Аудиторы обязаны сообщать в Росфинмониторинг о сомнительных сделках клиентов

О каких операциях нужно сообщать в Росфинмониторинг в 2018 году?

В статье мы ответим на следующие вопросы: о каких операциях идет речь, куда нужно сообщать о данных операциях, какие лица обязаны представлять указанные сведения, предусмотрена ли ответственность за непредставление сообщений и за представление недостоверных сведений.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) предусматривает для отдельных лиц обязанность сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее Росфинмониторинг) информацию об операциях своих клиентов. При этом сообщать нужно не о всех операциях, о только о тех, которые отвечают определённым признакам перечисленным в статье 6 и 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.

За непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) за представление недостоверных сведений об указанных предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц – от 200000 до 400000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток (ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ).

С первого взгляда может показаться, что нам удалось ответить на все поставленные вопросы. Но на самом деле это лишь «вершина айсберга» продолжим разбираться дальше.

Кто обязан сообщать сведения с Росфинмониторинг?

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ обязаны представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения об операциях подлежащих обязательному контролю не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции (пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ).

Чтобы Вам легче было разобраться разделим указанных лиц на три группы: (1) лица, поднадзорные Росфинмониторингу, Пробирной палате, ФНС и Роскомнадзору; (2) некредитные финансовые организации; (2) кредитные организации.

К первой группе относятся следующие субъекты: лизинговые компании, почта России, ювелирные магазины, тотализаторы и букмекеры, лотереи, агентства недвижимости, операторы по приему платежей, факторинговые компании, операторы мобильной связи, операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами – физическими лицами, индивидуальные предприниматели, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, адвокаты, нотариусы, юристы и бухгалтеры.

Ко второй группе относятся так называемые некредитные финансовые организации профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые компании, страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственные пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрокредитные компании и микрофинансовые компании, общества взаимного страхования, ломбарды.

И к третьей группе относятся банки с универсальной лицензией, банки с базовой лицензией, небанковские кредитные организации.

О каких операциях нужно сообщать в Росфинмониторинг?

До 23 июля 2018 года полный перечень рассматриваемых операций был перечислен в статье 6 Федерального закона №115-ФЗ. Но, в связи с вступлением в в силу Федерального закона от 23 апреля 2018 г. №90-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения”, перечень операций, подлежащих обязательному контролю теперь содержится в двух статьях. Это статья 6 и статья 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.

Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю

Статья 6 Федерального закона №115-ФЗ

Статья 7.5 Федерального закона №115-ФЗ

Операции с денежными средствами или иным имуществом сумма которых равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее.

Операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме.

Зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию.

Операции по банковским счетам (вкладам):

открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия.

Иные сделки с движимым имуществом:

помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

2. Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее. В информационном письме от 2 августа 2013 г. №30 Росфинмониторингя разъясняет отдельные вопросы по предоставлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю.

3. Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

Обязательному контролю по основанию, указанному в пункте 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, подлежат операции любых некоммерческих организаций по расходованию денежных средств, совершаемые на сумму, равную или превышающую 100 000 рублей, либо эквивалентную сумму в иностранной валюте, в частности, переводы денежных средств некоммерческих организаций в пользу третьих лиц, операции по снятию некоммерческими организациями наличных денежных средств со счетов. При этом контроль за операциями по расходованию некоммерческими организациями денежных средств или иного имущества в установленном размере следует осуществлять вне зависимости от направления расходования денежных средств (заработная плата сотрудникам, уплата налогов в бюджеты различных уровней, погашение кредита и т.п.).

4. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1Федерального закона от 21 июля 2014 года №213-ФЗ “Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и хозяйственных обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, если сумма, на которую совершается такая операция, равна 10 миллионам рублей или превышает эту сумму либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 миллионам рублей, или превышает эту сумму.

5. Операции по зачислению денежных средств на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”, с любых иных счетов, операции по списанию денежных средств с указанных отдельных счетов на любые иные счета, операции по первому зачислению денежных средств на указанные отдельные счета с иных отдельных счетов, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

Операции по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, указанные в абзаце первом настоящего пункта, с иных отдельных счетов или по списанию денежных средств с этих отдельных счетов на иные отдельные счета подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 50 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 миллионам рублей, или превышает ее.

6 Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Список лиц причастных к экстремистской деятельности или терроризму размещается в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу (п. 21 Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Правительства РФ от 6 августа 2015 г. №804).

7. Операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.

Читайте также:  Оплата транспортного налога в московской области - 2020 год

Перечень лиц причастных к распространению оружия массового уничтожения публикуется в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу (п. 13 Правил формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и использования связанной с таким перечнем информации, утв. постановлением Правительства РФ от 26.10.2018 г. №1277).

Какая ответственность установлена за непредставление сведений об операциях подлежащих обязательному контролю?

За нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, установлена ответственность статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушениях.

Важно отметить, что согласно действующей в настоящее время позиции надзорных органов, направление в Росфинмониторинг запроса замены записи в составе формализованного электронного сообщения по операциям, подлежащим обязательному контролю, квалифицируется по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ независимо от того, выявила недостоверные сведения сама организация, либо они были выявлены в ходе проверки.

Есть и иная позиция, изложенная в письме Банка России от 17 января 2013 № 2-Т. Согласно которой если вместо ранее направленных сведений организация представила в уполномоченный орган достоверные сведения, соответствующие фактическим данным об операции (сделке), подтвержденным имеющимися в кредитной организации документами, до возбуждения дела об административном правонарушении, но с нарушением установленного Федеральным законом №115-ФЗ срока, то совершенное организацией (должностным лицом организации) деяние следует квалифицировать по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ как представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, с нарушением установленного срока.

Подробнее об операциях подлежащих обязательному контролю и о правилах составления формализованных электронных сообщений Вы можете узнать на наших вебинарах по программе ПОД/ФТ.

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, e-mail: info@law115.ru

115-ФЗ О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма далее Федеральный закон 115-ФЗ предусматривает для отдельных лиц обязанность сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу далее Росфинмониторинг информацию об операциях своих клиентов.

Как аудиторы сообщают о своих подозрениях?

Аудиторы, бухгалтеры, нотариусы и адвокаты будут сообщать все через личный кабинет. Раньше об этом в своих разъяснениях говорил Росфинмониторинг, но теперь про личный кабинет написали прямо в законе. Это еще одно нововведение.

Чтобы пожаловаться, аудитору не нужно никуда ходить: он сделает все через интернет.

Аудиторы, бухгалтеры, нотариусы и адвокаты будут сообщать все через личный кабинет.

Что изменилось

С 04.05.2018г., аудитор, при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязан уведомить об этом Росфинмониторинг.

По закону № 115-ФЗ порядок уведомления Росфинмониторинга установлен Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82.

В соответствии с действующим законодательством, факт уведомления аудитором Росфинмониторинга:

— не является нарушением аудиторской тайны (часть 4 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);

не подлежит разглашению аудитором (пункт 4 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ).

Ведь руководитель организации все равно не узнает, а если через некоторое время организация где-то проштрафится, привлекут ли аудитора за компанию.

Аудиторы обязаны сообщать в Росфинмониторинг о сомнительных сделках клиентов

  • Получить коммерческое предложение
  • Компания

Опишите, пожалуйста, свою ситуацию, и мы сформируем для Вас коммерческое предложение. В нем будет указаны объем услуг, цены и сроки.

Для подробного коммерческого предложения может понадобиться более точная информация. Тогда наш специалист свяжется с Вами!

  • Главная forward arrow

Операционные – связанные с определенными услугами, операциями, поставками, продуктами проверяемого лица.

Налоговой инспекции придется доказывать неправомерность схемы по новому

Налоговики начислили ООО «Центррегионуголь» недоимку и штраф в размере 9 млн руб. Организация закупала уголь у контрагента, но инспекция заподозрила, что сделки были фиктивными. Компания обратилась в суд с требованием отменить решение ФНС. Налоговая инспекция установила, что контрагент не имел необходимого персонала, активов, транспортных средств и складских помещений. И указала, что договор был подписан неустановленным лицом. Однако суд признал решение инспекции незаконным, установив в процессе разбирательства дела, что по факту уголь был поставлен. Доказательства о получении обществом необоснованной налоговой выгоды были признаны недостаточными (определение ВС РФ от 29.11.2016 №305 КГ16–10399 по делу №А40-71125/2015). Теперь решения по подобным делам можно считать закрепленными законодательно. В Налоговом кодексе РФ появилась норма, которая определяет, что такое налоговая выгода и когда ее признают необоснованной (ст. 54.1).

Павел Андрейкин
Заместитель руководителя департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития «КСК групп», Москва

В чем суть изменений. В новой статье указано, что налоговая выгода считается обоснованной при одновременном соблюдении двух условий.

Во-первых, основной целью сделки не должны быть возврат суммы налога или его неуплата. Речь идет о ситуациях, когда компания принимает затраты по сделкам, оформленным лишь документально, но не совершенным в действительности. А также, когда применяется искусственное дробление бизнеса — создается несколько идентичных компаний, применяющих УСН. За счет этого налог на прибыль снижается, хотя объективных причин для разделения бизнеса нет.

Во-вторых, обязательство по сделке должна выполнить другая сторона договора, заключенного с налогоплательщиком. Новация не коснется комиссионных и агентских схем работы, а также привлечения субподрядчиков. Речь идет о ситуациях, когда договор подписан с подрядчиком, однако в ходе проверки инспекция устанавливает, что работу выполняли сотрудники самого налогоплательщика или «гастарбайтеры», не имеющие отношения к контрагенту.

Теперь налоговая инспекция не сможет автоматически доначислить налоги в случаях, когда:

  • документы подписаны неустановленным лицом;
  • существовала возможность заключить договор с более добросовестным контрагентом;
  • подрядчик нарушил налоговое законодательство.

Что грозит бизнесу. Инспекторам станет сложнее доказывать налоговые схемы. Вероятно, положения нормы начнут рассматривать вместе с иными обстоятельствами налоговых споров. Об этом свидетельствует письмо ФНС России от 13.07.2017 №ЕД-4-2/13650@. Проверки призваны не только выявить получение необоснованной налоговой выгоды, но и установить конечного выгодоприобретателя, а также умысел.

Источник: Федеральный закон от 18.07.2017 №163 ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»
Когда документ вступает в силу: 19 августа 2017 года
Для кого актуально: Генеральный Директор

Помните, что льгота выражается не только в отсутствии налогообложения, но и в возможности включить дополнительные расходы на НИОКР с повышающим коэффициентом.

Лента новостей

  • 20:21 Абхазия продлила запрет на въезд туристов в республику
  • 19:50 Мишустин выделил на детские выплаты еще более 18 миллиардов рублей
  • 19:20 Банки лишат права прописывать условия мелким шрифтом
  • 19:05 Первый доброволец привит вакциной от новосибирского «Вектора»
  • 18:50 В метро проходят рейды по проверке соблюдения масочного режима
  • 18:24 В Кремле заверили, что Путин от Лукашенко не заразился
  • 18:19 Астраханские селекционеры вывели арбуз со вкусом ванили
  • 17:49 На организаторов выступления Моргенштерна в Сочи подают в суд
  • 17:45 Лукашенко признался, что переболел коронавирусом
  • 17:39 СКР оценил ущерб по новому делу Гайзера почти в 9 млн рублей
  • 17:21 ВОЗ отказалась от идеи о второй волне коронавируса
  • 16:50 Замглавы Минпромторга: в России готовится «план Б» на случай второй волны коронавируса
  • 16:30 Белорусская милиция задержала фотокорреспондента ТАСС в Минске
  • 16:20 Два человека пострадали при столкновении поездов в Петербурге
  • 16:15 Фильм Кончаловского о новочеркасском расстреле поборется за приз Венецианского фестиваля
  • 15:49 Курс евро достиг 85 рублей впервые со 2 апреля
  • 15:45 Обвиняемый в госизмене Иван Сафронов отказался от сделки со следствием
  • 15:24 «Автодор» объявил конкурс на строительство трассы Москва — Казань
  • 15:00 Обвинение потребовало для экс-главы Российского авторского общества 5,5 года колонии
  • 14:56 Минфин разъяснил свои поправки о передаче конфискованных денег в ПФР
  • 14:44 Сергея Удальцова отправили под арест на 10 суток
  • 14:22 МИД России анонсировал скорое расширение списка стран для полетов
  • 13:55 Астероид размером больше футбольного поля приближается к Земле
  • 13:48 Сотовый оператор МТС первым в России получил лицензию на 5G
  • 13:26 Во Франции 28 июля начнется сборка первого в мире международного термоядерного реактора
  • 13:22 Новая волна «минирований» началась в Москве
  • 12:53 Фигуристка Юлия Липницкая стала мамой
  • 12:25 Эксперты: Россия ежегодно может терять почти $5 млрд от углеродного сбора ЕС
  • 12:03 На Удальцова завели дело за попытку проведения мероприятия в поддержку Фургала
  • 11:54 АТОР рассказала туристам о правилах въезда в Турцию
  • 11:28 Татулова назначена омбудсменом в сфере малого и среднего бизнеса
  • 10:54 Губернатор Чукотки попал в больницу после общения с больным COVID-19
  • 10:50 Собственник сети ресторанов «Корчма Тарас Бульба» объявлен в федеральный розыск
  • 10:41 В России выявили 5395 новых заболевших коронавирусом
  • 10:39 «Царьград» пожаловался на блокировку своего YouTube-канала
  • 10:24 Россия пока не войдет в «белый список» ЕС по открытию границ
  • 09:54 Дегтярев извинился перед жителями Хабаровска за шутку о «жирных» голубях
  • 09:26 «Маша и Медведь» вошли в мировую пятерку любимых детских развлекательных брендов
  • 08:55 Россия предложила Индии три препарата от COVID-19
  • 08:45 СМИ: артисты и чиновники получат награды от Путина за подготовку к голосованию по конституции
  • 08:24 В ООН объяснили разные показатели смертности от COVID-19 в странах
  • 07:56 «Известия»: филолог опровергает известные мнения о возникновении нецензурной лексики
  • 07:31 Минтруд обещает реальный рост пенсий до 2024 года
  • 06:55 «Известия»: Минфин предлагает отдать конфискованные средства Пенсионному фонду
  • 05:35 Reuters: в Великобритании кошка могла заразиться коронавирусом от своих владельцев
  • 04:42 CNN: перебежчик из Южной Кореи в КНДР имел симптомы COVID-19
  • 03:58 Институт Роберта Коха назвал рост числа заражений COVID-19 в Германии «очень тревожным»
  • 02:54 Правительство Великобритании «пристально» следит за ситуацией с коронавирусом в Германии и Франции
  • 01:58 В Индии был зафиксирован самый высокий скачок заражений COVID-19
  • 00:57 Премьер Вьетнама приказал усилить меры против нелегальной иммиграции

10 39 Царьград пожаловался на блокировку своего YouTube-канала.

Аудиторов берут в финразведку. Их обяжут сообщать о подозрительных сделках клиентов

Аудиторов все-таки обяжут стучать на своих клиентов, но не в Центральный банк, как это неоднократно предлагалось сделать, а в Росфинмониторинг.

Вчера были обнародованы поправки, закрепляющие их обязанность следить за подозрительными сделками клиентов и информировать о рисках профильное ведомство. Впрочем, сначала их предстоит принять, а затем разработать к ним соответствующую нормативную базу. Да и после этого всегда найдутся игроки, готовые за плату помочь обойти закон, так что спрос на услуги черных аудиторов может только вырасти, опасаются участники рынка.

Проект поправок к законам “О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и “Об аудиторской деятельности” вчера был размещен на сайте Regulation.gov.ru. Изменения крайне важны для аудиторов. Ими вводится обязанность сообщать в Росфинмониторинг о сомнительной или кажущейся таковой активности клиентов. Делать это надо, согласно тексту поправок, “при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма”. Как следует из пояснительной записки к проекту, он разработан с целью приведения законодательства, регулирующего аудит, в соответствие рекомендациям Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). В Минфине, который курирует аудиторский рынок, сообщили, что документ поступал к ним на согласование и был одобрен министерством.

На сегодняшний день обязанности оперативно сообщать о чем-либо напрямую в Росфинмониторинг для аудиторов нет. “Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг”, одобренные советом по аудиторской деятельности при Минфине, не содержат упоминания антиотмывочного законодательства. Аудиторские федеральные стандарты ФСАД 6/2010 и 5/2010 обязывают аудиторов рассматривать риски искажения отчетности из-за несоблюдения антиотмывочных норм, но не требуют информировать об этом Росфинмониторинг, говорит генеральный директор аудиторской компании “Аудит Бизнес Платформа” Татьяна Михайлович. По ее словам, о выявленных в ходе проверки фактах нарушения законодательства аудитор должен сообщать учредителям (участникам) проверяемой организации и только в случае отсутствия их реакции — в уполномоченный орган. При этом Росфинмониторинг сейчас не указан в качестве такового.

Интересно, что идея заставить аудиторов, по сути, стучать на своих клиентов появляется далеко не первый раз. Однако во всех предыдущих случаях (ни одна из идей реализована так и не была) получателем этой информации предлагалось сделать Центральный банк. При этом акцента именно на сомнительных с точки зрения антиотмывочного законодательства операциях ранее не делалось.

Впрочем, в текущем виде законопроект будет не слишком эффективен в практическом применении, указывают эксперты. Хотя, по сути, норма закона является обязательной для исполнения, необходимы дополнительные нормотворческие усилия, чтобы она заработала. Дело в том, что ответственность за неисполнение закона есть. “Например, по ст. 15.27 КоАП за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля предусмотрен штраф для должностных лиц до 30 тыс. руб., для организаций — до 200 тыс. руб.”, — указывает собеседник “Ъ”, близкий к Росфинмониторингу. Однако, прежде чем штрафовать кого-либо за новую норму, необходимо установить детальный порядок ее действия, что конкретно, кому именно и по каким каналам передавать, в настоящее время таких правил для аудиторов нет, утверждать их должен надзорный орган, в данном случае — Минфин, резюмировал собеседник “Ъ”. “Для реализации закона необходимо также установить четкие сроки для этих сообщений”, — считает генеральный директор МКПЦ Дмитрий Винокуров.

Минфин уверяет, что подобный нормативный акт будет. “Мы постоянно совершенствуем нормативную базу и, как только поправки будут приняты, разработаем необходимые правила внутреннего контроля”, — заверили в Минфине.

Однако пока нет правил — и нет ответственности. В такой ситуации аудиторы опасаются, что подготовка к принятию закона может обернуться негативными последствиями для рынка. “Например, может вырасти спрос на услуги тех аудиторов, которые не только не собираются сообщать в Росфинмониторинг о возможном невыполнении клиентом антиотмывочного законодательства, но еще и окажут консультации по надлежащему оформлению сомнительных операций”, — отмечает Татьяна Михайлович.

Аудиторские федеральные стандарты ФСАД 6 2010 и 5 2010 обязывают аудиторов рассматривать риски искажения отчетности из-за несоблюдения антиотмывочных норм, но не требуют информировать об этом Росфинмониторинг, говорит генеральный директор аудиторской компании Аудит Бизнес Платформа Татьяна Михайлович.

Аудиторы обязаны сообщать в Росфинмониторинг о сомнительных сделках клиентов

В добровольном инициативном порядке они также проверяют бизнес перед его продажей, проведением сделок слияния и поглощения M A , по заказу инвесторов чаще всего иностранных и в ряде иных случаев.

Аудиторов обяжут писать доносы на клиентов

Обзоры КонсультантПлюс

Минфин опубликован на едином портале для размещения проектов нормативных актов поправки
в Федеральный закон “О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и Федеральный закон “Об аудиторской деятельности”. Чиновники собираются обязать аудиторов доносить на своих клиентов в Росфинмониторинг.

Законопроектом закрепляется обязанность аудиторских организаций следить за подозрительными сделками своих клиентов и докладывать обо всех возможных рисках в профильное ведомство.

Минфин предписал аудиторам блокировать средства подозрительных клиентов

Новые требования антиотмывочного законодательства к бухгалтерам о блокировке средств подозрительных клиентов распространились и на аудиторские организации, следует из письма Минфина, датированного 10 апреля.

Сообщать о подозрительных клиентах в Росфинмониторинг аудиторы, как и бухгалтеры, нотариусы и юристы, были обязаны и ранее. Законодательно это требование закрепили в прошлом году. Такое уведомление не считается нарушением аудиторской тайны.

В России действуют свыше 4 тыс. аудиторских организаций и 19,5 тыс. индивидуальных аудиторов. РБК направил запрос в пресс-службу Росфинмониторинга.

В статистике Росфинмониторинга (есть у РБК), в декабре предоставленной Группе разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF), нет данных о количестве сообщений об отмывании средств от аудиторов. При этом в рамках обязательного контроля от юристов поступило 69 сигналов за пять лет, с 2013-го по 2017 год, от адвокатов — всего восемь сигналов, все в 2015 году, от ломбардов — свыше 277 тыс. Кредитные организации передали 61,3 млн сообщений о подозрении в отмывании средств за пять лет. Треть, или 21,4 млн сигналов, поступили в 2017 году.

Блокировки с санкции Росфинмониторинга

Новый закон, накладывающий на аудиторов и бухгалтеров дополнительные обязанности, принят 18 марта. В это время в России проходила масштабная проверка FATF. Итоги оценки антиотмывочной системы станут известны в октябре.

Согласно поправкам, аудиторы должны:

  • разработать правила внутреннего контроля и назначать ответственных должностных лиц;
  • идентифицировать бенефициарных владельцев компании-клиента;
  • фиксировать и хранить информацию.

Аудиторские организации могут предоставлять бухгалтерские услуги, совершать операции по поручению клиента, управлять его активами и т.д. В этом случае они обязаны заморозить средства или иное имущество клиента не позднее одного дня с даты его включения в перечень лиц, причастных к экстремизму и терроризму. Но блокировки коснутся и «не дотягивающих» до включения в этот список лиц, но признанных подозрительными межведомственной комиссией.

Заморозка средств возможна только с разрешения Росфинмониторинга, подчеркивает партнер компании НАФКО Павел Иккерт. «Компания может нести важные обязательства по оплате, и блокировка причинит бизнесу существенные убытки вплоть до расторжения договора», — отметил он.

Контроль за чиновниками

Еще одно новое требование — выявлять среди клиентов публичных должностных лиц: чиновников, функционеров Центробанка, федеральных служб, госкорпораций, иностранных публичных должностных лиц и представителей международных организаций.

При высокой степени риска коррупции и хищения бюджетных средств аудитор должен принять такого клиента на обслуживание только с письменного разрешения руководителя обособленного подразделения по контролю и обязан определить источник происхождения средств, уделить повышенное внимание к операциям таких клиентов и их родственников.

«Поправки добавят работы небольшим компаниям — в крупных организациях это уже давно стало частью внутренних процедур», — пояснил РБК руководитель департамента аудиторских услуг КПМГ в России и СНГ Кирилл Алтухов.

Однако у банков больше полномочий при проверке потенциальных клиентов: в отличие от аудиторов они могут запрашивать документальные подтверждения, подчеркивает партнер EY Игорь Буян.

Ответственность — запрет на профессию

Несоблюдение предписаний может обернуться для аудитора претензиями при проверке со стороны Казначейства, предписаниями и штрафами, а в тяжелых случаях дисквалификацией. «Последствия могут быть жесткими вплоть до исключения из саморегулируемой организации и отлучения от профессии», — предупредил Буян.

Изменения аудиторы восприняли без энтузиазма. «Мы надеемся, что новые требования и рекомендации будут в рамках стандартов проверки финансовой отчетности», — добавил Буян.

«Что касается перекладывания государственных функций, на мой взгляд, в борьбе с терроризмом и коррупцией должны участвовать все, и аудиторы должны знать своих клиентов и ограничивать работу с теми, кто вовлечен в криминальную деятельность», — считает Алтухов.

Подробнее о новых обязанностях аудиторов — в материале «РБК Pro».

фиксировать и хранить информацию.

Аудиторы обязаны сообщать в Росфинмониторинг о сомнительных сделках клиентов

23 апреля 2018 года Президентом РФ подписан Федеральный закон №112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (в части приведения законодательства Российской Федерации, затрагивающего вопросы осуществления аудиторской деятельности, в соответствие с Рекомендацией ФАТФ).

Текст Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» №112-ФЗ

Данным Федеральным законом внесены следующие изменения, касающиеся обязанностей аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов при оказании аудиторских услуг.

Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе дополнена следующими положениями:

«личный кабинет – информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется:

организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, для реализации иных прав и обязанностей;

в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, лицами, указанными в статьях 7 1 и 7 1-1 настоящего Федерального закона, хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, уполномоченным органом, правоохранительными и надзорными органами для реализации своих функций.»

Статья 7.1. Права и обязанности иных лицдополнена следующими положениями:

«2 1 . Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.»;

3. Порядок передачи адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг , информации о сделках или финансовых операциях, указанных в пунктах 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Адвокат и адвокатская палата, нотариус и нотариальная палата, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторская организация, индивидуальный аудитор при оказании аудиторских услуг , не вправе разглашать факт передачи в уполномоченный орган информации, указанной в пунктах 2 и 2.1. настоящей статьи. »

Статья 8. Уполномоченный орган дополнена следующим положением:

«Уполномоченный орган по согласованию с соответствующими надзорными органами определяет объем и порядок представления через личные кабинеты соответствующих надзорных органов информации , необходимой для осуществления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля (надзора) за исполнением требований настоящего Федерального закона.»

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

Статья 13. Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

Часть 2 дополнена следующими обязанностями аудиторской организации, индивидуального аудитора при оказании аудиторских услуг

«3.1) информировать, за исключением случая, указанного в пункте 3 2 настоящей части, учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших известными аудиторской организации, индивидуальному аудитору случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев. В случае, если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению указанной информации аудиторской организации, индивидуального аудитора, последние обязаны проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы;

«3 2 ) уведомлять о возникновении любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в порядке, установленном Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;».

На основании изложенного, все аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, осуществляющие аудиторскую деятельность, независимо от факта осуществления ими от имени или по поручению своего клиента операций с денежными средствами или иным имуществом в предусмотренных законом случаях:

1) являются пользователями и обязаны зарегистрироваться в личном кабинете Росфинмониторинга;

2) обязаны обеспечить выполнение требований по уведомлению уполномоченных органов о сомнительных сделках и финансовых операциях посредством использования личного кабинета Росфинмониторинга

Дополнительно информируем, что решением Правления СРО ААС от 06 апреля 2018 года (протокол №352) утверждена новая редакция Положения о членстве СРО ААС, согласно п. 7.3. (2) которого аудиторская организация, индивидуальный аудитор при оказании аудиторских, бухгалтерских и юридических услуг, обязаны соблюдать требования по противодействию коррупции, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотренные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также обязаны уведомлять соответствующие уполномоченные государственные органы о ставших известными аудиторской организации, индивидуальному аудитору случаях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе о случаях подкупа иностранных должностных лиц, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев.

Контроль за соблюдением членом СРО ААС указанных требований будет осуществляться в ходе проведения проверки внешнего контроля качества работы.

В случаях выявления нарушений член СРО ААС может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Уполномоченный орган по согласованию с соответствующими надзорными органами определяет объем и порядок представления через личные кабинеты соответствующих надзорных органов информации , необходимой для осуществления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля надзора за исполнением требований настоящего Федерального закона.

Обязанности аудиторов по ПОД/ФТ/ФРОМУ при оказании аудиторских услуг

Аудиторы при оказании аудиторских услуг обязаны в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ:

1) разрабатывать правила внутреннего контроля. Такие правила разрабатываются с учетом Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667;

2) назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также требования к подготовке и обучению кадров определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 N 492;

3) принимать иные внутренние организационные меры;

4) уведомлять Росфинмониторинг о наличии любых оснований полагать, что сделки и финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ 2 .

3 организовывать внутренний контроль;.

Финансовый шпионаж

Подготовленный Росфинмониторингом (так называемой «финансовой разведкой») законопроект возлагает на аудиторов новую обязанность: «При наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма», консультанты должна незамедлительно уведомить об этом «разведчиков».

При этом чиновники надзорного органа ссылаются на международные стандарты – рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Один из принятых еще в 2012 году документов этой организации относит аудиторов к числу лиц, которые наряду с банками и многими иными структурами должны участвовать в реализации «антиотмывочных» мер. «Принятие предложенных законоположений в отношении аудиторов будет способствовать выполнению указанной Рекомендации FATF, а также повышению эффективности контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», – убеждены в Росфинмониторинге.

Предполагается, что новая система «доносов» заработает в начале 2017 года.

Участники рынка критически оценивают предложения «разведчиков». В первую очередь пугает неопределенность понятия «сомнительной» операции (АПИ уже писало об этом – Сомнительные финансы). Законопроект же требует от аудиторов сообщать о сделках, которые только «могут» быть использованы в противоправных целях. То есть не исключено, что консультантам придется либо признавать практически все сделки легитимными, либо включать в отчет Росфинмониторингу информацию о большей части операций клиента.

Кроме того, практически в режиме онлайн активную борьбу с отмыванием ведут банки. Они имеют в своей структуре специальные службы внутреннего контроля, отработанные технологии, опытных сотрудников и иные ресурсы. «Финансовые разведчики» утверждают, что введение новых процедур не потребует материальных затрат ни от аудиторов, ни от их клиентов. То есть надзорный орган надеется, что не имеющие специальных знаний консультанты смогут выявить операцию по отмыванию, которую пропустили банковские профессионалы. Причем спустя несколько месяцев – в ходе проверки годовой отчетности.

Эксперты также указывают, что клиенты чаще всего ждут от аудитора помощи. В том числе рекомендаций по проведению операций таким образом, чтобы они не вызывали подозрений. Но в случае же принятия предложенного закона любое уклонение или неумышленное сокрытие «сомнительных» операций аудиторами может обернуться для них штрафом в сумме до 400 тысяч рублей или даже административным приостановлением деятельности на срок до двух месяцев.

То есть надзорный орган надеется, что не имеющие специальных знаний консультанты смогут выявить операцию по отмыванию, которую пропустили банковские профессионалы.

О каких фактах, обнаруженных при оказании аудиторских услуг, аудиторы обязаны сообщить в росфинмониторинг

“Российский налоговый курьер”, 2013, N 16

Минфин России разработал рекомендации для аудиторов о том, каким клиентам и сделкам необходимо уделять пристальное внимание при проведении аудиторских проверок и оказании иных услуг. Аудиторам также предложено выявлять выгодоприобретателей клиентов и ранжировать последних в зависимости от степени риска.

В ходе аудиторской проверки аудиторы, помимо прочего, обязаны учесть, соблюдает ли проверяемое лицо требования законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (п. 9 Федерального стандарта аудиторской деятельности (ФСАД) 6/2010, утв. Приказом Минфина России от 17.08.2010 N 90н). Эти требования установлены Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Закон N 115-ФЗ). В основном они сводятся к тому, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны направлять в Росфинмониторинг сведения об определенных сделках (см. врезки на с. 72 и 75).

Буква закона. Операции, подлежащие обязательному контролю согласно Закону N 115-ФЗ

Если компания осуществляет операции с денежными средствами или иным имуществом, она представляет в Росфинмониторинг сведения (п. 4.1 Письма):

  • об операциях, подлежащих обязательному контролю. Эти операции перечислены в ст. 6 Закона N 115-ФЗ;
  • об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых у работников этой компании возникают подозрения, что какие-либо из них осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 3 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).

Обязательному контролю подлежат конкретные операции с денежными средствами или иным имуществом, сумма которых равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее. Речь, в частности, идет (п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ):

  • о снятии с банковского счета или зачислении на счет юридического лица денежных средств в наличной форме;
  • покупке или продаже физическим лицом наличной иностранной валюты;
  • открытии вклада в пользу третьего лица с размещением на нем денежных средств в наличной форме;
  • внесении физическим лицом в уставный капитал компании наличных денежных средств;
  • предоставлении юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, беспроцентных займов физическим или юридическим лицам;
  • получении или предоставлении имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

Сделка с недвижимым имуществом представляет интерес для Росфинмониторинга, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее (п. 1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Кроме того, обязательному контролю подлежат также некоторые операции некоммерческих организаций и любые сделки с денежными средствами или иным имуществом, заключенные с организацией или физическим лицом, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (п. п. 1.2 и 2 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).

Обратите внимание! С 31 июля расширен перечень организаций, на которые распространяются требования Закона N 115-ФЗ

К числу организаций, которые обязаны сообщать в Росфинмониторинг сведения о подлежащих особому контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, относятся (ст. 5 Закона N 115-ФЗ):

  • кредитные, страховые, лизинговые и микрофинансовые организации;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг, организации федеральной почтовой связи, ломбарды;
  • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • компании, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, взаимное пари и иные основанные на риске игры (в том числе в электронной форме);
  • организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при проведении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • операторы по приему платежей;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • кредитные потребительские кооперативы.

С 31 июля 2013 г. в этот перечень включены еще четыре вида организаций (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ):

  • общества взаимного страхования;
  • негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;
  • сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.

Кроме того, начиная с 31 июля 2013 г. права и обязанности, возложенные Законом N 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются также на индивидуальных предпринимателей, которые:

  • являются страховыми брокерами;
  • осуществляют скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • оказывают посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Отметим, что, по мнению Росфинмониторинга, указанные поправки начали действовать на один день раньше – с 30 июля 2013 г. (Информационное письмо от 17.07.2013 N 28).

Минфин России подготовил подробную инструкцию для аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов о том, что конкретно им необходимо проверить в рамках такого анализа. Эти рекомендации приведены в Письме финансового ведомства от 06.06.2013 N 07-02-05/20990 (далее – Письмо). В нем также указано, о каких обстоятельствах или выявленных сомнительных операциях теперь уже аудиторы обязаны проинформировать Росфинмониторинг.

Получается, заплатив аудиторской компании, как правило, немаленькую сумму за аудит отчетности или налоговую консультацию, даже законопослушная организация вполне может за свои же деньги нажить себе неприятности, если какая-то из ее сделок покажется аудиторам подозрительной. Это тем более неприятно, так как аудитор в подобной ситуации не вправе разглашать факт передачи информации в Росфинмониторинг, то есть не может поставить об этом в известность своего клиента (п. 30 Письма).

об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых у работников этой компании возникают подозрения, что какие-либо из них осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма п.

Аудиторов обязали сообщать о подозрительных клиентах в росфинмониторинг — юридические советы

Продолжаю обзор законодательства.

Добавить комментарий