению расходов и минимизации рисков, связанных, например, с мошенничеством, – с другой».

Основные новеллы законопроекта

Согласно законопроекту, при заключении сделок с государственными и муниципальными органами власти больше не потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Органы власти смогут самостоятельно переводить все документы в электронный вид и подавать их на регистрацию. Кроме того, посредством личного кабинета без использования электронной подписи можно будет подать документы для уточнения границ земельных участков, государственного кадастрового учета жилых и садовых домов, для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. Например, если были образованы два и более земельных участков в результате раздела или владелец садового дома хочет самостоятельно зарегистрировать свою постройку – приобретать электронную подпись для проведения учетно-регистрационных действий не потребуется.

Законопроект предусматривает нормы, позволяющие обеспечить взаимодействие с Росреестром посредством порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, что позволит в полной мере использовать «цифровой» потенциал регионов.

Законопроект предполагает сокращение сроков проведения регистрации договоров долевого участия (ДДУ). После вступления закона в силу сроки регистрации первого ДДУ останутся прежними, а последующих – сократятся на два дня. В настоящее время регистрация ДДУ занимает до семи рабочих дней со дня поступления документов в орган регистрации прав – как для первого участника долевого строительства, так и для последующих. При обращении в МФЦ регистрация ДДУ проводится в срок до 10 рабочих дней.

В документе закреплено сокращение сроков государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Также, согласно з аконопроекту, для государственных регистраторов устанавливается срок в 3 дня, когда они будут обязаны рассмотреть дополнительно представленные документы для снятия приостановления государственного учета и (или) государственной регистрации. Кроме того, в течение 3 дней регистратор будет обязан в силу решения суда зарегистрировать право. Ранее заявитель сам должен был подавать заявление и платить госпошлину.

Законопроект предусматривает запрет на перепродажу сведений ЕГРН, в том числе посредством сайтов-двойников, поскольку рынок таких перепродаж нарушает права граждан и противоречит интересам государства. Это позволит защитить граждан от предоставления недостоверных сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, правообладателях, ограничениях (обременениях).

Также прописана возможность осуществления государственной регистрации договора аренды части здания, сооружения без представления технического плана части такого здания или сооружения. Новелла прописана во исполнение поручения Правительства РФ и с учетом судебной практики по данному вопросу.

Законопроект в числе прочего предусматривает право Федеральной кадастровой палаты (ФГБУ «ФКП Росреестра») в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выполнять кадастровые работы. Предлагаемый подход направлен на решение задач по завершению кадастрового учета государственного имущества, определение границ лесничеств, особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ между субъектами Российской Федерации.

Законопроектом также предусмотрено развитие электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера», где профессиональные участники рынка недвижимости смогут получать значительную часть необходимой им информации.

Также законопроект расширяет перечень заявителей, которые могут обратиться за получением услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Теперь, например, наследник сможет сразу подать заявление на снятие с кадастрового учета уже снесенного садового дома без проведения регистрации права собственности. Таким образом, ликвидирован правовой пробел в отношении объектов недвижимости, которые прекратили свое существование, но сведения о них содержатся в ЕГРН.

Также, согласно з аконопроекту, для государственных регистраторов устанавливается срок в 3 дня, когда они будут обязаны рассмотреть дополнительно представленные документы для снятия приостановления государственного учета и или государственной регистрации.

Закон о земельном кадастре: 28-ФЗ о государственной регистрации недвижимости в последней редакции

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Закон N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” с последними изменениями (внесенными Федеральным законом от 26.07.2019 N 248-ФЗ), вступившими в силу с 23.01.2020 года (ред 29).

Порядок вступления в силу закона № 218-ФЗ установлен в статье 72.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” вступил в силу с 1 января 2017 г. (за исключением отдельных положений, вступающих в силу со 2 января 2017 года и с 1 января 2020 года).

Указанный закон № 218-ФЗ призван объединить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и его кадастровый учет в единую систему учета и регистрации. Предполагается формирование Единого государственного реестра недвижимости, который объединит данные кадастрового учета и данные ЕГРП. Проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее теперь будет исключительно Росреестр и его территориальные органы.

Участие в долевом строительстве.

Кадастровые работы

ФЗ №221 устанавливает отличия кадастровой деятельности от непосредственно осуществляемых работ данной сферы. Кадастровые работы – мероприятия, направленные на исследование зданий, сооружений, наделов и иных объектов. То есть данное понятие более узкое по сравнению со всей деятельностью. Однако между ними прослеживается прямая связь, так как именно за счёт кадастровых работ добываются те сведения, что позволяют вести учёт и регистрировать имущество, что, в свою очередь, также выступает частью деятельности кадастрового характера.

Рассматриваемые работы всегда осуществляются одновременно на территории одного кадастрового квартала и в отношении всех имеющихся там объектов.

После проведения кадастровых мероприятий всегда определяется какой-то результат.

Он может выражаться любым из следующих вариантов:

  • определяются границы и их точное местоположение;
  • определяется расположение и факт наличия на участке каких-либо строений;
  • образуются наделы для дальнейшего строительства и общего пользования;
  • выявляются сведения, которые позволяют устранить допущенные ошибки в реестре.

Проводиться такие работы могут только специалистами, сдавшими экзамен и имеющими высшее образование.

Отдельно следует сказать о том, кто именно заказывает кадастровые работы. Несмотря на то что они нередко требуются именно гражданам, такое мероприятие считается государственным, а значит инициируется органами власти, поэтому только муниципалитет может направить заявку специалистам и подтвердить необходимость кадастровых работ. Кроме того, подобная деятельность всегда финансируется за счёт денег бюджета в субъекте или муниципальном образовании, в котором ежегодно определяется сумма средств только на кадастровые работы. Соответственно, исполнять работы может также исключительный субъект – кадастровый инженер.

Инженеры, которые назначаются на работу, имеют определённую долю независимости, так как граждане не вправе вмешиваться в их деятельность и препятствовать ей. Это связано с тем, что такие работы устанавливают сведения, которые обязательно должны быть у каждого объекта недвижимости: границы, разметка, площадь, наличие строения на участке, их характеристика и так далее. Всё это вносится в реестры, что позволяет вести учёт и формировать техническую документацию имущества.

Кадастровые мероприятия предполагают большой перечень действий, к которым относят следующее:

  1. Составление планов, схем и карт местности.
  2. Размещение межевых знаков, определяющих границы.
  3. Определение координат участков, внесение пометок в техническую документацию.
  4. Согласование и утверждение сформированных планов, карт и схем.
  5. Сбор документов, содержащих необходимые сведения для дальнейшей работы и учёта имущества.
  6. Передача заявлений о постановке на учёт адресов определённых территорий и построек на них.
  7. Уведомление всех заинтересованных лиц, а именно полноправных владельцев недвижимости о начале кадастровых работ.
  8. Подготовка и непосредственная передача всех схем, планов и карт заказчику, а именно местному органу власти.
  9. Участие в согласовании планов и схем за счёт формирования специальной комиссии.

Все вышеперечисленные действия могут выполняться только в строго установленном порядке, который регламентируется как законом о кадастровой деятельности, так и градостроительным законом.

Важным моментом согласно ФЗ №221 является оповещение о том, что работы начались. Это прямая обязанность исполнителя. Причём необходимо не только уведомить орган власти, выступающий заказчиком работ, но и разместить сведения на официальном сайте организации инженеров, направить данные в средства массовой информации. Кроме того, обязательно оповещается орган, который впоследствии будет осуществлять регистрацию права на тот или иной исследуемый объект.

Нотариусы, на основании ранее заключённой и нотариально заверенной сделки.

Научно-практический журнал

N 5, в Парламентской газете от 11.

Разъяснения в связи с вступлением в силу Федерального Закона “О государственной регистрации недвижимости”

C 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), направленный на упрощение и ускорение процесса регистрации недвижимости, а также создание Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и единой учетно-регистрационной системы. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, теперь осуществляются исключительно Росреестром и его территориальными органами.

В Законе № 218-ФЗ уточнен перечень объектов, сведения о которых вносятся в ЕГРН. Так, если ранее это были земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей таким образом, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы, то теперь из этого списка исключаются участки недр и добавляются машино-места как самостоятельный объект недвижимости.

Основания регистрации прав и кадастрового учета перечислены в ст. 14 Закона № 218-ФЗ. При этом они поделены на следующие группы:

– основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

– основания для осуществления одновременного кадастрового учета и гос. регистрации прав;

– основания для гос. регистрации без одновременного кадастрового учета;

– основания для кадастрового учета без одновременной регистрации прав.

Заметим, что в перечне оснований «новинкой» является наступление обстоятельств, которые указаны в Федеральном законе (п. 9 части 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ). Здесь речь идет о правах на объекты недвижимости, возникающих в силу Закона, а именно вследствие обстоятельств, указанных в Законе, не со дня государственной регистрации прав. Причем такие права признаются юридически действительными даже при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт их возникновения, кроме случаев, установленных федеральными законами (часть 2 ст. 69 Закона № 218-ФЗ).

Обратите внимание! Если право или обременение объекта недвижимости возникает на основании акта органа государственной власти, местного самоуправления или на основании сделки с госорганом или органом местного самоуправления, то порядок регистрации упростился по сравнению с ранее действовавшим. Теперь направлять документы на гос. регистрацию должны именно госорганы или органы местного самоуправления, а не лица, в отношении которых были приняты акты. При этом сделать это необходимо в течение пяти рабочих дней с даты, когда принят акт, по которому возникает право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, либо пяти рабочих дней с даты, когда совершена сделка в отношении недвижимости.

Читайте также:  Как оплачивается работа при сменном графике рабочего времени

Что касается состава лиц, наделенных правом обращаться с заявлением о регистрации недвижимости, то принципиальных отличий в Законе № 218-ФЗ по сравнению с ранее действовавшим Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ нет. Однако если прежде лица, по заявлению которых Росреестр проводит регистрацию, были перечислены в разных статьях, то теперь эти сведения собраны в одной статье 15.

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов).

Так, согласно статье 32 Закона орган местного самоуправления обязан направлять в орган государственной регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу в случае принятия ими решений (актов):

– об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

– об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка;

– об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента;

– об утверждении документации по планировке территории или о внесении изменений в такую документацию, если в случаях, предусмотренных законом, разрешенное использование земельных участков определяется на основании документации по планировке территории;

– о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке);

– об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

– об утверждении проекта межевания территории;

– документы для постановки здания, сооружения, помещения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.

Кроме того, орган местного самоуправления обязан направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в течение шести месяцев с даты принятия ими решений (актов):

– об установлении или изменении границ населенного пункта;

– об установлении, изменении границ территориальной зоны, а также об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с Законом, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532.

Пунктом 21 ст. 32 Закона установлено, что за непредставление указанных в ст. 32 Закона документов (содержащихся в них сведений) орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также иные лица, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статьей 19 Закона установлена обязанность органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Предусмотрено, что если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа местного самоуправления либо сделки с органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки орган местного самоуправления обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном ст. 18 Закона.

П. 4 ст. 19 Закона установлено, что за непредставление указанных документов орган местного самоуправления и иные уполномоченные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

МЕСТО РЕГИСТРАЦИИ И СПОСОБЫ ПОДАЧИ ДОКУМЕНТОВ

Заявление о кадастровом учете или гос. регистрации и необходимые документы, как и ранее, можно представить:

– в бумажном виде – лично (в Росреестр, при выездном приеме или в МФЦ) или по почте (в Росреестр);

– в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, – через единый портал государственных и муниципальных услуг или официальный сайт Росреестра.

Важно! Кадастровая палата по субъекту РФ не будет осуществлять прием документов, учет и гос. регистрацию прав на недвижимость.

В отношении места регистрации в части 2 ст. 18 Закона № 218-ФЗ закреплено важное новшество: при личном обращении место подачи заявления и документов не зависит от места нахождения объекта недвижимости. То есть обратиться можно в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

Стоит отметить, что де-юре и в действовавшей до 1 января 2017 года редакции Закона № 122-ФЗ не было требования о подаче документов исключительно по месту нахождения недвижимости. Однако де-факто документы о кадастровом учете принимались по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о гос. регистрации прав – по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа.

Документы, прилагаемые к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) регистрации прав. Основания возврата заявления с приложенными документами без рассмотрения

Согласно части 4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о кадастровом учете или гос. регистрации прилагаются:

1. документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2. документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3. иные документы, предусмотренные Законом № 218-ФЗ и принятые в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Как и ранее, квитанция об уплате госпошлины прикладывается к пакету документов по желанию заявителя.

Что касается изменений, то по сравнению с перечнем необходимых документов по Закону № 122-ФЗ отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица. Теперь Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы организации, обратившейся за учетом объекта и гос. регистрацией прав на него.

Юрлицо вправе подать такие документы по собственной инициативе (часть 9 ст. 18 Закона № 218-ФЗ).

Обратите внимание! Предусмотрено основание для отказа в приеме документов. В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Основания возврата заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документов, прилагаемых к нему, без рассмотрения закреплены в ст. 25 Закона № 218-ФЗ. К ним, в частности, относятся:

– несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

– наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

– отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или гос. регистрации прав.

СРОКИ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И ГОС. РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ

По Закону № 218-ФЗ общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и гос. регистрации прав сокращен.
Так, при подаче документов в Росреестр он составляет:

– 7 рабочих дней – для гос. регистрации прав;

– 5 рабочих дней – для кадастрового учета;

– 10 рабочих дней – в случае одновременного проведения учета и гос.

Если же документы представляются через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и гос. регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня и составляют, соответственно, 9, 7 и 12 рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления.

Что касается регистрации ипотеки жилых помещений, то здесь срок не изменился и составляет 5 рабочих дней. А вот гос. регистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений или машино-мест будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр.

В случае необходимости осуществить гос. регистрацию в более сжатые сроки сделка, на основании которой право возникает, должна быть удостоверена нотариально, так как срок регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки составляет 3 рабочих дня, а если направить заявление и документы в электронной форме – один рабочий день, следующий за днем поступления соответствующих документов.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав. Отказ в гос. регистрации

В ст. 26 Закона № 218-ФЗ содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и гос. регистрация могут быть приостановлены.

Этот перечень включает целых 55 оснований, что существенно больше, чем в ранее действовавшем законе.

В Законе № 122-ФЗ в качестве одной из причин приостановления указывались сомнения гос. регистратора в наличии оснований для проведения гос. регистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений. Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или гос. регистрации прав.

Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) гос. регистрация прав приостановлены быть не могут.

Помимо расширения перечня оснований для приостановления кадастрового учета или гос. регистрации увеличены сроки, на которые допускается такое приостановление. Теперь по решению гос. регистратора приостановить учет или регистрацию объекта можно на три месяца (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления); а по инициативе заявителя – на шесть месяцев. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.
Установление более продолжительных сроков можно расценивать как преимущество, так и как недостаток нового закона. С одной стороны, заявителю предоставляется больше времени для устранения недочетов, а с другой – процедура гос. регистрации может существенно затянуться.

Также и с увеличением количества оснований для приостановления: с одной стороны, это свидетельствует об ужесточении требований, которые законодатель предъявляет к объектам недвижимости и документам, представляемым на регистрацию прав, а с другой – это можно расценить как упрощение процедуры регистрации прав, поскольку теперь невозможно отказать в регистрации без предварительного приостановления. Таким образом, основание для отказа закреплено только одно – неустранение причины приостановления в течение установленного срока (ст. 27 Закона № 218-ФЗ).

В заключение хотелось бы остановиться еще на одном новшестве Закона № 218-ФЗ: с 1 января 2017 года Росреестр обязан уведомлять правообладателя о том, что в отношении его недвижимости поступило заявление о регистрации права. Сделать он это должен в день поступления заявления при условии, что сведения о недвижимости есть в ЕГРН (часть 20 ст. 18 Закона № 218-ФЗ).

Порядок соответствующего уведомления утвержден приказом Минэкономразвития России от 15.03.2016 № 127.

регистрация могут быть приостановлены.

Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости” от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ

(с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 января 2016 года)

СОДЕРЖАНИЕ:

Глава 1. Общие положения.
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона.
Статья 2. Правовая основа регулирования кадастровых отношений.
Статья 3. Орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости.
Статья 3.1. Передача осуществления полномочий органа кадастрового учета органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Глава 2. Ведение государственного кадастра недвижимости.
Статья 4. Принципы ведения государственного кадастра недвижимости.
Статья 5. Кадастровый номер объекта недвижимости и кадастровое деление территории РФ.
Статья 6. Геодезическая и картографическая основы государственного кадастра недвижимости.
Статья 7. Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.
Статья 8. Состав сведений государственного кадастра недвижимости о прохождении Государственной границы РФ.
Статья 9. Состав сведений государственного кадастра недвижимости о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов.
Статья 10. Состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об особых экономических зонах.
Статья 10.1. Состав сведений государственного кадастра недвижимости о проекте межевания территории.
Статья 11. Состав сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровом делении территории РФ.
Статья 11.1. Состав сведений государственного кадастра недвижимости о поверхностных водных объектах.
Статья 12. Состав сведений государственного кадастра недвижимости о картографической и геодезической основах кадастра.
Статья 13. Разделы государственного кадастра недвижимости.
Статья 14. Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Статья 15. Информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости.

Глава 3. Порядок кадастрового учета.
Статья 16. Основания осуществления кадастрового учета.
Статья 17. Сроки осуществления кадастрового учета.
Статья 18. Утратила силу.
Статья 19. Утратила силу.
Статья 20. Лица, имеющие право на обращение с заявлениями о кадастровом учете.
Статья 21. Порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета.
Статья 22. Состав необходимых для кадастрового учета документов.
Статья 23. Решение об осуществлении кадастрового учета.
Статья 24. Особенности осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Статья 25. Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости и учета частей объектов недвижимости.
Статья 25.1. Особенности кадастрового учета искусственного земельного участка.
Статья 26. Приостановление осуществления кадастрового учета.
Статья 27. Отказ в осуществлении кадастрового учета.
Статья 28. Исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости.

Глава 4. Кадастровая деятельность.
Статья 29. Кадастровый инженер.
Статья 30. Государственный реестр кадастровых инженеров.
Статья 31. Формы организации кадастровой деятельности.
Статья 32. Осуществление кадастровым инженером кадастровой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Статья 33. Осуществление кадастровым инженером кадастровой деятельности в качестве работника юридического лица.
Статья 34. Саморегулируемые организации в сфере кадастровой деятельности.
Статья 35. Основания для выполнения кадастровых работ.
Статья 36. Договор подряда на выполнение кадастровых работ.
Статья 37. Результат кадастровых работ.
Статья 38. Межевой план.
Статья 39. Порядок согласования местоположения границ земельных участков.
Статья 40. Акт согласования местоположения границ.
Статья 41. Технический план.
Статья 42. Акт обследования.

Глава 4.1. Комплексные кадастровые работы.
Статья 42.1. Объекты комплексных кадастровых работ.
Статья 42.2. Заказчики комплексных кадастровых работ. Финансирование выполнения комплексных кадастровых работ.
Статья 42.3. Исполнители комплексных кадастровых работ.
Статья 42.4. Результат комплексных кадастровых работ. Карта-план территории.
Статья 42.5. Схема границ земельных участков.
Статья 42.6. Порядок выполнения комплексных кадастровых работ.
Статья 42.7. Порядок извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ.
Статья 42.8. Особенности уточнения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ.
Статья 42.9. Определение местоположения границ земельных участков, устанавливаемых при выполнении комплексных кадастровых работ.
Статья 42.10. Порядок согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ.

Глава 5. Заключительные положения.
Статья 43. Особенности осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период.
Статья 44. Лица, осуществляющие кадастровую деятельность в переходный период.
Статья 45. Ранее учтенные объекты недвижимости.
Статья 45.1. Особенности внесения в государственный кадастр недвижимости сведений, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Статья 46. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона.
Статья 47. Иные заключительные положения.
Статья 48. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

Адрес: Киров, ул.Свободы, д.131, оф. 9
Время работы:
пн-пт: 9.00—17.00 (без обеда)
сб-вс: выходной

Акт согласования местоположения границ.

Новый порядок согласования границ и оформления участка с 16.09.2019 года

С 16.09.2019 официально вступает в силу 150-ФЗ от 17.06.2019, который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц или государства. Какие изменения ждут собственников земли с 16 сентября, как надо поступить, чтобы узаконить и оформить излишки земли в собственность в 2019 – 2020 годах рассмотрим более подробно.

Новый порядок согласования границ и оформления участка с 16.

Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости” от 13.07.2015 N 218-ФЗ (вступил в силу с 02.01.2017 г.)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ

Принят
Государственной Думой
3 июля 2015 года

Одобрен
Советом Федерации
8 июля 2015 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Читайте также:  Что делать, если не хватает страхового стажа для выхода на пенсию в России

2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав).

4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также – объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее – государственный кадастровый учет).

8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр.

Статья 2. Правовая основа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 3. Орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав
Статья 4. Участники отношений при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 5. Идентификаторы, используемые при ведении Единого государственного реестра недвижимости
Статья 6. Геодезическая и картографическая основы Единого государственного реестра недвижимости
Глава 2. Единый государственный реестр недвижимости
Статья 7. Состав и правила ведения Единого государственного реестра недвижимости
Статья 8. Кадастр недвижимости
Статья 9. Реестр прав на недвижимость
Статья 10. Реестр границ
Статья 11. Реестровые дела
Статья 12. Кадастровые карты
Статья 13. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости
Глава 3. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
Статья 14. Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 15. Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав
Статья 16. Сроки и дата осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 17. Государственная пошлина за осуществление государственной регистрации прав
Статья 18. Представление заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов
Статья 19. Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 20. Правила информационного взаимодействия кадастрового инженера с органом регистрации прав
Статья 21. Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
Статья 22. Требования к межевому плану
Статья 23. Требования к акту обследования
Статья 24. Требования к техническому плану
Статья 24.1. Требования к карте-плану территории
Статья 25. Основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения
Статья 26. Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав
Статья 27. Отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
Статья 28. Удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 29. Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Статья 30. Приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в заявительном порядке
Статья 31. Прекращение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Глава 4. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия
Статья 32. Правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия
Статья 33. Правила внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица
Статья 34. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия
Глава 5. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке
Статья 35. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости
Статья 36. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя
Статья 36.1. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации
Статья 37. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии правопритязаний, прав требований в отношении зарегистрированного права
Статья 38. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости
Статья 39. Правила представления сведений для внесения в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке, а также правила уведомления правообладателя о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости
Глава 6. Особенности осуществления государственного кадастрового учета отдельных видов недвижимого имущества и государственной регистрации отдельных видов прав на недвижимое имущество
Статья 40. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а также на объект незавершенного строительства
Статья 41. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости
Статья 42. Особенности государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество
Статья 43. Особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков
Статья 44. Особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости
Статья 45. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении искусственно созданного земельного участка
Статья 46. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении единого недвижимого комплекса и предприятия как имущественного комплекса
Статья 47. Особенности государственной регистрации прав на земельную долю, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
Статья 48. Особенности осуществления государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве и прав участника долевого строительства на объект долевого строительства
Статья 49. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства
Статья 50. Особенности осуществления государственной регистрации при переходе прав на заложенное недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него
Статья 51. Особенности осуществления государственной регистрации аренды недвижимого имущества, найма жилого помещения, безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия
Статья 52. Особенности осуществления государственной регистрации сервитута
Статья 53. Особенности осуществления государственной регистрации ипотеки
Статья 54. Особенности осуществления государственной регистрации прав при доверительном управлении и опеке, связанных с недвижимым имуществом
Статья 55. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
Статья 56. Особенности осуществления государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности
Статья 57. Особенности осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества при регистрации перехода прав на него
Статья 58. Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда
Статья 59. Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного документа
Статья 60. Особенности государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета при изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд
Статья 60.1. Особенности государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации
Глава 7. Исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Статья 61. Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Глава 8. Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Статья 62. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Статья 63. Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Глава 9. Государственный регистратор прав
Статья 64. Государственный регистратор прав и гарантии при осуществлении им должностных обязанностей
Статья 65. Права и обязанности государственного регистратора прав
Глава 10. Ответственность при осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведении единого государственного реестра недвижимости, предоставлении сведений из единого государственного реестра недвижимости
Статья 66. Ответственность органа регистрации прав
Статья 67. Ответственность государственного регистратора прав
Статья 68. Компенсация за утрату права, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости
Глава 11. Заключительные и переходные положения
Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости
Статья 70. Особенность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях
Статья 71. Особенности подготовки технического плана здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства
Статья 72. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее – кадастровые отношения).

2. Утратила силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 03.07.2016 г. №361-ФЗ

3. Утратила силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 03.07.2016 г. №361-ФЗ

4. Кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее – кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее – кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее – кадастровый инженер).

4.1. Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также – объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.

4.2. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.

5. Утратила силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 03.07.2016 г. №361-ФЗ

6. Утратила силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 03.07.2016 г. №361-ФЗ

7. Утратила силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 03.07.2016 г. №361-ФЗ

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 22.10.2014 г. №315-ФЗ, 29.06.2015 г. №184-ФЗ, 30.12.2015 г. №452-ФЗ, 03.07.2016 г. №361-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров далее – кадастровые отношения.

Бесплатная консультация по земельным вопросам

с 1 по 30 ноября

ЕГРН – относительно новое понятие, которое подлежит применению в сфере регистрации недвижимости с 1 января 2017 года. С этого момента вступил в силу новый федеральный закон – ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости».

Этот нормативный акт пришел на смену сразу двум популярным законам – ФЗ №221 «О государственном кадастре недвижимости» и ФЗ №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Причины кардинального изменения существующего порядка регистрации недвижимости лежат на поверхности этого процесса. Те, кто из вас за последний год пытались совершить регистрационные действия со своей собственностью, с большой вероятностью столкнулись с огромным количеством барьеров на своем пути. Основной из них – необходимость кадастрового учета и регистрации прав в двух различных реестрах.

И несмотря на то, что ведение этих реестров возложено на один государственный орган (Росреестр РФ), при подаче документов на регистрацию прав требовали предоставления кадастрового паспорта, а при необходимости кадастрового учета объекта – выдавали приостановки для предоставления документов из реестра прав, подтверждающие сведения о недвижимости.

Сейчас два реестра, со сведениями о кадастровом учете и правах на недвижимость, объединили в один – Единый государственный реестр недвижимости, или ЕГРН.

Со вступлением нового федерального закона №218 необходимость совершения двух последовательных процедур регистрации отпадет. На смену ЕГРП и кадастру пришел новый реестр – ЕГРН, в котором будет отражена информация об объектах, как по кадастру, так и по правам на них.

Он распространятся в большей степени на саму процедуру, а не на перечень документов для её совершения.

ФЗ О государственном кадастре недвижимости
Статья 26. Приостановление осуществления кадастрового учета

1. Орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее – решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

2. Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:

1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);

2) одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости) (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6410);

3) местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случаев, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости, а также если совпадает местоположение квартиры и комнаты в ней) (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4083);

Читайте также:  Список отделов ПФР Кировский район, Ленинградская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

4) не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия (в ред. Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3880);

5) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона (пункт 5 введен Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4083);

6) одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границы такой территориальной зоны в документе, на основании которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, или если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленных федеральным законом

(пункт 6 введен Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4083);

7) одна из границ земельного участка пересекает границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования и (или) границ населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости

(пункт 7 введен Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4083);

8) площадь образуемого земельного участка, указанного в межевом плане, на десять и более процентов отличается от площади такого земельного участка, указанной в утвержденном проекте межевания территории, в схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории либо в проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков

(пункт 8 введен Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3377, вступает в силу с 1 марта 2015 года).

2-1. Орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления постановки на учет земельного участка также в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (часть 2-1 введена Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4083).

3. Орган кадастрового учета при принятии в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи решения о приостановлении должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения (в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого объекта недвижимости, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и тому подобным).

4. Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2, 3, 5, 6 или 7 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета. Если такое решение принято на основании пункта 5 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ

– Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4083).

5. Решение о приостановлении должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

6. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении, направляет заявителю уведомление о принятии такого решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4083).

7. В случае, если в заявлении указано о необходимости получения решения о приостановлении в форме документа на бумажном носителе, орган кадастрового учета обязан выдать заверенную копию решения о приостановлении соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, направить заверенную копию такого решения посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4083).

8. Если причиной возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи, являются ошибки в государственном кадастре недвижимости, исправление таких ошибок осуществляется в установленном статьей 28 настоящего Федерального закона порядке.

9. Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца. Принятие решения о приостановлении прерывает течение срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Часть такого срока, истекшая до принятия этого решения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня устранения соответствующих обстоятельств.

10. Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета

(в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4083).

Принятие решения о приостановлении прерывает течение срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Последние изменения закона «О кадастре»

Главное изменение, произошедшее с ФЗ 221 о кадастре — внесение закона в состав ФЗ 218, с 1 января 2017 года, вместе с федеральным законом под номером 222. Это привело к появлению апелляционных комиссий во всех регионах РФ, которые занимаются урегулированием споров, связанных с государственным кадастром.

В новой редакции дается уточнение к требованиям для должности кадастрового инженера:

  • членство в профильной саморегулирующейся организации;
  • гражданство РФ;
  • аттестат от национального объединения инженеров.

В результате включения ФЗ 221 в состав ФЗ 218, утратили силу следующие статьи и главы:

  • Ст. 3, гл. 1 — об органе, которым осуществлялся учет земельных участков и построек;
  • Ст. 4, гл. 1 — о передаче полномочий органа учета кадастра представителям исполнительной власти субъектов РФ;
  • Гл. 2 — отменена целиком. В ней описывалась процедура ведения государственного кадастра недвижимости;
  • Гл. 3 — отменена целиком, за исключением ст. 26.1. В ней описывался порядок государственного учета земельных участков или построек;
  • Ст. 27 — о причинах отказа в осуществлении кадастрового учета;
  • Ст. 38, гл. 4 — о процедуре оформления и составления межевого плана;
  • Ст. 41, гл. 4 — о процедуре оформления и составления технического плана;
  • Ст. 42, гл. 4 — о процедуре оформления и составления акта обследования;
  • Ст. 43, гл. 5 — по вопросу осуществления кадастрового учета за готовыми строениями и объектами строительства в переходный период;
  • Ст. 44, гл. 5 — о лицах, осуществляющих государственный учет недвижимости в переходный период;
  • Ст. 42.5, гл. 4 — о границах земельных участков;
  • Ст. 45.1, 4, 5, 6, 7, 8-15, гл. 5 — по вопросу внесения сведений, которые были получены в результате комплекса кадастровых работ, в государственный реестр, и когда они признаются недействительными.

Статьи ФЗ 221, которые были изменены в результате его внесения в ФЗ 218:

  • Ст. 1 — изменения в определении законом предмета регулирования данного Федерального Закона. Теперь это — осуществление кадастровой деятельности и регистрация прав. Термин «кадастровый учет» заменен на «регистрацию прав». Вместо ссылок на «настоящий закон», приводятся ссылки на ФЗ 218;
  • Ст. 26.1 — точное указание федерального органа исполнительной власти, который занимается урегулированием вопросов по обжалованию решений о приостановлении осуществления кадастрового учета и порядок процедуры. Например, когда и при каких условиях их можно обжаловать — после регистрации прав на недвижимость;
  • Ст. 29 — были изменены законные условия исключения кадастрового инженера из саморегулируемой организации. К ним добавлено принятие решения об осуществлении государственной регистрации, когда причины, ей препятствующие, еще не устранены.

В часть статей ФЗ 221 изменений (кроме новой терминологии) не вносилось:

  • Ст. 39, где указан порядок согласования земельных границ;
  • Ст. 40, где описываются особенности оформления акта согласования границ земельных участков.

39, где указан порядок согласования земельных границ;.

Последние поправки

Последние изменения в закон №211 «О кадастровой деятельности» были внесены 3 июля 2016 года. Новая редакция законодательного проекта вступила в силу спустя год.

Читайте также: ФЗ 257об автомобильных дорогах последняя редакция тут:
Изменения претерпели следующие статьи:

Ст 1

Часть 1 статьи 1 была изложена в новой редакции. В ней описываются области регулирования настоящего закона и отношения, используемые в отношении принятого и измененного законодательства.

Часть 4 статьи 1 изложена в новой редакции. Она описывает понятие кадастровой деятельность и области ее применения. Была изменена формулировка в виде «государственного кадастрового учета недвижимого имущества, установленных федеральным законом».

В части 4.1 говорится о предметах, выступающих при выполнении реестровых работ. Как правило, таковыми являются:

  • Здания;
  • Сооружения;
  • Помещения;
  • Объекты незавершенного строительства;
  • Части земельной территории;
  • Сооружения;
  • Здания;
  • Помещения;
  • Иные объекты недвижимости.

Ст 2

Статья 2 была изложена в новом виде. Она описывает правовую основу регулирования кадастровых отношений. Правовой основой нормативного акта считается настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы и нормативные правовые акты, которые создаются вместе с ним.

Ст 26.1

Согласно внесенным изменениям в статью 26.1 Закона 221, при приостановлении работы, связанной с деятельностью по постановке на кадастровый учет земельных участков или объектов недвижимости может быть обжаловано в административном порядке собственником или его представителем. Доверенному лицу разрешается представлять интересы заявителя только при наличии нотариальной доверенности.

Заявление может быть подано и инженером реестровой деятельности, который подготовил межевой, технический план или акт обследования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обжаловать решение в судебном порядке можно только после подачи иска о возражении в апелляционную комиссию.

В части 2 говорится о том, что обжаловать решение о приостановлении кадастровой деятельности необходимо в течение 30 дней с момента получения решения обратиться с исковым заявлением об обжаловании. Теперь подобное заявление предоставляется не в комиссию по месту нахождения органа кадастрового учета, а в комиссию по месту нахождения органа регистрации прав.

Ст 29

В пункте 7 статьи 29 Закона №221 описывается процесс стажировки для физических лиц. Стажировку осуществляет саморегулирующая организация.

В части 15 статьи 29 говорится о принятии в отказе по осуществлению кадастрового учета и государственной регистрации. Отказ может быть в случае, если основные причины, которые препятствуют проведению реестрового учета, устранены не были.

Пункт 6 части 15 этой статьи изложен в новой редакции. Здесь указываются ошибки, допущенные при осуществлении кадастрового учета. Таковыми могут быть неправильное местоположение границ земельных участков или местоположения зданий, помещений, сооружений, а также объектов незавершенного строительства.

Ст 29.1

В пункте 2 части 2 статьи 29.1 были осуществлены изменения. В нем предусматривается право на отказ от заключения договора подряда при выполнении кадастровых работ, если это неподходящий тип недвижимости для указания кадастрового учета.

В пункте 9 части 2 говорится о том, что хранить акты согласования по местоположению границ земельных территорий, которые были подготовлены при выполнении кадастровой деятельности, а также передавать их в орган регистрации стоит в сроки, установленные органом правового регулирования в области кадастровой деятельности.

Ст 29.2

В части 1 статьи 29.2 Федерального закона 221 говорится об ответственности кадастрового инженера, если он не соблюдает требования настоящего ФЗ или других нормативно-правовых актов, принятых в области кадастровых отношений. Например, в случае допущения ошибок при определении межевания территории, технического плана, записи которых регистрируются в Едином государственном реестре недвижимости, он понесет ответственность.

Ст 30

В статье 30 изменения коснулись пункта 1. Инженер вправе получать информацию об итогах профессиональной деятельности своих коллег. Для этого требуется соблюсти порядок, установленный органом нормативно-правового регулирования в области кадастровых отношений.

В пункте 13 описывается порядок предоставления в орган государственного надзора или в орган регистрации прав документов и личной информации в конкретное время (в течение пяти рабочих дней с момента поступления в саморегулируемую организацию).

В пункте 17 текущей статьи говорится об осуществлении экспертизы документов, которые были переданы в орган регистрации прав. По результатам экспертизы издается заключение, в соответствии с условиями статьи 26.1 настоящего ФЗ. Экспертиза осуществляется по запросу апелляционной комиссии или без взимания денежных средств.

Ст 30.3

В пункте 13 приводится процедура, согласно которой разрабатывается и утверждается положение о проведении экспертизы документов саморегулируемой кадастровой организации.

Ст 33

В пункте 5 статьи 33 говорится об обязанности по хранению документов, которые касаются согласования местоположения границ земельных территорий. Подобные обязанности возлагаются на работника (кадастрового инженера), который самостоятельно подготавливал документы по согласованию местоположения границ земельных территорий во время выполнения работ по кадастровому учету.

Ст 36

В пункте два описывается способ подготовки документов с целью их предоставления в орган регистрации прав. Порядок предоставления документов регулируется Федеральным законом под номером 218. Объем деятельности определяется клиентом, который заказал инженера для выполнения кадастровых работ. Заключаемый договор подряда содержит условие и обязанности кадастрового инженера, которые должны быть выполнены в определенный срок.

В п 4 говорится о стоимости выполнения кадастровых работ. Она определяется на основе договора подряда при выполнении кадастровых работ с использованием твердой сметы. Если смета подтверждается заказчиком и вместе с ним согласовывается, после чего подписывается, она приобретает юридическую силу.

Ст 37

Статья 37 была изменена. Основной целью кадастровых работ является межевой план, акт обследования или технический план.

Ст 39

В пункте 1 статьи 39 указывается, что местоположение границ земельной территории при осуществлении кадастровых работ должны быть согласованы с заказчиками и инженерами.

Согласование границ возможно на основании находящихся вблизи территорий, в том числе, если на территории расположены объекты искусственного происхождения или природные объекты.

Если границы согласовываются при участии заинтересованных лиц, им выдается разрешение на участие под роспись. Это разрешение направляется по электронной почте или через обычную почту по адресу. Лицо должно быть заинтересованно в этом. То есть это либо владелец подобной территории, либо в отношении которого были поставлены обременения.

Извещение о проведении собрания можно опубликовать только в том случае:

  • Если заинтересованное лицо, которое должно принимать участие в собрании, не имеет электронного адреса или он был утерян;
  • Земельная территория представляет собой участок, который состоит одновременно в нескольких категориях земли:
    • Садоводство;
    • Огородничество;
    • Дачное некоммерческое объединение.

Такой вид земли дополнительно должен относиться к собственности более пяти лиц или является составной частью общего имущества.

Если в отношении конкретных земельных территорий выполняются кадастровые работы, подобные участки признаются лесными.

Если требуется провести согласование границ территории, инженер или заинтересованные лица обязаны предоставить в Государственный орган документы, удостоверяющие личность.

Заключаемый договор подряда содержит условие и обязанности кадастрового инженера, которые должны быть выполнены в определенный срок.

Добавить комментарий