Как сделать перерасчет за отопление?

Годовая корректировка размера платы за отопление!

В марте 2021г. в соответствии с требованиями жилищного законодательства в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми счетчиками тепловой энергии (ОДПУ), была произведена годовая корректировка размера платы за отопление по итогам 2020 года.

Размер годовой корректировки платы за отопление определяется как разница между фактическим размером платы за тепловую энергию (рассчитанным исходя из показаний ОДПУ) за 2020г. и размером платы, начисленным за отопление за 2020г. в платежных документах в течение этого же года.

Если на основании показаний ОДПУ зафиксировано увеличение потребления тепла в доме за 2020 год по сравнению с выставляемым весь год в квитанциях, то сумма годовой корректировки платы за отопление будет положительная (доначисление), если снижение – сумма годовой корректировки составит отрицательную величину (снятие).

Вопросы и ответы по начислению размера платы за отопление.

  • Когда начинается и заканчивается отопительный сезон?

На основании Постановления Администрации Нижнего Новгорода, отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

  • Как производятся начисления населению за фактическое потребление отопления?

Порядок определения размера платы зависит от оснащенности дома общедомовым прибором учета тепловой энергии, а также от оснащенности всех или части помещений в доме индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Если дом оснащен общедомовым прибором учета, а жилые/ нежилые помещения в данном доме не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, то начисление платы за отопление производится исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенного по показаниям общедомового прибора учета.

Если дом оснащен общедомовым прибором учета и жилые/ нежилые помещения в данном доме все или частично оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, то начисление платы за отопление производится по среднемесячным показаниям приборов учета (индивидуальных и общедомовым) за предыдущий год.

Если же дом не оснащен общедомовым прибором учета, то начисления производятся в соответствии с действующими нормативами потребления тепловой энергии на отопление.

  • Почему оплата за отопление производится каждый месяц, даже тогда, когда отопление физически отключено?

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ № 354) оплата коммунальной услуги по отоплению может осуществляется одним из двух способов — в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При первом способе потребители оплачивают за отопление только в зимний период, при втором — зимние платежи равными частями оплачиваются потребителями каждый месяц в течение года. На территории Нижегородской области действует способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение календарного года (постановлением Правительства Нижегородской области от 20.08.2018г. N 594).

  • Что такое годовая корректировка платы за отопление?

На территории Нижегородской области действует порядок оплаты отопления по системе 1/12, равномерно в течение календарного года, включая летние месяцы (постановление Правительства Нижегородской области от 20.08.2018г. N 594). В начале следующего календарного года управляющая компания сверяет данные — высчитывает разницу между тем, сколько начислили, и тем, какая получилась стоимость тепловой энергии, которую использовал дом. Итак, годовая корректировка — это перерасчет за отопление в начале года по итогам предыдущего, который либо увеличивает, либо уменьшает общую сумму платежа за услуги ЖКХ в том месяце, когда его проводят. То есть, в 1 квартале 2021 году будет корректироваться размер платы за услугу Отопление в соответствии со стоимостью реально потребленного тепла в 2020 году. Разница между стоимостью за реально (фактически) потребленное тепло (которое показывают общедомовые приборы учета) и начислениями жителей за расчетный год — это и есть годовая корректировка.

  • Проводится ли корректировка платы за отопление, если многоквартирный дом не оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии?

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению ежегодно определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

  • Как рассчитывается размер корректировки за 2020г. в конкретной квартире в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии?

Как разница платы за коммунальную услугу по отоплению, фактически потребленную за прошедший год в отдельном жилом помещении, определенную исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии за 2020 год и платы за коммунальную услугу по отоплению, которая была начислена в платежных документах в течение 2020 года в том же помещении исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий (2019) год.

  • Когда производится корректировка за отопление?

Размер платы за отопление корректируется в I квартале года, следующего за расчетным годом (формула 3(4) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354)

  • Годовая корректировка —это всегда доначисление?

Годовая корректировка может быть и «минусовой», т.е. уменьшающей плату за отопление.

Это зависит от потребления тепловой энергии, учтенного ОДПУ, и суммой, предъявленной к оплате в прошедшем году.

  • Годовая корректировка платы производится только в жилых помещениях? Или в нежилых, которые размещены в многоквартирном доме, тоже корректируется?

Корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению производится и в жилых, и в нежилых помещениях в многоквартирном доме (п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг).

  • Предоставляется ли рассрочка на оплату суммы корректировки платы за отопление?

Да, в случае, когда сумма корректировки превышает 20 руб. за м2 предоставляется рассрочка на 10 месяцев (март-декабрь 2020г.). Сумма «к оплате» в мартовском платежном документе предъявлена с учетом указанной рассрочки.

  • Будут ли начисляться пени потребителям, которые воспользовались рассрочкой для оплаты годовой корректировки?

Пени будут начисляться только в случае несвоевременного внесения платы или неоплаты/ неполной оплаты выставленных в платежных документах сумм, в соответствии с требованиями Жилищного Кодекса РФ.

В случае своевременного внесения полной оплаты предъявленной суммы (с учетом рассрочки) пени не будут начисляться на непредъявленный к оплате остаток.

Отчеты

Demo Image

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.10.2010 №731 ДУК Московского района публикует на своем портале подлежащую раскрытию информацию и отчеты о своей работе.

Работаем для Вас круглосуточно

Обработка 100%
заявок

Гарантия качества проводимых работ

Собственный парк специальной техники

© 2013-2014 Национальная ассоциация организаций ЖКХ
Разработка портала – Urlin, Lab. – системный интегратор

Как сделать перерасчет за отопление?

Источник фото: https://www.pexels.com/

Думаю, что ни для кого не будет секретом, что 354-е Постановление Правительства тот еще «фолиант». Данный документ поистине уникален, так как у каждого читателя есть свое видение его применения на практике и он искренне считает, что именно его позиция единственно верная. Не стал исключением и случай расчета размера корректировки платы за отопление при «перетопе» в квартире, когда собственники жалуются на то, что в помещении не по правилам жарко и УК (ТСЖ) им за это должна денег. Вот эту ситуацию в статье мы и разберем.

В одном городе (название не столь критично) есть так любимая всеми государственная жилищная инспекция, в которой работают излишне уверенные в своей правоте сотрудники (среди них однозначно есть хорошие, но мы их не знаем).

Я сам в начале своей трудовой деятельности поработал на государство и могу с уверенностью сказать, что достаточно нескольких месяцев работы на благо родины и твой ранее незамутненный ранее мозг отказывается воспринимать реальность во всем ее великолепии и разнообразии. Будучи слугой государевым, ты перестаешь думать критически, так как ты получаешь власть над всеми этими «упырями», которые вечно от тебя что-то хотят.

Будучи самым мелким клерком ты становишься «властелином» душ… Не верите – включите телевизор)))

Ну дело не в этом – в одной из квартир, расположенных в МКД, было жарко. Собственник квартиры (чтобы не придирались – потребитель) обратился в управляющую компанию (далее по тексту – УК), которая, как положено по Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), измерило температуру воздуха в помещении и сделала перерасчет стоимости услуги отопления.

Изначально было начислено за отопление 1 320 руб.

Перерасчет был произведен в пределах указанной суммы.

Вроде бы конфликт исчерпан и зло в лице УК повержено. Но упертый собственник, считая, как герой известного мультфильма, что маловато будет, обратился с жалобой в органы ГЖИ на «неправомерные» действия сотрудников УК.

Сотрудник ГЖИ потребовал, чтобы УК произвела перерасчет в «минус», что фактически означает, что собственник помещения мало того, что не будет платить за период нарушения качества коммунальной услуги, так еще и получит своеобразный доход.

А теперь давайте разбираться, почему сотруднику ГЖИ необходимо идти в отпуск (про увольнение не говорю, так как пенсия для чиновника – это святое, а для пенсии надо, к сожалению, работать на госслужбе).

1. Относительно порядка расчета размера корректировки платы за отопление.

В силу ч.4 статьи 157 ЖК РФ, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Согласно пп.«в» п. 3 Правил 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении № 1.

Как указано в п.15 Приложения 1 Правил 354, нормативная температура воздуха: в жилых помещениях – не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) – 31°С и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20 °С (в угловых комнатах +22 °С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2014).

Важное уточнение: допустимое превышение нормативной температуры в помещении – не более 4 °C, а это значит, что если, к примеру, в помещении 22 °C вместо 18 °C, то перерасчет не делается.

За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.

Давайте разберем ситуацию:

Нормативная температура согласно Правил 354 = 18 °C

Зафиксированная температура = 30 °C

Фактическое отклонение температуры от нормативной = …

Здесь давайте остановимся поподробнее:

Еще раз внимательно прочитаем п.15 Приложения 1 Правил 354:

«в жилых помещениях – не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) – 31°С и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20 °С (в угловых комнатах +22 °С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2014)».

То есть Правила 354 устанавливают «лимит» корректировки для перерасчета «вниз», когда фактическая температура в помещении ниже установленной Правилами 354.

В нашем же случае нужен «лимит» температуры для перерасчета «вверх», так как у нас идет «перетоп». Найти данный «лимит» можно в ГОСТ 30494-2011, в котором прямо указано, что в жилых комнатах температура должна быть не выше 24 °C (таблица 1). Аналогичная температура приведена и в приложении №2 к СанПиН 2.1.2.2645-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях”

Допустимое отклонение температуры согласно Правил 354 = 4 °C

Размер платы = 1320 руб.

«Расчетное» отклонение = 30°C – 24° C –4° C = 2 ° C (именно этот показатель используется для корректировки).

31 день * 24 часа = 744 часа – это суммарное количество часов в расчетном периоде)

1320 * 0,15% * 2 = 3,96 руб. – максимально возможный размер корректировки за 1 час при отклонении температуры в 2 °C

3,96 руб./час * 744 часа = 2946,24 руб. – максимально возможный размер корректировки за 31 день при указанных параметрах расчета.

Обратите внимание, при начисленной сумме в 1320 руб. сотрудник ГЖИ требовал перерасчет на 2946,24 руб., то есть «подарок» жителю (может сотрудник ГЖИ был в доле. ) должен был составить 1626,24 рублей.

Клево же, правда?

А теперь к реалиям…

Требование ГЖИ в части перерасчета на максимально возможный размер противоречит действующему законодательству, так как согласно п.98 Правил 354 «при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества … размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги».

Иными словами, максимум, что может добиться потребитель от исполнителя коммунальных услуг – это «обнуление» стоимости отдельного вида коммунальной услуги и «заработать» в данном случае у потребителя не получится.

2. Относительно порядка замера температуры внутри жилого помещения.

Детально прописанного порядка замера температуры внутри жилого помещения с целью определения нарушения качества предоставляемой коммунальной услуги законодательство не содержит.

В Приложение №1 к Правилам 354 указано, что «температуру воздуха жилых помещений для коммерческих расчетов с достаточной достоверностью можно определять только приборным методом в соответствии с ГОСТ 30494-96 или Приложением N 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» раздел VI».

В п. 6.8 ГОСТа 30494-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» (введен в действие Приказом Росстандарта от 12.07.2012 N 191-ст) указано, что «при ручной регистрации показателей микроклимата следует выполнять не менее трех измерений с интервалом не менее 5 мин, при автоматической регистрации следует проводить измерения в течение 2 ч. При сравнении с нормативными показателями принимают среднее значение измеренных величин».

Измерение результирующей температуры следует начинать через 20 мин после установки шарового термометра в точке измерения».

Исходя из п.6.8 ГОСТа 30494-2011 на саму процедуру измерения температуры воздуха в помещении должно уходить не менее 35 минут и порядок измерения температуры после обеспечения потребителем доступа в жилое помещение должен быть следующим:

1) установка шарового термометра в точке измерения;

2) ожидание 20 минут с момента установки шарового термометра в точке измерения;

3) осуществление трех измерений температуры в точке измерения с интервалом не менее 5 минут между измерениями;

4) составление акта измерения температуры воздуха;

5) подписание акта измерения температуры воздуха с потребителем.

Согласно Приложению №1 к Правилам 354 (аналогичная норма содержится в п.6.3 ГОСТ 30494-2011) указанная выше процедура измерения температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется «в комнате (при наличии нескольких комнат – в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м».

Вывод: если сотрудник УК пришел в помещение измерять температуру – он может смело 20 минут лежать на хозяйском диване, пить чай и слушать рассказы про ворьё в ЖКХ. За это время он сам и температура в помещении должна «устаканиться».

Согласно п.6.5 ГОСТа 30494-2011 Результирующую температуру помещения следует вычислять по формулам, указанным в Приложении А. Измерения температуры воздуха проводят в центре помещения на высоте 0,6 м от поверхности пола для помещений с пребыванием людей в положении сидя и на высоте 1,1 м в помещениях с пребыванием людей в положении стоя либо по температурам окружающих поверхностей ограждений (см. Приложение А), либо по данным измерений шаровым термометром (см. Приложение Б ГОСТ 30494-2011 ).

Указанный выше порядок измерения температуры внутри помещения в МКД является единственно верным.

Параллельно с замером температуры необходимо составить акт осмотра жилого помещения на предмет несогласованного изменения количества, типа или мощности отопительных приборов. При обнаружении факта наличия несогласованного изменения количества, типа или мощности отопительных приборов данный факт обязательно должен отражаться в акте осмотра и фиксироваться подписью сотрудников исполнителя и собственником помещения. Составление такого акта, при наличии указания в нем на нарушение собственником помещения переустройства жилого помещения, позволит в последующем отказать в произведении перерасчета.

Итоговые выводы:

1) Сотрудники ГЖИ: учите нормы законодательства, по которые проверяете УК и ТСЖ.

2) Сотрудники УК и ТСЖ: спешка хороша при ловле блох. Делайте всё как положено и оградите себя от кучи проблем.

3) Собственники помещений: тепло дома – лучше чем холод.

С уважением, Кочетков Юрий.

P/S Для особо упоротых критиканов и борцов за справедливость – я живу не в частном доме, а в обычной многоэтажке, поэтому как и все вы имею претензии к своей УК. Но, мне жалко свое личное время тратить на борьбу с УК, так как лучше потратить его на семью, друзей и хобби. Мир вам)))

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Подписка на рассылку

instagram vk facebook youtube zen

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, – влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Корректировка платы за отопление: пошаговая инструкция

Корректировка платы за отопление: пошаговая инструкция

В январе-феврале 2020 года МУП УИС провело годовую корректировку платы за отопление за период январь – август 2019 г. по многоквартирным домам (далее МКД), где установлены общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии. Корректировка была сделана за 8 месяцев, т.к. с сентября, с начала отопительного периода 2019-2020 гг., жители начали платить за отопление месяц в месяц, т.е. по фактическому потреблению*. Корректировка по домам, жители которых переходили на прямые договоры до начала 2019 года, была сделана только МУП УИС. Корректировка по домам, жители которых переходили на прямые договоры в разные периоды 2019 года, была сделана двумя компаниями: МУП УИС и управляющей компанией, каждой за свой период. В зависимости от того, в какой период сменился исполнитель коммунальных услуг, (т. е. когда жители перешли на прямые договоры), зависит сумма корректировок.

Как происходит корректировка?

При наличии общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), начисление за коммунальную услугу отопление происходит исходя из фактического потребления ресурса по показаниям общедомовых теплосчетчиков. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в МКД, при оплате равномерно в течение календарного года, корректируется один раз в год исполнителем по формуле:

Рi = Ркр.i – Рпр.i,

Pкр.i – размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в МКД, определенный за прошедший год исходя из показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета тепловой энергии (далее-ИПУ) и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в МКД, с использованием которого была произведена коммунальная услуга по отоплению (далее -ОДПУ);

Pпр.i – размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в жилом или нежилом помещении в МКД, определенный исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии за предыдущий год.

Рассмотрим на конкретном примере:

С 01.01.2019 г. МУП УИС заключило прямые договоры с потребителями коммунальной услуги по отоплению в жилых или нежилых помещениях МКД по ул. Пушкина. МКД оборудован ОДПУ. То есть, в 2019 году плату за отопление начисляло только МУП УИС. Соответственно, только он проводит годовую корректировку за этот период.
Давайте поэтапно разберем, как она проводится.

Многоэтажный дом по ул. Пушкина, площадью (жилые + нежилые помещения) 4 418,84 кв.м. Площадь вашего дома указана в вашей квитанции. Кроме этого, в своем платежном документе вы видите площадь своей квартиры и площадь нежилых помещений (фото1.1).

Порядок расчета:

Шаг первый. В первую очередь смотрим, сколько дом потребил тепловой энергии в конкретный месяц (перерасчет делается с января по август, т.к. с сентября мы перешли на оплату тепла по факту, поэтому смотрим только эти месяцы). Эти данные берем из показаний общедомового прибора учета (эти данные могут быть указаны в вашей квитанции (фото 1.2) либо вы можете запросить их у своей управляющей компании или в МУП УИС). В январе 2019 г. дом потребил 181,325 Гкал. Тариф 1 Гкал – 2 092,32 руб. Умножаем 181,325 на 2 092,32 руб./Гкал и получаем, что дом в январе потребил тепловой энергии на сумму 379 389,92 руб. Такие же расчёты делаем по всем месяцам с января по август (см. таблицу №1). Это реальное потребление дома.
Шаг второй. Так как до сентября 2019 года расчет шел по 1/12, т.е. общее потребление тепла в доме в течение 2018 года разделили на 12 месяцев и выставляли равными долями, то получается следующее. За 2018 год дом фактически потребил 902,769 Гкал. Делим их на 12 месяцев, получается, в 2019 году в месяц дому выставляли по 75,230751 Гкал. При тарифе 2019 г. в размере 2 092,32 руб./Гкал, ежемесячно дому выставляли тепловой энергии на сумму 157 406,80 рублей. Показания потребления остаются неизменными с января по июнь и повышаются из-за изменения тарифа в июле, августе, сентябре (тариф стал 2 134,16 руб./Гкал).
Шаг третий. Из таблицы №1 видно, что есть разница в том, сколько жители дома должны были заплатить за фактическое потребление тепла (379 389,92, см. «Шаг первый») и сколько оплатили реально (157 406,80, см. «Шаг второй»). То есть дом в январе потребил тепла больше, чем жители его оплатили.
Для того, чтобы узнать, сколько не было оплачено за январь, нужно из фактического потребления вычесть выставленное, т.е. 379 389,92 минус 157 406,80 равно 221 983,12 руб. Таким образом получается, что жители дома не доплатили за январь 221 983,12 руб. По такой же схеме просчитываем все месяцы (таблица №1, «Сумма годовой корректировки по МКД»). Из-за того, что тепло в июне, июле, августе не поставлялось, в столбце «Фактическое потребление тепловой энергии» за эти месяцы стоит «0». однако, в соответствии с 1/12, платежи выставлялись. Получается, что жители за эти месяцы оплачивали тепло, которое не получали, поэтому в эти месяцы со стороны жителей идет переплата.

Шаг четвертый. Складываем и вычитаем все суммы, которые у нас получаются в последнем столбце «Сумма годовой корректировки по МКД». 221 983,12 + 203 070,64 + 66 971,50 + 25 916,00 – 61 068,02 – 157 406,80 – 160 554,46 – – 160 554,46 = 21 642, 48 руб. – это сумма, которую жители излишне уплатили и МУП УИС должно вернуть.

Период

Фактическое потребление тепловой энергии по показаниям ОДПУ

Начислено за период январь -август 2019г собственникам жилых и нежилых помещений

Сумма годовой корректировки по МКД

Гкал

руб.

Гкал

Руб

Гкал

Руб.

Январь

181,325

379 389,92

75,230751

157 406,80

106,094249

221 983,12

Февраль

172,286

360 477,44

75,230751

157 406,80

97,055249

203 070,64

Март

107,239

224 378,30

75,230751

157 406,80

32,008249

66 971,50

Апрель

87,617

183 322,80

75,230751

157 406,80

12,386249

25 916,00

Май

46,044

96 338,78

75,230751

157 406,80

-29,186751

-61 068,02

Июнь

0

0

75,230751

157 406,80

-75,230751

-157 406,80

Июль

0

0

75,230751

160 554,46

-75,230751

-160 554,46

Август

0

0

75,230751

160 554,46

-75,230751

-160 554,46

Итого за январь-август

594,511

1 243 907,24

601,846008

1 265 549,72

-7,34

–21 642,48

Шаг пятый. Далее высчитываем сумму возврата на 1 кв.м площади. Сумма возврата у нас по жилому дому – 21 642,48 руб., площадь жилых и нежилых помещений дома 4 418,84 кв.м. (см. «Дано»)
21 642,48 руб./ 4 418,84 кв.м = 4,897774 руб./ кв.м – эта сумма возврата на 1 кв. м площади.
Шаг шестой. Чтобы узнать сумму возврата на конкретную квартиру, нужно площадь квартиры (она указана в ваших квитанциях (фото 1,1) умножить на сумму возврата на 1 кв.м.
Например, квартира площадью 54, 8 кв.м. получит сумму годовой корректировки: 54,8 кв.м х (-4,897774) руб.= -268,40 руб.

То есть, жителям данной квартиры МУП УИС вернет 268, 40 руб.

В квитанции данную сумму можно увидеть в строке «Отопление» в столбце «Перерасчет». Если ваш дом перешел на прямые договоры, например, в апреле 2019 года, то корректировку проводят две компании – МУП УИС по уже описанной схеме за период с апреля по сентябрь и управляющая компания за свой период (январь-март). Сумма корректировки по МУП УИС прописывается в строке «Отопление» в столбце «Перерасчет», а сумма корректировки со стороны управляющей организации прописана в строке «Отопление корр.УО».

Рассмотрим данный пример расчета суммы корректировки. То есть вариант, если МУП УИС заключило прямые договоры с потребителями с 01.04.2019 года. Соответственно, управляющая компания проводит годовую корректировку за месяцы, когда была исполнителем коммунальной услуги, т.е. за январь, февраль и март, а с апреля по август годовую корректировку проводит МУП УИС.

Многоэтажный дом по ул. Г. Амантая, площадью (жилые+нежилые помещения) 15 009,7 кв.м. Дом оборудован общедомовым прибором учета.

Исполнитель КУ

Потребление тепловой энергии по показаниям ОДПУ

Начислено за период январь-август 2019г собственникам жилых и нежилых помещений

Сумма годовой корректировки по МКД

Сумма годовой корректировки по МКД

1 329 401,75

Февраль

-1 440 613,25

Итого за январь-август

3 331 078,03

3 331 078,03

3 442 289,60

Принцип расчета и исходные данные аналогичен предыдущему примеру. Все исходные данные можно получить из квитанций, которые вам предоставляли, либо получить в управляющей организации или в МУП УИС.

Шаг первый. Для начала определим, сколько жители дома остались должны управляющей компании, которая выставляла счета с января по март. Для этого смотрим, сколько дом потребил тепловой энергии в январе, феврале и марте. Из таблицы №2 видим, что в январе дом потребил тепловой энергии на сумму 946 103,17 руб., в феврале – на сумму 944 015,03 руб., марте – 723 720,9 руб. Данные суммы рассчитываются по той же формуле, что и в первом примере (т.е. 452,179 Гкал (реальное потребление дома в январе) х 2092, 32 руб.(стоимость 1 Гкал) = 946 103,17 руб.
То есть, с января по март дом фактически потребил тепловой энергии на сумму
2 613 839,10 руб.
Шаг второй. Далее смотрим, сколько дом фактически потребил тепловой энергии с апреля по август, когда исполнителем коммунальной услуги было МУП УИС. Из таблицы №2 видим, что за эти месяцы дом фактически потребил тепловой энергии на сумму 717 238, 93 руб. (в апреле – на сумму 500692,18 руб., в мае – 216546,75 руб., в июне, июле и августе тепло в дом не поступало).
Шаг третий.
В столбце «Начислено за период январь-август» в таблице №2 дано, какие суммы выставлялись собственникам дома управляющей компанией с января по март и МУП УИС с апреля по август. Напоминаем, что до начала отопительного периода 2019-2020 годов (до сентября 2019 года) расчет шел по 1/12, т.е. общее потребление тепла в доме в течение 2018 года разделили на 12 месяцев и выставляли равными долями.
Таким образом, управляющая компания за январь-март получила от собственников
1 284 437, 37 руб. (по 428 145,79 руб. за каждый месяц).
МУП УИС получило – 2 157 852, 17 руб. (по 428 145,79 руб. с апреля по июнь и по
436 707,40 руб. за июль и август, т.к. с 1 июля 2019 г. была индексация тарифа, стоимость 1 Гкал стала 2 134,16 руб.)
Шаг четвертый. Мы выяснили, что за январь-март управляющая компания получила от собственников помещений в доме 1 284 437, 37 руб. При этом фактический расход тепловой энергии за эти месяцы был на сумму 2 613 839,10 руб.
2 613 839,10 – 1 284 437, 37 = 1 329 401, 75руб.
Т.е. собственники остались должны управляющей компании за тепловую энергию
1 329 401, 75 руб.
По МУП УИС ситуация другая. Было выставлено 2 157 852, 17 руб., при этом фактический расход тепловой энергии был на сумму 717 239 руб. Т.е. МУП УИС осталось должно жителям 1 440 613, 25 руб.
Шаг пятый. Получается, что жители должны доплатить 1 329 401, 75 руб. управляющей компании, при этом МУП УИС им должно вернуть 1 440 613, 25 руб.
1 440 613, 25 – 1 329 401, 75 = 111 211, 50 руб.
Итого: 111 211, 50 руб. должно вернуть МУП УИС жителям дома.
Шаг шестой. Высчитываем сумму возврата на 1 кв.м: 111 211, 50 руб. (общая сумма возврата) / 15 009,7 кв.м (площадь дома) = 7, 409 руб./кв.м.
Шаг седьмой. Осталось площадь конкретной квартиры умножить на 7,409 руб./кв.м. Например, по квартире площадью 54,8 кв.м. суммарный возврат по плате за отопление составит: 54,8 кв.м х на 7,409 = 406,03 руб. Т. е. жителям этой квартиры в январе 2020 года МУП УИС вернет 406,03 руб.

Если у Вас остались вопросы, их можно направить на электронный адрес kc@mup-uis.ru, задать по многоканальному телефону 8-800-250-52-80 (звонок бесплатный с мобильного и с городского телефона), либо по WhatsApp: +7-917-360-05-10 (не предназначен для звонков). Служба сбыта МУП УИС находится по адресу: Уфа, улица 50 лет Октября, дом 15 (вход со стороны Бульвара Ибрагимова). Время работы: понедельник-пятница: 8:30 – 21:00; суббота: 10:15 – 19:00; воскресенье: выходной.

*В связи с вступление в действие Постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2019 года №596 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Башкортостан», с начала отопительного сезона 2019-2020гг. изменен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению с равномерного в течение года (1/12) на оплату в отопительный период (1/8).

Как сделать перерасчет за отопление?

В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

Общие моменты по оплате отопления

Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:

— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).

Варианты оплаты отопления: старое и новое

Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.

Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.

1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
  2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— на основании показаний ИПУ данного помещения;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.

Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— по показаниям ИПУ;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:

— если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;

— этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.

В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).

Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:

— чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;

— чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.

В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи. А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.

Слабые места регулирования платы за отопление

Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению. Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме). Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры. При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет. В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом. В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354). А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

Не хотите переплачивать за отопление – почитайте новые правила

Не хотите переплачивать за отопление – почитайте новые правила

С 1 января 2019 г. начали действовать изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Так удалось решить проблему, которая касалась тысяч жителей: они были вынуждены платить за отопление не по показаниям индивидуальных приборов учета, а по усредненным нормативам потребления. Это происходило потому, что их права были поставлены в зависимость от недобросовестного поведения соседей, у которых индивидуальные приборы учета отсутствовали.

Как рассчитывается плата за отопление?

Начисление платы за полученную тепловую энергию производится по показаниям приборов учета тепла. Существуют общедомовые и индивидуальные приборы учета. Первые предназначены для учета потребления тепловой энергии всем многоквартирным домом за расчетный период, а вторые – в каждой квартире. Расчет за отопление производится исходя из количества тепла, потребленного за определенный период, по цене, указанной в договоре о предоставлении коммунальных услуг.

Как поведение соседей влияло на сумму в квитанции?

Ранее действовали правила, которыми устанавливалось, что если хотя бы один индивидуальный прибор учета в многоквартирном доме вышел из строя, то остальные индивидуальные приборы не используются для расчета платы за отопление.

К примеру, в доме, оборудованном общедомовым прибором учета отопления, один из жильцов не следил за исправностью индивидуального прибора, из-за чего он вышел из строя. После этого все добросовестные жители дома автоматически становились обязанными оплачивать отопление по установленным нормам, а не по показаниям своих индивидуальных приборов учета. В большинстве случаев это приводило к увеличению суммы, указанной в квитанции.

Новые правила: сверх положенного платить не придется?

Новыми правилами установлена возможность расчета размера платы за отопление по показаниям индивидуальных приборов в домах, которые оснащены общедомовым прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами. То есть теперь вне зависимости от того, все ли квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета, жители будут оплачивать только то тепло, которым они воспользовались. Таким образом, собственники получили «тепловую независимость» от своих соседей и вправе подать заявление на перерасчет оплаты, если до этого они за отопление переплачивали.

Теперь жители не будут платить и за тепло, которое они не получали?

Также новыми Правилами предоставления коммунальных услуг установлено, что платить за отопление только мест общего пользования смогут собственники жилых помещений, которые перешли на индивидуальное отопление, т.е. демонтировали приборы централизованного отопления, и собственники помещений, в которых технической документацией на дом не предусмотрены приборы отопления.

Ранее они оплачивали централизованное отопление как своей квартиры, так и мест общего пользования, а также за свой счет обеспечивали эксплуатацию индивидуальных источников тепловой энергии. То есть жители, которые перешли на индивидуальное отопление, демонтировав централизованное, к примеру убрав из своей квартиры все батареи, должны были платить за отопление не только общего имущества дома, но и принадлежащих им квартир. Тем самым они фактически оплачивали ту услугу, которая им не оказывалась.

Теперь эта проблема решена. Если собственник квартиры решил отключиться от общего централизованного отопления и обогревать свое помещение индивидуально, к примеру с помощью обогревателя «ветерок», то он не должен оплачивать централизованное отопление по нормативу, рассчитанному исходя из площади своей квартиры, как это было раньше. Он будет оплачивать отопление только небольшой части дома, относящейся к местам общего пользования (подъезд, лестничная площадка).

Новые правила действуют, несмотря на то что в Жилищный кодекс еще не внесли изменения?

Рассмотренные изменения нашли свое отражение в законопроекте о внесении изменений в ст. 157 Жилищного кодекса. В нем предлагается уточнить порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме.

В законопроекте указывается, что размер платы за отопление рассчитывается в порядке, который предусматривается Правилами предоставления коммунальных услуг, с учетом площади помещения собственника и объема потребленной им тепловой энергии. Объем потребления предлагается определять исходя из показаний коллективного или индивидуальных приборов учета либо одновременно обоих.

В случае принятия законопроекта вопрос порядка оплаты коммунальных услуг по отоплению будет решен окончательно. Так удастся исключить ситуации, когда собственники помещений в многоквартирных домах переплачивают за услуги, которые им фактически не оказывались либо оказывались в меньшем объеме.

Хотя поправки в Жилищный кодекс еще не приняты, и можно предположить, что вступят они в силу только с конца 2019 г., новые Правила уже действуют и обязательны для исполнения, поэтому собственники помещений в многоквартирных домах уже вправе рассчитывать на все благоприятные изменения.

Что делать, если плата за отопление завышается?

Несмотря на то что изменения в Правила уже вступили в силу, возможны ситуации, когда в квитанциях сумма за отопление остается завышенной. Такое может случиться из-за технических ошибок при формировании квитанций, по причине неосведомленности управляющей компании об изменениях законодательства либо осознанных злоупотреблений со стороны управляющей компании, рассчитывающей на незнание граждан о вступлении в силу нового порядка расчета платы за отопления.

В случае обнаружения в квитанции необоснованно высокой суммы необходимо обратиться в управляющую компанию, обслуживающую дом, с заявлением о перерасчете платы за отопление. В нем необходимо сослаться на постановление правительства 1 , которым были изменены Правила предоставления коммунальных услуг, а также сообщить о намерении обратиться в суд в случае отказа в удовлетворении заявления.

Если эти доводы окажутся неубедительными и заявление останется без удовлетворения, то необходимо обратиться в суд по своему месту жительства (месту нахождения помещения, с которым связан спор) с исковым заявлением к управляющей компании об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу (отопление).

1 Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме».

Как сделать перерасчет за отопление – правила, нормы, советы

С наступлением отопительного сезона потребители, проживающие в многоэтажных домах, часто сталкиваются с тем, что отопление в квартире работает плохо, а платить за него приходится очень много. В статье мы постараемся подробно рассказать, как и когда делается перерасчет за отопление, что делать, чтобы его добиться, а также какими способами можно повысить эффективность батарей в квартире своими силами.

перерасчет за отопление в каких случаях

Температурные нормы

Теплоснабжающие организации выставляют населению счета за отопление, подразумевая, что в квартирах температура воздуха находится в пределах нормативных показателей. Для многих это понятие остается довольно туманным, а между тем несоблюдение температурного режима может стать основанием для перерасчета за отопление.

Рассмотрим нормативную базу, в частности, температурный график, Постановление Правительства РФ №354 от 06.05.2011:

  • В регионах, где в наиболее холодные 5 дней зимы средняя температура воздуха не опускается ниже -30 ℃, нормой для комнат в середине квартиры будет 20 ℃, а для угловых и торцевых помещений – 18 ℃.
  • Если в самые холодные дни средняя температура воздуха на улице составляет -31 ℃ и ниже, то нормы для квартир повышаются до 22 ℃ и 20 ℃ соответственно. При таких показателях стены здания не промерзают насквозь даже при условии плохой теплоизоляции.

основания для перерасчета за отопление

Обратите внимание, что в СНиПах можно найти нормативные данные по каждой комнате в квартире. Например, норма для кухни – 18 ℃, а для ванной и туалета – 25 ℃. Тем не менее, такая разбивка не поможет вам добиться перерасчета за отопление, если температура в большинстве помещений укладывается в норматив.

Указанный выше нормативный документ регламентирует также максимальный срок отключения отопления в случае аварий или срочного ремонта:

  • общая продолжительность простоя отопительной системы не может превышать 24 часов в течение месяца;
  • максимальное время, на которое разово можно отключить отопление, составляет 16 часов, при условии, что в квартире температура не опустится ниже 12 ℃.

Фактическая температура воздуха не должна превышать расчетные данные более чем на 4°. Снижение температуры ниже нормы более чем на 3° допускается только ночью, между 0 и 5 часами утра.

заявление на перерасчет отопления

Стоит отметить, что если в квартире находится сразу несколько стояков, их неравномерный прогрев не является основанием для перерасчета, пока общий температурный показатель не опускается ниже нормы.

Как составить акт о несоответствии температур

Любое заявление на перерасчет отопления можно подать только в соответствующем порядке и с соблюдением процедуры. Прежде всего, должен быть документально зафиксирован факт несоответствия фактической температуры в квартире показателям, указанным в нормативных документах. Для этого нужно пригласить представителя коммунального предприятия, поставляющего тепло в дом. Он должен произвести замер температуры и внести ее в бланк акта, поставив на нем свою подпись.

когда делается перерасчет за отопление

Обязательные реквизиты акта – это дата и время проведения замеров. Чтобы выяснить, в течение какого времени тепло в квартиру не поставлялось в полной мере, потребуется, по меньшей мере, два подобных акта. Один составляют в начале периода сбоя, а второй – по его окончании.

Оформление заявления

Чтобы получить перерасчет за услуги в связи с отсутствием отопления, помимо акта потребуется составление заявления. Писать его можно в произвольной форме на имя руководителя коммунального предприятия – поставщика тепла.

как сделать перерасчет за отопление

В заявлении важно указать такие сведения:

  • Привести показания фактической температуры воздуха на улице и в квартире в момент подписания актов, а также в течение месяца или даже отопительного сезона, если это возможно.
  • Обосновать свои претензии нормативными документами, в которых приведены нормы температур в квартирах. Это лишит ответственных лиц коммунальных служб возможности отказать в перерасчете. К тому же, очень часто официальные представители утверждают, что для любых помещений во всех регионах нижней нормой температуры будет 18 ℃, а это далеко не так.
  • Свои требования нужно сформулировать конкретно. Если вы хотите добиться перерасчета, укажите период и сумму компенсации ущерба, которая бы вас удовлетворила. Если же вы просто хотите, чтобы в квартире снова было тепло, то об этом и скажите.

Как посчитать сумму перерасчета

Чтобы понять, как сделать перерасчет за отопление самостоятельно, за основу нужно взять пункт 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам Постановления Правительства ПФ №307 от 23.05.2006 года.

Из этого документа следует, что за отклонение температуры ниже нормы на каждый 1° за час стоимость оплаты снижается на 15 %. При этом в течение 5 часов ночного времени разрешено снижение нормы на 3°.

Предположим, что в одном из городов Сибири, где температура в декабре ниже -31 ℃, в течение месяца в квартире, расположенной в центре здания, было всего 15 ℃ тепла. При этом выставлен счет за отопление на 2500 рублей.

в связи с отсутствием отопления

Расчет будет выглядеть так:

  1. Общая норма 20 ℃ в ночное время на 5 часов снижается до 17 ℃, то есть до нормы недостает 2°. Ночных часов в месяце будет 155. Итак, за ночное время можно требовать компенсацию: 2500÷744 (часов в месяце)×155×2×0,15=156 рублей.
  2. Во все остальное время суток отклонение от нормы будет уже на 5°. В течение месяца таких часов будет 589. Расчет компенсации будет следующим: 2500÷744×589×5×0,15=1484 рубля. В сумме обслуживающая компания должна компенсировать потребителю 1640 рублей.

В примере мы рассмотрели отклонение от нормы на 2-5° в зависимости от времени суток. Если такое отклонение будет больше, то и сумма компенсации соответственно возрастет. Однако законом РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» установлен лимит пени или неустойки, который составляет размер полной стоимости предоставленных услуг. Следовательно, сколько бы компенсации вам ни насчитали, она не будет превышать стоимости отопления за месяц.

Возможные спорные моменты

Стоит упомянуть о том, в каких случаях перерасчет за отопление вам, вероятнее всего, откажутся выполнять.

Уровень утепления

Степень теплоизоляции квартиры, отсутствие щелей под окнами, наличие дополнительного утепления стен и потолка – все это исключительно прерогатива потребителя. Это значит, что если представитель теплоснабжающей компании придет и зафиксирует, что батареи горячие, даже если в целом в квартире холодно, то на компенсацию стоимости услуг можно не рассчитывать.

Наличие воздушных пробок в стояке

Проблема наличия воздушных пробок в стояках является не столько проигрышной, сколько довольно спорной и гипотетической.

В начале отопительного сезона слесари обслуживающей компании должны запустить систему отопления, убедиться, что она функционирует корректно. Однако краны Маевского в домах нижнего розлива очень часто устанавливают в квартирах на верхних этажах. Если хозяев нет дома, то работа слесарей осложняется.

как снизить оплату за отопление

Как правило, весь воздух из системы постепенно выгоняется в течение первых нескольких суток после запуска системы. Нередко воздух из стояков можно выгнать и в подвале через сбросы. Однако если жильцов квартир застать не удалось или в них никто не проживает, а температура на улице упала настолько, что это грозит разморозкой системы, принимают кардинальные меры. Квартиру вскрывают, пригласив полицейского, понятых и работника ЖКХ. После завершения мероприятий жилье закрывают и опечатывают.

Стоит отметить, что такие меры, как правило, не требуются, поскольку в начале сезона в квартирах еще сохраняется остаточное тепло.

Засоры в радиаторах

При использовании чугунных батарей с боковой разводкой труб последние секции часто засоряются и покрываются илом. Это в свою очередь приводит к ухудшению их теплоотдачи, а значит, и понижению температуры воздуха в квартире. Промывка радиаторов возможна при условии наличия специального крана и является платной услугой.

Тем не менее, поддержание чистоты и работоспособности радиаторов, установленных обслуживающим предприятием, является их прямой обязанностью. Если разводка в доме выполнена правильно, после гидропневматической промывки стояков мусора в радиаторах обычно не остается.

в связи с отсутствием отопления

Как правило, в таких случаях представители обслуживающих компаний предлагают потребителям компромиссное решение. На радиаторах снимают пробки, устанавливают промывочные краны, проводят профилактические работы. По завершении мероприятий пробки монтируют на прежние места, запускают отопительный стояк и еще раз выгоняют из него пробки воздуха – через подвал или квартиру на верхнем этаже.

Стоит отметить, что если жильцы квартиры проводили какие-либо работы с отопительной системой, например, поставили более современные радиаторы с улучшенными характеристиками, то для них вопрос, как снизить оплату за отопление, останется, скорее всего, неразрешенным. Дело в том, что специалисты обслуживающей компании просто не станут разбираться в тонкостях на местах, и доказать, что снижение температуры в квартире связано не с новым оборудованием, а с некачественной работой поставщика тепла, будет крайне сложно.

Как сохранить в квартире тепло

Исходя из перечисленных выше спорных вопросов, можно сформулировать общие рекомендации для жильцов квартир по сохранению тепла:

  1. Стоит позаботиться об утеплении оконных проемов и устранении щелей под подоконниками. Идеальным вариантом будут окна с тройными стеклопакетами и стеклами с эффектом энергосбережения. К тому же, все щели и перекосы можно закрыть уплотнительной лентой на клеящей основе.
  2. В квартирах на верхних этажах при запуске отопления всегда скапливается воздух. Для его стравливания на каждом радиаторе должен быть кран Маевского. Важно убедиться в его работоспособности – лучше всего вне отопительного сезона, чтобы избежать проблем.
  3. Если у вас чугунные батареи, на них нужно установить промывочные краны, особенно при наличии боковой разводки.
  4. На вентиле перед радиатором желательно разместить перемычку. Если вентиль перекрыт, сквозь отопительный прибор будет протекать намного больше горячей воды. Обратите внимание, что убирать перемычку совсем не нужно. Она, в комплексе с дросселями и вентилями на подводке, может помочь снизить теплоотдачу радиатора, если в квартире очень жарко, но не лишая при этом тепла соседские квартиры.
  5. Что касается радиаторов с большим количеством секций, то для них важно подобрать правильный тип разводки. Оптимальным будет диагональное или нижнее подключение, чтобы все секции прогревались равномерно. Безусловно, монтажными работами лучше озаботиться не зимой.

Приведенные расчеты и общие рекомендации призваны помочь вам защитить свои права в случае споров с обслуживающими компаниями, а также сохранить тепло в доме, насколько это возможно сделать своими силами.

Ссылка на основную публикацию