Особенности договора перевозки

Договор перевозки грузов

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции”

Понятие договора перевозки груза

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК; ср. ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК, ст. 67 КВВТ, ст. 18 УАТ).

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по дос­тавке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданно­го (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза.

По своей юридической природе договор перевозки грузов:

    • реальный (порождает граж­данские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);
    • возмездный (встречное предоставление в виде платы);
    • двусторонний (порождает обязательства у обоих сторон);
    • в пользу третьего лица — грузополуча­теля (когда он не совпадает с грузоотправителем).

    Договор морской перевозки грузов имеет две разновидности (п. 2 ст. 115 КТМ), одна из которых относится к реальным договорам, а дру­гая — к консенсуальным. Реальным является договор морской перевозки груза по коносаменту, когда груз сдается перевозчику без условия о пре­доставлении для перевозки груза всего судна, его части или отдельных судовых помещений (ст. 142 КТМ). По такому договору обычно пере­возятся грузы в линейном сообщении.

    Консенсуальным является договор фрахтования (чартер), который ис­пользуется при морских и воздушных перевозках (ст. 115 КТМ и ст. 104 ВК). По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предос­тавить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вмести­мости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК).

    Согласно ст. 115 КТМ под чартером понимается договор морской перевозки груза, заключенный с условием предоставления для мор­ской перевозки груза всего судна, части его или определенных судо­вых помещений. Как правило, с помощью чартера регулируются от­ношения по перевозке массовых однородных грузов (нефть, зерно, лес и т.п.), количество которых является достаточным для загрузки всего или части судна. В этих целях обычно используются трамповые суда (суда, работающие без расписания).

    Стороны договора перевозки
    1. Грузоотправитель – физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. Грузоотправителем может являться не только владелец груза, но и лицо, выступающее от его имени.
    2. Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу.
    3. Грузополучатель – физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.

    (См., напр., ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”).

    Форма договора перевозки груза

    Заключение договора перевозки груза подтверждается составлени­ем и выдачей отправителю груза документа на груз (транспортной накладной, коносамен­та или иного документа – п. 2 ст. 785 ГК), предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.

    Транспортная накладная по общему правилу заполняется грузоот­правителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Она содержит все существенные условия договора и по сути представляет собой его письменную форму.

    Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ составление и выдача отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) подтверждает заключение договора перевозки груза.

    П. 2 ст. 784 ГК РФ устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

    Основные термины, используемые при оформлении транспортной накладной в целях перевозки грузов, раскрываются в ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”.

    Товарно-транспортная накладная (Типовая межотраслевая форма N 1-Т, ОКУД 0345009) утверждена постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 и применяется с 1 декабря 1997 года. Новая форма транспортной накладной (для перевозки автомобильным транспортом) утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом”. Составлять ее нужно только тогда, когда для перевозки товара привлекается транспортная компания (см. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2010 г. N 8835/10).

    Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

    Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами.

    Любые исправления заверяются подписями как грузоотправителя, так и перевозчика или их уполномоченными лицами.

    В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

    Вопрос документального подтверждения затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом рассмотрен в письме ФНС РФ от 21.03.2012 N ЕД-4-3/[email protected], в котором указано, что в целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом достаточно будет наличия надлежащим образом оформленного одного из документов: либо транспортной накладной либо товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т.

    Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами.

    Коносамент составляется перевозчиком на основании подписанно­го грузоотправителем документа (погрузочного ордера), в котором со­держатся данные об отправителе и получателе груза, порте выгрузки и все необходимые сведения о грузе: наименование, особые свойства, маркировка, число мест, внешнее состояние, упаковка.

    Коносамент не только является документом, удостоверяющим факт заключения договора морской перевозки груза, но и свидетельствует о получении груза перевозчиком, а также является товарораспоряди­тельным документом (ценной бумагой) (ст. 143 ГК).

    Чартер чаще всего заключается с использованием отпечатанных ти­пографским способом проформ (стандартных форм) различных чартеров, разработанных с учетом особенностей перевозки определенных видов грузов и направлений перевозки, т.е. представляет собой дого­вор присоединения . Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наиме­нование места погрузки груза, а также наименование места назначе­ния или направления судна, а по соглашению сторон и иные условия и оговорки (ст. 120 КТМ).

    Существенные условия договора перевозки грузов

    Предмет договора перевозки груза:
    • оказание нематериальных услуг перевозчика в отношении других лиц (грузоотправителя, пассажира и др.), связанные с перемещением грузов, багажа.

    В договоре перевозки грузов должны быть указаны следующие существенные условия:

    1. характеристики груза (вид, количество и т.п.);
    2. наименование грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика;
    3. пункты отправления и назначения;
    4. характеристики предоставляемого транспорта;
    5. сроки перевозки;
    6. цена договора, порядок расчетов.

    Названные условия могут быть определены в договоре как прямо, так и со ссылкой на приложения к договору или иные документы.

    Заключение договора перевозки грузов подтверждается транспортной накладной (ст. 785 ГК РФ), а при наличии договора об организации перевозок грузов – заявки грузоотправителя (п. 5 ст. 8 УАТ).

    В заявке (заказе) должны быть указаны:

    • наименование и количество груза,
    • пункт назначения,
    • грузополучатель и
    • сумма за перевозку.

    Условия договора перевозки грузов, заключенного путем подачи заявок (заказов), конкретизируются в товарно-транспортных накладных.

    Сроки доставки устанавливаются договором перевозки груза (ст. 14 УАТ). В случае если указанные сроки договором не установлены, доставка осуществляется в сроки, установленные правилами перевозок грузов. Если срок перевозки не установлен ни договором, ни Правилами, доставка осуществляется в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).

    Договор перевозки является возмездным. Цена договора перевозки устанавливается по соглашению сторон (ст. 790 ГК). Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

    В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

    При несогласованности как одного, так и нескольких названных выше условий договор может быть признан судом незаключенным (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2007 N А69-1076/06-Ф02-7385/06, ФАС Уральского округа от 29.01.2009 N Ф09-54/09-С5, от 21.10.2008 N Ф09-7693/08-С5, ФАС Московского округа от 20.11.2007 N КГ-А41/10536-07, ФАС Поволжского округа от 22.05.2007 N А65-11655/06).

    Обязательства перевозчика по договору перевозки груза
    1. доставка груза в пункт назначения , указанный в транспортной накладной или коносаменте;
    2. соблюде­ние отведенного срока доставки;
    3. обеспечение сохранности перевозимого груза с момен­та его принятия к перевозке и до выдачи его получателю в пункте на­значения;
    4. выдача груза его получателю либо иному управомоченному на получение груза лицу (прекращение обязательства перевозчика).
    Обязательства грузоотправителя по договору перевозки груза
    • оплата перевозки груза должна носить предваритель­ный характер (т.е. провозная плата должна вноситься грузоотправите­лем до отправления груза , если иное не предусмотрено соглашением сторон);
    • окончательный расчет за перевозку грузов в пункте назначения (внесения при простое платы за пользование вагонами и контейнерами);
    • своевременное принятие доставлен­ного груза грузополучателем или иным уполно­моченным на получение груза лицом.

    Кроме того, важно заметить, что лицо, выступающее грузоотправителем (экспедитор или клиент), несет риски, связанные с отсутствием у перевозчика документов, необходимых для беспрепятственного осуществления перевозки груза в соответствии с законодательством РФ. Проверка правильности и полноты этих документов не является обязанностью перевозчика. По общему правилу, грузоотправитель обязан возместить перевозчику убытки, в том числе суммы, выплаченные перевозчиком иным лицам в связи с отсутствием, недостоверностью или неполнотой указанных документов.

    При заключении грузоотправителем договора транспортной экспедиции, предполагающего проверку указанных документов экспедитором, ответственность перед грузоотправителем за вред, возникший в связи с отсутствием или неполнотой документации, несет экспедитор.

    Ответственность перевозчика за нарушение обязательств из договора перевозки груза

    Ответственность перевозчика за нарушение обязательств, вытекаю­щих из договора перевозки груза, наступает

    1. за нарушение установлен­ного срока доставки груза;
    2. за необеспечение его сохранности .

    Такая ответственность всегда носит ограниченный характер: она ус­тановлена

    Особенности договора перевозки груза

    Договор перевозки груза – это возможность законно регулировать обязательственные отношения между заказчиком и перевозчиком, целью которых является территориальное перемещение материальных ценностей или других грузов. Если вас интересует, как правильно оформляется подобный документ, каковы требования законодательства к форме и его наполнению, что обязуется выполнить каждая из сторон, читайте нашу статью.

    Посмотрите пример
    документа перед обращением к юристам сайта!

    3 Выберите юриста

    Выберите юриста, который
    предложит самые выгодные
    условия, и начните работу!

    2 Получите предложения

    Заинтересованные юристы
    в течение 10-15 минут предложат
    вам свои услуги и назовут цены.

    1 Заполните заявку

    Опишите документ, который вам
    нужен. Это бесплатно и займет
    не более пяти минут.

    Многие компании сталкиваются с тем, что им необходимо только однократно транспортировать имущество в конкретное место. Обычно организации обращаются за помощью к компании-перевозчику, так как самостоятельно перевозками не занимаются. Для оформления сделки подписывается договор, составляемый по правилам 40-й главы о перевозке Гражданского Кодекса Российской Федерации. В ситуации, когда требуется перевезти имущество единожды, заключается разовый договор (особенности составления обозначены в ст. 785 ГК РФ).

    Довольно распространённая ситуация: офис открывается по новому адресу, куда следует доставить мебель и прочее. Либо необходимо отвезти имущество компании-контрагенту разово.

    Когда специфика деятельности организации – перевозки оборудования, различных материалов, продукции, в таком случае структуре необходимо сотрудничество с транспортной компанией на постоянной основе. В подобном случае следует оформить договор о перевозке, о котором говорится в 798-й статье Гражданского Кодекса РФ. Подобным договором без проблем будут регулироваться данные отношения.

    Особенности договора грузоперевозок рассматриваются в 785-й статье Гражданского Кодекса РФ, где обозначается, что обязанностью исполнителя сделки перевозки является доставка имущества в изначальном состоянии по оговоренному адресу, а также передача груза адресату.

    Договор грузоперевозки: ключевые моменты

    Стороны договора о перевозке груза – отправитель (заказчик) и грузоперевозчик (исполнитель). В договоре получатель (или грузополучатель) не выступает как самостоятельная сторона сделки. Подписание договора перевозки происходит между перевозчиком и отправителем. В соответствии с законом, перевозчик обязан принять от отправителя имущество, а затем доставить груз получателю. Обязанностью отправителя является оплата за оказанный сервис грузоперевозчика по оговоренным заранее тарифам перевозки.

    Каким образом подтверждаются отношения этих сторон? С помощью соответствующей накладной или иного документа на груз, который выдаётся отправителю. Отметим, подтверждается выдача накладной заключенным договором, о чём говорится во втором пункте 785-й статьи ГК РФ.

    Хотим обратить ваше внимание на то, что достаточно распространено выражение «договор транспортных услуг», которое как самостоятельное понятие в ГК не применяется. Под этим определением подразумевается как договор экспедиции, так и договор организации перевозки.

    Итак, как отмечалось ранее, сторонами выступает только отправитель и перевозчик. Также есть третья сторона (лицо, которое получает имущество – получатель), однако формально получатель не может участвовать в этой сделке. Обязанность перевозчика – предоставление исправного транспортного средства, которое подходит для перевоза обозначенного груза, и перевозки имущества в оговоренный срок.

    У отправителя есть право отказаться от перевозки. При каких обстоятельствах? Когда предоставленные транспортные средства не подходят для транспортировки груза. Поэтому в договор прописывается следующее: перевозчик обязуется задействовать для транспортировки транспортные средства необходимого назначения.

    Согласно договору, актуальных кодексов и уставов, у сторон есть определённая ответственность. Например, заказчик несёт ответственность за неиспользование предоставленного транспорта или проблемы с выдачей грузов, а грузоперевозчик – за отсутствие транспортного средства, его неисправность либо несоответствие заявленным требованиям после принятия заявки в работу и осуществления перевозки. Однако обе стороны перевозки могут быть освобождены от заявленных обязательств по ряду причин, среди которых форс-мажорные обстоятельства. Так, подобные моменты должны быть обозначены до заключения сделки в письменном виде.

    Подтверждение заключения сделки: о чем следует знать

    Данный договор считается реальным, потому что фактически договор является заключенным, когда заказчик подаёт заявку на перевоз грузов, а перевозчик принимает решение довезти их в пункт назначения (этот постулат подтверждает шестой пункт «Правил перевозок груза автотранспортом», утверждённых постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года №272). Подтверждается договор транспортной накладной либо прочими документами, соответствующими транспортному законодательству (подробнее об этом во втором пункте 785-й статьи закона №14-ФЗ (Федерального Закона). Транспортные уставы и кодексы регламентируют выдачу следующих документов:

    • транспортная железнодорожная накладная – перевозки грузов по железной дороге (подробнее можно ознакомиться во второй статье ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10 января 2003 года №18-ФЗ);
    • грузовая или почтовая накладная – для Воздушных грузоперевозок (105-я статья воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 года №60-ФЗ);
    • транспортная накладная или коносамент – для перевозки грузов речным транспортом (больше информации во втором пункте 67-й статьи Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 года №24-ФЗ);
    • коносамент, чартер или прочие документы, установленные законодательством – для транспортировки груза по морю (второй пункт 117-й статьи Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года №81-ФЗ);
    • транспортная накладная – для перевозки автомобильным транспортом (детальнее – в первом пункте 8-ой статьи ФЗ «Устав автотранспорта и городского наземного электрического транспорта» от 8 ноября 2007 года №259-ФЗ).

    Каким образом оформлять данные документы перевозки и правильно формировать их содержание, перечень условий – все это определено соответствующими кодексами и уставами.

    Договор грузоперевозки: используем образец

    Как и любой юридический документ, данный договор начинается с указания названия, также необходимо прописать его номер. Следующее – «шапка» документа, где указывается город заключения сделки, дата подписания, кто именно выступает перевозчиком (указывается лицо, прописывается фамилия, имя, отчество), а кто – заказчиком (ФИО тоже должны быть обозначены).

    Затем нужно обозначить следующее: отправитель и перевозчик в дальнейшем будут именоваться – «Стороны». С этих данных начинается договор. Остальные позиции и условия прописываются далее.

    Договор перевозки груза: предмет

    В первом блоке документа отмечается: у Исполнителя есть обязательство перед другой стороной, Отправителем, – привезти груз в определённом количестве в обозначенный пункт назначения. Кроме того, к обязанностям Перевозчика относится передать имущество Получателю. В свою очередь, Отправитель обязан оплатить предоставляемые услуги в полном размере (сумма указывается в договоре). Транспортная накладная либо любой другой договор на груз, составленные по всем правилам действующего законодательства, подтверждает оформление сделки. Следует обозначить, какова стоимость услуги (в рублях), определённые сроки для внесения денег на счет исполнителя, порядок проведения финансовых операций, требуется ли авансирование.

    Далее при составлении договора прописывается, в течение какого времени грузоперевозчик должен совершить доставку (это регулируется транспортными уставами и кодексами).

    Если отправляющая сторона требует от Исполнителя оказать услуги, которые не прописаны в заключаемом договоре, то заказчик обязан произвести оплату за них согласно дополнительному соглашению сторон. Перевозчик может удерживать груз, переданный ему для транспортировки, если возникают проблемы с решением финансового вопроса (другая сторона отказывается оплачивать или задерживает оплату услуг по перевозу грузов). Договор предназначен для регулировки финансовых вопросов.

    Договор перевозки груза: о подаче транспортных средств

    Во втором блоке прописываются все нюансы в соответствии с законом, касающиеся перевозки, погрузки и выгрузки груза. Так, у Исполнителя есть обязательство перед Заказчиком – предоставить транспортное средство в надлежащем состоянии, которое позволит совершить перевоз груза в оговоренный срок согласно условий договора.

    У Отправителя есть возможность отказаться от транспортировки грузов в ситуации, когда поданные транспортные средства не пригодны для этого. Как погрузка, так и выгрузка транспортируемого имущества осуществляется вначале Отправителем, а затем – Получателем. Сроки и порядки данных действий прописываются в данном договоре. Крайне важно соблюдение положений, которые установлены транспортными кодексами, уставами, правилами.

    Об ответственности сторон за нарушение обязательств по грузоперевозке

    В соответствии с законом, если участники сделки не исполнили или исполнили ненадлежащим образом свои обязательства и оговоренные условия договора по грузоперевозке, для них предусмотрена за это ответственность, установленная Гражданским Кодексом РФ и другими правовыми актами. Также для Сторон предусмотрена мера ответственности, обозначенная данным соглашением.

    Отметим, устранение или ограничение обязательств одной из сторон, которые обозначены в законе – недействительны. Исключением могут стать лишь случаи, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными кодексами и уставами.

    Перевозчик имеет права, но и несёт ответственность за предоставление транспортных средств в ненадлежащем состоянии или же за их неподачу, что обычно оговаривается во втором пункте договора. В свою очередь, заказчик несёт ответственность за отсутствие груза или необоснованный отказ воспользоваться предоставленным автомобильным транспортом для грузоперевозки. В каких же случаях Отправитель и Перевозчик могут быть освобождены от обязательств при неиспользовании транспортных средств или в ситуациях их неподачи? Выделяют три основных обстоятельства:

    • при ограничении или прекращении перевозки грузов в ряде направлений, установленных в порядке, что предусмотрено законодательством;
    • в результате обстоятельств непреодолимой силы и прочих форс-мажорных явлений (например, из-за наводнений, заносов, пожаров);
    • по иным причинам, которые тоже могут быть оговорены в действующем договоре.

    Об ответственности перевозчика за недостачу, утрату или повреждение груза

    В договоре перевозки обязательно прописывается: к обязательствам Исполнителя относится сохранение выданного ему груза в сохранности. Если в ходе транспортировки груза происходит порча имущества, Перевозчик будет нести ответственность за это, если не докажет, что утрата, недостача или же повреждение груза произошло в результате обстоятельств, которые он не мог предотвратить, тогда он будет прав. Непременно стоит указать, какова сумма причиненного при перевозке ущерба. Её размер указывается при различных ситуациях:

    • утрата или недостача груза (необходимо возместить сумму, которая эквивалентна утраченному или недостающему грузу);
    • повреждение груза (следует компенсировать сумму, на которую понизился в цене транспортируемый товар, а если имущество не подлежит восстановлению, то нужно возместить сумму всего повреждённого груза);
    • утрата груза, который был сдан при перевозке с указанием его ценности, – компенсируется вся сумма утраченного груза.

    Каким образом определяется цена груза? Необходимо взять данные из счёта Продавца (там будет указана цена). Если таковой отсутствует, нужно исходить из цены, взимаемой за аналогичные товары. Помимо того, что Перевозчику потребуется возместить установленный ущерб за утраченный, недостающий или поврежденный товар, также ему необходимо вернуть провозную плату, которая была получена за транспортировку испорченного, недостающего или утерянного груза.

    Коммерческий акт, акт общей формы и прочие документы о причинах несохранности груза, которые были составлены стороной, совершающей перевозку груза, в одностороннем порядке, должны быть предоставлены в суд, где будут подвергнуты оценке. Подобная документация позволит определить степень ответственности всех сторон, в частности, Получателя груза, Исполнителя и Отправителя. Получить груз – один из важнейших этапов сделки.

    Договор перевозки груза: условия и заключительные положения

    В этом блоке необходимо указать, что договор вступает в силу после того, как обе стороны поставили на нем свои подписи, прекращается, когда произошло получение груза. Составляется договор в двух экземплярах. По договору, до того, как к Перевозчику предъявляется иск при возникновении конфликтных ситуаций, Получатель или Отправитель обязаны предъявить ему претензию. Формат этой претензии оговаривается заранее. Все другие вопросы и спорные моменты, которые не урегулированы в данном договоре, решаются на основании положений Гражданского кодекса РФ.

    Далее прописываются юридические адреса и банковские реквизиты сторон договора. Так, указывается юридический адрес перевозчика и отправителя, их почтовые адреса, номера телефонов, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки, расчётные счета сторон, а также:

    • корреспондентский счёт;
    • банковский идентификационный код;
    • подписи сторон.

    С образцами договора перевозки груза вы сможете ознакомиться на нашем сайте, просто нажав на кнопку «Скачать». Кроме того, здесь вы сможете получить бесплатную консультацию от ведущих специалистов с многолетним стажем в юриспруденции по составлению документов, перейдя в раздел “Главная”.

    Перевозчик и отправитель: зоны ответственности по договору перевозки грузов

    За выполнение договора перевозки груза отвечают обе стороны — и перевозчик, и отправитель. Следовательно, в случае нарушения условий договора они будут наказаны. А о том, что конкретно могут взыскать друг с друга стороны договора и в каких случаях, мы расскажем в этой статье.

    Согласно ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским и транспортными кодексами и уставами, а также соглашением сторон. При этом соглашения организаций-перевозчиков с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перемещении товара предусмотрена транспортными уставами и кодексами. Эти общие правила касаются всех видов доставки имущества любым видом транспорта.

    Что такое договор перевозки и чем регулируется ответственность по нему

    По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенное ему отправителем имущество в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за осуществление доставки установленную плату ( ст.785 ГК РФ ). Но доставить какой-либо объект из одного пункта в другой можно различными способами. Поэтому, с учетом особенностей различных способов доставки грузов, наряду с Гражданским кодексом, ответственность сторон по договору перевозки регулируется и иными нормативными актами:

    • Воздушным кодексом РФ ;
    • Кодексом внутреннего водного транспорта РФ ;
    • Кодексом торгового мореплавания РФ ; ; .

    Полный текст документа вы можете скачать в конце статьи.

    Материал по теме Как заполнить CMR-накладную, чтобы перевезти груз через границу За что отвечает перевозчик

    В соответствии с ГК РФ перевозчик несет следующую ответственность за нарушение договора перевозки груза:

    • за неподачу транспортного средства;
    • за нарушение установленного срока доставки;
    • за утрату, недостачу и повреждение (порчу) имущества.

    Наказание перевозчику за неподачу транспортных средств устанавливается в виде штрафа. На железнодорожном транспорте штраф за невыполнение принятой заявки взыскивается независимо от платы за пользование вагонами или контейнерами. Размеры штрафных санкций устанавливаются транспортными уставами и кодексами либо соглашением сторон.

    Мерой гражданско-правовой ответственности за просрочку в доставке груза также являются штраф или пени. Кроме того, если товар не был выдан грузополучателю в течение срока, установленного нормативным актом или договором, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать имущество утраченным и потребовать за него возмещения ущерба.

    В случае утраты или недостачи груза перевозчиком возмещается ущерб в размере стоимости утраченного или недостающего товара, а в случае его повреждения или порчи — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость.

    За что отвечает отправитель

    Ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов является взаимной. Грузоотправитель несет ее перед перевозчиком в следующих случаях:

    • за невыполнение принятой заявки;
    • за искажение в транспортной накладной наименования и иных сведений о товаре;
    • за задержку транспортного средства при погрузке;
    • за отправление запрещенного для транспортировки товара;
    • за просрочку внесения провозной платы и иных причитающихся перевозчику платежей.

    Ответственность отправителя по договору перевозки, в зависимости от вида нарушения договорных обязательств, может выражаться в уплате штрафных санкций либо в виде возмещения убытков. Конкретные размеры штрафа или неустойки также устанавливаются транспортными уставами и кодексами либо соглашением сторон.

    Договор перевозки

    Вам доступен конструктор договоров. Просто авторизуйтесь на портале 1С-Старт и создайте свой договор перевозки за 11 минут. Более подробный материал по договорам перевозки ниже.

    Договор перевозки

    Перевозка грузов, пассажиров и багажа – это возмездная услуга, исполнение которой регулирует не только Гражданский Кодекс, но и транспортные уставы, кодексы, специальные законы и другие нормативно-правовые акты. Общие положения о перевозке представлены в статьях 784 – 800 ГК РФ, дополнительно кодекс выделяет отдельную главу 41 о транспортной экспедиции.

    Транспортная экспедиция, кроме собственно перевозки, включает в себя такие дополнительные услуги как сопровождение груза, заключение сделок в интересах грузоотправителя, исполнение таможенных процедур, контроль количества и состояния груза, его погрузки/выгрузки и др. В этой статье мы рассмотрим договор перевозки на примере перевозки груза автомобильным транспортом, без его экспедиции.

    Кроме положений ГК РФ перевозка грузов по России автотранспортом регулируется:

    • Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
    • Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
    • постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

    Международные грузоперевозки подчиняются также положениям:

    • Женевской конвенции 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов;
    • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»

    Проверьте контрагента

    Оформление договора перевозки грузов

    Необязательно оформлять договор перевозки грузов в виде единого документа с подписями обеих сторон. Заключение договорных отношений грузоотправителя и перевозчика подтверждает составление и выдача транспортной накладной (статья 785 ГК РФ).

    Ответственность за сохранность груза перевозчик принимает на себя после того как в транспортной накладной будет проставлена отметка о принятии груза к перевозке. Исходя из этого, транспортная накладная – это обязательный документ при грузовых перевозках, и не имеет значения, был ли при этом составлен сам договор перевозки. При перевозке груза несколькими транспортными средствами на каждую партию груза оформляется отдельная транспортная накладная.

    Если внимательно прочитать транспортную накладную, то можно заметить, что она содержит все существенные условия договора перевозки груза, по сути, представляя собой письменную (шаблонную) форму договора. Но стороны, конечно, могут заключить и подписать индивидуально разработанный договор перевозки.

    Кроме транспортной накладной договор перевозки сопровождается заявкой грузоотправителя на перевозку груза. Если груз перевозится в контейнерах, которые в процессе перевозки надо будет снимать с транспорта, то оформляется еще и сопроводительная ведомость.

    Обратите внимание: подтверждением расходов на перевозку груза транспортная накладная не является. В интересах грузоотправителя вместе с транспортной накладной оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, которая является необходимым условием для признания расходов на перевозку.

    Какие еще документы могут потребоваться при исполнении договора перевозки? Если груз имеет специфические особенности, то это могут быть:

    • удостоверение о качестве скоропортящегося груза;
    • карантинный сертификат и ветеринарное свидетельство;
    • сертификат качества зерна и продуктов его переработки;
    • сертификат соответствия на определенные виды перевозимых грузов;
    • качественный паспорт на нефтепродукты.

    Существенные условия договора перевозки

    Как и в любом другом договоре, в договоре перевозки существенным условием является его предмет. Предметом договора перевозки будут действия перевозчика по транспортировке груза из пункта отправления в пункт назначения и выдача его грузополучателю.

    На деле же исполнение договора перевозки невозможно без указания таких важных условий как:

    • характеристики груза (наименование, вес, объем, количество);
    • сопроводительные документы на груз;
    • маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения;
    • размер провозной платы и порядок расчетов;
    • требования к транспорту перевозчика;
    • срок и порядок предоставления транспорта;
    • срок и порядок предъявления груза к перевозке;
    • порядок погрузки/выгрузки груза;
    • условия хранения груза в терминале перевозчика;
    • срок доставки груза;
    • порядок признания груза утраченным.

    Все эти условия кратко прописываются в транспортной накладной, но в тексте договора перевозки их можно указать в более подробной форме, а также дополнительно прописать ответственность сторон.

    Советуем грузоотправителям при перевозке грузов не ограничиваться только оформлением и подписанием транспортной накладной, а заключать полнотекстовый договор перевозки.

    Ответственность сторон по договору перевозки

    Ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке устанавливает ГК РФ, транспортные кодексы и уставы, а также условия договора перевозки. При этом статья 793 Гражданского кодекса запрещает согласование договорных условий, которые ограничивают ответственность перевозчика, установленную законодательством.

    По договору перевозки перевозчик несет следующую ответственность:

    Ответственность за невывоз груза по вине перевозчика. По умолчанию в этом случае действуют правила части 1 статьи 34 УАТ: штраф в размере 20% провозной платы и возмещение причиненных убытков.

    Ответственность за несвоевременное предоставление транспорта или контейнера. За это нарушение грузоотправитель может требовать от перевозчика уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении), а также возмещение причиненных убытков.

    Ответственность за сохранность груза. Перевозчик отвечает перед грузоотправителем в рамках объявленной ценности груза. Обычно за указание ценности перевозчик взимает дополнительный сбор (в процентах от стоимости). Чтобы снизить расходы на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают.

    Хотя ГК РФ не запрещает грузоотправителю завышать стоимость груза, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272) указывают, что объявленная ценность груза не должна превышать его действительной стоимости. Исходя из этого, перевозчик имеет право не соглашаться на перевозку груза, ценность которого явно завышена. Если же грузоотправитель не укажет в транспортной накладной стоимость груза, то она будет определяться исходя из цены, которая предусмотрена договором перевозки (при его наличии) или которая обычно взимается за аналогичные товары.

    Стороны могут предусмотреть в договоре перевозке и ответственность грузоотправителя.

    Ответственность за непредъявление груза отправителем. Если договорные условия не предусматривают другое, то перевозчик может потребовать уплаты штрафа в размере 20% провозной платы и возмещения причиненных убытков.

    Ответственность за неиспользование поданного транспорта или контейнера, если это не вызвано его непригодностью. За это нарушение перевозчик может уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении). Если поданный транспорт относится к специализированным, то размер штрафа увеличивается вдвое.

    Ответственность за просрочку оплаты по договору перевозки. Это обычное условие в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Кроме этого статья 790 ГК РФ дает перевозчику право удержать переданный для перевозки груз в целях обеспечения провозной платы, причем, даже если груз принадлежит третьему лицу.

    Перевозчик может удерживать груз до тех пор, пока грузоотправитель с ним не рассчитается. Если этого не произойдет, перевозчик может реализовать груз (по стоимости, указанной в транспортной накладной или по экспертной оценке) и вычесть из полученной суммы платежи за перевозку и хранение груза, а также затраты, связанные с его реализацией. Оставшиеся средства он должен вернуть грузоотправителю.

    Договор перевозки может предусматривать запрет на удержание груза перевозчиком, и это тоже одна из веских причин, почему сторонам не стоит ограничиваться только подписанием транспортной накладной.

    Существуют обстоятельства, которые снимают ответственность за неисполнение обязательств со сторон договора перевозки, среди них:

    • форс-мажор в виде обстоятельств непреодолимой силы, такие как явлений стихийного характера и военные действия;
    • временные ограничения или запрет движения транспорта по дорогам;
    • другие, не зависящие от сторон обстоятельств, которые они не могли предотвратить или устранить.

    В то же время перевозчик обязан предпринять все меры по обеспечению сохранности груза, поэтому утрата груза в результате его хищения далеко не во всех случаях будет признана обстоятельством, снимающим ответственность с перевозчика.

    При перевозке некоторых грузов возможна их естественная убыль (выветривание, усушка, утруска). Если в результате перевозки масса доставленного груза будет меньше, чем отправленный, перевозчик не отвечает за его недостачу, но только в пределах нормы естественной убыли.

    Чтобы снизить риски ответственности за недостачу или повреждение груза, рекомендуем перевозчику предусмотреть в договоре перевозки условие, обязывающее грузоотправителя предоставить груз в соответствии с требованиями Правил перевозок грузов.

    Что нужно проверить грузополучателю при получении груза?

    Выше мы говорили только о правах и обязанностях грузоотправителя и перевозчика, но в договорных отношениях при перевозке грузов принимает участие и третье лицо – грузополучатель. Именно он подтверждает, что перевозчик выполнил свои обязанности по договору перевозки, т.е. доставил груз вовремя, в целости и сохранности. Грузополучатель принимает груз у перевозчика на основании транспортной накладной, путевого листа и сопроводительной ведомости (при контейнерных перевозках).

    Если перевозчик не представит грузополучателю транспортную накладную, то груз принимать не рекомендуется, т.к. отсутствие транспортной накладной говорит о ненадлежащем оформлении договора перевозки. В этом случае привлечь к ответственности грузоотправителя (например, по договору поставки) или перевозчика будет затруднительно даже в судебном порядке.

    Если же с документами все в порядке, то грузополучатель должен в присутствии перевозчика указать в транспортной накладной:

    • фактическое время и дата подачи транспорта под выгрузку;
    • наличие и сохранность пломб;
    • вес доставленного груза и количество грузовых мест;
    • состояние груза, упаковки, тары.

    При возникновении разногласий между грузополучателем и перевозчиком при приемке груза, необходимо составить соответствующий акт, о чем сделать отметку в транспортной накладной. Для определения размера недостачи или степени повреждения груза могут быть привлечены независимые эксперты, о чем обязательно должен быть поставлен в известность перевозчик.

    Особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом

    Базаренко, А. И. Особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом / А. И. Базаренко. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/285/14254/ (дата обращения: 05.02.2022).

    Представленная статья раскрывает особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, исходя из его понятия, субъектного состава и содержания.

    Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, договор автоперевозки грузов, транспортные договоры.

    Договор перевозки грузов автомобильным транспортом представляет собой отдельный вид значительной группы гражданско-правовых договоров, называемых транспортными. Сфера регулирования упомянутых договоров включает в себя разнообразные договорные обязательства, также обобщенно называемые транспортными. Ученые давно отмечали необходимость выделения обязательств транспортного характера в отдельный вид, что обусловлено спецификой основной функции транспорта — перемещения грузов и пассажиров в пространстве, которая является общепризнанной.

    Связанные с перевозкой людей и грузов обязательства представляют собой важную составляющую системы правоотношений в сфере оказания услуг гражданско-правового характера. Обязательства, заключающиеся в оказании услуг, влияющих непосредственным образом на реализацию процесса перевозки на различных его этапах, представляют собой обязательства в сфере деятельности по перемещению материальных ценностей, пассажиров, их багажа, а также обязательства, связанные с экспедиционным обслуживанием, буксировкой транспортных средств.

    Как справедливо было замечено Д. А. Медведевым и В. Т. Смирновым, ядром обязательств транспортного характера следует называть обязательства, связанные с перевозкой. Так, как возникновение отношений по перевозке обусловлено наличием потребности в пространственном перемещении при помощи транспортных средств людей или объектов [4].

    Как правило, участниками отношений по перевозке являются два субъекта: владелец транспортного средства (транспортная организация) и лицо, имеющее заинтересованность в процессе перевозки (грузовладелец или заказчик). Так как Гражданский Кодекс (ГК) не содержит специальных положений, касающихся перевозки грузов автомобильным транспортом, принципиальную важность приобретает рассмотрение правовой природы анализируемого договора, исходя из позиций общих положений, которые свойственны каждому договору из числа относящихся к перевозочным.

    Глава 40 ГК закрепляет общее понятие перевозки груза. В качестве предмета договора перевозки определяется деятельность перевозчика, связанная с перемещением грузов к месту назначения, а также с выдачей багажа или груза лицу, обладающему правом на его получение, вне зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка, и от разновидностей этого договора.

    В положениях п.1 ст. 785 ГК регламентированы обязанности сторон по договору перевозки груза автомобильным транспортом, заключавшиеся в доставке перевозчиком вверенного ему грузоотправителем груза и последующую передачу груза грузополучателю (лицо, управомоченное на получение груза), грузоотправитель же в свою очередь обязан оплатить предоставленные услуги по перевозке в установленном договором объеме.

    В. А. Егиазаров отмечал, что приведенное законодателем определение свидетельствует о взаимном и возмездном характере договора перевозки. Возмездный характер ему придает то обстоятельство, что за предоставление услуг по перевозке грузов перевозчиком получается вознаграждение. Взаимный же характер договора определяется обоюдно связанными правами и обязательствами сторон: обязанность перевозчика по перевозке груза и право на получение соответствующей провозной оплаты, и обязанность внесения упомянутой провозной платы грузоотправителем и право на перевозку обозначенного в договоре груза. Начиная с момента принятия груза перевозчиком от грузоотправителя, договор может считаться заключенным и быть отнесенным к числу действительных договоров [2].

    Это же положение подтверждают и другие ученые. Так, В. В. Витрянским было отмечено следующее. Квалификация договора перевозки груза в качестве реального обусловлена тем, что возникновение обязательств перевозчика распространяется только на грузы, сданные отправителем и принятые в соответствующем порядке перевозчиком с целью их доставки к месту назначения (вверенные перевозчику грузы) [1].

    Однако, частные случаи таких договоров могут быть консенсуальными. Признание договора перевозки консенсуальным возможно при принятии перевозчиком на себя обязательств предоставления транспортного средства до вверения ему груза для перевозки.

    Кроме перечисленных выше особенностей, договорам перевозки грузов присущ публичный характер. Стоит отметить, что признание договоров перевозки грузов публичными требует соблюдения некоторых условий, которые предусматриваются в ст.789 ГК.

    Рассматривая другие положения гражданского законодательства, касающиеся договора перевозки груза, можно отметить следующие характерные его особенности.

    Например, ст. 788 ГК устанавливает следующее правило: взаимоотношения организаций, оказывающих транспортные услуги в процессе перевозки пассажиров, багажа и грузов различными видами транспортных средств осуществляются согласно договору перевозки по единому проездному документу (так называемое — прямое смешенное сообщение).

    В положениях ст. 793 ГК указано, что в случаях неисполнения обязательств по перевозке или их ненадлежащего исполнения, стороны должны нести ответственность, которая установлена гражданским законодательством и соглашениями сторон.

    В заключение, ст. 797 ГК предусматривает обязательное предъявление перевозчику претензии прежде направления искового заявления в его адрес. Срок исковой давности по обязательствам, вытекающим из отношений, связанных с грузоперевозкой, составляет один год, начиная с момента возникновения обстоятельств, повлекших наступление гражданско-правой ответственности.

    Повышение спроса на автомобильные перевозки и его массовый характер привели к тому, что договоры перевозки груза автотранспортом все чаще представляют собой не индивидуально-определенную сделку, а стандартизированный шаблон договора, соответствующий требованиям ст. 428 ГК, что влияет на качество упомянутых отношений исключительно негативным образом, провоцируя все большее количество споров.

    Обобщая вышесказанное можно заключить следующее:

    – отличительным свойством правовой природы договора перевозки грузов является реальный, возмездный, публичный, двухсторонний характер;

    – урегулирование споров происходит в претензионном порядке;

    – судебный порядок взыскания возможен только после соблюдения требований о предварительном претензионном порядке;

    – срок исковой давности по спорам, вытекающим из договора перевозки грузов автотранспортом ограничен одним годом.

    Принципиальную важность в процессе характеристики общих особенностей, присущих договорам перевозки грузов автомобильным транспортом, имеет вопрос отграничения рассматриваемого типа договора от смежных гражданско-правовых договоров, таких как договоры подряда, аренды, хранения и пр.

    В этой связи профессором А. Г. Калпиным отмечалось, что отграничение договоров перевозки от части смежных договоров, относящихся к гражданскому праву, реализовывается в соответствии с особенностями предмета договора перевозки груза автомобильным транспортом [3].

    Подрядными договорами опосредованы экономические отношения, которые формируются в связи с изготовлением или переработкой вещественных ценностей (отношения, которые существуют непосредственно в производстве). В отличие от подрядных, договор перевозки имеет связь с производственными процессами в сфере обращения.

    Итоговый результат деятельности подрядчика имеет овеществленную форму. Тогда, как деятельность автотранспорта в осязаемую форму не воплощается.

    Предоставление услуги хранения по договору заключается в сохранении и последующем возвращении передаваемого по договору имущества другой стороне в том же состоянии. Деятельность перевозчика в ходе процесса перевозки, направленная на сохранение груза и его последующую передачу грузополучателю, не представляет собой самостоятельную экономическую услугу, она является сопутствующим действием, подчиненным основной цели — перемещению объекта сделки.

    В качестве предмета договоров аренды фигурирует предоставление арендатору индивидуально-определенных вещей во временное пользование или владение. В качестве предмета договоров перевозки фигурирует транспортная услуга, заключающаяся в деятельности по доставке грузов к месту назначения.

    В юридической литературе было высказано мнение, гласящее, что одной из особенностей транспорта является то, что транспортный процесс во времени совпадает с процессом потребления продукции, которая производится. В качестве последней здесь фигурирует сама перевозка. Это действительно верно с экономической точки зрения. Только необходимо учитывать то, что грузоотправителю важен не только факт совершения работы по перемещению грузов, но и сам ее результат, который выражается в доставке груза в пункт назначения и вручении груза получателю. Достижение конечного результата этой работы возможно только в случае прибытия груза к месту назначения.

    Однако наличие данного признака не позволяет отграничить перевозку от отдельных договоров, которые также направлены на перемещение грузов, но требуют к себе принципиально иного подхода в правовой регламентации. Так, работы по разгрузке/погрузке или подъем предметов интерьера в многоэтажный жилой дом тоже направлены на перемещение грузов, однако наличие этого признака не превращает перечисленные подрядные работы в перевозочные.

    Главной спецификой перевозки, которая требует установления особенного правового статуса, является характер выполняемой работы, заключающийся в пространственном перемещении пассажиров или грузов, которая осуществляется только с применением транспортных средств. Именно использование транспортных средств в качестве инструмента для достижения конечной цели перевозки — непосредственной передачи груза грузополучателю, является достаточным основанием для невозможности применения правовых норм о возмездном оказании услуг и договорах подряда к отношениям, связанным с автомобильной грузоперевозкой.

    Стоит выделить отдельной особенностью договора перевозки грузов автомобильным транспортом и цель самой грузоперевозки, упомянутую ранее, а ею стоит определить — пространственное перемещение грузов от грузоотправителя к грузополучателю при помощи средств автомобильного транспорта.

    Вышеизложенные положения дают основания сделать следующее заключение — договор перевозки грузов автомобильным транспортом является отдельной категорией в системе транспортных и иных смежных договоров в Российской Федерации. В связи с этим, он не может быть отождествлен с иными гражданско-правовыми договорами, а значит необходима модернизация действующего гражданского и транспортного законодательства с учетом указанной выше специфики предмета, субъектного состава и самого понятия договора перевозки грузов автомобильным транспортом, сложившейся в процессе правоприменения и развития предпринимательской деятельности в сфере автомобильной грузоперевозки.

    1. Витрянский В. В. Договор перевозки. М.: «Статут», 2001. — 526 с.
    2. Егиазаров В. А. Транспортное право: Учеб. пособие. М., 2002. -241 с.
    3. Калпин А. Г. Договор перевозки. В кн.: Гражданское право. Учебник для юрид. ВУЗов. / B. B. Безбах, T. B. Богачева, Л. Г. Ефимова; отв. ред. В. П. Мозолин. -М.: Юристь, 2004. — 4.2. — Гл. 11. — 203–204 с.
    4. Медведев Д. А., Смирнов В. Т. Транспортные обязательства. В кн.: Гражданское право / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстова. — М., 2003. — T.2. — Гл. 38. — 437 с.

    Основные термины (генерируются автоматически): автомобильный транспорт, договор, договор перевозки грузов, перемещение грузов, место назначения, перевозка, автомобильная грузоперевозка, гражданское законодательство, исковая давность, отдельный вид.

    Перевозка, оказание услуг, аренда транспорта, фрахтование: как правильно оформить доставку груза Версия для печати

    continentagency.ru

    Оформить перевозку грузов можно разными способами; каждый из них имеет свои особенности. О различиях между типами договоров рассказывает юрист портала «Бухгалтерия Онлайн» Алексей Крайнев.

    Зачастую гражданское законодательство позволяет оформить одни и те же отношения разными договорами. Например, чтобы перевезти груз из одного пункта в другой, можно заключить не только договор перевозки, но и договор оказания услуг, и договор аренды автомобиля (с экипажем или без экипажа), и даже договор фрахтования. Во всех четырех случаях итоговый результат должен быть одинаковым: груз доставлен в пункт назначения. А вот права и обязанности сторон по каждому из этих договоров будут разными. В сегодняшней статье мы расскажем о том, когда применяются указанные договоры, и чем они отличаются друг от друга.

    Договор перевозки и договор возмездного оказания услуг

    Начнем с самых близких по сути договоров — перевозки и возмездного оказания услуг.

    Когда применяются:

    Статья 779 Гражданского кодекса РФ гласит: правила об оказании услуг не применяются к услугам, которые оказываются по договорам перевозки. Казалось бы, законодатель предельно ясно выразил свою волю: если речь идет о перемещении груза из пункта А в пункт Б, то стороны должны заключить специальный договор перевозки, а не общий договор возмездного оказания услуг.

    Тем не менее, на практике договоры перевозки часто заменяются договорами возмездного оказания услуг по управлению транспортным средством. И вот почему. Заключая договор перевозки, стороны должны учитывать не только нормы ГК РФ, но и правила транспортных уставов, которые предъявляют дополнительные требования к перевозчикам.

    Например, согласно пункту 13 статьи 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.07 № 259-ФЗ), перевозчиком по договору перевозки автомобильным транспортом может быть только юридическое лицо или предприниматель. А значит, договор с физическим лицом, которое не имеет статуса ИП, по данному формальному признаку не может быть договором перевозки. Так, нельзя заключить договор перевозки с физлицом, которое не является ИП (например, с работником компании или его родственником), на доставку товара покупателю или на какое-то другое разовое перемещение груза. В таких случаях приходится оформлять договор возмездного оказания услуг. Между тем разница между данными договорами принципиальная.

    Чем отличаются: договор перевозки

    В силу прямого указания статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груз вверяется перевозчику отправителем. Это означает, что перевозчик не только обязан доставить груз в пункт назначения, но и несет за него полную ответственность во время всего процесса перевозки (включая погрузку, разгрузку и перевалку в промежуточных пунктах, если это необходимо). Правила возмещения ущерба за утрату, недостачу и порчу груза детально урегулированы законодательством (ст. 796 ГК РФ). Например, перевозчик обязан возместить отправителю стоимость груза, который был поврежден или утрачен при перевозке. Причем, обстоятельства утраты (повреждения) вещи в большинстве случаев значения не имеют.

    Даже если машина, перевозящая груз, попала в ДТП по вине третьих лиц, и в результате были сорваны сроки доставки, либо груз пострадал, перевозчик вполне может остаться без вознаграждения, и будет обязан возместить отправителю стоимость груза или другие убытки.

    Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.18 № Ф10-990/2018 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.18 № Ф01-550/2018). Также см. «Как действовать бухгалтеру покупателя, если перевозчик потерял часть груза».

    Далее в статье 785 ГК РФ сказано, что перевозчик обязан своевременно доставить груз в пункт назначения и передать его уполномоченному лицу. Именно за эту «работу» перевозчик получает свое вознаграждение. А значит, если груз не был доставлен в установленный срок, либо был вручен неуполномоченному лицу, перевозчик не получит вознаграждение. Более того, как уже упоминалось, ему придется возместить отправителю убытки, возникшие из-за нарушения срока доставки.

    Чем отличаются: договор возмездного оказания услуг

    Предъявляются ли подобные требования к исполнителю по договору возмездного оказания услуг? Ответ на этот вопрос зависит от того, как в договоре описана сама услуга.

    Так, если в обязанности исполнителя входит оказание услуг по управлению автомобилем по заданию заказчика, то, понятно, что исполнитель не отвечает за соблюдение срока доставки груза. Ведь по договору он должен лишь управлять автомобилем, совершая поездки туда, куда скажет заказчик. И именно за управление машиной во время поездок исполнителю полагается вознаграждение. Никакого вверения груза в данном случае не происходит, а значит, исполнитель не отвечает за его сохранность. Формально при такой конструкции договорных отношений доставку груза должен осуществлять работник заказчика в рамках трудовых отношений. Именно ему заказчик-работодатель вверяет груз, и именно на него возлагает соответствующие обязанности: доставить груз в срок в целости и сохранности, а также вручить его надлежащему получателю. И никакой связи между договором оказания услуг по управлению автомобилем и собственно доставкой груза в этом случае нет.

    Несколько другие требования предъявляются к исполнителю, если суть услуги заключается во вручении определенной вещи определенному лицу в установленный договором срок. В таком случае исполнитель получит свое вознаграждение, если доставит груз нужному получателю, не нарушив при этом условие о сроке доставки. Но и здесь исполнитель фактически не несет ответственность за переданную ему вещь.

    И если в процессе доставки груз будет поврежден, то заказчик не сможет автоматически взыскать с исполнителя убытки, как это было бы при перевозке.

    Более того, формально у заказчика не будет оснований для невыплаты исполнителю вознаграждения в случае доставки груза в поврежденном виде, поскольку сама услуга была оказана. Если в такой ситуации заказчик обратится в суд за взысканием с исполнителя убытков в виде стоимости поврежденного груза, велика вероятность переквалификации договора оказания услуг в договор перевозки с последующим признанием договора перевозки незаключенным, так как перевозчик не является ИП.

    При этом также надо учитывать, что по договору оказания услуг исполнитель вовсе не обязан осуществлять доставку на личном автотранспорте. Он может развозить груз и на общественном транспорте. А значит, централизованная загрузка товара будет невозможна.

    Практический вывод

    Завершая сравнение этих двух договоров, отметим главное. При заключении договора оказания услуг вместо договора перевозки, грузоотправитель зачастую фактически теряет право на возмещение ущерба в случае утраты или повреждения груза. Выходом из этой ситуации может быть привлечение работника компании-грузоотправителя к процессу доставки груза. Такой работник должен осуществлять лишь функции по сопровождению и вручению груза, который вверяется ему в рамках трудовых отношений, но не вправе управлять автомобилем. Ведь в противном случае договор возмездного оказания услуг становится лишним, а отношения с работником, который использует свой транспорт для выполнения трудовых обязанностей по доставке грузов, нужно оформлять по-другому. Подробнее об этом см. «Как выгоднее оформить использование сотрудником своего автомобиля (новая редакция)».

    Договор перевозки и договор аренды транспортного средства

    Нередко перевозку грузов оформляют договором аренды транспортного средства (как с экипажем, так и без такового).

    Когда применяются

    Начнем с договора аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ). По такому договору в обязанности арендодателя входит только передача арендатору соответствующего транспортного средства в исправном состоянии. С момента подписания акта передачи автомобиля у арендодателя появляется право на получение арендной платы. И это право сохраняется независимо от того, как арендатор эксплуатирует транспортное средство. Другими словами, по договору аренды ТС без экипажа грузоотправитель-арендатор платит не за факт перевозки груза из одного пункта в другой, а за право пользования автомобилем. При этом не имеет значения, используется ли авто для доставки груза или просто находится на территории арендатора.

    Очевидно, что в рассматриваемой ситуации арендодатель не отвечает за сохранность и своевременную доставку груза. Все действия по перевозке груза совершает грузоотправитель-арендатор самостоятельно и на свой риск. При этом за рулем арендованного транспортного средства могут находиться как работники арендатора, так и иные привлеченные им лица.

    Несколько иначе обстоят дела при аренде транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ). В этом случае арендодатель обязан не просто передать арендатору транспорт за плату, но и обеспечить это ТС экипажем, осуществлять управление и техническую эксплуатацию автомобиля. Соответственно, арендатор по такому договору платит не столько за возможность пользоваться автомобилем, сколько за комплекс услуг, включающий в себя подачу автомобиля с квалифицированным экипажем, управление этим авто и его техническое обслуживание. По договору аренды ТС с экипажем невозможна ситуация, когда автомобиль находится в пользовании у арендатора, которому арендодатель не оказывает услуги по управлению и эксплуатации транспортного средства (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.03.18 № Ф10-105/2018).

    При этом по правилам ГК РФ водитель транспортного средства, переданного в аренду с экипажем, подчиняется требованиям арендатора только в части коммерческой эксплуатации автомобиля. А вот по вопросам, связанным с управлением и технической эксплуатацией автомобиля, обязательные указания дает арендодатель (п. 2 ст. 635 ГК РФ).

    На практике это означает следующее. Арендатор определяет, что, когда, откуда и куда нужно перевезти на арендованном транспорте. А все вопросы, связанные с безопасностью перевозки, решает арендодатель. И если груз пострадал при перевозке, в том числе в результате ДТП или по причине неправильной загрузки машины, то за убытки отвечает арендодатель (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.18 № Ф08-96/2018). В этом отношении договор аренды ТС с экипажем похож на договор перевозки. Однако между этими договорами есть существенная разница.

    Чем отличаются

    Первое отличие связано с оплатой по договору аренды ТС с экипажем. Она осуществляется за сам факт предоставления арендатору исправного автомобиля и квалифицированного водителя, а не за доставку груза в пункт назначения, как это предусматривает договор перевозки. Следовательно, если машина и экипаж поступили в распоряжение арендатора, то он обязан перечислять арендную плату, даже если груз не был доставлен и вручен грузополучателю. Отметим, что арендная плата вносится и в том случае, если груз был поврежден или утрачен в пути по причинам, не связанным с эксплуатацией транспортного средства (например, испортился из-за погодных условий или из-за задержки транспорта в пути).

    Второе отличие заключается в следующем. По договору аренды ТС с экипажем арендатор-грузоотправитель никак не может повлиять на сроки доставки. Ведь в части технической эксплуатации автомобиля водитель подчиняется арендодателю. А значит, именно арендодатель (водитель с его ведома) решает, с какой скоростью будет двигаться автомобиль и по какому маршруту, сколько часов в день водитель будет проводить за рулем и т.д. Таким образом, арендатор фактически принимает на себя риски, связанные с нарушением сроков доставки. Он обязан перечислить арендную плату, даже если груз доставлен позже срока. При этом у арендатора в этом случае нет оснований для взыскания убытков с арендодателя. Напомним, что

    перевозчик, с которым заключен договор перевозки, вполне может лишиться вознаграждения (части или всей суммы), если груз доставлен с опозданием.

    Обратите внимание: водителем машины, предоставленной по договору аренды ТС с экипажем, может быть только работник арендодателя (п. 2 ст. 635 ГК РФ). Поэтому такой договор нельзя заключить в том случае, если управлять автомобилем будет человек, который не состоит с арендодателем в трудовых отношениях. Таким образом, «обычное» физлицо (то есть физлицо без статуса ИП) не вправе быть арендодателем по договору аренды ТС с экипажем. А оформить такой договор с ИП можно только при условии, если управлять автомобилем будет не сам ИП, а работник предпринимателя — человек, с которым ИП заключил трудовой договор. При этом заключить трудовой договор сам с собой ИП не может.

    Договор перевозки, договор аренды ТС и договор фрахтования

    По своей сути договор фрахтования является неким симбиозом договора аренды ТС с экипажем и договора перевозки. Согласно статье 787 ГК РФ, по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязана предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов.

    Чем отличаются

    Как видно из этого определения, предметом договора фрахтования является обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки соответствующего груза (в отличие от договора перевозки, по которому перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз). А значит, оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась. Приведем пример. Организация запланировала переезд из одного офиса в другой. Было определено, что для этого придется загрузить две 12-ти тонные «фуры». Организация заключила договор фрахтования, предусматривающий подачу таких автомобилей. Однако по техническим причинам переезд пришлось отложить. В итоге предоставленные машины были отправлены обратно фрахтовщику (перевозка не состоялась). Тем не менее, фрахтовщик свою обязанность по договору выполнил («фуры» были поданы), а значит, его услуги должны быть оплачены.

    Еще одно отличие договора фрахтования от договора перевозки можно найти в статье 18 упомянутого выше Устава автомобильного транспорта. Там сказано, что договор фрахтования предусматривает сопровождение груза представителем грузовладельца.

    Следовательно, фрахтовщик не несет никакой ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется.

    (Напомним, что перевозчик несет полную ответственность за вверенный ему груз).

    В этой же статье 18 Устава автомобильного транспорта установлено, что в договор фрахтования вносятся данные о сроках перевозки. Это значит, что фрахтовщик должен не только предоставить ТС для доставки груза (как указано в ст. 787 ГК РФ), но и осуществить саму доставку в установленный срок. И если этот срок будет нарушен по его вине (поздняя подача автомобиля, неверный выбор маршрута и т.п.), то у грузовладельца появляются основания для взыскания соответствующих убытков. В этом состоит одно из отличий договора фрахтования от договора аренды ТС с экипажем, по которому арендатор принимает на себя риски, связанные с нарушением срока доставки.

    Кроме этого, по договору аренды в пользование арендатору передается конкретное транспортное средство (в договоре указываются вид, марка, тип, ВИН-номер и государственный номерной знак автомобиля). Арендодатель может заменить автомобиль только с согласия арендатора. А вот по договору фрахтования предоставляется лишь соответствующая вместимость транспортного средства. Поэтому фрахтовщик вправе сам решать, какой именно автомобиль подать грузовладельцу. Главное, чтобы характеристики транспортного средства позволяли поместить заявленный груз. Другими словами, если по договору аренды ТС заменить 12-тонник Вольво на КамАЗ без согласия арендатора нельзя, то по договору фрахтования такая замена вполне допустима по решению самого фрахтовщика.

Ссылка на основную публикацию