Что такое гостевой режим для детей-сирот и как этого добиться?

Гостевой режим – обращаемся в администрацию детского дома.

б копия свидетельства о рождении ребенка, заверенная в установленном законом порядке, либо паспорт ребенка, достигшего 14 лет;.

Гостевой режим для детей-сирот: плюсы и минусы

Вопросы организации гостевого режима для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обсудили в Москве священники, психологи и добровольцы

13 сентября в московском храме царевича Димитрия при 1-й Градской больнице прошел семинар «Гостевой режим для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы и пути их решения». В семинаре, организованном Синодальным отделом по благотворительности, участвовали священнослужители, психологи и православные добровольцы, опекающие детские дома. Они обсудили юридические основания и психологические особенности передачи детей-сирот на временное пребывание в семью, а также поговорили о возрастной специфике, влияющей на адаптацию детей в условиях гостевого режима. Модератором семинара выступила руководитель направления помощи семьям Синодального отдела по благотворительности Екатерина Борисенкова.

Открыл работу семинара председатель Комиссии по церковному социальному служению города Москвы протоиерей Михаил Потокин. По его словам, сегодня многие выпускники детских домов оказываются не готовы к самостоятельной жизни, поскольку ничего не знают о жизни в семье.

«В общественном совете Департамента соцзащиты города Москвы этот вопрос регулярно поднимается на совещаниях, ведь статистика по выпускникам детдомов не очень хорошая: многие из них оказываются не готовы вести самостоятельный образ жизни, осваивать профессию, входить в общество, – отметил отец Михаил Потокин. – Проблема не только в том, что они жили в условиях, где были всем обеспечены, где всё делали за них, – это и внутренний, душевный, духовный вопрос, потому что в семье выстраиваются некие отношения. Ребенок, который растет в семье, пусть даже в неполной, и ребенок без семьи – это разные люди. Сейчас это проблема номер один для сиротских учреждений: какова будет дальнейшая судьба этих детей, как решить проблему их приобщения к жизни общества, в которую им придется войти».

Одним из вариантов решения этой проблемы может стать гостевая семья для ребенка, который лишен собственной семьи, отмечалось в ходе семинара. Порядок передачи детей-сирот на временное пребывание в семьи регулируется постановлением Правительства РФ №432 от 19 мая 2009 года, объяснила старший юрист Отдела по благотворительности Наталья Старинова. Дети могут находиться в семье 3 месяца, в некоторых случаях, когда необходимо направить ребенка на лечение или отдых, этот срок может быть продлен до полугода. Братья и сестры не разлучаются, а направляются в семью вместе. Кроме того, от ребенка старше 10 лет обязательно получить согласие на передачу его в семью, без которого возможность проживания ребенка в семье не рассматривается.

Старший юрист Синодального отдела рассказала, какие документы необходимы для оформления гостевого режима, каким категориям граждан законодательно запрещено брать детей на временное проживание в семью. Спорные моменты могут возникнуть при оценке жилищно-бытовых условий человека, желающего оформить гостевое пребывание ребенка, но отказ органов опеки может быть оспорен в судебном порядке. Кроме того, при оформлении гостевого режима учитывается этническое происхождение ребенка, его принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, а также возможность обеспечить ребенку преемственность в воспитании и образовании, напомнила она.

О плюсах и минусах гостевого режима рассказала психолог Елена Лутковская

Собственным опытом усыновления и налаживания взаимоотношений с приемным ребенком поделилась психолог Елена Лутковская. Она отметила, что гостевой режим несет в себе как плюсы, так и минусы. «Основной минус – в том, что ребенка все равно придется возвращать обратно в спецучреждение, – отметила психолог. – При этом есть риск ретравматизации ребенка, от которого уже однажды отказались родители, а теперь ему может быть больно и обидно, что его «повторно» отправляют в детдом, что взяли в семью не навсегда. С другой стороны, в семье он получает опыт реальных отношений, которые больше не увидит нигде, а они для него необходимы. При этом взрослые, которые берут ребенка в семью, должны отнестись к этому со всей ответственностью, честно и искренне общаться с ребенком, чтобы не навредить ему».

Еще один минус гостевых отношений – в том, что ребенок может не получить опыта реальной жизни в семье, потому что для него создадут «праздничные», максимально комфортные условия. «Есть соблазн окружить сироту подарками, непрерывными развлечениями, но будет гораздо лучше, если взрослые постараются сделать так, чтобы ребенок просто «встроился» в жизнь семьи: если решили печь пирог, то печем все вместе, если пришло время уборки – то пусть и он поучаствует и поможет. Не нужно создавать для него никаких специальных условий», – считает Елена Лутковская. Также нужно избегать ситуаций, в которых у ребенка может сформироваться потребительское отношение к взрослым и к другим членам семьи, отметила психолог.

Неоспоримый плюс гостевого режима, который при правильной подготовке нивелирует все эти минусы – это опыт общения со взрослым «один на один», говорит Елена Лутковская. «Это единственная невосполнимая вещь, которой лишен ребенок из детдома, окруженный многими воспитателями, нянями. Здесь, в семье, он все время находится с одними и теми же людьми, и поэтому ему приходится учиться выстраивать с ними личные отношения. Жизнь в семье также позволяет расширить опыт ребенка – не только социальный и бытовой, но и географический, эстетический», – отметила психолог.

О возрастной специфике, влияющей на адаптацию ребенка в условиях гостевого режима, рассказала руководитель Центра семейного устройства – совместного проекта Марфо-Мариинской обители и православной службы «Милосердие», детский психолог Анастасия Пелячик. По ее словам, для ребенка после 7 лет самой значимой фигурой в его жизни становится учитель, взрослый-наставник. «Если у нас получится хотя бы на выходных, на каникулах быть тем самым значимым взрослым, к которому ребенок тянется, которого уважает и от которого хочет узнать что-то новое, воспринять от него образцы поведения, – это было бы прекрасно. А если мы сможем еще и развивать ребенка, проводить какие-то обучающие занятия, то мы ребенку-сироте окажем неоценимую услугу», – говорит Анастасия Пелячик.

Наоборот, после 15 лет наладить контакт с молодым человеком, не имевшим опыта жизни в семье, с большой вероятностью будет очень сложно и высокотравматично для подростка, предупредила детский психолог. «Подросток, который не ориентирован на взрослого человека, вряд ли сможет встроиться в сложившуюся семейную систему, принять авторитет отца, уважительно относиться к матери», – подчеркнула она.

Усыновление подростка и его адаптация в этом возрасте находятся под большим вопросом, но помочь таким детям-сиротам можно, считает психолог. «В этом смысле гостевой режим как раз является оптимальной формой, потому что мы с ребенком дружим, мы не ставим его в зависимую позицию, не говорим, что он обязан подчиниться нам – подросток этого не примет. А когда мы приглашаем ребенка в гости, показываем ему образец семейных отношений, наш совместный быт и общение – мы даем ему шанс, и потом он сам примет решение, в том числе и то, как строить свою будущую семью», – говорит Анастасия Пелячик.

С опытом работы фонда поддержки семьи и детей «Хранители детства» участников семинара познакомила директор фонда Анна Кочинева. «Если люди пока не готовы к такому ответственному шагу, как усыновление, но хотят подарить ребенку-сироте ощущение тепла и заботы, сходить с ним в кино, в парк, заняться спортом, то наша программа «Чудеса по выходным» как раз для таких людей», – отметила Анна Кочинева. Специалисты фонда помогают познакомиться и подружиться с ребенком или подростком, чтобы стать для него гостевой семьей, курируют этот процесс, оказывают психологическую и консультационную поддержку.

По итогам семинара было принято решение о проведении онлайн-занятий, которые позволят более детально остановиться на проблемных вопросах гостевого режима и основных этапах подготовки к принятию ребенка в гостевую семью.

Пресс-служба Синодального отдела по благотворительности

По ее словам, для ребенка после 7 лет самой значимой фигурой в его жизни становится учитель, взрослый-наставник.

Гостевой режим для детей сирот

Социальная и психологическая адаптация детей-сирот – важный воспитательный аспект. Приглашение детей пожить в семье дает возможность решать эту проблему. У ребенка появляется возможность узнать формы семейного общения, досуга.

  1. Гостевой режим: как это
  2. Для кого из детей гостевой режим
  3. Что нужно для гостевого режима
  4. Оформление семьи выходного дня
  5. Как проходит процедура
  6. Какие нужны документы

Гостевой режим как это.

Для чего нужен гостевой режим

Гостевой режим помогает оказать помощь ребенку без оформления его постоянного проживания в семье. Ребенок может остаться у опекающих его взрослых, но ненадолго. Как правило, срок проживания в семье, по условиям гостевого патроната варьируется от одного дня до месяца. Обычно это выходные и праздничные дни, а также дни каникул.

Как показывает практика, визитами в гости общение ребенка и наставника не ограничивается. Впоследствии между взрослым и ребенком возникают доверительное отношения, они могут созваниваться, переписываться.

Пребывание ребенка в семье помогает ему сформировать навыки, которые в детском учреждении он не получит.

Часто гостевой режим является первым шагом на пути к созданию настоящей приемной семьи. Перед тем как оформить усыновление или опеку, взрослые, пользуясь гостевым патронатом, узнают ребенка поближе.

Но ведь для любого обычного ребенка совершенно нормальная история поехать на каникулы к бабушке или к другим родственникам, а потом вернуться.

teterski

Более того, с ростом количества принимающих семей, появилась возможность включения в проект и новых воспитанников.

Первый шаг к усыновлению

Наставничество часто используется будущими усыновителями для создания дружеских отношений с ребенком, которого они планируют забрать в семью навсегда.

Дети узнают взрослых, привыкают к особенностям их жизни, привычкам, потом им легче жить вместе.

С другой стороны будущие родители могут точно определиться со своими желаниями и возможностями. Иногда ребенок так и не бывает усыновлен, но продолжает посещать чужую ему семью на выходных.

Они учатся взаимодействовать с незнакомыми людьми, видят внутреннее устройство семьи, социальные роли родителей.

Погостить на карантине

Детей берут на временную опеку, так называемый гостевой режим. Оформить его могут не только сотрудники детских домов или благотворительных фондов, но и потенциальные опекуны, прошедшие школу приемных родителей, но еще не получившие заключение соцзащиты. Для этого нужно предоставить пакет документов в администрацию детского дома или другого социального учреждения.

Как правило, решение выносят в течение недели, но в период карантина сроки рассмотрения существенно ускорились. Контроль за безопасностью и здоровьем ребенка также находится в ведении органов опеки и попечительства. Если сам ребенок не захочет поехать в конкретную семью, ей будет отказано во временной опеке.

В первую очередь детей пытаются передать в семьи, которые имеют личный контакт с ребенком, чтобы ему было легче адаптироваться, рассказала «Известиям» глава фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.

— Сегодня есть договоренность с департаментом соцзащиты о том, что дети могут быть устроены в семьи людей, с которыми они знакомы, — родственников, волонтеров-наставников, сотрудников НКО, которые с ними работали. Это нужно для того, чтобы была уверенность, что ребенок нормально адаптируется и это не будет для него травматичным, если мы говорим о временном устройстве. Плюс взять ребенка могут семьи, которые прошли школу приемных родителей и имеют на руках почти полный комплект о возможности быть опекуном, — рассказал Альшанская.

По ее словам, потенциальные опекуны, имеющие документы, могут взять не только ребенка, которого они планировали усыновить, но и другого воспитанника. В первую очередь в семьи пытаются определить детей с разными сложностями по здоровью, потому что нахождение внутри коллектива создает для них большие риски.

— Есть дети, за которые директора интернатов волнуются в первую очередь и хотят, чтобы они провели это время в семье. Если родители собрали пакет документов, но еще не получили заключение в опеке, у них есть возможность на время эпидемии стать опекуном. Руководство старается определить детей в семьи, которые справятся с этой ситуацией. Мы понимаем, что когда речь идет о незнакомом для ребенка взрослом, то ситуация чуть сложнее. Особенно если мы говорим о временном устройстве, — добавила глава фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Фонд уже передал в органы опеки список семей, готовых принять детей на время карантина. В нем больше 40 фамилий, но в фонде надеются, что список будет расширяться. Первые 10 воспитанников уже находятся в семьях.

— Очень надеюсь, что ситуация не будет тормозиться и мы успеем всё сделать вовремя. Если в детских домах начнутся заражения, то что-то сделать будет значительно сложнее. Органы опеки идут навстречу, но муниципальные отделения не подчиняются департаменту социальной защиты. С ними возникли сложные истории. Надеюсь, эти люди поймут, что проволочки могут дотянуть до невозможности передачи ребенка, — подчеркнула Альшанская.

По ее словам, даже переход на вахтовый метод работы в детских домах не может гарантированно уберечь детей от заражения коронавирусом. Дети в интернате находятся, по сути, в месте массового скопления людей, и минимизировать контакты внутри учреждения невозможно. Сменный график подходит далеко не всем. Например, женщины, имеющие маленьких детей или пожилых родственников, не могут надолго оставить собственную семью ради работы. Из-за этого часть персонала детских домов начала увольняться с работы.

— Сделать так, чтобы персонал не приходил или не уходил несколько месяцев, мы не можем. Во многих регионах учреждения уже потеряли от трети персонала, потому что не все могут вот так на две недели оставить собственную семью. Из-за уменьшения состава персонала дети находятся в состоянии ограниченного ухода, растут риски, в том числе насилия и жестокого обращения со стороны старших детей. В силу стрессовых факторов у детей в интернатах иммунитет ниже, чем у сверстников с такими же показателями здоровья, — резюмировала глава фонда «Волонтеры в помощь детям сиротам».

Читайте также:  Общая система налогообложения для ООО и ИП: что это, налоги и отчетность

А Лиля как раз учится на медсестру и умеет с этим обращаться, поэтому у них всё удачно сошлось они приятно проводят время вместе.

Возраст детей

По закону взять на временное проживание допускается детей возраста от 3 до 18 лет. Это обуславливается тем, что до установленного нижнего предела сирота требует постоянного ухода и присмотра. А после достижения 18 лет, человек становится совершеннолетним и может самостоятельно принимать решения.

не имеет гражданство;.

Документы собраны, заключение получено, что дальше

Теперь нужно обращаться в администрацию детского дома, предоставив им следующие документы:

а) заявление о временной передаче ребенка (в свободной форме);

б) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);

в) заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка в семью (или же заключение о возможности быть усыновителем или опекуном);

г) письменное согласие совместно проживающих совершеннолетних, а также детей старше 10 лет.

Далее администрация детского учреждения должна зарегистрировать заявление, предоставить сведения о детях, которых можно принять на временное пребывание и организовать первую встречу с ребенком.

Принимая решение администрация детского учреждения должна учитывать много факторов: желание самого ребенка (пожелания ребенка старше 10-ти лет могут быть написаны им самим); отношения между вами, ребенком и остальными членами семьи; если у ребенка в этом же детском доме есть братья и/или сестры, забирать в гости нужно всех; а также этническое происхождение ребенка (возможность обеспечения преемственности в языке, культуре и религии в соответствии с его происхождением).

Это решение должно быть принято в течение 7 дней с даты подачи документов в администрацию детского дома. При положительном решении выпускается приказ руководителя детского учреждения, с которым вы должны быть ознакомлены под роспись.

Отрицательное решение тоже оформляется письменно с указанием причин отказа.

Такие профессиональные приемные семьи очень нужны нашим детям, но пока институт профессиональной семьи в нашей стране находится в зачаточном состоянии.

Официальный сайт администрации города Керчи

Что такое временная передача детей в семьи? Это – пребывание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан, в так называемом «гостевом режиме», во время нерабочих и праздничных дней, выходных или каникул.

Зачем производится временная передача детей в семьи? С юридической точки зрения, временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью, это не опека и не усыновление.

Для принимающей семьи такой шаг является формой дружеского общения с ребенком. Для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, каникулы или выходные, проведенные в полноценной семье, являются уроком социальной адаптации в реальном мире. Кроме того, передача ребенка в «гостевую» семью может служить и первым шагом к усыновлению, к устройству под опеку, возможностью для взрослых и ребенка лучше узнать друг друга, понять, смогут ли они жить в одной семье.

Само собой разумеется, что учреждение, передающее детей-сирот, сохраняет права и обязанности по их содержанию и воспитанию. Представители данной организации имеют право на надзор за «гостевой семьей» и контроль пребывания в ней ребенка.

Взять ребенка из детского дома, из школы-интерната в семью в «гостевом режиме» имеет право любой гражданин Российской Федерации, достигший совершеннолетия, за исключением лиц, предоставляющих опасность для жизни, здоровья и психики ребенка (например, в случае признания недееспособности, алкоголизма или наркомании, лишения родительских прав или отстранения от обязанностей опекуна).

Для оформления временной передачи ребенка в семью необходимо собрать и представить в орган опеки и попечительства по месту своего проживания следующие документы: копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала); справку органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан (действует 1 год); выписку из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи;справку лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина заболеваний, препятствующих принятию ребенка в семью (действует 6 месяцев).

В течение 15 дней представители органов опеки и попечительства обязаны проверить подлинность предоставленных документов. Кроме того, они проводят обследование жилого помещения, предполагаемого для временного проживания ребенка. После истечения этого срока представителям «гостевой семьи» выдается либо заключение о возможности временного пребывания ребенка в семье сроком на 1 год, либо аргументированный отказ в письменной форме.

Если препятствием к передаче ребенка в семью для «гостевого пребывания» являются несоответствующие жилищно-бытовые условия, существует вариант общения с ребенком вне занимаемой гражданами жилплощади. В этом случае принимающая семья может забирать ребенка из организации для детей-сирот в дневные часы, в соответствии с распорядком дня, или выехать с ним для отдыха или санаторно-курортного лечения (необходимо предоставить в органы опеки туристическую путевку).

После получения письменного разрешения на временную передачу ребенка в семью гражданин должен предоставить в организацию, из которой он желает взять ребенка, документы: заявление о временной передаче ребенка в свою семью (в свободной форме); копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала); заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка в семью гражданина или имеющееся у гражданина заключение о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном или попечителем, выданное этим органом в установленном порядке; согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а также несовершеннолетних, достигших 10-летнего возраста членов его семьи на временную передачу ребенка в семью гражданина, выраженное в письменной форме. Окончательное решение о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина принимается руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По закону, временная передача в семьи детей возможна в возрасте от 3 до 18 лет. Однако, по мнению детских психологов, пребывание в семьях в «гостевом режиме» приемлемо для детей от 7 лет и старше. Детям младшего возраста трудно объяснить, что их приглашают именно в гости, и они будут травмированы, когда придет время возвращаться обратно в учреждение для детей-сирот. Максимальную пользу передача в семью в «гостевом режиме» приносит подросткам, так как их устройство в приемные семьи уже практически невозможно. Временное же пребывание в семьях позволяет таким детям получить хотя бы самые необходимые навыки социальной адаптации, дарит им уникальный опыт семейных отношений.

Какие условия должна обеспечить ребенку принимающая сторона? Требования для временной передачи ребенка в семью практически те же, что и при оформлении усыновления или опеки. Ребенок должен иметь свое спальное место. Также представители «гостевой семьи» должны позаботиться об индивидуальном пространстве для ребенка, где он сможет отдыхать, хранить свои книги, игрушки и личные вещи.

Каков срок временного пребывания ребенка в семье?

Срок может варьироваться от 1 дня до 1 месяца, по решению органов опеки и попечительства. Если интересы ребенка требуют более длительного пребывания в семье (например, прохождение курса лечения или реабилитации, выезд на отдых, каникулы длительностью более 1 месяца и т.д.), данные обстоятельства должны быть подтверждены документально. После этого может быть вынесено решение о продлении срока «гостевого пребывания» в семье до 3 месяцев.

Пригласить ребенка в семью для временного пребывания – непростое решение. «Гостевая семья», пусть и временно, полностью берет на себя ответственность за жизнь и здоровье ребенка, за его эмоциональный комфорт. Однако людям, которые по ряду причин не могут усыновить ребенка или оформить опеку, но при этом готовы поделиться своим семейным теплом с детьми, оставшимися без попечения родителей, стоит всерьез подумать о такой возможности.

Само собой разумеется, что учреждение, передающее детей-сирот, сохраняет права и обязанности по их содержанию и воспитанию.

Гостевой режим: как сироты и воспитанники интернатов переживают изоляцию

В Белгородской области сотрудники детских домов забрали к себе в семьи почти сотню воспитанников на время карантина. Благодаря действиям персонала в области будут полностью закрыты три социально-реабилитационных интерната. Благотворительные фонды «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и «Дом с маяком» смогли забрать детей из социальных учреждений на время пандемии. Почему воспитанники детских домов и психоневрологических интернатов находятся в особенно уязвимом положении и как им пытаются помочь — в материале «Известий».

Разобрали по семьям

С середины апреля социальные учреждения соцзащиты, в том числе детские дома и психоневрологические интернаты, были закрыты на карантин. Из-за ограничений в них не могут попасть волонтеры, а сами воспитанники находятся в группе риска. Сложность заключается в том, что в детском доме фактически невозможно обеспечить изоляцию каждого воспитанника, а персонал вынужден ежедневно ездить до работы и обратно зачастую на общественном транспорте. В ряде регионов учреждения ввели непрерывный режим работы для персонала: сотрудники трудятся сменами по две недели.

В Белгородской области в детских домах остаются свыше 270 детей. С ними круглосуточно находятся сотрудники учреждения, в том числе медицинский персонал.

— Сформированы дежурные смены сотрудников из числа медработников, врачей, соцработников, реабилитологов и других специалистов. Они будут 14 дней в две смены обеспечивать сохранение того уровня соцуслуг, который был и до карантина. Для получателей социальных услуг ничего не изменится, — заявила начальник управления соцзащиты населения Белгородской области Елена Батанова.

В Карелии опустел детский дом в небольшом городке Олонец: здесь постоянно проживал 41 ребенок, в том числе дети с инвалидностью. Всех воспитанников распределили по семьям на время карантина. Директор интерната Татьяна Васильева рассказала, что решила забрать домой двух воспитанниц, и ее пример вдохновил других сотрудников: решение о распределении детей по семьям было принято коллективно.

Погостить на карантине

Детей берут на временную опеку, так называемый гостевой режим. Оформить его могут не только сотрудники детских домов или благотворительных фондов, но и потенциальные опекуны, прошедшие школу приемных родителей, но еще не получившие заключение соцзащиты. Для этого нужно предоставить пакет документов в администрацию детского дома или другого социального учреждения.

Как правило, решение выносят в течение недели, но в период карантина сроки рассмотрения существенно ускорились. Контроль за безопасностью и здоровьем ребенка также находится в ведении органов опеки и попечительства. Если сам ребенок не захочет поехать в конкретную семью, ей будет отказано во временной опеке.

В первую очередь детей пытаются передать в семьи, которые имеют личный контакт с ребенком, чтобы ему было легче адаптироваться, рассказала «Известиям» глава фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.

— Сегодня есть договоренность с департаментом соцзащиты о том, что дети могут быть устроены в семьи людей, с которыми они знакомы, — родственников, волонтеров-наставников, сотрудников НКО, которые с ними работали. Это нужно для того, чтобы была уверенность, что ребенок нормально адаптируется и это не будет для него травматичным, если мы говорим о временном устройстве. Плюс взять ребенка могут семьи, которые прошли школу приемных родителей и имеют на руках почти полный комплект о возможности быть опекуном, — рассказал Альшанская.

По ее словам, потенциальные опекуны, имеющие документы, могут взять не только ребенка, которого они планировали усыновить, но и другого воспитанника. В первую очередь в семьи пытаются определить детей с разными сложностями по здоровью, потому что нахождение внутри коллектива создает для них большие риски.

— Есть дети, за которые директора интернатов волнуются в первую очередь и хотят, чтобы они провели это время в семье. Если родители собрали пакет документов, но еще не получили заключение в опеке, у них есть возможность на время эпидемии стать опекуном. Руководство старается определить детей в семьи, которые справятся с этой ситуацией. Мы понимаем, что когда речь идет о незнакомом для ребенка взрослом, то ситуация чуть сложнее. Особенно если мы говорим о временном устройстве, — добавила глава фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Фонд уже передал в органы опеки список семей, готовых принять детей на время карантина. В нем больше 40 фамилий, но в фонде надеются, что список будет расширяться. Первые 10 воспитанников уже находятся в семьях.

— Очень надеюсь, что ситуация не будет тормозиться и мы успеем всё сделать вовремя. Если в детских домах начнутся заражения, то что-то сделать будет значительно сложнее. Органы опеки идут навстречу, но муниципальные отделения не подчиняются департаменту социальной защиты. С ними возникли сложные истории. Надеюсь, эти люди поймут, что проволочки могут дотянуть до невозможности передачи ребенка, — подчеркнула Альшанская.

По ее словам, даже переход на вахтовый метод работы в детских домах не может гарантированно уберечь детей от заражения коронавирусом. Дети в интернате находятся, по сути, в месте массового скопления людей, и минимизировать контакты внутри учреждения невозможно. Сменный график подходит далеко не всем. Например, женщины, имеющие маленьких детей или пожилых родственников, не могут надолго оставить собственную семью ради работы. Из-за этого часть персонала детских домов начала увольняться с работы.

— Сделать так, чтобы персонал не приходил или не уходил несколько месяцев, мы не можем. Во многих регионах учреждения уже потеряли от трети персонала, потому что не все могут вот так на две недели оставить собственную семью. Из-за уменьшения состава персонала дети находятся в состоянии ограниченного ухода, растут риски, в том числе насилия и жестокого обращения со стороны старших детей. В силу стрессовых факторов у детей в интернатах иммунитет ниже, чем у сверстников с такими же показателями здоровья, — резюмировала глава фонда «Волонтеры в помощь детям сиротам».

Читайте также:  Список отделов ПФР Ферзиковский район, Калужская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Спасти самых тяжелых

Сотрудники «Дома с маяком» уже начали забирать в семьи подопечных хосписа — неизлечимо больных детей и молодых взрослых. Поспособствовало в этом письмо профильных министерств, в котором содержится рекомендация забирать людей из социальных учреждений на сопровождение в НКО и семьи. На время неблагоприятной эпидемиологической обстановки детей и взрослых могут забрать кровные семьи, родственники или люди, с которыми у подопечных возникли устойчивые личные связи.

В письме, подписанном министром труда и социальной защиты Антоном Котяковым, министром здравоохранения Михаилом Мурашко, министром просвещения Сергеем Кравцовым и руководителем Роспотребнадзора Анной Поповой, говорится, что регионы должны назначить людей, ответственных за контроль ситуации в организациях соцобслуживания и детских домах.

Первые пять подопечных уже попали в семьи на время карантина, рассказала «Известиям» директор фонда «Дом с маяком» Лидия Мониава, еще одного мальчика собираются забрать в семью на следующей неделе.

Нахождение в интернате детей и взрослых со слабым здоровьем — очень большой риск. Многие из них не могут самостоятельно откашливаться и с трудом дышат. Как только появились сообщения о смерти одной из подопечных от пневмонии, в фонде решили, что нужно принимать срочные меры.

— Если ничего не делать, то к концу карантина из самых слабых паллиативных детей может никого не остаться. В интернате есть и физически сильные дети, но есть и совсем слабые. Для них инфекция может закончиться смертью. Я предложила сотрудникам хосписа взять этих детей домой. Забирать стараются самых тяжелых подопечных, но те, кто не зависим от медицинского оборудования, могут попасть домой к волонтерам на время карантина, — добавила директор «Дома с маяком».

Сотрудники Кунцевского интерната в Москве начали забирать воспитанников домой, а самых тяжелых детей, которых обычно никто не забирает, предложили взять на время пандемии няни хосписа. Глава фонда не исключает, что за месяцы, проведенные в семье, у детей сложатся отношения с опекунами, которые будут продолжаться и после окончания эпидемии, а кто-то из них может остаться в семье.

— Наша няня Лиля взяла к себе 19-летнюю Лизу из интерната, у Лизы нет ног и у нее стоит мочевой катетер. А Лиля как раз учится на медсестру и умеет с этим обращаться, поэтому у них всё удачно сошлось: они приятно проводят время вместе. 18-летнего Рому взяла няня хосписа Диана. Он не может говорить, но Диана старается включать его в процесс готовки: дает ему подержать морковку, картошку. Видно, что ему это всё очень интересно. Сейчас Диана хочет научить его общаться с помощью планшета. Артема взяла няня хосписа Наташа. В ее семье много своих детей и они все подружились и вместе играют. У Артема трахеостома, но Наташу это не сильно пугает, потому что она умеет с этим работать, — рассказала Мониава.

Несмотря на то что нахождение ребенка в семье полностью не исключает рисков заболеть, срочная эвакуация паллиативных детей из интернатов действительно может спасти жизни.

— В семье у ребенка меньше шансов заболеть, но исключить их полностью нельзя. Если ребенок заболеет, нужно будет его лечить, у хосписа есть врачи, которые закреплены за каждым из детей, которых мы взяли, — добавила глава «Дома с маяком».

Те, кто остался

Для детей, оставшихся в социальных учреждениях, коммуникация с людьми из внешнего мира ограничена, а устойчивые связи остаются только между конкретным ребенком и волонтером, который с ним общался или работал, рассказал «Известиям» правозащитник, директор социального центра Святителя Тихона Александр Гезалов.

— До карантина у многих приезжающих в детские дома-интернаты была задача развлечь, увлечь и убежать. Сейчас эти набеги прекращены, а коммуникации остались только у тех, кто был вовлечен в жизнь конкретного ребенка. Например, вел наставнические программы и помогал в образовательных циклах. В целом то добровольчество, которое существовало раньше, было неэффективным и до карантина, а сейчас оно вообще потеряло смысл. Мало кто был личностно ориентирован в работе с детьми, — отмечает Гезалов.

По его словам, коронавирус, с одной стороны, ограничил доступ в детские дома, но с другой, показал неэффективность добровольчества в формате разовых поездок к детям. Дети ценят участие и наличие значимого взрослого, а к постоянным поездкам незнакомых людей с подарками и развлекательными программами относятся как к чему-то будничному.

— Работая с детскими домами и предлагая им контент по подготовке к самостоятельной жизни, я замечаю, что дети заинтересованы в этом, потому что у них не хватает образовательных ресурсов, внешних агентов. Возможно НКО и фонды должны перестроиться и предлагать детям дистанционные образовательные и развлекательные форматы, — добавил глава социального центра.

— В первую очередь бегут к родителям, помимо этого, есть те, кто бегает постоянно, так называемые бродяжки. Когда в детдоме кого-то ограничивают, они на это ограничение реагируют как на вызов, который нужно преодолеть. Другой момент, что они не совсем понимают, что после побега в учреждение их уже не вернут и они будут находиться на карантине в другом социальном учреждении. И это для них травматично, потому что это другая среда, другие люди, — уточняет Гезалов.

Чтобы помочь детям-сиротам наладить связь с внешним миром и более активно включаться в дистанционные форматы обучения, нужна помощь со стороны провайдеров и поставщиков связи. Пригласить тренеров или специалистов по новым дисциплинам в текущих условиях невозможно.

— Дети сейчас целыми днями сидят у телевизоров. Я боюсь, что наступят последствия, связанные с ранними беременностями, потому что проблема и так существовала в учреждениях, а в условиях изоляции она усугубится. Персонал тоже находится в очень непростой ситуации, потому что они находятся с детьми без передышки, — резюмировал Гезалов.

Из-за ограничений в них не могут попасть волонтеры, а сами воспитанники находятся в группе риска.

Гостевой режим

Гостевой режим иногда его называют гостевой патронат не относится собственно к формам устройства ребенка в семью, скорее, это особая форма близкого, дружеского общения детей и взрослых.

Кто может принять ребенка на «гостевой режим» и какие документы нужно предоставить и получить

«Временная передача детей осуществляется в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за исключением:

а) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

б) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;

в) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

г) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

д) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

е) лиц, имеющих инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;

ж) лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации». (Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 мая 2009 г. №432).

Заявление по форме, утверждаемой Министерством образования и науки РФ.

Ответственная благотворительность: что такое гостевая семья и как действительно помочь ребенку-сироте

Анна Скорина, организатор и волонтер благотворительного проекта «Гостевая семья» из Екатеринбурга, рассказывает о том, что такое «временное пребывание в семье» и как можно стать для ребенка-сироты родным человеком, даже если вы пока не готовы стать полноценным опекуном.

Анна, расскажите, как родилась идея проекта?

Идея возникла, когда мы с группой волонтеров посещали детские дома, общались с воспитанниками, занимались творчеством — и думали, что наше присутствие в детском доме вот в таком формате может детям как-то помочь. Но потом мы поняли, что просто приезжать в детский дом, дарить подарки, петь песни — бессмысленно.

Представьте: через каждого ребенка за год проходят десятки волонтеров, которых он особо и не запоминает, и все, чему учит ребенка такой опыт — это в какой-то степени потребительскому поведению.

И тогда мы стали искать такую форму помощи детям-сиротам, которую можно было бы назвать здравой и разумной. И, перечитав законы, я обнаружила, что с 2009 года у нас в стране официально существует такая форма наставничества, которую называют «временное пребывание ребенка в семье».

В чем ее суть?

Для того, чтобы взять ребенка-сироту на выходные или каникулы — до 30 дней — необходимо получить разрешение в органах опеки на временное пребывание ребенка в семье.

Это делается гораздо проще, чем оформление опеки над ребенком в стандартном понимании, плюс есть такие организации, как наша, которые помогают во всех процессах.

Расскажите о вашей организации, пожалуйста.

Официальное название — свердловская региональная общественная организация «Парус», и наше основное направление как раз-таки называется «Гостевая семья». Мы существуем с 2012-го года, начинали с себя — мы с мужем и еще одна семья стали наставниками двух детей. И за последние три года мы пристроили в семьи еще 15 человек.

Мы ищем волонтеров — семьи, которые принимают у себя детей — взаимодействуем с детскими домами, помогаем в оформлении документов. А также мы создали «школу гостевых семей».

Какие главные условия установлены для семей, желающих принимать ребенка?

Семья должна быть полной, то есть брак должен быть официально зарегистрирован. Это разумно, на мой взгляд: ребенок все-таки должен видеть и перенимать семейные ценности.

И второй момент, уже касается ребенка, а не семьи: стать наставником можно для ребенка от 10-ти лет, не младше. Этот тот возраст, когда ребенок уже понимает, что эти люди — его наставники, а не родители. Вообще понятие «наставничество» мне гораздо ближе, чем провокационное в каком-то смысле «Гостевая семья».

Как вы считаете, 10 лет — правильное ли ограничение в возрасте?

Я считаю, что совсем маленьких детей правильнее насовсем брать в семьи — они, как правило, психологически травмированы, у них часто бывают задержки в речевом развитии, им с трудом получится объяснить, кто эти люди, которые время от времени берут тебя погостить. А с 10-ти лет ребенок, как правило, уже все понимает. Самому младшему «гостевому» ребенку в нашей организации было 11 лет.

Но здесь есть и другая грань: так или иначе, ребенок в 10-11 лет еще очень маленький.

Он запуган, и у него, как правило, нет надежды когда-либо попасть в семью — потому что взять под полную опеку подростка, как считают многие приемные родители, — это своего рода экстрим.

В этом случае гостевой режим — это шанс для детей постарше тоже обрести семью.

Поддерживают ли вас на государственном уровне?

Да, и правительство региона, и органы опеки заинтересованы в развитии проекта. Более того — они видят в нас форму пост-интернатного сопровождения ребенка. Сегодня дети-сироты покидают детские дома в 16 лет — не в 18, как думают многие! Что его ждет дальше? Учеба в каком-нибудь не самом лучшем, мягко говоря, учреждении, и чувство, что у тебя нет почвы под ногами. Мы же хотим сделать переход ребенка во взрослую жизнь более комфортным.

Наставники — это значимые взрослые люди в жизни ребенка, которые имеют для него авторитет, при этом дают ребенку ощущение, что он в этом мире не одинок. Это своего рода «подушка безопасности» для ребенка.

Могу сказать, что «гостевые дети», как правило, поддерживают хорошие отношения с наставниками и после совершеннолетия. Так, мы с мужем стали гостевой семьей для 12-летнего ребенка 7 лет назад. Сейчас ему 19, он самостоятельный молодой человек, но по-прежнему приезжает к нам на выходные, познакомил нас со своей девушкой — то есть это долгие отношения, которые в первую очередь дарят ребенку чувство надежности.

Если семья становится наставником ребенка через вашу организацию, она должна пройти «школу гостевых семей». Расскажите о ней, пожалуйста.

Эта школа похожа на курс для приемных родителей, но здесь учитывается специфика формы опекунства. Курс включает в себя 8 занятий и длится 2 месяца, занятия проходят раз в неделю. За этот период взрослые могут взвешенно принять решение, нужно ли им это, подготовиться, узнать, кто такой ребенок-сирота, как общаться с подростками.

Мы даем знания по возрастной и гендерной психологии, рассказываем о специфике работы с детьми с нарушением привязанности. И потом, когда ребенок уже находится на попечении, мы сопровождаем гостевые семьи, чтобы те не оставались один на один с какими-то возникающими проблемами или вопросами.

Какие документы должны предоставить семьи органам опеки, насколько сложный процесс?

Есть перечень обязательных документов, но также органы опеки могут потребовать предоставить документы сверху.

Обязательные документы — это: классическая медицинская справка, справка о несудимости, выписка из паспортного стола о проживании и копия паспорта. В целом, все, не требуется даже выписка с работы или подтверждение о доходах.

Прохождение какой-либо школы — это не обязательный этап для родителей, но это требование нашей организации. Мы осознаем степень ответственности и понимаем, что не можем просто так доверить ребенка неподготовленному человеку.

Как устанавливается «режим общения» ребенка с наставниками?

Здесь основной принцип — регулярность. Она может быть как раз в неделю, так и раз в месяц. Но ребенок должен знать, что, например, в конце каждого месяца он пойдет в гости — важно, чтобы ребенок этого ждал. Мы всегда готовим наших волонтеров к долгосрочным отношениям с ребенком. Гостевая семья должна понимать, что разрыв отношений с ребенком — это скорее ситуация форс-мажора.

Читайте также:  Ходатайство о возобновлении производства по гражданскому делу в 2020 году

Как вы считаете, нет ли риска получить психологическую травму ребенку, который живет между детским домом и гостевой семьей?

Нет, по опыту скажу, что такие дети, напротив, психически более устойчивы. Они уже были травмированы жизнью, поэтому такая форма общения для них — про развитие, а не про какие-либо травмы. Вообще за годы нашей работы, к счастью, не было какого-то отрицательного опыта.

Есть перечень обязательных документов, но также органы опеки могут потребовать предоставить документы сверху.

Что такое гостевой режим для детей-сирот и как этого добиться?

“Вот еще о гостевом:

Отношение окружающих к идее гостевого режима
Нужно сказать, что приглашение в гости воспитанника интерната воспринимается окружающими неоднозначно. Полезно ли детям, привыкшим к условиям жизни в д/доме, перемещения в иную, отличную среду? Как отразится на детях возврат, будут ли они переживать, что их не оставили в семье? Эти вопросы задает каждый, вовлеченный в эту проблему – сотрудник детского дома, специалист органа опеки, граждане, которые хотели бы приглашать детей в гости.

Попробуем взвесить аргументы «за» и «против»

Специалисты по охране прав детей беспокоятся о том, что дети болезненно переживают возврат в учреждение и не понимают, почему их не берут в семью насовсем. И они придерживаются позиции, что, если семья не собирается брать ребенка под опеку или усыновлять, то и в гости к ним не стоит отпускать детей.

Однако как показывает опыт учреждений всегда можно снизить травматизм разлуки, для чего используется систему договоров сотрудников с ребенком перед его размещением в семью, объясняется, зачем и на какой срок он туда идет. Это создает определенный настрой, установку и не дает беспочвенных иллюзий.

Кто-то подозревает в поисках материальной выгоды, видит в привлечении детей к жизни семье стремление эксплуатировать ребенка. Например, директора одного из детских домов обвиняли в том, что он использует бесплатную рабочую силу, когда летом вместе с подростками строили баню, а фермера – когда он привлекал детей к заготовке сена, уходу за животными. Встречалось и такое мнение, что детдомовских детей берут в семью в качестве нянек к собственным малышам.

Да и отношение воспитателей группы, в которые возвращаются дети после гостей, бывает неоднозначным. Воспитатели, бравшие детей в гости, отмечали, что дети в домашних условиях иные, чем в группе. Они замечали в них те стороны личности, которые не проявлялись в условиях учреждения. Те же, кто никогда не принимал у себя дома детей, говорили, что после гостей дети ведут себя плохо, взбудоражены, становятся непослушными, избалованными, ими труднее управлять.

У граждан, которые узнают о возможности приглашать детей в гости, также возникает разное отношение. Есть сомнения, прежде всего в том, что возвращение из гостей травмирует ребенка: «Мы навещаем девятилетнюю девочку в детском доме, брали ее на выходные. Но меня сомнения не отпускают: чего ребенку больше от таких гостей – радости или пользы, или только лишние разочарования? Мы ничего ей не обещаем, но она спрашивает: «А вы не могли бы меня в семью взять насовсем?» Я к такому поступку пока не готова».
Некоторые сотрудники детских учреждений говорят, что между детьми, которых берут в гости и которые остаются невостребоваными, возникают ревностные отношения, зависть, старшие начинают притеснять малышей, отбирают у них вещи, подарки.

Еще одно сомнение руководителей детского дома: «Мы не знаем, в какие семьи попадают дети, что они там видят, волнуемся за их жизнь, а вдруг, что случится?»

Это аргументы «против».

Приведем мнения участников интернетовской конференции, которые уже не раз приглашали воспитанников в гости.

«Гости – это радость для ребенка, иногда и смысл жизни, повышение его ценности в глазах детей детского дома и в его собственных глазах, а от самооценки зависит очень многое в судьбе человека».

«Любое доброе участие обделенным человеческим общением детям в радость. Не обязательно идти на страшные жертвы. Можно просто задаться вопросом: почему сироты должны жить рядом с нами за непроницаемой стеной? И пойти узнать, как они там живут, и однажды взять с собой на прогулку вместе с сыном мальчонку из соседнего интерната».

Наиболее эмоциональные и чувствительные взрослые отмечают, что гостевой режим полезен не только детям, но и взрослым: «Мы считаем, что мы их облагодетельствуем, а получается наоборот. Сколько светлых, радостных минут дает нам общение с ними. Они нам нужны – эти открытые чистые души».

Я уверена, что пользы гораздо больше, чем вреда, – убеждена еще одна участница. – Вы помогаете ребенку выйти за рамки, созданные системой, увидеть, как оно бывает в другой, не детдомовской жизни. Да, конечно, будут переживания, но вместе сними и мысли о будущем, которое строить и планировать в стенах казенного дома они не научатся».

«Если хоть один ребенок из тех, кто бывает в гостях, найдет родителей, я буду отпускать детей в гости»,- говорит директор Серпуховского детского дома.

Констатируем, что две восьмилетние воспитанницы уже взяты в семью под опеку и есть желающие оформить патронат еще над тремя детьми.

Пребывание в семье дает возможность воспитаннику, живущему несколько лет в замкнутом пространстве, увидеть другой мир. «Он узнает, что хлеб растет не по кусочкам на дереве, а отрезается от булки, которая покупается за деньги в магазине. Что суп не рождается в кастрюле, а получается в результате многих операций с разными продуктами. Что в автобусе платят за проезд и многое, многое другое. Очень многие детдомовские дети не знают этого до 16 лет, пока их не выкинет судьба во взрослую жизнь».

«Насчет того, что нет ли моральной травмы, когда вы возвращаете ребенка в детский дом, то, на мой взгляд, это надуманная проблема. Ведь ездим же мы в отпуск, в гости в другие страны, а потом возвращаемся домой к рабочим будням. Может не ездить в отпуск, чтобы избежать моральных травм?» -это еще один аргумент «за».

Нужно отметить, что пребывание в гостях не сводится только к развлечениям, Общение с семьей дает много для развития детей.

В большинстве принимающих семей происходит обучение и коррекция поведения ребенка в тех или иных формах, завязываются эмоциональные контакты с приемными родителями, родственниками и друзьями семьи.

«Ну, вы знаете, научился кашу поросятам варить… Возьмёт какую-нибудь банку, я говорю: «Кирилл, что ты там делаешь?» – «А это хрюшкам, утром пойдём мы с вами кормить, это хрюшкам надо кашу готовить.»

«К Рождеству уборку генеральную сделали… Ира любила картошку, вот, чистить ее научилась»

«У меня и куры, и гуси… Дети пойдут им зерна насыпят. Корову, конечно, они приходили, смотрели, гладили. Просили меня, можно попробовать под корову сесть, попробовать доить. Ну, куда, говорю я, маленькие еще все-таки. Я говорю, летом приедете, тогда буду учить Вас корову доить».

« Да, он поспокойнее стал… Он как-то, знаете, даже анализировать стал поступки свои».

Это отзывы смоленских семей, где дети находились на летних каникулах.

Но даже кратковременное пребывание в семье необходимо воспитанникам интернатных учреждений. Вот какое мнение высказали московские участники: «На вопрос нужно ли отдавать в гости, я говорю, лучше в гости, чем никак. Ребенок, находясь у вас дома, приобретет тот опыт семейных отношений, какого у него никогда не будет без таких гостей. У ребенка появятся друзья, если хотите – родственники».

Ваши племянники, если они у вас есть, не претендуют ведь на то, чтобы жить с вами все время, правда».

«Иметь кого-то в гостях, для которого каждый шаг открытие – это потрясающе! Море положительных эмоций для вас, а уж для ребенка, тем более. Сравниваю ребенка с губкой, которая жадно впитывает любую информацию!»

Шефы-наставники продумывают, что за короткий период пребывания они могут сделать с детьми, какие дела они организуют, куда пойдут.

Кратко перечислим, какую массу впечатлений, ощущений получают дети от пребывания в гостях. Они гуляют, посещают детское кафе, центры развлечений, кинотеатры, кукольные и детские спектакли, цирк, ходят в дельфинарий, зоопарк, ездят на метро и других видах транспорта. Дома им читают книги, с ними вместе собирают конструкторы и пазлы, занимаются бисероплетением, придумыванием фасонов причесок и платьев, раскрашивают и рисуют, играют на компьютере. Они принимают участие в приготовлении пищи, помогают в уходе по дому. Они подолгу моются в ванной, перепробовав все шампуни, ныряя и играя с водой. «Вы бы видели, как она моется! Настоящая дама из французского фильма: глаза томно закрыты, голова грациозно опрокинута, спинка изящно изогнута»

Дети участвуют в приготовлении и едят новую пищу, ощущают заботу взрослых. «Горячее молоко на ночь в постель и обматывание пуховым платком, накладывание компресса заболевшему Федору. Каждому поцелуй на ночь, заботливое укутывание одеялом. Они с наслаждением валяются на диване, слушая плеер, и никто их не дергает и не кричит. С ними просто говорили ласковым голосом и называли по именам, а не кличкам. А когда вам говорят, что у вас самые длинные на свете ресницы и самые чудесные кудри, когда вас хвалят за то, что вы помогли накрыть на стол; а гуляние во дворе с собакой и возложенная на вас за нее ответственность – все это дорогого стоит. Что разве эти дети такого не достойны?»

О необходимости посещения детьми семей говорят не только сами наставники, но и сотрудники детского дома. Так директор детского дома отмечает, что, несмотря на то, что у нее есть некоторые трения с местной опекой по поводу гостевого режима, она от своего не отступится, потому что эти поездки идут детям явно на пользу. Один только факт, что семилетний ребенок был взят семьей под опеку – стоит всех тех хлопот, которые вносит в жизнь детского учреждения поездки в гости. Воспитатели Серпуховского детского дома отмечают, что дети становятся мягче, менее озлобленными. Они живут с надеждой, что кто-то заботится о них, что они кому-то нужны.

Среди негативных моментов они отметили, что старшие начинают ревновать младших и обижаться, что их не приглашают в гости, отказываются идти на воскресенье к родственникам, бабушкам. Отмечают также, что обилие подарков и новых вещей приводит к тому, что дети перестают ценить вещи, заявляя «а нам еще купят».

О том, как может отразиться на судьбе воспитанника детского дома походы в гости рассказывает эстрадный артист Яков Дубровин, воспитанник Яснополянского детского дома: «Добрую фею» – тетю Лину я встретил на турбазе, куда поехал по путевке, где она была воспитателем в яшином отряде. Вернувшись в Тулу она не забыла обо мне, и все выходные я гостил в ее доме. На усыновление согласия не давал мой дед. Но тетя Лина не бросила меня. Она всегда поддерживала меня, ее дочки считают меня своим братом. Наши судьбы переплелись самым тесным образом. И я невероятно благодарен этой интеллигентной женщине, которая нашла в своем сердце местечко и для меня. У меня есть настоящая семья. Не обязательно ребенка усыновлять. Главное – подарить ему ощущение семьи. В моей судьбе такой подарок был». Историей о том, как он нашел семью, артист поделился с корреспондентом тульской газеты «Слобода».”

Методичка по гостевому режиму: http://www.deti.zp.ua/articles/v_gosti.html. Очень подробно и доступно. Советую почитать и тем, кто за, и тем, кто против, и тем, кто сомневается 🙂

В нашем городе практикуется гостевой режим, практически каждый месяц опека по местному ТВ уговаривает брать детей. Мнение нашей опеки и администрации ДД однозначно: гостевой режим – это хорошо.
Пока из 80 детей у нас берут на гостевой режим 15.

Это очень полезно для детей.
Кончено, семьи нужно мониторить, чтобы дети не попались каким-нибудь садистам, извращенцам. Уж как я не люблю стукачей – наших ли, американских или папуасских, но тут не мешало бы какому-нибудь тихарю наблюдать за семьей, куда приходит ребенок из детдома.

Я к такому “стукачеству” начала намного более взвешенно относиться, когда оно помогло мне на своём участке выявить семью, где родная (!) мать-алкоголичка заставляла двух дочерей (10 и 12 лет) работать на рынке на её выпивку Все подробности даже рассказывать не буду – с такой жуткой историей не пожелаю никому столкнуться

Конечно, “Гостевой” для детей это благо, тут и говорить не о чем. Да, хотябы для познания окружающего мира, они ведь в ДД вообще мало чего видят. Ну, представьте у ребенка вся жизнь в замкнутом пространстве группа-воспитатели-школа-территория и при этом мечта о ДОМЕ. Конечно, Гостевой – это не полный прием в семью. Но ведь и детки не маленькие – понимают, им важно что у них хоть кто-то есть.
А польза для развития ребенка, его социальной адаптации огромна.

Тем более, у детишек из ДД в силу возраста шансы на усыновление ничтожно малы. А “гостевой” – это выход, это надежда.

Лемур Маленьких и не дают на гостевой. Не знаю точное ограничение по возрасту, но кажется можно только уже школьного возраста. В этом возрасте дети уже способны адекватно понимать, что такое “Гостевой”.

Настоящая дама из французского фильма глаза томно закрыты, голова грациозно опрокинута, спинка изящно изогнута.

Добавить комментарий