Договор транспортной экспедиции (с сопутствующими услугами)

Договор транспортной экспедиции (с сопутствующими услугами)

Договор транспортной экспедиции (с сопутствующими услугами)

г. [место заключения договора] [число, месяц, год]

[Полное наименование юридического лица] в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [наименование документа, подтверждающего полномочия действовать от имени юридического лица], именуемое в дальнейшем “Экспедитор”, с одной стороны, и [полное наименование юридического лица] в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [наименование документа, подтверждающего полномочия действовать от имени юридического лица], именуемое в дальнейшем “Клиент”, с другой стороны, а вместе именуемые “Стороны”, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. По настоящему договору Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента организовать перевозку груза Клиента.

[Экспедитор должен исполнить свои обязанности лично/Экспедитор вправе привлекать к исполнению своих обязанностей других лиц].

1.2. В рамках настоящего договора Экспедитор осуществляет также следующие операции, необходимые для доставки груза:

– получение документов, требующихся для экспорта или импорта;

– выполнение таможенных и иных формальностей;

– проверка количества и состояния груза;

– уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;

– получение груза в пункте назначения;

1.3. Груз должен быть доставлен в место назначения (грузополучателю) не позднее [вписать нужное].

1.4. Для оказания транспортно-экспедиционных услуг Клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение Экспедитору, которое должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.

Поручение Экспедитору представляется Клиентом на бумажном носителе.

1.5. Опасные, скоропортящиеся и иные грузы, требующие специальных условий перевозки, принимаются Экспедитором только при представлении Клиентом в письменной форме информации об условиях их транспортировки.

1.6. Качество оказываемых Экспедитором транспортно-экспедиционных услуг должно отвечать требованиям национальных стандартов Российской Федерации, нормативных правовых актов в области транспортно-экспедиционной деятельности, а также условиям настоящего договора.

2. Права и обязанности сторон

2.1. При организации перевозки груза Экспедитор осуществляет:

– согласование с перевозчиками условий перевозки и хранения груза, времени перевалки груза с одного вида транспорта на другой и иных вопросов, необходимых для осуществления перевозки;

– прохождение таможенных и иных процедур, необходимых при осуществлении перевозки;

– расчеты за перевозку груза с перевозчиками как от имени клиента, так и от своего.

2.2. По требованию Клиента Экспедитор представляет ему следующую информацию:

– полное фирменное наименование и место нахождения (для юридического лица), имя и место жительства (для индивидуального предпринимателя);

– сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям;

– перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, и их стоимость;

– сведения о форме и порядке оплаты транспортно-экспедиционных услуг;

– сведения о тарифах на перевозку грузов различными видами транспорта, о правилах и об условиях выполнения таких перевозок;

– другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозки конкретных видов груза различными видами транспорта.

2.3. Экспедитор при приеме груза от перевозчика в пункте назначения участвует в оформлении соответствующих документов.

2.4. Экспедитор при оказании транспортно-экспедиционных услуг обязан следовать указаниям Клиента.

2.5. Экспедитор обязан сообщить Клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации о свойствах груза, а в случае неполноты информации запросить у Клиента необходимые дополнительные данные.

2.6. При приеме груза выдать Клиенту экспедиторский документ, а также представить ему оригиналы договоров, заключенных Экспедитором в соответствии с настоящим договором от имени Клиента на основании выданной им доверенности.

2.7. Экспедитор вправе:

2.7.1. Отступать от указаний Клиента, если только это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить Клиента о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

2.7.2. Выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов Клиента. При этом Экспедитор обязан незамедлительно уведомлять Клиента о произведенных изменениях.

2.7.3. Удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах Клиента расходов или до предоставления Клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае Клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.

За возникшую порчу груза вследствие его удержания Экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет Клиент.

2.7.4. Не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных настоящим договором, до представления Клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения Экспедитором обязанностей.

2.7.5. Проверять достоверность представленных Клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим договором.

2.8. Клиент обязан:

2.8.1. Своевременно представить Экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей, предусмотренных настоящим договором, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля.

2.8.2. Клиент в порядке, предусмотренном настоящим договором, обязан уплатить причитающееся Экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах Клиента.

2.8.3. Выдать Экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

2.9. Клиент имеет право:

2.9.1. Выбирать маршрут следования груза и вид транспорта.

2.9.2. Требовать у Экспедитора предоставления информации о процессе перевозки груза.

2.9.3. Давать указания Экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

2.9.4. На любом этапе исполнения настоящего договора отозвать ранее выданное поручение Экспедитору с обязательным возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения.

Отзыв выданного поручения экспедитору производится клиентом в письменной форме.

3. Цена договора и порядок расчетов

3.1. За оказание экспедиционных услуг Клиент выплачивает Экспедитору причитающееся ему вознаграждение, а также возмещает понесенные им расходы в интересах Клиента.

3.2. Стоимость оказываемых Экспедитором услуг составляет [сумма цифрами и прописью] рублей.

3.3. Оплату по настоящему договору Клиент обязуется произвести не позднее [срок] дней с момента получения счета.

4. Ответственность сторон

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящим договором, Стороны несут ответственность по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 30.06.2003 г. N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”.

4.2. В случае, если Экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед Клиентом Экспедитора определяется на основании правил, по которым перед Экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

4.3. В случае одностороннего отказа от исполнения настоящего договора Клиент или Экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.

4.4. Экспедитор несет ответственность перед Клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его Экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в Поручении экспедитору, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые Экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого Экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого Экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого Экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого Экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

4.5. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность Экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которого отвечает Экспедитор.

4.6. Наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, Экспедитор возвращает Клиенту ранее уплаченное вознаграждение в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

4.7. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им вознаграждения Экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине Экспедитора.

При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном п. 3 ст. 6 Федерального закона “О транспортно-экспедиционной деятельности”.

4.8. Экспедитор возмещает убытки, причиненные Клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если Экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине Клиента.

4.9. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации о свойствах груза, условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных настоящим договором.

4.10. За необоснованный отказ Клиента от оплаты расходов, понесенных Экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим договором, Клиент уплачивает Экспедитору, помимо указанных расходов, штраф в размере десяти процентов суммы этих расходов.

4.11. Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения Экспедитору и возмещение понесенных им в интересах Клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 1/10 % вознаграждения Экспедитору и понесенных им в интересах Клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося Экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах Клиента расходов.

5. Претензии и иски

5.1. До предъявления Экспедитору иска, вытекающего из настоящего договора, обязательно предъявление Экспедитору претензии.

5.2. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

5.3. Претензии к Экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.

5.4. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.

5.5. Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении срока, установленного п. 5.3 настоящего договора, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.

6. Разрешение споров

6.1. Все споры и разногласия, возникающие в связи с исполнением настоящего договора, Стороны будут стремиться решить путем деловых переговоров.

6.2. В случае недостижения согласия между Сторонами спор разрешается в судебном порядке.

7. Заключительные положения

7.1. Передача поручения Экспедитору и отзыва Клиентом выданного поручения допускается с использованием средств факсимильной или электронной связи.

7.2. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания.

7.3. Любая из Сторон вправе отказаться от исполнения настоящего договора, предупредив об этом другую Сторону в разумный срок.

7.4. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, – по одному для каждой из Сторон.

7.5. Во всем, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

За необоснованный отказ Клиента от оплаты расходов, понесенных Экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим договором, Клиент уплачивает Экспедитору, помимо указанных расходов, штраф в размере десяти процентов суммы этих расходов.

Договор транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции – это соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Договор транспортной экспедиции является публичным, т.к. одной из сторон всегда является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию транспортно-экспедиционных услуг клиентам – физическим и юридическим лицам для удовлетворения их потребностей, как связанных, так и не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Договору транспортной экспедиции, обслуживающему сложный перевозочный процесс, присущи черты различных гражданско-правовых договоров, распространенных в различных сферах предпринимательской деятельности. Так, с одной стороны, данному договору присущи черты таких договоров, как договоры поручения, комиссии и агентирования. С другой стороны, договору транспортной экспедиции присущи черты договоров перевозки, хранения и подряда.

Договор экспедиции неразрывно связан, даже зависим от договора перевозки грузов, в целях организации надлежащего исполнения которого он и заключается. Именно потребность в квалифицированной и оперативной организации перевозки побуждает клиента к заключению договора транспортной экспедиции.

Договор транспортной экспедиции может быть заключен как на разовое экспедиционное обслуживание (организация однократной перевозки груза), так и на продолжительный период времени (например, на 1 год или 5 лет), в течение которого экспедитор обязуется регулярно оказывать клиенту экспедиторские услуги по заявкам последнего.

Значение договора транспортной экспедиции в том, что при организации перевозок требуется выбор вида транспорта, перевозчика (или нескольких перевозчиков), оптимального маршрута перевозки, погрузка груза в пункте его отправления и выгрузка в пункте назначения и пр. Грузоотправитель может сам решить все вышеперечисленные вопросы, не прибегая к услугам профессионального экспедитора. Однако далеко не каждый грузоотправитель обладает соответствующими знаниями, деловыми связями, практическим опытом и пр. Эти, а также ряд иных причин побуждают грузоотправителей обращаться к услугам экспедиторов.

Договор транспортной экспедиции.

3. ПРАВА ЭКСПЕДИТОРА

3.1. Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если только это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить Клиента о его согласии на такое отступление.

3.2. При обнаружении неточности или несоответствия сведений, предоставленных Клиентом, а так же отсутствия необходимых для перевозки документов. Экспедитор вправе не приступать к выполнению поручения Клиента, либо оказывать экспедиционные услуги исходя из интересов Клиента.

3.3. Экспедитор, в случае необходимости, вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки, последовательности, перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов Клиента. При этом Экспедитор обязан уведомить Клиента о произведенных изменениях, как только уведомление станет возможным.

3.4. Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения, понесенных им в интересах Клиента расходов или до предоставления Клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения расходов. В этом случае Клиент так же оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества. За возникшую порчу груза вследствие его удержания Экспедитором в случаях, предусмотренным настоящим пунктом, ответственность несет Клиент.

3.5. Экспедитор вправе проверять достоверность предоставленных Клиентом необходимых документов, а так же информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения Экспедитором его обязанностей.

3.6. В случае отказа Клиента или номинированного им грузополучателя принять перевозимый Экспедитором груз, Экспедитор вправе, после извещения Клиента, выгрузить груз в любом, удобном для него месте, с отнесением всех расходов по этой операции на Клиента.

3.7. Экспедитор вправе прекратить или приостановить выполнение поручения по настоящему Договору в случае возникновения препятствий со стороны государственных или муниципальных органов власти, а так же в случае наступления обстоятельств, предусмотренных разделом 9 настоящего Договора.

Не предоставлять к перевозке грузы не прошедшие таможенную очистку, грузы, в отношении которых имеются претензии со стороны третьих лиц, а так же запрещенные в соответствии с законодательством к перевозке грузы.

4. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

4.1. Стоимость услуг Экспедитора согласовывается Сторонами в приложении к настоящему договору.

4.2. Оплата вознаграждения производится Клиентом на основании счетов, выставленных Экспедитором по ценам согласованным в приложении к настоящему договору.

4.3. Заказчик возмещает Экспедитору расходы, возникающие при перевозке грузов разными видами транспорта, по представлению Экспедитором счетов с приложением платежных документов, выданных третьими лицами, при заключении с ними различных договоров, касающихся перевозки грузов Клиента. Счета выставляются Экспедитором в трехдневный срок после получения документов, подтверждающих расходы, и оплачиваются Клиентом путем перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный Экспедитором в настоящем договоре.

Стоимость услуг Экспедитора согласовывается Сторонами в приложении к настоящему договору.

Двойственная природа договора транспортной экспедиции

В соответствии со статьей 801 ГК РФ экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Таким образом, законодатель, определяя предмет договора, предусматривает, что экспедитор может фактически исполнить услуги, связанные с перевозкой груза, или только определить, согласовать и проконтролировать выполнение мероприятий, направленных на решение задач, предусмотренных договором. То есть можно говорить, что требования, предъявляемые заказчиком (клиентом) к экспедитору, а, следовательно, и варианты его поведения могут существенно отличаться.

Согласно статье 801 ГК РФ, среди услуг, оказываемых по договору транспортной экспедиции, можно выделить следующие:

  • организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получение груза;
  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза;
  • выполнение других обязанностей, связанных с перевозкой, и иных операций и услуг, предусмотренных договором транспортной экспедиции.
Читайте также:  Пенсионный фонд в Новошешминске: особенности деятельности, режим работы, адрес

В данной связи логично привести выдержку из постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 05.07.2007 по делу № Ф08-4051/2007-1614А: “сфера применения договора транспортной экспедиции широка и позволяет квалифицировать в качестве такового всякое соглашение, заключаемое грузоотправителем или грузополучателем (клиентом) с организацией, которая может быть признана экспедитором, и предусматривающее выполнение для клиента любых операций и услуг, связанных с перевозкой груза”.

Определение транспортно-экспедиционной деятельности, приведенное в Федеральном законе от 30.06.2003 № 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” (далее – Федеральный закон № 87-ФЗ), несколько отлично от предмета договора транспортной экспедиции, предусмотренного ГК РФ. Согласно пункту 1 статьи 1 данного закона транспортно-экспедиционная деятельность – это оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

Анализ норм гражданского законодательства РФ в части регулирования посреднических договоров (поручения, комиссии, агентирования) показывает, что в рамках договоров данной категории, как правило, одна сторона по поручению другой стороны обязуется совершить юридические и иные действия, в том числе сделки. При этом формулировка “оказание услуги” ни в одном случае не применяется.

Статей 805 ГК РФ предусмотрено, что если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. В данном случае логично напомнить, что и по договору подряда, и по договору возмездного оказания услуг действующим гражданским законодательством предусмотрено, что работы могут выполняться, услуги оказываться соисполнителями, если такие условия предусмотрены договором. Однако тот факт, что все работы или/и их часть выполняются соисполнителями, не позволяет сделать вывод о посредническом характере данных сделок.

С учетом изложенного, по мнению автора, определения, приведенные в ГК РФ и в Федеральном законе № 87-ФЗ, не позволяют говорить о договоре транспортно-экспедиционной деятельности исключительно как об одном из видов посреднических договоров.

Ситуация с квалификацией рассматриваемого договора транспортной экспедиции еще более усложняется при анализе определений, приведенных в постановлении Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 “Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности”.

В первую очередь, представляет интерес понятие договора транспортной экспедиции, согласно которому данный договор определяется как гражданско-правовая сделка, в соответствии с которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги. Исходя из примененной формулировки “по поручению и за счет другой стороны” договор транспортной экспедиции следует рассматривать как посреднический.

Таким образом, подводя итого вышеизложенному, нельзя сделать категоричный и однозначный вывод о гражданско-правовом характере договора транспортной экспедиции, что, по мнению автора, предоставляет определенную степень свободы субъектам предпринимательской деятельности, заключающим данный вид договора.

2009 03-03-06 1 65 Минфин России в отношении порядка формирования дохода по договору транспортной экспедиции разъяснил, что учету у экспедитора подлежит доход в том объеме, в котором он получен от клиента – грузоотправителя или грузополучателя.

Договор транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием транспортных услуг при перевозке грузов. Смысл его состоит в том, чтобы освободить грузоотправителей и грузополучателей от несвойственных им операций, связанных с отправкой, перевозкой и получением грузов, таких как: определение оптимального варианта способа перевозки, оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку, оплата провозных платежей, обеспечение отправки груза, сопровождение его в пути следования, перевалочные операции при смешанных перевозках, получение груза и доставка его на склад получателя и др. Экспедитор может также взять на себя упаковку груза, его маркировку, проверку состояния упаковки и маркировки, складирование, совершение других операций с грузом.

Таким образом, договор транспортной экспедиции — это один из видов транспортного договора, предназначение которого состоит в том, чтобы способствовать выполнению основного транспортного договора — договора перевозки грузов. Сам по себе договор транспортной экспедиции лишен какого-либо юридического смысла, если он не направлен на оказание дополнительных услуг клиентуре транспортных организаций, не имеющей, как правило, собственных транспортных средств.

Понятие договора транспортной экспедиции.

Правовое регулирование договора транспортной экспедиции. Общие нормы о транспортной экспедиции содержатся в главе 41 ГК РФ. Гражданский кодекс предусматривает принятие закона о транспортно-экспедиционной деятельности (п. 3 ст. 801 ГК РФ). Такой закон был принят в 2003 г.: Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Транспортные уставы и кодексы также содержат нормы, регулирующие отношения, возникающие из договора транспортной экспедиции (например, ст. 78 УВВТ, VII раздел УАТ).

При этом правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяются на экспедиторские услуги.

Правовая характеристика договора транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции является возмездным и взаимным. Он может быть как консенсуальным (когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг), так и реальным (считается заключенным после вручения груза, например когда экспедитором выступает перевозчик).

Существенные условия договора транспортной экспедиции. Существенным условием договора транспортной экспедиции является условие о его предмете.

Предмет договора транспортной экспедиции. Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Они подразделяются на основные и дополнительные. К основным закон относит:

  • организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получения груза;
  • другие обязанности, связанные с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Дополнительные услуги могут включать: получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверку количества и состояния груза; погрузку и выгрузку груза; уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения; выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза.

Срок договора транспортной экспедиции. Срок договора транспортной экспедиции определяется соглашением сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений заключаются краткосрочные договоры, при наличии постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании — долгосрочные.

Цена договора транспортной экспедиции. Цена в рассматриваемом договоре понимается как вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. Помимо вознаграждения клиент компенсирует расходы, понесенные экспедитором при осуществлении действий, предусмотренных договором экспедиции (по внесению платы за разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хранение груза и др.).

Стороны договора транспортной экспедиции. Сторонами в договоре транспортной экспедиции являются клиент и экспедитор. Клиентами могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, как граждане, так и юридические лица, заинтересованные в получении экспедиторских услуг (прежде всего это отправитель и получатель груза, его собственник).

Экспедиторами могут выступать только предприниматели: коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если из договора не следует, что они должны быть исполнены экспедитором лично. При этом он не освобождается от обязанности перед клиентом за исполнение договора.

Обязанности экспедитора может осуществлять и перевозчик груза.

Форма договора транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет последствия, предусмотренные ст. 162 ГК РФ. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 802 ГК РФ).

Обязанности экспедитора по договору транспортной экспедиции.

Экспедитор по договору транспортной экспедиции обязан:

Исполнить надлежащим образом все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести (п. 1 ст. 801 ГК РФ):

  • организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получение груза;
  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверку количества и состояния груза;
  • погрузку и выгрузку груза;
  • уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза, его получение в пункте назначения;
  • выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (п. 4 ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

При неисполнении экспедитором предусмотренных договором обязанностей клиент вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков (например, при утрате, порче, повреждении груза), уплата неустойки, уплата процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ). То есть в этом случае экспедитор несет полную имущественную ответственность.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ч. 2 ст. 803 ГК РФ). Это правило влечет ограничение ответственности экспедитора (она ограничивается рамками возмещения фактически причиненного ущерба (ст. 796 ГК) или пределами неустойки (штрафа), предусмотренными транспортным законодательством).

Если нарушение экспедитором своих обязанностей повлекло возникновение ответственности клиента перед перевозчиком, экспедитор может быть привлечен к регрессной ответственности.

Следует отметить, что согласно ст. 806 ГК РФ клиент вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом экспедитора в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору установлен главой 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление ему претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Право на предъявление претензии и иска имеют клиент или уполномоченное им лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

Претензия предъявляется в письменной форме в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об ее удовлетворении или отклонении в течение тридцати дней со дня ее получения. При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год со дня возникновения права на предъявление иска.

Обязанности клиента по договору транспортной экспедиции.

Клиент по договору транспортной экспедиции обязан:

1. Исполнить все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести:

  • передачу груза для осуществления экспедирования;
  • получение грузов у экспедитора;
  • выполнение иных предусмотренных договором обязанностей.

При невыполнении клиентом своих обязанностей экспедитор вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков, уплата неустойки).

Экспедитор вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом клиента в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

2. Предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором.

В какой форме должна предоставляться эта информация и какие еще сведения клиент обязан сообщить экспедитору, ГК РФ не указывает. Действующие правила транспортно-экспедиционного обслуживания также не содержат исчерпывающих сведений об информации, требующейся в современных условиях для надлежащей транспортно-экспедиционной деятельности. Поэтому все вопросы, связанные с необходимой экспедитору для выполнения его деятельности информацией о грузе и условиях его перевозки, а также с формой, в которой данная информация доводится до сведения экспедитора, должны быть решены соглашением сторон. Так, например, экспедитору может потребоваться информация о направленных перевозчику заказах и заявках, о транспортных и иных условиях заключенных клиентом контрактов на поставку товаров, о порядке расчетов за поставленную продукцию, о заключенных клиентом договорах об организации перевозок и т.п.

В случае неполноты предоставленной информации экспедитор вправе запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Если же необходимая информация не была предоставлена, экспедитор вправе:

  • не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации;
  • требовать применения меры ответственности (возмещение убытков, причиненных экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации).

3. Уплатить экспедитору вознаграждение и возместить ему понесенные при исполнении договора расходы.

При уклонении клиента от уплаты вознаграждения или возмещения понесенных экспедитором расходов экспедитор вправе требовать применения мер ответственности: уплаты неустойки, уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление ему претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

Договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от экспедитора

Заявка КЛИЕНТА на перевозку считается принятой к выполнению ЭКСПЕДИТОРОМ, при условии ее подписания уполномоченными лицами ЭКСПЕДИТОРА и передачи КЛИЕНТУ посредством факсимильной связи или по электронной почте.

Перевозка и транспортная экспедиция: различия, ответственность, оформление

Договор перевозки и транспортная экспедиция — в чем различие? В каком случае лучше оформить перевозку? Зачем вообще нужна транспортная экспедиция?

Недавно, разговаривая с директором фирмы, оказывающей услуги транспортной экспедиции (к слову, им был предъявлен иск на значительную сумму в связи с утратой груза), а также изучая их первичные документы, я поняла, что компания хоть и называется транспортно-экспедиционной, однако в действительности осуществляет услуги по перевозке в чистом виде. Почему так работают и оформляют документы директор ответить не смог, так как разницы не понимает между экспедицией и перевозкой. Но ее необходимо понимать, чтобы избежать проблем как с налоговой инспекцией, так и мер ответственности, связанной с утратой или повреждением груза.

Плюсы у покупателя товара нет риска в части не признания расходов на перевозчика необоснованными для возмещения НДС.

2. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

2.1. Исполнение настоящего Договора по оказанию экспедиторских услуг осуществляется на основании задания Заказчика, выданного Экспедитору.

2.2. Выданное задание Экспедитору должно содержать информацию о сроках перевозки, весе и объеме, а также данные необходимые для надлежащего его исполнения.

2.3. За возможные убытки, вызванные предоставлением неправильных или неполных данных, Экспедитор не несет ответственности.

2.4. При получении задания Экспедитор сообщает Заказчику стоимость экспедиторских услуг в соответствии с данными, указанными в задании.

2.5. При доставке груза на склад Экспедитора, стороны оформляют грузовую накладную, подтверждающую факт приема и передачи груза, вес, объем, количество мест и характер груза. Грузовая накладная выписывается в двух экземплярах, подписывается представителем Экспедитора с одной стороны и представителем Заказчика с другой стороны.

2.6. В случае изменения стоимости экспедиторских услуг, Экспедитор, в разумные сроки, обязан сообщить Заказчику или его представителю о текущей стоимости Экспедиторских услуг, а также о возможных необходимых дополнительных расходах Заказчика, которые могут быть понесены последним в связи с исполнением задания.

2.7.Экспедитор может устанавливать дополнительные сборы за предоставление услуги, которые согласуются с Заказчиком при перевозке конкретной партии груза.

При необходимости организовать оказание услуг другими транспортными организациями при обслуживании груза Заказчика.

Договор транспортной экспедиции (с сопутствующими услугами)

ДОГОВОР № _______
ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

г. Москва«___» _________ 20__ г.

ООО «ХХХ», именуемое в дальнейшем «Клиент», в лице Генерального директора ХХХ, действующей на основании Устава, с одной стороны, и

___________________________________________________, именуемое в дальнейшем «Экспедитор», в лице_________________________________________________________, действующего на основании ___________________, с другой стороны, совместноименуемые «Стороны/стороны», а по отдельности также «Сторона/сторона», заключили настоящий Договор транспортной экспедиции (далее – «договор») о нижеследующем:

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Читайте также:  Какие налоговые льготы положены для инвалидов 2 и 1 группы инвалидности в 2020 году

1.1. Настоящий договор определяет порядок надлежащего исполнения договора и взаимодействия сторон, порядок выполнения, оказания и/или организации выполнения транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой груза Клиента (грузоотправителя).

1.2. Экспедитор – сторона договора, профессиональный участник рынка оказания транспортно-экспедиционных услуг и услуг по перевозке груза. Экспедитор выступает от своего имени и имеет право на привлечение третьих лиц для выполнения своих обязательств по договору. Экспедитор отвечает за действия третьих лиц как за свои собственные.

1.3. Клиент – сторона договора, осуществляющая производственно-хозяйственную и коммерческую деятельность в сфере оптовой торговли, предъявившая груз к перевозке в паллетах (поддонах), картонных коробках.

1.4. Грузом по договору являются безалкогольные напитки, питьевая (минеральная) вода, соковая продукция из фруктов и овощей, размещённые на паллетах и упакованные в стрейч-пленку (коробку), а также иное имущество, в отношении которого Экспедитор осуществляет организацию перевозки и оказывает иные услуги в соответствии с настоящим договором. Особенностью доставки и приема-передачи груза, размещенного на паллетах и упакованного в стрейч-пленку (или коробку), является доставка груза и его прием-передача в целостности, без дефектов, препятствующих его приему и дальнейшему использованию грузополучателем.

1.5. Грузополучатель – лицо, уполномоченное Клиентом принять груз у Экспедитора, указанное в транспортной накладной согласно Заявке. Грузополучателями груза являются третьи лица, указанные Клиентом в ТРН: гипермаркеты, супермаркеты торговые, дилерские и дистрибьюторские сети, распределительные центры, торговые и логистические склады. Грузополучатели используют автоматизированную (механизированную) систему приема-отпуска, разгрузки-выгрузки груза с применением электрических (механических), гидравлических устройств, подъемно-транспортные машины, иные средства механизации погрузочно-разгрузочных работ. При указанной системе погрузка-выгрузка груза осуществляется попаллетно, завалы, сдвиги, замятия паллет (поддонов), деформация внешней упаковки паллет (поддонов) не допускаются.

1.6. Под термином«ТС» понимается технически исправное автомобильное транспортное средство Экспедитора, указанное в Заявке, пригодное для перевозки грузов Клиента (грузоотправителей),третьих лиц, указанных Клиентом, обеспеченное необходимыми оборудованием и всеми документами на ТС.

1.7. Под термином «ТРН» понимается транспортная накладная. Под термином «ТН» понимается товарная накладная.

1.8. Под реальным ущербом понимаются убытки (расходы) Клиента (Экспедитора), которые любая сторона договора, чье право нарушено, произвела или должна будет произвести для восстановления нарушенного права, в том числе расходы, связанные с:

  • Неоплатой времени простоя ТС, неправильным указанием адреса доставки груза и грузополучателя;
  • Утратой, недостачей, повреждением груза или его части, несвоевременной его доставкой;
  • Нарушением срока, указанного в Заявке, передачи груза;
  • Отказом грузополучателя от приёма груза (или частичным его приемом) вследствие его утраты, недостачи, повреждения или нарушением сроков его доставки в форме уведомления. Надлежащим считается уведомление грузополучателя об отказеот приема груза (о частичном приеме) в письменной форме, содержащее указание на общий характер выявленных недостатков, скрепленное печатью (штампом, штемпелем или иным способом, позволяющим его идентифицировать) и подписью уполномоченного лица грузополучателя на ТН (ТРН, соответствующем акте).
  • Имущественными санкциями и иными мерами ответственности, которые возлагаются третьим лицом (перевозчиком, исполнителем, грузополучателем) на сторону договора, в виде документально подтвержденных расходов, понесенных стороной, вследствие ненадлежащего исполнения договора и соответствующего договора с третьим лицом;
  • Передачей груза, запрещённого к перевозке, или груза, ухудшающего характеристики других грузов, перевозимых совместно с грузом.

1.9. Под упущенной выгодой понимаются неполученные доходы, которые сторона договора получила бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ее право не было нарушено. При определении неполученных доходов принимаются во внимание аналогичные доходы, которые Клиент (Экспедитор) получил бы при надлежащем исполнении настоящего договора, с третьего лица.

1.10. При определении убытков принимается во внимание действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, указанная в ТН; стоимость услуг, включая перевозку, указанных в прейскуранте Клиента и согласованных Сторонами (приложение к настоящему договору); документально подтвержденные расходы, понесенные стороной договора в связи наложением третьими лицами имущественных санкций на одну сторону договора, вследствие ненадлежащего исполнения договора другой стороной, иные доходы, которые могла бы получить любая сторона договора, в своей коммерческой деятельности и надлежащем исполнении договора.

1.11. Уполномоченное лицо/уполномоченный представитель – ответственный сотрудник каждой из сторон и/или третье лицо, уполномоченное стороной на совершение определенных действий в своей сфере и компетенции, осуществляющий взаимодействие и надлежащее исполнение настоящего договора.

1.12. Водитель – водитель Экспедитора (перевозчика), уполномоченный представитель Экспедитора, имеющий оригинал доверенности, илиданные которого указаны Экспедитором в Заявке с отметкой о согласовании, или данные которого указаны Экспедитором в электронной доверенности.

1.13. Электронные документы: заявки, заявки с отметкой о согласовании, претензии, акты, доверенности, иные электронные письма и сообщения, скрепленные печатью и подписью уполномоченного лица одной из сторон, отправленные с его электронной почты и направленные на электронную почту уполномоченному лицу другой стороны в отсканированном виде или по факсу.

1.14. Электронные документы имеют полную юридическую силу и могут быть использованы в качестве письменных доказательств в суде. Далее электронный документ, соответствующий вышеуказанным требованиям, направленный посредством электронной связи в форматах JPG, TIFF, PDF, содержащий подпись уполномоченного лица и печать стороны, именуется электронным документом (иное наименование документа) и/или документом (иное наименование) в электронном виде.

1.15. Необходимые данные для взаимодействия сторон и надлежащего исполнения договора, обмена документами в электронном виде, реквизиты для взаимодействия Сторон и обмена электронными документами (e-mail, номер факса и т.п.) посредством электронной (факсимильной), телефонной связи, уполномоченные лица указаны в Приложении № 2 к настоящемудоговору, которое является его неотъемлемой частью.Электронный документ, соответствующий требованиям настоящего договора и Приложения № 2 к нему, является аналогом собственноручной подписи, имеет полную юридическую силу.

1.16. Экспедитор ознакомлен и обязуется соблюдать правила и требования, установленные Клиентом и/или грузополучателями, к:

1.16.1. Грузам, целостности внешней упаковки паллет, необходимости отсутствия деформации;

1.16.2. Правильности крепления и размещения паллет (поддонов), отсутствию завалов и сдвигов паллет, внешних (частично внутренних) сдвигов, замятий грузов и т.п.;

1.16.3. Чёткому соблюдению сроков доставки груза и правил приема-передачи груза;

1.16.4. Правиламприёма-передачи груза и требованиями грузополучателей.

1.17.Экспедиционные услуги, оказываемые Экспедитором, должны учитывать интересы Клиента (грузополучателей) и соответствовать нижеперечисленным требованиям:

1.17.1. Комплексности;

1.17.2. Точности и своевременности исполнения Заявки;

1.17.3. Безопасности и обеспечения сохранности груза;

1.17.4. Этичности обслуживающего персонала;

1.17.5. Информативности.

1.18. Экспедитор ознакомлен с информацией о наименовании, особенностях и свойствах груза,другими необходимыми данными, представленными Клиентом в публичном доступе на сайте: www. ХХХ.ru, правилами грузополучателей, размещённых ими на официальных сайтах, складах и т.п.

1.19. В связи с особенностями оказания услуг Стороны определили возможность использования и применения экспедиторских документов, указанных в договоре.

1.20. В свой деятельности стороны руководствуются Гражданским Кодексом РФ, ФЗ от 30.06.2003 № 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”, Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, ГОСТ Р 52298 – 2004 «Услуги транспортно-экспедиторские», настоящим договором.

  1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

2.1. По настоящему договору Клиент заказывает и обязуется оплатить, а Экспедитор обязуется по поручению Клиента за вознаграждение, от своего имени и за счет Клиента выполнить или организовать выполнение определенных настоящим договором услуг, связанных с перевозкой грузов Клиента автомобильным транспортом (ТС),а также выполнить другие обязанности, предусмотренные договором.

2.2. Экспедитор в течение срока действия договора обязуется выполнять или организовывать выполнение следующих транспортно-экспедиционных услуг (далеетакже – «услуги и/или экспедиционные услуги»):

2.2.1. Осуществляет перевозку грузов, принадлежащих Клиенту, и/или организовываетперевозкугрузов, принадлежащих Клиенту или третьим лицам, указанным Клиентом, в пункт назначения, указанный Клиентом, по кратчайшему и оптимальному маршруту.

2.2.2. Заключает договор перевозки грузов от собственного имени, предоставляя Клиенту надлежащим образом заверенную копию заключенного им договора перевозки на бумажном носителе.

2.2.3. Обеспечивает отправку и/или получение груза, погрузку и/или выгрузку груза, передачу груза грузополучателю, указанному Клиентом, или Клиенту.

2.2.4. В случае отказа грузополучателя от принятия груза участвует в проверке оснований отказа в приеме груза (частичном приеме), составлении акта, отражает в акте свои замечания, возражения, подписывает соответствующий акт, получает и передает экземпляр акта Клиенту лично, курьером или заказным письмом с уведомлением о вручении.

2.2.5. Проверяет количество и состояние груза, состояние и качество транспортной упаковки груза, надежность размещения и крепления груза, отсутствие нарушений паллетизации, внешней деформации, завалов, сдвигов паллет и транспортной упаковки визуальным осмотром без вскрытия содержимого.

2.2.6. Обеспечивает страхование грузов по отдельной письменной заявке Клиента на бумажном носителе.

2.2.7. По письменной заявке Клиента осуществляет временное складирование, паллетирование, упаковку и хранение грузов.

2.2.8. Оказывает иные услуги, связанные с отправкой, транспортировкой и получением грузов, заказанные Клиентом в рамках договора.

  1. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ ЗАЯВКИ,
    ПРИНЯТИЯ ЗАЯВКИ К ИСПОЛНЕНИЮ

3.1. Основанием для оказания услуг и проведения подготовительной работы Экспедитором является электронная заявка Клиента на оказание экспедиционных услуг (далее – Заявка). Форма и образец заполнения Заявки согласованы сторонами и указаны в Приложении № 1, которое является неотъемлемой частью настоящего договора.

3.2. Наименование груза, количество мест, вес и объем груза, адрес (адреса) подачи ТС под загрузку и выгрузку, адрес доставки, грузополучатель, сроки и условия предоставления ТС и предъявления груза, дата и время начала погрузки (выгрузки), а также иные сведения, необходимые для оказания услуг, указываются Клиентом в Заявке.

3.3. Заявканаправляется в адрес Экспедитора по электронной почте или по факсу не позднее, чем за 24 часа до момента подачи ТС,или до 16.00 дня, предшествующего дню оказания экспедиционных услуг.

3.4. Подтверждением направления и передачи Заявки считается уведомление о доставке по адресу электронной почты уполномоченного представителя Экспедитора.

3.5. Заявка может быть отменена Клиентом без оплаты фактических штрафов и взыскания убытков не менее чем за 8 (восемь) часов до расчетного часа прибытия ТС Экспедитора под погрузку посредством направления электронного уведомления об отмене Заявки.

3.6. Экспедитор в течение 2 (двух) часов с момента отправки Заявки обязан направить Клиенту посредством электронной (факсимильной) связи Заявку с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию услуг с указанием мотивированных причин отказа.

3.7. Заявка с отметкой о согласовании (или с отказом в согласовании с указанием мотивированных причин отказа) должна быть подписана уполномоченным представителем Экспедитора, скреплена его печатью. Отметка о согласовании Заявки должна содержать информацию:

3.7.1. Осогласованной стоимости услуг, включая перевозку;

3.7.2. О марке и государственном регистрационном номере ТС;

3.7.3. Ф.И.О водителя, паспортные данные (номер, серия, кем и когда выдан), или данные водительского удостоверения;

3.7.4. Контактный телефон водителя (или Экспедитора).

3.8. Заявка с отметкой о согласовании считается принятой к исполнению Экспедитором, является неотъемлемой частью договора и подлежит обязательному исполнению.

3.9. Экспедитор одновременно с Заявкой с отметкой о согласовании и/или не менее чем за 4 часа до момента подачи ТС передает электронную доверенность на водителя ТС уполномоченному представителю Клиента.

3.10. В случае если Клиент в срок, указанный в п. 3.6 настоящего договора, не получит Заявку с отметкойо согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию услуг с указанием мотивированных причин отказа, Заявка считается принятой Экспедитором и подлежит исполнению.

3.11. В экстренном случае Экспедитор вправе произвести замену водителя и/или ТС с обязательным электронным уведомлением Клиента об этом не менее чем за 6 часов до времени начала погрузки (выгрузки), указанной в Заявке. В электронном уведомлении о замене водителя указываются необходимые данные о водителе и ТС.

3.12. Клиент вправе принять уведомление о замене водителя и/или ТС, переданное Экспедитором посредством смс-сообщения и/или телефонной связи. Принятие электронного уведомления о замене водителя и/или ТС, уведомления посредством смс-сообщения и/или телефонной связи должно быть подтверждено и согласовано Клиентом посредством использования аналогичного вида связи.

3.13. В случаях замены водителя и/или ТС по инициативе Экспедитора ссылки на отсутствие у водителя соответствующих полномочий не допускаются.

3.14. Стороны также вправе осуществлять прием-передачу Заявки на бумажном носителе.

3.15. Согласованная Сторонами Заявка в электронном виде и/или на бумажном носителе является неотъемлемой частью настоящего договора.

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА.

Определение договора оказания транспортно-экспедиционных услуг

В статье 801 Гражданского договора РФ сформулировано определение договора транспортной экспедиции, а также указаны его основные особенности. Во-первых, сторонами данного договора являются экспедитор и клиент. Экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза, а клиент в свою очередь обязуется оплачивать экспедитору вознаграждение и возмещать его расходы по исполнению договора. В роли экспедитора могут выступать специализированные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие транспортно-экспедиционное обслуживание, непосредственно сам перевозчик.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Данный договор является двусторонним, консенсуальным и возмездным.

Объектом транспортно-экспедиционного обязательства является возмездное оказание услуг.

Договор транспортной экспедиции

Понятие договора экспедиции. При перевозке грузов возникает необходимость выполнения целого комплекса вспомогательных операций, связанных с отправкой и получением грузов, в частности их упаковка, маркировка, погрузка и выгрузка, доставка на станцию (в порт) отправления или со станции (порта) назначения на склад получателя и др. При эпизодических перевозках эти операции могут выполнить сами грузоотправители и грузополучатели. В случаях, когда поток отправляемых или прибывающих в адрес того или иного лица грузов достигает значительных размеров, самостоятельное выполнение указанных операций становится обременительным и экономически неоправданным. С большей эффективностью это могут делать лица, специально подготовленные и уполномоченные на такую деятельность. Они выступают в качестве посредников между перевозчиками и их клиентурой. Такая деятельность по обслуживанию клиентуры транспортных организаций называется экспедиционной (от лат. expeditio – отправление). Договор экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных е оказанием транспортных услуг. Этим определяется сфера его применения и функции его субъектов (экспедитора и клиента). Он используется там, где возникают отношения по грузовой перевозке. Смысл этого договора в том, чтобы освободить отправителей и получателей от выполнения не свойственных им операций по организации и сопровождению грузоперевозочного процесса. Соответственно основная функция, возлагаемая на экспедитора, состоит в том, чтобы по поручению клиента отправлять или получать грузы, а также оказывать иные сопутствующие этому услуги.

Договор транспортной экспедиции определяется как соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК).

Договор экспедиции является взаимным и возмездным. Он может быть либо консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, либо реальным, когда он выполняет их с вверенным ему грузом (в частности, когда экспедитором выступает перевозчик). По своему содержанию он сходен с рядом других договоров о представительстве. Экспедитор оказывает определенные услуги клиенту, в чем обнаруживается сходство с такими договорами, как поручение, комиссия, агентирование, возмездное оказание услуг. Однако предметом последних является совершение любых сделок и действий, в том числе вовсе не относящихся к транспортной деятельности [1] . В отличие от этого экспедиция предполагает оказание услуг, непосредственно связанных с перевозкой груза. Поэтому экспедиция не может рассматриваться как разновидность одного из названных договоров или их конгломерат. Напротив, в п. 2 ст. 779 ГК прямо указывается, что правила главы 39 о возмездном оказании услуг не распространяются на экспедиционные услуги. В то же время не исключена возможность субсидиарного применения норм о поручении, комиссии и агентировании к транспортной экспедиции. Ранее такая возможность была прямо предусмотрена ст. 105 Основ гражданского законодательства 1991 г., которая допускала использование норм о поручении, когда экспедитор действовал от имени клиента, и договора комиссии, когда он действовал от собственного имени. В настоящее время ст. 801 ГК косвенно подтверждает такую возможность путем указания на право экспедитора заключать договор перевозки от имени клиента или от собственного имени. Кроме того, любая из сторон договора экспедиции вправе отказаться от его исполнения, что также характерно для поручения, комиссии и агентирования как личных сделок (ст. 806, 977, 1002, 1010ГК). Таким образом, экспедицию следует рассматривать как особую разновидность сделки о представительстве.

Между договорами перевозки и экспедиции также существует внутренняя связь, обусловленная производностью транспортно-экспедиционных услуг от перевозки. Зачастую обязанности экспедитора могут быть прямо возложены на перевозчика (п. 2 ст. 801 ГК). В этом случае перевозчик не вправе заключать договор перевозки от собственного имени, но может выступать в качестве коммерческого представителя иной стороны (п. 3 ст. 182 ГК). Кроме того, при использовании в качестве экспедитора самого перевозчика могут сложиться две ситуации. В одной из них перевозчик выступает экспедитором по отношению к другому лицу (например, другому перевозчику) и правила об экспедиции применяются без каких-либо изъятий. В другой – перевозчик становится экспедитором по отношению к собственной перевозке. В последнем случае экспедиция накладывается на перевозку, имея одинаковый субъектный состав в двух обязательствах. Это сказывается на ответственности сторон, сроках давности и других условиях исполнения обоих договоров [2] .

Читайте также:  Приказ о завершении специальной оценки условий труда: необходимость и содержание

ГК впервые выделил договор транспортной экспедиции в отдельную главу, хотя и раньше самостоятельная природа этого обязательства не подвергалась серьезным сомнениям. Нормы, содержащиеся в этой главе, имеют самый общий характер, поэтому в соответствии с п. 3 ст. 801 ГКдолжен быть принят специальный закон о транспортно-экспедиционной деятельности. Пока такой закон не принят, сохраняют силу правила действующих транспортных уставов и кодексов, посвященные экспедиции. Более подробной регламентации подверглась экспедиционная деятельность автомобильного транспорта, наиболее часто выступающего экспедитором ввиду своей специфики. В УАТ содержится особая глава об экспедиции (раздел VIII). Кроме того, существуют специальные документы ведомственного и межведомственного характера (правила транспортно-экспедиционного обслуживания). Они сохраняют силу в части, не противоречащейглаве 41 ГК.

К вопросам, не имеющим в настоящее время специального нормативного разрешения, могут применяться общие положения обязательственного права, а также упомянутые выше нормы глав 49, 51, 52 ГК.

Элементы договора. Субъектами договора экспедиции являются клиент – сторона, которой оказываются услуги, и экспедитор – сторона, которая оказывает услуги клиенту. Клиентами по договору могут быть любые лица (прежде всего отправитель и получатель груза, а также его собственник), заинтересованные в получении экспедиционных услуг. В качестве экспедитора может выступать только предприниматель (коммерческая организация или физическое лицо). Экспедитором может быть как специализированная организация (иное лицо), так и обычный перевозчик (например, структурное подразделение транспортного предприятия). Как и в договорах поручения, комиссии и агентирования, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции. При этом экспедитор не слагает с себя ответственности за исполнение договора третьим лицом, на которое возложено исполнение (ст. 403, 805 ГК).

Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Такие услуги могут быть весьма различными. Они делятся на основные (по организации перевозок, включая заключение договора перевозки) и дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза. И в том, и в другом случае к основным услугам могут быть добавлены дополнительные.

Форма договора транспортной экспедиции – простая письменная (ст. 802 ГК). Стандартный набор экспедиционных услуг может оказываться на основании договора присоединения (ст. 428 ГК). Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (в частности, в том случае, когда экспедитор действует от имени клиента).

Срок, на который заключается договор экспедиции, определяется характером взаимоотношений сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений, требующих однократного совершения каких-либо операций (например, отправки или получения партии груза), заключаются разовые договоры экспедиции. Отношения сторон в этом случае могут оформляться путем подачи клиентом заявки и принятия ее к исполнению экспедитором. При наличии постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании заключаются длительные договоры.

Цену договора транспортной экспедиции составляет вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. В ряде случаев могут использоваться установленные экспедитором тарифы и таксы, т. е. система ставок за выполнение тех или иных операций. Вознаграждение, уплачиваемое экспедитору, следует отличать от компенсации расходов, понесенных последним при осуществлении своей деятельности (по внесению провозной платы, платы за разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хранение груза и пр.).

Содержание договора экспедиции образуют права и обязанности его сторон. Содержание и объем обязанностей экспедитора зависят от потребностей клиента. Как отмечалось, можно выделить выполняемые им основные обязанности (операции, услуги), имеющие общее значение, и дополнительные обязанности, обусловленные индивидуальными особенностями конкретного договора. Содержание основных обязанностей предопределено самой сущностью договора. Они включают следующие операции:

а) организация перевозки груза определенным видом транспорта и по маршруту, выбранному клиентом или экспедитором;

б) заключение договора перевозки груза от своего имени или от имени клиента;

в) обеспечение отправки груза и его получения в согласованном месте;

г) осуществление иных операций, непосредственно связанных с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК).

При этом экспедитор может выполнять не только собственно экспедиционные функции, но и обязанности перевозчика. В последнем случае на его отношения с клиентом распространяются правила о перевозке, включая размер ответственности, сокращенный срок исковой давности и др.

В числе дополнительных обязанностей экспедитора могут быть упомянуты:

а) получение требующихся для экспорта и импорта документов (сертификатов, санитарных свидетельств и иных разрешений и др.);

б) выполнение таможенных и иных формальностей (оформление грузовых таможенных деклараций и пр.);

в) проверка количества и состояния груза;

г) погрузка и выгрузка груза силами экспедитора;

д) сопровождение груза в пути;

е) уплата пошлин, сборов и иных расходов, возлагаемых на клиента;

ж) хранение груза в пункте назначения;

з) выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Перечень дополнительных операций, которые могут осуществляться экспедитором, не является исчерпывающим. Причем к числу подобных услуг могут относиться и действия, формально не связанные с перевозкой, но относящиеся к ней в контексте особых договоренностей между клиентом и экспедитором (например, подготовка контракта с перевозчиком и т. п.).

В конкретных договорах экспедиции круг основных и дополнительных обязанностей экспедитора может быть различным. Типичными, однако, являются следующие операции:

а) представление перевозчику заявок клиента;

б) проверка правильности заполнения клиентом транспортных документов, получение разрешения на завоз груза к отправлению;

в) приемка груза на складе клиента, доставка и сдача его транспортным организациям;

г) оплата за клиента провозных платежей;

д) заключение договоров перевозки;

е) уведомление клиента о прибытии груза;

ж) раскредитование перевозочных документов на прибывший груз;

з) приемка груза на станциях (пристанях, портах) и их доставка клиенту;

и) участие в составлении коммерческих актов при несохранности груза.

Кроме того, при транспортной экспедиции внешнеторговых грузов экспедитор обычно принимает на себя обязанности по оформлению договоров страхования груза, оплачивает таможенные и иные пошлины и сборы, оформляет грузовую таможенную декларацию, осуществляет хранение груза и др. Транспортно-экспедиционное обслуживание также широко применяется при организации централизованного завоза и вывоза грузов с железнодорожных станций, морских, речных и авиапортов при наличии соответствующих договоров (ст. 799 ГК).

Обязанности клиента могут быть также разбиты на основные и дополнительные. К основным обязанностям клиента относятся:

а) передача грузов для осуществления экспедирования;

б) получение грузов у экспедитора;

в) уплата предусмотренного договором вознаграждения;

г) возмещение понесенных экспедитором при исполнении договора расходов.

Особо выделяется так называемая информационная обязанность клиента (ст. 804 ГК). Клиент должен представить экспедитору документы и иную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором. Соответственно экспедитор обязан сообщит клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а также запросить у последнего необходимые дополнительные данные. Отказ в предоставлении необходимой информации дает экспедитору право не приступать к исполнению своих обязанностей до момента ее получения. Содержание дополнительных обязанностей зависит от особенностей каждого договора (организовать посменную работу на своих складах, обеспечить специализированный внутрипроизводственный транспорт и пр.).

Прекращение договора экспедиции осуществляется по общим правилам путем его надлежащего исполнения и в иных случаях, установленных законом. Особенностью данного договора, как и иных договоров о представительстве, является возможность одностороннего отказа от его исполнения. Любая из его сторон вправе сделать это, предупредив об этом своего контрагента в разумный срок. Такой срок может быть установлен и в самом договоре экспедиции. Неблагоприятным последствием одностороннего отказа является возмещение отказавшейся от договора стороной другой стороне убытков, вызванных его расторжением (ст. 806 ГК).

Имущественная ответственность. Неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязанностей по договору транспортной экспедиции влечет для сторон договора ответственность, объем и условия которой определяются по общим правилам ГК (ст. 803 ГК). Следовательно, ответственность в экспедиционном обязательстве, в принципе, является, полной как для клиента, так и для экспедитора. Общим основанием такой ответственности является не вина, а обычный предпринимательский риск (п. 3 ст. 401 ГК). Необходимо также наличие причинной связи между противоправным поведением ответчика и неисполнением или ненадлежащим исполнением договора, а при взыскании убытков – между противоправным поведением и наступившими убытками.

Поскольку экспедитор выступает в качестве посредника между отправителем, перевозчиком и получателем, нарушение им условий договора может привести к ответственности клиента перед перевозчиком. В равной мере нарушение своих обязанностей клиентом может повлечь ответственность экспедитора перед перевозчиком (если, конечно, эти фигуры не совпадают). Поэтому ответственность сторон в договоре может быть как прямой, так и регрессной.

Специфика экспедиционного обязательства предопределяет важное исключение из общих правил об ответственности экспедитора. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ч. 2 ст. 803 ГК). Последствием применения этого правила может быть ограничение ответственности экспедитора пределами, которыми замыкается ответственность транспортной организации. В частности, клиент может лишиться права на взыскание всех убытков, получив от экспедитора лишь исключительную неустойку (например, штраф за неподачу транспортных средств) или часть реального ущерба при несохранности груза. Одновременно в договоре экспедиции до одного года сокращаются и сроки исковой давности.

В зависимости от характера нарушенной обязанности ответственность по договору экспедиции может выражаться в уплате неустойки или в возмещении убытков. Например, за несвоевременное перечисление экспедитору вознаграждения в договоре может быть предусмотрена ответственность клиента в виде уплаты пени (ранее такая ответственность предусматривалась и в нормативных актах, посвященных экспедиции). Если же в результате действий экспедитора произойдет утрата, порча или повреждение груза, он обязан компенсировать возникшие убытки. Его ответственность может быть двоякой. В том случае, когда несохранность груза связана с действиями самого экспедитора (скажем, за необеспечение надлежащей отправки или получения груза, невыполнение действий по раскредитованию груза и т. п.), она строится на общих началах, т. е. действует принцип полного возмещения убытков. Когда же экспедитор отвечает за неисправного перевозчика, объем его ответственности ограничен объемом ответственности транспортной организации за несохранность груза (ст. 796 ГК). Таким образом, пределы ответственности экспедитора определяются природой совершаемых им сделок и иных действий. Клиент возмещает убытки в полном объеме в связи с неисполнением информационной обязанности (п. 4 ст. 804 ГК). При одностороннем отказе от исполнения договора экспедиции такие убытки компенсирует сторона, заявившая об отказе. И в том, и в другом случае возмещение убытков производится по общим правилам ст. 15 и 393 ГК. Иные санкции стороны вправе согласовать в договоре, учитывая действие перечисленных императивных норм об ответственности в экспедиционных обязательствах.

К вопросам, не имеющим в настоящее время специального нормативного разрешения, могут применяться общие положения обязательственного права, а также упомянутые выше нормы глав 49, 51, 52 ГК.

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Основное различие двух договоров проводится по их предмету. Так, договор перевозки не предполагает оказания перевозчиком каких-либо вспомогательных услуг, помимо фактического перемещения имущества или физического лица. В договоре ТЭ данные услуги относят к существенным условиям, без согласования которых соглашение может быть признано незаключенным.

Различия ТЭ и перевозки также проявляются:

  • в правах и обязанностях экспедитора и перевозчика (например, экспедитор обязан собрать все необходимые бумаги и найти перевозчика для реализации транспортировки имущества, а перевозчик обязан лично произвести транспортировку);
  • документах, сопровождающих экспедицию и перевозку;
  • ответственности экспедитора и перевозчика.

Отличие договора ТЭ от договора перевозки заметно при определении момента заключения договора. Договор ТЭ является консенсуальным и считается заключенным после проставления сторонами подписей, а договор перевозки, как правило, признается реальным и заключается в момент получения перевозчиком имущества.

В отличие от договора перевозки, где перевозчик обычно действует от своего имени, экспедитор по договору транспортной экспедиции может действовать любым из следующих способов:

  • на основании доверенности от лица заказчика, который должен оплатить услуги экспедитора и возместить последнему понесенные затраты;
  • от своего имени без доверенности, все затраты при этом ложатся на заказчика;
  • частично от своего имени (осуществлять такие действия, как, например, ведение переговоров), частично — от имени заказчика по доверенности (например, заключать договор).

суммы, на которую произошло снижение цены имущества при нанесении ему ущерба;.

Предмет договора

Предмет договора транспортной экспедиции — фактические и юридические действия экспедитора, которые составляют экспедиционные транспортные услуги по организации транспортировки груза. Содержание бланка договора транспортной экспедиции определяют права и обязанности сторон. Всю цепочку действий экспедитора и клиента в границах данного договора можно обрисовать так. Клиент обязан, прежде всего, предоставить экспедитору документы, груз и прочую информацию о характеристиках груза, об условиях его транспортировки, а также другую необходимую информацию. Эту информацию необходимо указывать в поручении экспедитору. Экспедитор должен произвести проверку полученной информации и документов, сообщить клиенту о выявленных недостатках полученных документов и информации, а при неполноте информации или нехватке документов у клиента запросить необходимые данные дополнительно. После проверки документов и информации экспедитор согласовывает поручение и организует или осуществляет транспортировку груза. Оплату экспедитору вознаграждения можно произвести после организации транспортировки груза по факту передачи, так и по предварительной оплате. Возмещение расходов экспедитора ввиду выполнения обязанностей происходит после представления документов, которые подтверждают эти расходы в границах сметы расходов, которые согласованы сторонами.

После проверки документов и информации экспедитор согласовывает поручение и организует или осуществляет транспортировку груза.

Что такое транспортная экспедиция?

В современных условиях получили распространение так называемые сопутствующие услуги, оказываемые совместно с доставкой груза. В результате третья сторона принимает на себя ответственность за подбор транспорта, построение маршрута следования, оформление документов и так далее. Соответственно заказчик освобождается от целого пласта работы. Подобная организация процесса носит название транспортной экспедиции. Ее регламентация осуществляется главой 41 Гражданского кодекса (скачать её вы можете здесь) . Необходимо отметить, что предоставлением экспедиционных услуг могут исключительно юридические лица, в то время как ограничений по потребителям услуг не устанавливается.

Отношения между экспедитором и заказчиком услуги закрепляются соответствующим договором, при этом перед экспедиторской компанией стоит следующий перечень задач:

  • Подбор транспортного средства и оптимального маршрута движения, оптимально отвечающих характеристикам перевозимого груза.
  • Заключение договоров на оказание транспортных услуг при перевозке грузов.
  • Организация погрузочно-разгрузочных работ, сопровождение груза, складское хранение.
  • Оформление документации, уплата таможенных пошлин, страхование груза.

Зачастую заказчик оформляет на экспедитора доверенность, предоставляя последнему возможность самостоятельно решать широкий перечень вопросов, не беспокоя каждый раз клиента необходимостью личного присутствия. При такой схеме взаимодействия перевозчик выступает агентом, а сам договор экспедирования оказывается посредническим.

Необходимо учитывать, что между договором перевозки и транспортной экспедиции есть существенная разница. Первый предполагает исключительно перемещение груза, а второй еще и широкий перечень сопутствующих услуг. Соответственно он имеет более широкий смысл. В случае, если экспедитор и перевозчик представлены в одном лице, то заключаемый договор признается смешанным.

Отметим, что оказание сопутствующих услуг возможно и в рамках договора перевозки, но при этом данная опция должна прописываться в договоре между участниками отдельными пунктами.

В свою очередь экспедитор имеет возможность привлекать к выполнению работ третью сторону, призванную обеспечить исполнение отдельных операций, к примеру, нанимать сторонний автотранспорт.

Договор экспедиции существует совместно с несколькими другими документами:

  • Поручение экспедитору. Представляет собой свод услуг, оказываемые клиенту по договору и их основные условия.
  • Экспедиторская расписка. Документ-подтверждение, выдаваемый при получении груза от получателя;
  • Складская расписка. Документ-подтверждение временного приема груза для хранения на складских площадях.

Фактом исполнения работ выступает акт выполненных работ или отчет, предоставляемый исполнителем услуги заказчику. При этом требование оформления соответствующего документа носит рекомендательный характер, так как законодательно не прописывается в качестве обязательного. Тем не менее, наличие подобных подтверждений важный элемент ведения отчетности, в том числе при взаимодействии с налоговыми органами.

Отчет экспедитора представляет собой документ, выступающий подтверждением факта исполнения экспедиторской компанией взятых на себя обязательств перед клиентом. В отчете отражаются сведения по фактическим затратам в рамках выполнения договора и сумме получаемого вознаграждения. Приложением к отчету выступают транспортная накладная, счета-фактуры, различные первичные документы, оформлявшиеся в процессе.

В случаях, когда для организации перевозки привлекаются дополнительные участники, наличие в отчете транспортной накладной не является обязательным, но желательным.

источник картинки: ТК Чароит

Данный вид договора предусматривает возможность действий самостоятельно, либо от лица заказчика при наличии соответствующей доверенности.

Добавить комментарий