Законы и приказы, регулирующие деятельность судебных приставов

Федеральный закон

Закон «О судебных приставах» № 118 был принят 04.07.1997 года. Как и многие другие законодательные акты, он постоянно подвергается изменениям и дополнениям.

На некоторые статьи ФЗ о приставах следует обратить особое внимание. Например, ст. 10 закона посвящена полномочиям старшего пристава. Так как он возглавляет определенное отделение службы приставов, за ним закрепляется множество важных обязанностей. Вот некоторые из них:

  • организация работы подразделения;
  • обеспечение мер исполнения подчиненными судебных актов;
  • контроль над нижестоящими исполнителями;
  • подготовка охраны здания при необходимости;
  • организация розыска должника и его имущества и др.

Также стоит обратить внимание на содержание ряда статей, посвященных обязанностям работников службы, трудящихся в разных направлениях. Статья 11 ФЗ 118 о судебных приставах посвящена функциям сотрудников ФССП, занимающихся обеспечением установленного порядка деятельности судов.

В ст. 12 ФЗ о судебных приставах говорится об обязанностях тех сотрудников, которые непосредственно работают с должниками и взыскателями, возбуждают производства на основании поданных исполнительных документов.

Поскольку деятельность сотрудников является проявлением государственной власти, в силу ст. 14 ФЗ о судебных приставах, его требования являются обязательными для исполнения всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории РФ.

Работники ФССП, ответственные за обеспечение установленного порядка деятельности судов, вправе использовать только те методы, которые указаны в законе о судебных приставах. Это:

  • применение физической силы (ст. 16);
  • использование спецсредств (ст. 17);
  • применение огнестрельного оружия (ст. 18).

Незаконные действия сотрудников ФССП караются привлечением к соответствующему виду ответственности.

Документы Федеральной службы судебных приставов

“Об утверждении приложения к Программе профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения юридическими лицами обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой судебных приставов при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности

“О выяснении кредитной организацией факта принадлежности клиента, к счету которого поступил исполнительный лист, к группе компаний (холдингу) системообразующих организаций российской экономики”

“Об утверждении Порядка погребения погибших (умерших) сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, гражданина, уволенного со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2020 N 58962)

“Об утверждении Административного регламента Федеральной службы судебных приставов предоставления государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица” (Зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2020 N 58918)

“О ведомственных наградах органов принудительного исполнения Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2020 N 58868)

“Об утверждении Плана информатизации Федеральной службы судебных приставов на 2020 финансовый год и плановый период 2021 и 2022 годов”

“Об утверждении Требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, и сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации и перечней дополнительных обязательных диагностических исследований” (Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2020 N 58796)

(утв. ФССП России от 10.06.2020 N 05/12491вн)

“Об утверждении Положения об Управлении по исполнению особо важных исполнительных производств”

“Об утверждении Положения об Управлении государственной службы и кадров”

“Об утверждении Положения об Управлении собственной безопасности”

“Об утверждении Положения об управлении по организации дознания”

“О порядке и размерах возмещения сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 17.06.2020 N 58664)

“Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов и территориальных органов Федеральной службы судебных приставов” (Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2020 N 58792)

“Об утверждении перечня должностей сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям” (Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2020 N 58527)

“Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральному государственному автономному учреждению, находящемуся в ведении Федеральной службы судебных приставов” (Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2020 N 58790)

“О надбавке к должностному окладу сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время” (Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2020 N 58526)

“Об утверждении норм расходования денежных средств, необходимых для приема в Федеральной службе судебных приставов иностранных делегаций и иностранных граждан” (Зарегистрировано в Минюсте России 09.06.2020 N 58615)

“Об утверждении содержания извещений, направляемых Федеральной службой судебных приставов посредством передачи коротких текстовых сообщений по сети подвижной радиотелефонной связи” (Зарегистрировано в Минюсте России 03.06.2020 N 58564)

“Об утверждении Требований к сообщению на бумажном носителе, направляемому банком или иной кредитной организацией” (Зарегистрировано в Минюсте России 07.05.2020 N 58278)

“О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)” (вместе с “Положением об оперативном штабе Федеральной службы судебных приставов по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)”, “Планом неотложных мероприятий Федеральной службы судебных приставов по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)”)

“О внесении изменения в приложение N 3 к приказу Федеральной службы судебных приставов от 19.03.2020 N 202 “О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)” (вместе с “Планом неотложных мероприятий Федеральной службы судебных приставов по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)”)

“В каждом структурном подразделении ФССП России установлены специальные переносные ящики для приема корреспонденции”

“Об утверждении положений о централизованном учете персональных данных сотрудника органа принудительного исполнения Российской Федерации и ведении его личного дела, о централизованном учете персональных данных гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, и Порядка ведения, в том числе в электронной форме, реестра сотрудников органа принудительного исполнения Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2020

(утв. ФССП России 20.03.2020 N 05/6470вн)

(утв. ФССП России, Правительством Кабардино-Балкарской Республики 18.03.2020 N 10/7-МВ)

“Об утверждении Порядка проверки соответствия сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, замещающих должности высшего начальствующего состава, а также сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации и граждан Российской Федерации, претендующих на замещение указанных должностей, квалификационным требованиям” (Зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2020 N 57874)

“Об утверждении требований к форматам заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оказываемой Федеральной службой судебных приставов, представляемых в форме электронных документов” (Зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2020 N 58111)

“Об утверждении Порядка проверки уровня физической подготовки гражданина, поступающего на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, и сотрудника органа принудительного исполнения Российской Федерации, и квалификационных требований к уровню физической подготовки, необходимому для замещения отдельных должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2020

(утв. ФССП России, Администрацией Томской области 17.03.2020 N 9/6-МВ)

“Об утверждении Правил ношения сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации форменной одежды, ведомственных знаков отличия и знаков различия” (Зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2020 N 57876)

“Об утверждении Перечня должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, при замещении которых сотрудникам может устанавливаться ненормированный служебный день” (Зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2020 N 57880)

“Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ “О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, а также ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ “О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти

“Об утверждении Порядка организации кадровой работы, в том числе воспитательной работы, в органах принудительного исполнения Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2020 N 57884)

“Об утверждении Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2020 N 57886)

“Об утверждении Порядка оплаты проезда сотруднику органов принудительного исполнения, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в органах принудительного исполнения, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному

“Об утверждении порядка проведения конкурса на заключение договора о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, которые реализуют образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию, и не входят в систему принудительного исполнения Российской Федерации, между Федеральной службой судебных приставов (ее территориальным органом) и гражданином Российской Федерации, методики осуществления конкурсных процедур

“Об утверждении Порядка учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества в органах принудительного исполнения Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2020 N 57879)

“Об утверждении Порядка приема документов для поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, Перечня должностных лиц, имеющих право принимать документы для поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, Перечня уполномоченных руководителей и иных должностных лиц, наделенных правом рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, и принятия

“Об утверждении Порядка проведения проверок в отношении гражданина, поступающего на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2020 N 57882)

“Об утверждении Порядка организации индивидуального обучения сотрудника, проходящего испытание, изучения его личных и деловых качеств в органах принудительного исполнения Российской Федерации, Порядка оценки результатов индивидуального обучения сотрудника, проходящего испытание, в органах принудительного исполнения Российской Федерации и Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России

“Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного автономного учреждения “Санаторий ФССП России “Зеленая долина” (Зарегистрировано в Минюсте России 13.04.2020 N 58071)

“Об утверждении Порядка внесения представления о присвоении очередного специального звания досрочно либо на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности” (Зарегистрировано в Минюсте России 17.03.2020 N 57764)

“Об утверждении Правил внутреннего служебного распорядка центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов” (Зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2020 N 57885)

“Об определении стоимости путевки и установлении размера платы за санаторно-курортное лечение в федеральном государственном автономном учреждении “Санаторий ФССП России “Зеленая долина”, подведомственном Федеральной службе судебных приставов” (Зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2020 N 58007)

“Об утверждении Порядка отдания почестей при погребении сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2020 N 57739)

“Об утверждении Порядка и условий командирования сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2020 N 57928)

(утв. ФССП России, Правительством Новгородской области 26.02.2020 N 7/4-МВ)

“Об утверждении Порядка зачисления сотрудника в распоряжение органа принудительного исполнения Российской Федерации и Порядка нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2020 N 57712)

“Об утверждении образцов служебного удостоверения и специального жетона сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации и порядка их выдачи” (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2020 N 57715)

2020 N 57882.

Задачи судоприставов

Выполнять решения высшей инстанции о применении к ответчику и другим гражданам мероприятий в рамках процессуального принуждения.

С изменениями и дополнениями от:

7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 3 марта 2007 г., 22, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 19 июля, 25 ноября 2009 г., 27 июля 2010 г., 11 июля, 3, 6 декабря 2011 г., 5 апреля, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 12 марта, 5 мая, 22, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 30 декабря 2015 г., 3 июля 2016 г., 29 декабря 2017 г., 1 мая, 1 октября, 27 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 4 июня 1997 года

Одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г.

Нормативно-правовое регулирование

В настоящее время деятельность судебных приставов регулируется следующими основными нормативными актами:

  1. Гражданским процессуальным кодексом РФ.
  2. Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
  3. ФЗ РФ «О судебных приставах».

В связи со вступлением в силу нового закона о деятельности органов принудительного исполнения во многие нормативные акты, косвенно или напрямую касающиеся данной сферы, будут внесены соответствующие изменения.

В настоящее время деятельность судебных приставов регулируется следующими основными нормативными актами.

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Пономарев Юрий Александрович.

Деятельность служб судебных приставов в РФ

1. Нормативно-правовая база регулирования деятельности служб судебных приставов в РФ.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность службы судебных приставов в РФ, являются:
• ФЗ от 21.07.1997г. №118-ФЗ «О судебных приставах»;
• ФЗ от 21.07.1997г. №119-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
• Указ Президента РФ от 13.10.2004г. №1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»;
• Приказ Минюста РФ от 09.04.2007г. №69 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов»;
• Приказ ФССП РФ от 03.08.2006г. №96 «Об утверждении служебного распорядка Федеральной службы судебных приставов» и др.
2. Федеральная служба судебных приставов РФ.
В настоящий момент в составе Министерства Юстиции России действует Федеральная служба судебных приставов, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.
Основными задачами ФССП России являются:
1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
2) организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
3) управление территориальными органами ФССП России (далее – территориальные органы).
ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы. Территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта Российской Федерации. В территориальный орган ФССП России входят:
аппарат управления территориального органа ФССП России;
структурные подразделения территориального органа ФССП России, состоящие из государственных служащих и работников, возглавляемые начальниками отделов – старшими судебными приставами.
Территориальный орган ФССП России возглавляет руководитель – главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, который также имеет заместителей.
На территории Волгоградской области действует Управление Федеральной службы судебных приставов России по Волгоградской области, которое находится в г. Волгограде.
3. Права судебных приставов – исполнителей при обеспечении принудительного взыскания задолженности организаций по налогам и сборам и исполнительным документам.
ФЗ от 21.07.1997г. №118-ФЗ «О судебных приставах», ст. 12
Судебный пристав – исполнитель имеет право:
получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;
проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;
объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.

Территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является управление отдел Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта Российской Федерации.

Коллективное исполнение и исполнительный розыск

Судебные приставы, входящие в состав группы принудительного исполнения, обязаны сообщать руководителю группы принудительного исполнения обо всех совершенных ими исполнительных действиях и принятых ими мерах принудительного исполнения не позднее дня, следующего за днем совершения указанных действий или применения указанных мер.

Читайте также:  Скачать шаблон документа "Возражение на исковое заявление о признании права на наследство".

Руководитель группы принудительного исполнения вправе самостоятельно совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения, а также давать судебным приставам-исполнителям, входящим в состав группы принудительного исполнения, поручения о совершении действий и применении мер принудительного исполнения, которые являются обязательными для этих приставов.

В законодательстве появляется такое понятие, как “исполнительный розыск”. Согласно закону, под исполнительным розыском понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка. Розыск может быть объявлен при условии, что совершенные приставом исполнительные действия не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.

Кроме того, по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.

Также по заявлению взыскателя розыск объявляется по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Постановление о розыске подлежит немедленному исполнению. При производстве розыска пристав вправе запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и его имущество находятся в розыске.

Также пристав вправе осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам.

Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции. Тактика проведения исполнительно-разыскных действий определяется главным судебным приставом РФ. При этом не допускаются проведение исполнительно-разыскных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, разглашение сведений, составляющих личную и семейную тайну.

Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции.

Обеспечение порядка деятельности суда

Возьмем инструкцию с любого участка суда. В ней четко будет указано, что контроль за проходом посетителей в зал заседаний, внос и вынос материальных ценностей (само дело, свидетельские показания, улики) осуществляется начальником отдела ФССП соответствующего территориального отдела. Нужно четко осознавать, что слушание дела бывает разным.

На заседание могут приходить дипломаты и люди, имеющие разрешение на оружие и специальные средства, представители СМИ и просто родственники обвиняемых. Опять же дела могут рассматриваться абсолютно разные. Это может быть и взыскание кредитной задолженности, и дело о массовой гибели людей и бездействия или действия соответствующих ответственных лиц. Общественный резонанс разный. При этом сотрудникам ФССП полагается металлодетектор, бронежилет, радиосвязь и вежливость. На всякий случай в регламенте им дается совет усиливать бдительность при особо серьезных заседаниях.

В Московском областном суде в 2017 году во время процесса над членами «банды ГТА», обвиняемых в убийствах водителей на трассе М4 «Дон», один из преступников выхватил оружие у конвоя и открыл огонь. В результате перестрелки были убиты пять членов банды, проходившие по данному делу, тяжело ранена женщина-пристав и ее коллега.

Исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве.

Статья 2. Правовая основа деятельности судебных приставов. В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральным законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации.

Комментарий к статье 2
1. Комментируемая статья обязывает судебных приставов при выполнении своих обязанностей руководствоваться только нормативно-правовыми актами федерального уровня, причем имеющими соответствующую иерархию: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “О судебных приставах”, Федеральным законом “Об исполнительном производстве”, иными федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие (ст. 15) и устанавливает конституционное правовое поле, в рамках которого осуществляется деятельность исполнительной власти по принудительному исполнению актов компетентных органов. Так, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35), никто не может быть произвольно лишен жилища (ст. 40), каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53). К государственно-организационным подходам можно отнести право федеральных органов исполнительной власти для осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц (ст. 78) и др.
Комментируемый Закон и Федеральный закон “Об исполнительном производстве” непосредственно регулируют деятельность судебных приставов при выполнении поставленных перед ними задач и реализации их функций, определяя компетенцию службы судебных приставов, их организационную структуру, место в системе органов государственной власти, права и обязанности судебных приставов, ответственность за причиненный вред и др.
Следует отметить, что судебные приставы также руководствуются в своей деятельности решениями Конституционного Суда Российской Федерации, в которых дается конституционное истолкование норм применяемых в исполнительном производстве федеральных законов, а также разъяснениями законодательства в сфере исполнительного производства, данные в постановлениях Пленумов ВАС РФ и ВС РФ.
2. К иным федеральным законам, которыми должны руководствоваться судебные приставы, относятся, в частности, следующие:
Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором урегулированы: порядок обращения взыскания на заложенное имущество и его реализация (ст. ст. 349, 350), порядок проведения торгов (ст. ст. 447 – 449);
Семейный кодекс Российской Федерации, где урегулированы порядок исполнения решений судов по делам, связанным с воспитанием детей, о взыскании алиментов, и Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором отражены вопросы исполнения решений о восстановлении на работе;
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, где установлены случаи немедленного исполнения решения суда (ст. 211), раскрыт порядок выдачи исполнительного листа (ст. 428), в том числе на принудительное исполнение решения третейского суда (ст. ст. 423 – 427), допускается выдача нескольких исполнительных листов по одному судебному решению (ст. 429), разрешены вопросы о порядке выдачи дубликата исполнительного листа или судебного приказа (ст. 430), определен порядок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя (ст. 441) и урегулированы вопросы поворота исполнения решения суда (ст. 443), определен перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание (ст. 446), и др.;
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, в котором урегулированы вопросы: немедленного исполнения решения арбитражного суда (ст. 182), выдачи нескольких исполнительных листов по одному судебному акту (ст. 319), сроков предъявления исполнительного листа арбитражного суда к исполнению (ст. 321), процедуры выдачи дубликата исполнительного листа (ст. 323), поворота исполнения судебного акта арбитражного суда (ст. ст. 325 – 326), ответственности за неисполнение судебного акта банком или иной кредитной организацией и другими лицами (ст. 332), определен порядок оспаривания решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя при принудительном исполнении исполнительного документа арбитражного суда (ст. 329) и др.;
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации”, где урегулирован порядок исполнения решений третейских судов, обращения за исполнительным листом и порядка его выдачи (ст. ст. 44 – 46).
Судебные приставы в своей деятельности руководствуются также Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 “О статусе судей в Российской Федерации”, Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ “Об оружии”, Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” и др.
Кроме того, к иным федеральным законам применительно к комментируемой статье относятся следующие: Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 “О международном коммерческом арбитраже”, в котором урегулирован порядок исполнения решений международных коммерческих арбитражей (ст. ст. 35, 36), и Федеральный закон “О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь”, которым ратифицировано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь, подписанное в г. Москве 17 января 2001 г.
Согласно указанному Соглашению судебные акты компетентных судов Республики Беларусь и Российской Федерации не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства на основании исполнительных документов судов, принявших решения (ст. 1), а исполнительные документы, подписанные судьей и скрепленные гербовой печатью компетентного суда, представляются на русском языке и не требуют легализации (ст. 2).
Порядок применения Соглашения от 17 января 2001 г. разъяснен в совместном информационном письме ВАС РФ от 1 июня 2004 г. N С1-7/МО-627, Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2004 г. N 06/899-ЮЧ и Центрального Банка Российской Федерации от 4 июня 2004 г. N 01-31/2020 “По вопросам применения Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь”.
3. К нормативным правовым актам, которыми руководствуются судебные приставы, относятся акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, принимаемые ими в целях реализации положений комментируемого Закона. В частности, можно указать следующие нормативные правовые акты:
Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. N 280 “О форменной одежде судебных приставов”, в котором установлены нормы обеспечения форменной одеждой судебных приставов;
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 180 “Об утверждении норм обеспечения боевым ручным стрелковым и иным оружием, боеприпасами и патронами к нему, специальными средствами, а также средствами радиосвязи службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации”, в котором установлены нормы обеспечения боевым ручным стрелковым и иным оружием, боеприпасами и патронами к нему службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации; нормы обеспечения специальными средствами службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации; нормы обеспечения средствами радиосвязи службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации;
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. N 1584 “Об утверждении Перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации”, которым утвержден Перечень боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, приобретаемых Министерством юстиции Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение службы судебных приставов;
Инструкция о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности, утвержденная Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 августа 1999 г. N 226;
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 9 августа 2000 г. N 239 “Об организационном и методическом руководстве деятельностью служб судебных приставов территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации”;
Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 282 и Министерства юстиции Российской Федерации N 91 от 22 марта 2001 г. “Об утверждении Порядка взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и подразделений службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при принудительном исполнении постановлений таможенных органов”;
Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N ВГ-3-10/265 и Министерства юстиции Российской Федерации N 215 от 25 июля 2000 г. “Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов” и ряд др.
Вместе с тем следует иметь в виду, что ст. 2 Федерального закона “Об исполнительном производстве” не предоставляет Министерству юстиции Российской Федерации возможность принимать нормативные правовые акты непосредственно по вопросам исполнительного производства. Законодатель, регулируя, в частности, вопросы исполнения судебных актов, закрепил положения, согласно которым судебные акты суда общей юрисдикции и арбитражного суда приводятся в исполнение в порядке, установленном соответствующими процессуальными кодексами и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства (разд. VII ГПК РФ, ст. 318 АПК РФ). Таким образом, вопросы, касающиеся исполнения судебных актов, регулируются только федеральными законами.
Однако анализ комментируемой статьи в корреспонденции со ст. 5 и ст. 7 комментируемого Закона позволяет сделать вывод, что непосредственно к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации относится образование службы судебных приставов, ее организационное и методическое руководство. Следовательно, в вопросах организационного и методического обеспечения службы судебных приставов, в вопросах ее кадрового обеспечения и вопросах обеспечения службой судебных приставов установленного порядка деятельности судов Министерство юстиции Российской Федерации вправе принимать свои нормативные правовые акты, в том числе совместные с другими ведомствами. Примеры таких актов приведены выше.
4. Буквальное содержание положений комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что в качестве источников права, регулирующих деятельность судебных приставов, комментируемый Закон не называет нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Законодатель, регулируя, в частности, вопросы исполнения судебных актов, закрепил положения, согласно которым судебные акты суда общей юрисдикции и арбитражного суда приводятся в исполнение в порядке, установленном соответствующими процессуальными кодексами и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства разд.

Правовая основа деятельности судебных приставов

Ст. 2 ФЗ «О судебных приставах» [8] определяет правовую основу деятельности судебных приставов, т.е. определяет перечень источников норм права, которыми осуществляется регулирование деятельности судебных приставов. В качестве таких источников названы Конституция РФ [5], Федеральный закон «О судебных приставах», Федеральный закон “Об исполнительном производстве” [9] и другие федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты.

Читайте также:  Какие автомобили не облагаются транспортным налогом: нормы РФ

Конституция РФ, как закреплено в ее ч. 1 ст. 15, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Разъяснения о применении данного конституционного положения даны в п. 2 Постановления Пленума ВС России от 31 октября 1995 г. N 8 “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия” [68], в котором в т.ч. указано, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. В части 1 ст. 15 Конституции РФ также установлено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции РФ.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации” [23].

Сфера действия Федерального закона “Об исполнительном производстве” определена в его ст. 1 следующим образом:

– названный Закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Россию, субъекты РФ, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий (ч. 1);

– условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством РФ (ч. 2).

Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации” [24] z:CorvDoccgionline.cgi?req=query&REFDOC=198913&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_MAIN_BACKREFS&ts=3907147767037531072&lst=0&REFDST=100008z:CorvDoccgionline.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&rnd=228224.3096623785&dst=100284&fld=134z:CorvDoccgionline.cgi?req=doc&base=LAW&n=182735&rnd=228224.2938215615&dst=100042&fld=134устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

В ст. 2 ФЗ «О судебных приставах» говорится о законодательных актах только федерального уровня, что предопределено положением п. “о” ст. 71 Конституции РФ, относящим гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство к предметам исключительного ведения России. Из данного положения прямо следует, что законодательное регулирование деятельности судебных приставов, как и законодательство об исполнительном производстве, также находится в исключительном ведении России.

Соответственно, правовую основу деятельности судебных приставов могут составлять “иные” (иные, нежели федеральные законы) нормативные правовые акты только федерального уровня. Таковыми являются нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Это:

– Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 “Вопросы Федеральной службы судебных приставов” [28];

– Указ Президента РФ от 19.11.2007 N 1554 “О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции” [29];

– Указ Президента РФ от 10.08.2011 N 1072 (ред. от 30.09.2013) “Об утверждении перечня информации о деятельности Федеральной службы судебных приставов, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” [30] и др.

– Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 540 “О форменной одежде и знаках различия судебных приставов и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов” [34];

– Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 N 280 “О форменной одежде судебных приставов” [35];

– Постановление Правительства РФ от 02.10.2009 N 776
“Об обеспечении боевым ручным стрелковым и иным оружием, патронами к нему, специальными средствами, оборудованием и снаряжением Федеральной службы судебных приставов” [36] и др.

К нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, составляющим правовую основу деятельности судебных приставов, относятся, прежде всего, нормативные правовые акты Минюста России, поскольку названное Министерство в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации” [31], является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. Функция Минюста России по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности ФССП России, прямо определена в п. 1 ст. 7 ФЗ «О судебных приставах». Это:

– Приказ Минюста России от 13.07.2016 N 164 “Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов” [40];

– Приказ Минюста России от 21.05.2013 N 74 “Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов” [41];

– Приказ Минюста России от 20.08.2015 N 203 “Об утверждении перечня должностей в Федеральной службе судебных приставов, при назначении на которые проводятся психофизиологическое исследование, тестирование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости” [42] и др.

В правовую основу деятельности судебных приставов могут входить и нормативные правовые акты ФССП России. В подпункте “в” п. 4 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” [32] установлено, что федеральная служба (служба) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, но там же указано, что данное правило не касается случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Это:

– Приказ ФССП России от 30.05.2011 N 255 “Об утверждении Порядка ношения форменной одежды судебными приставами и иными должностными лицами Федеральной службы судебных приставов” [43];

– Приказ ФССП России от 11.12.2015 N 586 “Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия, специальных средств и мерах по соблюдению правил оборота оружия в Федеральной службе судебных приставов” [44];

– Приказ ФССП России от 17.12.2015 N 596 “Об утверждении Порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов” [45] и др.

Что касается регионального законодательства, то в качестве примера можно привести Приказ ФССП России от 03.10.2013 N 355 “Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области” [51], в котором определены задачи, полномочия, организация деятельности судебных приставов Волгоградской области.

В современных условиях реформирования государственной службы большое внимание уделяется ее морально-этической составляющей. От морального облика государственных служащих, от их уровня нравственности и профессионализма во многом зависит уровень развития государства, его правовых институтов, а также авторитет власти. Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 была утверждена Федеральная программа “Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы)” [39], в качестве основных задач которой выделяются:

– внедрение современных методов и эффективных технологий кадровой работы, которые направлены на мотивацию государственных служащих, повышение их профессиональной компетентности и обеспечение условий для максимальной результативности их профессиональной служебной деятельности;

– разработка системы мер, которые направлены на стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне.

Большинство требований к служебному поведению государственных служащих содержится в ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, а именно в статьях: ст. 15 – перечень основных обязанностей гражданского служащего, ст. 14 – перечень основных прав, а также ст. 16 и ст. 17 – перечни ограничений и запретов, связанных с гражданской службой.

Также в ст. 18 ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и Указе Президента РФ от 12.08.2002 N 885 “Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих” [33] утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих, смысл которых заключается в том, что все государственные служащие в своей служебной деятельности должны руководствоваться законом и моралью, проявлять добросовестность и высокий профессионализм, быть беспристрастными и независимыми от влияния сторонних лиц, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы, а также проявлять корректность, внимательность и объективность в отношении граждан.

Читайте также:  Заявление на продление регистрации иностранного гражданина

Необходимо отметить, что смысл предъявляемых к государственным служащим требований сводится к главному – устранение предпосылок коррупционных действий и иных злоупотреблений служебным положением на ранних стадиях.

Для профилактики неэтичного поведения государственных служащих разрабатываются различные программы административной этики, призванные содержать в себе основные морально-этические ориентиры.

На базе Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ был разработан Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного служащего Федеральной службы судебных приставов, утвержденный Приказом директора ФССП России А.О. Парфенчикова 12 апреля 2011 г. [46].

Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил поведения, которым должен руководствоваться федеральный государственный гражданский служащий ФССП России независимо от замещаемой должности. Основные цели данного Кодекса прописаны в ст. 2, и к ним относятся: укрепление авторитета ФССП России, доверие граждан к Службе судебных приставов и государственным органам в целом, обеспечение единых норм поведения служащих ФССП России, а также формирование должной морали в Службе, повышение общественного сознания работников Службы, а также уровня их самоконтроля.

Статья 3 Кодекса закрепляет шесть основных этических принципов, соблюдение которых является обязанностью судебного пристава: принцип законности, принцип служения государственным интересам, принцип служения общенациональным интересам, принцип уважения к личности, принцип лояльности, и отдельно выделяется принцип политической лояльности.

Можно выразить сожаление, что в данном Кодексе не были закреплены более специфические принципы служебного поведения судебного пристава, в т.ч. и те, которые не нашли своего отражения в законодательстве об исполнительном производстве. К последним, в частности, можно отнести принцип независимости судебного пристава-исполнителя и принцип разумности его действий [54, с. 58].

Важным правилом, закрепленным в рассматриваемом Кодексе, думается, является обязанность государственного служащего ФССП России принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникающих конфликтов интересов (ст. 4, абзац 3). Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ. Личная заинтересованность представляет собой возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для служащего, членов его семьи. Непринятие служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение служащего с гражданской службы. Данное правило Кодекса способствует принятию государственным служащим корректного решения, т.к. в данной ситуации присутствует отсылка и детальная регламентация правильного и должного поведения.

Также в ст. 4 Кодекса закреплены такие принципиальные правила служебного поведения, как: обязанность использовать только законные и этические способы продвижения по службе (ст. 4, абзац 11); соответствие внешнего вида общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность, с целью поднятия уважительного отношения граждан к Службе (ст. 4, абзац 12), и стремление к выполнению нравственного долга и профессиональной обязанности государственного гражданского служащего ФССП России – постоянному совершенствованию, повышению своей квалификации, получению новых знаний.

Таким образом, понимая, что “государственная должность – это должность, облеченная доверием, предполагающая обязанность действовать в интересах государства” [4], возникает необходимость признания и применения этических норм и моральных требований в своей служебной деятельности государственными служащими, и судебными приставами в частности, проявления ими абсолютной преданности государственным интересам своей страны, а также выполнения ими своих обязанностей и функций компетентно и эффективно в соответствии с законодательством и со всей добросовестностью.

Глава 2. Содержание деятельности судебных приставов

Федеральный закон О государственной гражданской службе Российской Федерации 24 z CorvDoc cgi online.

Как организована деятельность службы?

Деятельность всей службы организованна на всех уровнях страны. Ниже подробно описано, кто, где находится:

Все, что касается структуры службы, численности работников, а также Положение о Федеральной службе утверждаются Президентом.

Деятельность сводится к:

  • обеспечению порядка в судах;
  • осуществлению исполнительных производств для введения в действие всех судебных документов;
  • принятию мер для исполнения таких документа;
  • проведению оценки и учета арестованного (изъятого) имущества у должника;
  • организации хранения и реализации и арестованного (изъятого) имущества;
  • проведению розыска должника-организации, и его имущества;
  • участию в делах о банкротстве и таких процедур
  • а также к другим действиям для полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Читайте также: Должники судебных приставов — как истцу по фамилии узнать долг по алиментам, как написать заявление.

Препятствия со стороны взыскателя к работе пристава в отношении конкретного должника.

Нормативная база для проведения конкурса в ФССП

Избежать конкурса при поступлении на работу в ФССП можно только в ограниченных случаях. Обычно таки происходит трудоустройство по срочным контрактам, в отношении кандидатов из кадрового резерва. Также решение о назначении на группу младших должностей без проведения конкурса может принять руководитель Управления или подразделения ФССП.

Конкурс по должностям ФССП проводится в соответствии со следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»;
  • Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;
  • Приказ ФССП от 29.03.2007 № 107 «Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности ….».

Конкурс проводится на конкурентной основе, т.е. будут рассмотрены документы всех претендентов.

Для реализации конкурсных процедур в ФССП создана специальная комиссия. В нее входят представители центральных органов управления службы и подразделения, в котором открыта вакантная должность.

В случае выявления обстоятельств и фактов, препятствующих поступлению гражданина на службу, гражданину направляют письменное уведомление с указанием причин отказа.

Порядок проведения конкурса

Конкурс проводится по мере высвобождения должностей, при расширении штата, при проведении реорганизационных мероприятий. Проведение конкурса заключается в организации двух этапов, по итогам которых будет определен победитель.

Применение всех перечисленных методов не является обязательным.

Регулирование деятельности судебных приставов — реферат

План
Введение 3
1. Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов 5
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Актуальность контрольной работы определило то, что Федеральная служба судебных приставов (далее – ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП России подведомственна Минюсту России.
Основными задачами ФССП России являются:
1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
2) организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее – судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве (далее – акты других органов);
3) управление территориальными органами ФССП России.
ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минюста России. ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы. ФССП России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Объект работы – общественно-правовые отношения в сфере законодательства о судебных приставах, предмет – законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов.
Цель и задача работы – изучить законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов.
1. Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов

Статья 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «О судебных приставах» определяет нормативные источники, которыми следует руководствоваться судебному приставу при осуществлении им своих должностных обязанностей, а именно:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»
Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
кодифицированные отраслевые источники: Гражданский процессуальный кодекс РФ: Арбитражный процессуальный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ и другие;
иные федеральные законы, к которым можно отнести:
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»;
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и т.д.;
нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ, в числе которых можно назвать:
Положение о Федеральной службе судебных приставов, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316;
постановление Правительства РФ от 31 июля 2008 г. № 579 «О бланках исполнительных листов»;
постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 550 «Об утверждении Правил возврата должнику исполнительского сбора» и другие;
нормативно-правовые акты Министерства юстиции РФ, обязательные для исполнения судебными приставами, такие как:
приказ Минюста РФ от 3 августа 1999 г. № 226 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности»;
Положение об организации работы по выплатам компенсаций в случае гибели (смерти), причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью судебного пристава, утверждено приказом Минюста РФ от 4 апреля 2008 г. № 81 и другие.
Также в своей деятельности судебным приставам необходимо руководствоваться:
нормами международных договоров РФ, (например, Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), Договором между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Варшава, 16 сентября 1996 г.)); и другими.
постановлениями Конституционного Суда РФ (см. например, постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2003 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа»); а также постановлениями Пленумов Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ по вопросам, связанным с деятельностью судебных приставов.
Процессуальное положение судебного пристава регулируется также специальным нормативным актом – Законом о судебных приставах. Согласно ст. 3 указанного Закона судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава – высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе, поэтому на него распространяется статус государственного служащего и его правовое положение определяется в том числе Законом о государственной гражданской службе. Поэтому судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов – воинские звания, а также им выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции РФ. Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции РФ. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.
В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются: на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.
Согласно ст. 6 Закона об исполнительном производстве, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные Законом об исполнительном производстве.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.
Главный судебный пристав РФ:
осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов;
издает приказы, указания и распоряжения, регулирующие вопросы организации деятельности ФССП России и порядок реализации мер материального и социального обеспечения судебных приставов, обязательные для исполнения всеми сотрудниками этой службы;
в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру службы судебных приставов;

; нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ, в числе которых можно назвать Положение о Федеральной службе судебных приставов, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г.

Добавить комментарий