Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов

Квотирование рабочих мест для инвалидов: право или обязанность компании?

Одна из обязанностей работодателей, предусмотренная действующим законодательством, — квотирование рабочих мест для инвалидов. Однако эта норма распространяется не на все организации. Нужно ли вашей компании квотировать рабочие места для инвалидов? Как это сделать? Изучайте рекомендации SuperJob!

Кто обязан принимать на работу инвалидов

Обязана ли организация квотировать рабочие места для инвалидов? Это зависит от двух факторов:

1) от региона, где работодатель осуществляет свою деятельность;
2) от численности работников.

По закону такая квота представляет собой минимальное количество рабочих мест для инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить, включая рабочие места, на которых уже работают лица данной категории. Квотирование рабочих мест подразумевает создание (или выделение) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в процентах от среднесписочной численности работников, в соответствии с установленной квотой.

Основным законом, определяющим обязанность работодателей по квотированию рабочих мест, является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — закон № 181). В соответствии со статьей 21 данного закона, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее 35 и не более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.

Из данного требования можно выделить следующие основные моменты.

• Размер квоты для трудоустройства инвалидов всегда определяется законодательством субъекта РФ, где находится работодатель (где он осуществляет свою деятельность).

• Если численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ в любом случае должна быть установлена квота для трудоустройства инвалидов. При этом данная квота должна быть указана в размере от 2 до 4% от среднесписочной численности работников.

• Если численность работников организации составляет от 35 до 100 человек, то законодательством субъекта РФ может устанавливаться такая квота (то есть такое требование может быть, а может и не быть). Если требование установлено, размер квоты должен составлять до 3% среднесписочной численности работников.

• Если численность работников организации — менее 35 человек, законодательством субъекта РФ не должна быть предусмотрена обязанность по квотированию рабочих мест.

К примеру, в соответствии с законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест», под обязанность по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов попадают работодатели с численностью работников более 100 человек.

Важные нюансы

При расчете квоты нужно также учитывать следующие особенности.

• При расчете указанной квоты в среднесписочную численность не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным согласно результатам аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда.

• Исходя из судебной практики, расчет квоты производится без учета филиалов и представительств организации, расположенных в другой местности. То есть квоту нужно рассчитывать отдельно по каждому субъекту РФ, где осуществляет деятельность работодатель.

• Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации освобождаются от обязанности по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Обязательные действия при квотировании

Таким образом, в зависимости от региона, где находится компания, и численности ее работников, работодатель определяет количество рабочих мест, которые необходимо зарезервировать для трудоустройства инвалидов. Для выполнения такой обязанности работодатель также должен:

1) Разработать и утвердить локальный нормативный акт, в котором отразить вопросы, связанные с квотированием рабочих мест, — в частности, определить, какие рабочие места подлежат созданию (или выделению) в целях квотирования. Если работодатель попадает под обязанность квотирования, то наличие такого локального нормативного акта является для него обязательным (данное требование содержится в статье 24 закона №181).

2) Представлять в органы службы занятости отчет о выполнении квоты. В соответствии со статьей 25 закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Форма и порядок предоставления такой информации, как правило, также устанавливается законодательством субъекта РФ.

Об ответственности

Законодательством РФ предусмотрена ответственность как за сам факт невыполнения квоты, так и за непредоставление необходимой информации в органы службы занятости.

Так, в соответствии со статьей 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

За непредоставление информации ответственность предусмотрена статьей 19.7 КоАП РФ: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от 300 до 500 рублей, на юридических лиц — от 3 тыс. до 5 тыс. рублей.

Наша рубрика с материалами экспертов по кадровому делопроизводству пополняется еженедельно. Чтобы не пропустить самое важное, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

Что такое квотируемое рабочее место (нюансы)?

Квотируемое рабочее место – что это такое? Многие фирмы почти ничего не знают об этом. И совершенно зря – ведь оно является разновидностью социальных гарантий, предоставлять которые работодателей обязует государство. Для каких категорий работников выделяются данные квоты и в каком количестве – узнаете из данной статьи.

Что значит «квотируемое рабочее место»?

Что это такое — квотируемое рабочее место? Термин «квота» в рассматриваемом контексте означает наличие в штатном расписании фирмы рабочих мест, предназначенных для найма определенных категорий работников. Данные категории могут определяться в соответствии с положениями федеральных норм или региональных НПА.

Объединенный, сводного характера закон о квотировании рабочих мест пока не принят в России. Права граждан РФ на рабочие места по гарантированной законом квоте устанавливаются положениями отдельных НПА, которые регламентируют механизмы социальной защиты различных групп населения.

На федеральном уровне подобных НПА всего два – закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 № 1032-1, принятый еще в СССР, а также закон «О соцзащите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181. Оба НПА устанавливают право на получение рабочих мест по рассматриваемым квотам для инвалидов. В свою очередь, во многих региональных НПА соответствующее право определено также и для иных категорий работников. В Липецкой области оно определено, к примеру, для бывших военных, в Камчатском крае — для женщин, которые воспитывают детей в возрасте до 3 лет, в Москве — для различных категорий молодежи.

Общее число квотируемых рабочих мест в фирме зависит, главным образом, от:

  • размера штата, при достижении которого возникает обязательство по выделению квот;
  • величины квоты, выражаемой в процентах от суммарного количества рабочих мест в фирме.

Оба показателя устанавливаются федеральными нормами, а также НПА, издаваемыми в регионах.

В частности, в Москве фирма-работодатель имеет обязательство по квотированию рабочих мест, если ее штат достигает 100 сотрудников. При этом 2% от всех мест должны предоставляться людям с ограниченными возможностями, 2% – молодежи, относящейся к различным категориям (п. 1 ст. 3 закона г. Москвы «О квотировании» от 22.12.2004 № 90).

Отметим, что работники с ограниченными возможностями — единственная категория граждан, которая имеет гарантированное федеральными НПА право на работу по квоте. Рассмотрим специфику соответствующих НПА подробнее.

Квота рабочих мест для инвалидов: основные НПА

Итак, квотирование рабочих мест для инвалидов регламентируется двумя федеральными НПА. Изучим их ключевые положения подробнее.

В законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 легитимизирована гарантия предоставления гражданам с ограниченными возможностями рабочих мест по квотам (пп. 1, 2 ст. 13). Работодатели, в свою очередь, обязуются данные квоты предоставлять (п. 1 ст. 25 закона). Кроме того, они должны направлять в органы занятости достоверные сведения о соответствующего типа рабочих местах, а также сведения, отражающие то, как выполняется предусмотренная законом квота (п. 3 ст. 25 закона).

Другой отмеченный нами НПА – закон от 24.11.1995 № 181 – уже более детально регламентирует то, каким образом граждане могут реализовывать свое право на работу по рассматриваемым квотам.

Так, в соответствии с положениями ст. 21 закона № 181 предоставление работы людям с ограниченными возможностями по квотам обязательно для фирм, имеющих штат более 100 человек. Величина квоты для таких фирм составляет 2–4% от общего количества рабочих мест. Конкретный показатель определяется правовыми актами субъекта РФ. Кроме того, закон дает право региональному законодателю устанавливать квоту в пределах 3% для фирм с численностью штата от 35 до 100 человек.

Более того, в рамках квотируемых рабочих мест для инвалидов фирма может иметь обязательство по обустройству специальных рабочих мест с установкой необходимого оборудования (ст. 22 закона № 181). Минимальное количество соответствующего типа мест определяется в НПА, издаваемых исполнительными органами в субъектах РФ. Кроме того, работодатели обязаны обеспечивать инвалидам условия труда, соответствующие программам реабилитации (п. 2 ст. 24 закона № 181).

Законы о квотировании рабочих мест для инвалидов: ответственность

Несмотря на то, что рассмотренные законы приняты довольно давно, многие работодатели ничего не знают о квотируемых рабочих местах – что это такое, для каких фирм они обязательны, и потому допускают нарушения законодательных норм.

Если компания — намеренно или в силу незнания законов — не будет соблюдать положения федеральных, корреспондирующих с ними региональных НПА в части квотирования рабочих мест, и это выяснится в ходе проверки трудинспекции, на предприятие может быть наложен штраф, величина которого определяется различными статьями КоАП РФ. Например, ст. 5.42 КоАП РФ предусматривает штраф за неправомерный отказ в трудоустройстве человека с ограниченными возможностями от 5 000 до 10 000 рублей, выписываемый на должностных лиц. А если, например, фирма не предоставит в органы сведения, отражающие то, как выполняются квоты, то она может быть оштрафована в соответствии с положениями ст. 19.7 КоАП РФ на сумму от 3 000 до 5 000 рублей.

Иные санкции могут быть предусмотрены нормами региональных законов. Кроме того, в НПА, принимаемых на уровне субъектов РФ, могут быть предусмотрены штрафы за нарушение законов, регламентирующих предоставление квот также и для других категорий граждан.

Итоги

Итак, теперь мы знаем, что это такое – квотируемые рабочие места и каким образом законодатель регулирует их выделение. Наибольшей защищенностью в данном аспекте обладают граждане с ограниченными возможностями. Их право на рабочее место по квоте закреплено в федеральных законах. В свою очередь, в субъектах РФ аналогичное право установлено также для многих других категорий граждан. Неисполнение фирмой требований законодательства по квотированию рабочих мест для инвалидов может повлечь штрафные санкции в соответствии с положениями КоАП РФ, а также принятыми нормами регионального законодательства, которые к тому же могут отражать факт наличия соответствующих привилегий у других категорий граждан.

Узнать больше о специфике принимаемых законодателем и работодателями мер социальной поддержки сотрудников предприятий вы можете в статьях:

  • «Облагается ли материальная помощь сотруднику НДФЛ?»;
  • «Вычет на ребенка инвалида в 2018 году (нюансы)».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

О квотировании рабочих мест инвалидам

Основным нормативно-правовым актом, действующим в сфере социальной защиты инвалидов остается Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В силу ст. 20 названного федерального закона органами государственной власти субъектов РФ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов;

минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

организация обучения инвалидов новым профессиям.

В соответствии со ст. 21 вышеуказанного закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 2 и не более 4%.

При этом, очень важно понимать, что же такое квота. Квота – это минимальное количество рабочих мест в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которые работодатель обязан трудоустроить инвалидов в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

Согласно методических рекомендаций по профессиональной реабилитации инвалидов, разработанных Федеральным научно-практическим центром медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, при организации специальных рабочих мест для инвалидов должно быть предусмотрено:

– использование специальных приспособлений для управления и обслуживания оборудования, компенсирующих анатомо-морфологические и физиологические недостатки и ограничения инвалидов;

– применение специально разработанного ручного инструмента, форма, размеры и величина сопротивления приводных элементов которого обеспечивают надежный захват и эффективное использование;

– расположение органов управления оборудованием, технологической или организационной оснастки, обрабатываемых деталей на рабочем месте в пределах досягаемости моторного поля, учитывающих антропометрические размеры и физические ограничения инвалида;

– использование для регулировки высоты рабочей поверхности стола и элементов рабочего стула легко досягаемых и управляемых механизмов, имеющих надежную фиксацию;

– выделение дополнительных площадей, обеспечивающих возможность подъезда, разворота на рабочем месте и выполнения работы в инвалидной коляске;

– оснащение оборудования и мебели на рабочем месте индикаторами (визуальные, акустические, тактильные), учитывающими возможности и ограничения отдельных групп инвалидов (слепые, слабовидящие, глухие) в восприятии информации для беспрепятственного нахождения своего рабочего места и выполнения работы;

– при выборе рациональных источников света следует учитывать светоотдачу источника, цвет света. Для инвалидов с остаточным зрением следует предусматривать общее и местное освещение;

– в помещениях, где предусматривается пребывание инвалидов с сердечно-сосудистыми заболеваниями и туберкулезом, кратность воздухообмена должна быть повышенной.

Рекомендация конкретных видов вспомогательного оборудования решается специалистами МСЭ индивидуально для каждого инвалида, согласно п.34 «Правил признания лица инвалидом» утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.06г. и приказа №379н утвержденного Минздравсоцразвития РФ от 4.08.2008г., исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности с учетом его возраста, пола, профессии, особенности и тяжести заболевания, его прогноза, степени выраженности, реабилитационного потенциала, трудовой направленности.

Памятка работодателю по соблюдению установленной квоты для трудоустройства инвалидов

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с квотированием рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ «Трудовой Кодекс Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009г. № 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510-09» (вместе с «СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила»);

Постановление Минтруда РФ от 08.09.1993 №150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»;

Приказ Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031 н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-​социальной экспертизы, и порядке их составления»;

Приказ Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-​социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»;

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.11.2011 № 1314н «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты».

2.​ Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

Квота для приема на работу инвалидов — это количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников работодателя, для приема на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить.

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников.

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, осуществляющим свою деятельность на территории Томской области, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Трудоустройство инвалидов осуществляется с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-​социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения организациями независимо от организационно-​правовых форм и форм собственности.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для инвалидов сокращенную продолжительность рабочего времени, ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам, не привлекать их к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставлять отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году и т.п.

3.​ Резервирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

Резервирование рабочих мест для инвалидов — это выделение

организацией (работодателем) рабочих мест из числа имеющихся или созданных за счет собственных средств по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Организации, численность работников которых составляет более 100 человек, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов осуществляют резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

При резервировании можно использовать постановление Минтруда РФ от 08.09.1993г. №150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда», а также запрашивать в центре занятости населения информацию о потребности в трудоустройстве инвалидов.

Работодатели могут трудоустраивать инвалидов на зарезервированные рабочие места как самостоятельно, так и с помощью органов службы занятости. Во втором случае работодатели подают сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) по форме согласно приложению 5 к Административному регламенту Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 03.07.2006 №513.

Работодатели обязаны ежемесячно, в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в центры занятости населения по месту нахождения организации сведения о зарезервированных рабочих местах с указанием наименований профессий, количества и характеристик рабочих мест, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.

4.​ Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

Специальное рабочее место для трудоустройства инвалида — это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Оснащение (дооснащение) рабочего места (в т.ч. специального) для трудоустройства инвалидов осуществляется с учетом требований охраны труда, а также Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от №30.

Санитарные правила устанавливают необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте инвалидов с учетом степени риска причинения вреда, обязательные гигиенические требования к условиям труда, производственным процессам, оборудованию, основным рабочим местам, производственной среде, сырью, медицинскому обслуживанию и санитарно-​бытовому обеспечению работающих инвалидов в целях охраны их здоровья.

5.​ Осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты:

Контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях осуществляет Департамент труда и занятости населения.

Контрольные полномочия осуществляются в соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 01.11.2011 № 1314н, на основании утвержденного прокуратурой плана проверок осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей (ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В случае непредставления или несвоевременного представления работодателем сведений о квотировании, резервировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, создании специального рабочего места для трудоустройства инвалидов предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей, на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Что означает квотируемое рабочее место

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Государство в рамках социальной политики стремится заботиться о категориях населения, которые являются менее защищенными в сравнении с остальными. Это происходит в различных сферах, в том числе и в обеспечении содействия в занятости всех групп населения.

Зачастую найти работу бывает непросто даже людям с отличным здоровьем, имеющим специальное образование.

А если речь идет о потенциальных работниках, еще не достигших совершеннолетия, с ограниченными возможностями или испытывающих какие-либо проблемы, не позволяющие им выполнять трудовые функции наравне с другими? Неужели они обречены на прозябание в бедности из-за низкой вероятности трудоустройства?

Чтобы позаботиться о таких людях и дать им возможность достойно зарабатывать на жизнь, государство вводит ряд социальных гарантий. Одной из их разновидностей является квотирование рабочих мест, которое вменяется в обязанность работодателям.

Что такое рабочая квота?

Квотируемые рабочие места – это определенная доля трудовых вакансий, предназначенная специально для особых категорий наемного персонала, который в обычных условиях может испытывать трудности при трудоустройстве. Кто входит в эти категории, определяется на законодательном уровне муниципального, регионального или федерального уровня.

Работодатели, трудоустраивающие таких сотрудников, за это доброе дело получают от государства определенные бонусы.

Законодательное регулирование квотирования

Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:

  • «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (изменения не вносились с советского времени);
  • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 24 ноября 1995 г.

Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.

Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

    Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

Другие возможные категории для квотирования

В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

  • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
  • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
  • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
  • родителям-одиночкам, особенно матерям;
  • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
  • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
  • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
  • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
  • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?

Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

  • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
  • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
  • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
  • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

Квотирование для работодателя

Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.

Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.

Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:

  • свидетельство о государственной регистрации (копия);
  • устав (копия);
  • бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
  • письмо из Единого госрегистра;
  • сведения о количестве сотрудников в составе штата.

После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.

Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.

За что могут наказать работодателя в связи с квотированием

Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.

Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:

  • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
  • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
  • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.

Права квотирующего работодателя

Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:

Квотирование рабочих мест: все особенности и нюансы

Перед каждым работодателем, численность сотрудников которого превышает конкретное количество штатных единиц, определенное законом, возникает необходимость в квотировании рабочих мест. Этот вопрос очень важен для всех, поэтому наш портал решил разобраться с вопросом по квотам на рабочие места подробно.

Что такое квотирование рабочих мест

Само понятие квоты подразумевает обязательную долю в чем-либо. В том числе в выделении определенного количества рабочих мест для конкретной категории граждан. Российское квотирование рабочих мест предполагает, что часть вакансий должна в первую очередь выделяться определенным категориям населения.

В частности, субъекты хозяйствования обязаны выделять рабочие места:

  1. Инвалидам. Согласно федеральным законам, занимать рабочие места могут все инвалиды, которым здоровье позволяет выполнять трудовые обязанности. Для инвалидов есть свои нормы по квотируемым рабочим местам, о чем мы подробней поговорим ниже.
  2. Несовершеннолетние. Квотирование помогает найти работу гражданам от 14 до 18 лет, ведь многие работодатели не рассматривают их в качестве полноценных сотрудников.
  3. Молодые специалисты. Людям без опыта, но с высшим образованием, тоже бывает сложно найти рабочее место. И государство помогает им в этом квотами.
  4. Лицам, которые вышли из мест отбывания наказания. Им нужно помочь реинтегрироваться в общество, вновь привыкнуть к свободной жизни, адаптироваться. Но работодатели очень неохотно принимают судимых на работу, поэтому им квоты тоже помогают найти законный способ заработка.
  5. Бывшие военнослужащие. Здесь тоже есть сложности с адаптацией в обществе, на обычной работе.
  6. Беженцы и вынужденные переселенцы. Государство помогает им найти себя в новой стране, получить возможность зарабатывать и обеспечивать себя, снимать жилье.
  7. Чернобыльцы и лица, пострадавшие от других радиационных аварий. Это льготники, часто — инвалиды, которым нужно помогать с работой.
  8. Граждане предпенсионного возраста. Их тоже неохотно берут на новые места работы, а до пенсии доработать нужно.

Есть в России и квоты на прием иностранцев. Но они призваны защищать не граждан других государств, а россиян, которые должны получать рабочие месте в первую очередь.

Отметим, что квотируемое рабочее место — должность, которая зарезервирована для работников, в отношении которых законом установлены квоты. И в первую очередь эту вакансию могут занимать лица из данных категорий.

Квотированные рабочие места есть не только в России. Это международная практика. Есть квоты, направленные на обеспечение толерантности, гендерного равенства и так далее. Все зависит от законов конкретной страны.

Нормативная и законодательная база

Сферу квотирования рабочих мест регулируют следующие законодательные акты:

  • Закон России №1032-1 еще от 19 апреля 1991 года. Он обеспечивает правовую основу квотирования рабочих мест.
  • ФЗ №181 от 1995 года. Регулирует данный вопрос по отдельным регионам.
  • Статья 5.42 КоАП. Устанавливает ответственность для работодателей за нарушение прав инвалидов на труд. Им грозят штрафные санкции.
  • Статья 16 Трудового кодекса. Регламентирует возникновение трудовых отношений в целом. В частности, касается направления сотрудника на трудоустройство по квоте.

Региональные власти могут сами регламентировать квоты и их размеры. Есть правила, общие для всех регионов РФ, но внутри субъектов Федерации размеры квот и количество зарезервированных рабочих мест могут существенно отличаться. Обязательными, остающимися без изменений в любом случае, являются только квоты для инвалидов.

Квоты рабочих мест для инвалидов

Относительно трудоустройства инвалидов есть четкие нормы и установленное количество квотированных рабочих мест.

Не принимать на работу инвалидов имеют право:

  • Небольшие фирмы численностью до 35 человек.
  • Организации, которые были созданы самими обществами инвалидов. Или те, чей Уставной капитал более чем на 50% состоит из средств обществ инвалидов.

Всем остальным субъектам хозяйственной деятельности нужно соблюдать правила квотирования:

  • У фирм, где более 100 сотрудников, от 2% до 4% рабочих мест должно отводиться инвалидам. На региональном уровне может быть установлен более конкретный процент квоты, но в рамках данных показателей.
  • В компаниях, где сотрудников от 35% до 100%, на инвалидов должно приходиться не более 3% рабочих мест. Опять-таки, точный размер квоты устанавливают местные власти региона.

Порядок действий в сфере обеспечения квотирования рабочих мест

Приведем пошаговую инструкцию для работодателей:

    Руководитель изучает законы своего региона относительно квотирования рабочих мест. Например, в ряде случаев квоты для несовершеннолетних могут отсутствовать как таковые.
  • Нужно сверить требования региональных законов со своей среднесписочной численностью сотрудников.
  • Если превышен порог в 35 рабочих мест, нужно позаботиться о наличии специального, зарезервированного места по квоте для сотрудника из указанных в законе категорий. Кадровый отдел начинает заниматься данным вопросом.
  • Информация о том, что есть вакантное рабочее место в рамках квоты, предоставляется в местный Центр занятости.
  • Центр занятости направляет к работодателю потенциального сотрудника из предусмотренных законов категорий, чтобы ему было предоставлено рабочее место.
  • Работодатель должен принять на рабочее место направленного Центром занятости сотрудника.

Работодатель должен учитывать следующие нюансы:

  • Занимать квотированное, зарезервированное место могут только сотрудники из предусмотренных законов категорий. Даже временно передавать эту вакансию другому лицу нельзя!
  • Для инвалидов нужно оборудовать рабочее место по всем правилам, чтобы им было безопасно и удобно.
  • Граждане, принимаемые по квотам, трудоустраиваются на полный рабочий день, на полную ставку. Исключением являются инвалиды и несовершеннолетние, для которых установлена короткая рабочая неделя.
  • Работодатель может требовать от соискателя, направленного к нему по квоте, только данные об образовании и медицинские справки, подтверждающие, что он может работать на данной должности.

В регионах могут быть свои правила приема на работу по квоте. Например, в Москве работодатели обязаны трудоустраивать инвалидов, независимо от того, были ли предложения от Центра занятости по таким квотам или нет.

Заключение

Квоты на рабочие места призваны помочь найти работу тем, кому сделать это самостоятельно трудно. Работодатели очень неохотно берут перечисленные нами категории граждан на работу самостоятельно. А работа нужна всем! Поэтому государство контролирует данный вопрос и определенный процент сотрудников-инвалидов должен быть на каждом достаточно крупном предприятии. И других категорий граждан тоже.

Работает ли закон о квотах на рабочие места для инвалидов

И узнаем, что работает лучше: квотирование рабочих мест или социальная ответственность компаний.

Алена Назарова

Анастасия Филиппова

В России 11,76 млн людей с инвалидностью

В России живут 11,76 млн людей с инвалидностью, из которых 3,4 млн людей находятся в трудоспособном возрасте — это значит, что им уже исполнилось 16 лет, но еще не пора на пенсию. Из 3,4 млн трудоспособных людей с инвалидностью работа есть у 906 000 человек, то есть меньше чем у трети — это по данным Федерального реестра инвалидов.

Десять лет лет назад людям с инвалидностью в документах ставилась пометка «нетрудоспособен» — это значило, что человек не может работать независимо от возраста. Сейчас такие пометки не ставят: может человек работать или нет, зависит от обустройства рабочего места, а не степени и тяжести инвалидности.

Может человек работать или нет, зависит от обустройства рабочего места, а не степени и тяжести инвалидности

У Росстата другие данные за 2019 год:

407 400 людей с инвалидностью работали — это 11,9% от общего числа в 3,4 млн.

Правда дальше есть нестыковка, потому что Росстат дает еще такую цифру:

19,5% людей с инвалидностью работают.

Мы не знаем, как Росстат посчитал, что 407 тысяч от 3,4 миллиона — это почти двадцать процентов. Но для полноты картины посмотрим еще две цифры:

19,2% всех людей с инвалидностью — безработные. То есть те, кто встал на учет в центре занятости.

Остальные, то есть 61,3% — те, кто-либо не работает и не встает на учет, либо работает неофициально.

Получается, среди людей с инвалидностью уровень безработицы как минимум 19,2% — это в четыре раза больше, чем у всех остальных. Хотя для людей с инвалидностью работодатели должны выделять квоты на рабочие места, и, по идее, рабочих мест для них должно быть больше.

Компании должны выделять квоты на рабочие места

В России есть закон «О социальной защите инвалидов». По этому закону работодатели должны выделять квоты — это зарезервированные рабочие места для людей с инвалидностью, о которых компания сообщает центру занятости, а он — своим подопечным.

Количество квот зависит от того, сколько человек уже работают в компании:

  • меньше 35 человек — без квот;
  • 35-100 человек — 3% от среднесписочной численности сотрудников должно приходиться на квоты;
  • от 101 человека — от 2% до 4% от среднесписочной численности сотрудников.

Среднесписочная численность — это среднее количество сотрудников за определенный период: месяц, квартал или год. Например, чтобы посчитать среднесписочную численность за март, нужно сложить количество сотрудников, которые были на работе, в командировке, на больничном или работали неполный день с 1 по 31 марта, а потом разделить сумму на 31. Затем округлить до целых и уже от этой цифры рассчитать квоту.

Так в компании со 150 сотрудниками квота для людей с инвалидностью — 2-4% или от трех до шести рабочих мест . При этом в квоту засчитываются рабочие места, на которых уже работают люди с инвалидностью.

Штрафы за отсутствие квот — статья 5.42 административного кодекса

Если компания не выделяет квоты или отказывает в приеме на работу по квотам, ее директор, кадровик или бухгалтер могут получить штраф от 5000 до 10 000 рублей.

Квоты не означают, что людей с инвалидностью можно принимать только на квотированные места: у работодателя нет ограничений, он может нанимать столько людей с инвалидностью сверх квот, сколько захочет.

2,2% вакансий доступны для людей с инвалидностью

Мы не можем точно узнать, сколько у какой компании сотрудников и квот на рабочие места для людей с инвалидностью. Но можем примерно рассчитать количество рабочих мест для людей с инвалидностью по вакансиям.

Например, на Хедхантере по России всего 811 882 вакансии на 16 февраля 2022 года:

В фильтрах поиска вакансий можно выбрать вакансии для людей с инвалидностью:

Из 811 882 вакансий 18 117 доступны для людей с инвалидностью. В процентах это 2,2% — по нижней границе нормы квотирования из закона.

18 117 доступны для людей с инвалидностью. В процентах это 2,2% — по нижней границе нормы из закона

Среди вакансий для людей с инвалидностью встречаются разные, например менеджеры по продажам, личные помощники, промоутеры, водители. При этом нет фильтра по типу инвалидности. Хотя для людей с разной инвалидностью часть вакансий отпадает: например, слабовидящий человек не сможет работать водителем, а глухонемой — оператором колл-центра. В итоге для каждого конкретного человека доступных вакансий еще меньше.

Маркировка вакансий бывает ошибочной

Рассказывает Алена Назарова, специалист по взаимодействию с работодателями региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»

В общих чертах можно ориентироваться на сайты вакансий и статистику, но не все они доступны для всех людей с инвалидностью. Если позвонить по вакансиям с пометкой «доступно для людей с инвалидностью», может оказаться, что маркировка ошибочна и работодатели о ней не знают, или имеют в виду легкую инвалидность: диабет, астму.

В реальности у людей с инвалидностью выбор больше, чем квотируемые места. Они могут прийти к нам или в другую общественную организацию, рассказать о своих знаниях, навыках, чем могут быть полезны и кем хотели бы работать. А мы под эти знания и навыки подберем вакансию или разработаем индивидуальную программу трудоустройства.

Я работаю семь с половиной лет, и за это время не встречала ни одного судебного разбирательства, ни один соискатель к нам не обращался с просьбой помочь в суде с работодателем. И за всю историю существования нашей организации не помню подобных случаев.

Еще у нас есть собственная статистика: к нам в поисках работы в год обращаются около 500 человек, и 70% из них работу находят. Причем лишь около 20% из них устраиваются на квотируемые рабочие места, остальные — на обычные.

Со стороны работодателей история такая: международные опираются на корпоративную социальную ответственность, развивают инклюзию — процесс включения всех граждан в жизнь общества — и не ограничивают вакансии процентом из закона о квотах. А российские опираются только на количество квот из закона.

Квотирование не приносит пользы для развития инклюзии в России, но дает возможность узкому кругу людей с инвалидностью получить работу.

В 2019 году работу по квотам получили 7579 человек

В 2008 году в центры занятости обратились 256 190 людей с инвалидностью, из них получили работу 87 299 человек, или 34%. А через десять лет обратились 159 174 человека, а работу получили 90 936 человек, или 57%. Можно заметить, что с каждым годом в центры занятости обращается всё меньше людей. И хотя процент тех, кто находит работу, растет, в абсолютных числах ситуация почти не меняется.

Соотношение людей с инвалидностью, которые обратились за работой в центры занятости, с теми, кто в итоге ее получил. Данные Росстата

Не все люди с инвалидностью, которые находят работу, получают ее по квотам. Например, в 2019 году работу через центры занятости нашли 90 936 человек, и только 7579 из них устроились на квотируемые рабочие места.

За 12 лет по квотам через центры занятости работу получил 65 851 человек с инвалидностью. При этом, если посмотреть количество сотрудников пяти крупных компаний, например Газпрома, Магнита, Роснефти, Сбербанка и «Икс-пять-ритейл группы» — это магазины «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток» — и посчитать процент положенных по закону квот, цифры будут такими:

Компания
Количество сотрудников
Квоты из расчета по 4%

Итого

67 616

Получается, за 12 лет работу по квотам получил 65 851 человек с инвалидностью, хотя количество квот только в пяти крупных компаниях России — 67 616.

Дело не только в квотах

Рассказывает Алена Назарова, специалист по взаимодействию с работодателями региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»

Дело не только в наличии квот. Еще нужно обратить внимание, что у людей с инвалидностью разный уровень образования, социализации и мотивации к работе. Например, некоторые могут отказываться от работы по разным причинам:

  • им не подходят те вакансии, что мы предлагаем;
  • не устраивает уровень зарплаты;
  • нет достаточной внутренней мотивации к труду;
  • есть страх быть неуспешными;
  • есть желание стать фрилансерами или открыть свой бизнес.

Еще на выбор работы влияют близость к дому, возможность карьерного роста и многое другое.

Но те, кто хочет работать, могут прийти к нам и получить хорошую поддержку в плане поиска работы или повышения квалификации. При этом обычно те, кто находят работу через нас, не попадают в статистику центров занятости, а значит, и Росстата.

Нет культуры общения и подготовки людей с инвалидностью

Рассказывает Анастасия Филиппова, владелица сети ресторанов быстрого питания «Шаурмания»

Когда говорят о людях с инвалидностью, смотрят на этот вопрос очень однобоко: предприниматели плохие, надо брать их на работу, а они не берут.

Круг моего общения состоит из одних предпринимателей, и я не слышала ни об одном человеке с инвалидностью в штатах их компаний. И дело не в том, что никто не хочет их брать, а в том, что у нас нет культуры общения с такими людьми.

Например, мой ребенок смотрит французский мультфильм, в котором есть двое львят-близнецов, и один из них в инвалидной коляске. А у нас же тему инвалидности избегают, от людей с инвалидностью шарахаются в прямом смысле. Поэтому если в кругу близких появился такой человек, с этим смиряются, а добровольно вводить их в свою жизнь никто не хочет.

Когда я в 2016 году открыла массажный салон со слепыми мастерами, которые прошли обучение в профессиональных учебных заведениях страны, я чего только не наслушалась о сотрудниках и салоне. Бывало, что клиенты записывались на массаж, а когда узнавали, что мастера слепые, уходили посреди сеанса. Иногда пытались дать что-то вроде помощи или милостыни: «Вот, возьмите пятьсот рублей хотя бы». Но никому этого не нужно.

«Труд инвалидов обесценен. Мало кто дает им нормальную работу»

Культура общения — это одна грань, которую особо не обсуждают. Но есть и другая.

В прошлом году на кухню моих ресторанов на должность младшего повара сразу после школы пришла полностью глухая девушка. Я приняла её с удовольствием, хотя обучить её было настоящим вызовом: каждую деталь нужно писать на телефоне, показывать ей, чтобы она прочитала. При этом если у нее что-то не получается, нельзя сделать короткое замечание — нужно снова писать.

Я хотела, чтоб она у нас работала, поэтому не сдавалась. Девушка была классная, ответственная, и мне было приятно от мысли, что получится дать ей работу. Но в конце концов нам пришлось расстаться. Темп её работы не подходил для ресторана: она всё делала в три раза медленнее, а я из генерального директора превратилась в помощника помощника-повара.

То есть основной вопрос не в том, что у нас не соблюдают закон о квотах на места для людей с инвалидностью: многие предприниматели с удовольствием бы брали их в штат, но проблема в том, что у нас нет подготовительной базы, и лишь малая часть людей с инвалидностью получают образование и могут работать хотя бы вполсилы.

Многие предприниматели с удовольствием бы брали их в штат, но проблема в том, что у нас нет подготовительной базы

Предприниматель тоже не всесильный: есть финмодель, есть размер зарплат за единицу рабочего времени на определенной должности, и он просто не может себе позволить сотрудника, который будет стоить в три раза дороже. А субсидий на сотрудников с инвалидностью нет.

Конечно приятно, что сегодня есть такие проекты, как Абилимпикс, где люди с ограниченными возможностями могут раскрывать профессиональные таланты, и что государство много чего делает, чтобы исправить ситуацию. Но до настоящей работы закона о квотах для людей с инвалидностью нам ещё далеко.

Квоты работают, но социальная ответственность работает лучше

Мы попросили сотрудницу общественной организации, которая занимается трудоустройством инвалидов, рассказать, как в реальности работает закон о квотах.

Рассказывает Алена Назарова, специалист по взаимодействию с работодателями региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»

Закон о квотировании есть, и он работает. В последнее время многие предприятия выделяют рабочие места для людей с инвалидностью. Но тут появляется вопрос, делают они это, чтобы предоставить равные возможности людям, или чтобы избежать штрафов и проверок.

Например, международные компании стараются развивать инклюзивность и не обращают внимания на закон: обычно у них работает намного больше людей с инвалидностью, чем 2%. Российские же компании больше привержены закону и выделяют столько рабочих мест, чтобы хватило закрыть квоты.

Международные компании смотрят на вопрос шире и создают программы по трудоустройству, системы наставничества, выращивают себе сотрудников из студентов . Например, мы получаем много запросов на стажеров, которые начали бы работу в компании с обучения, а потом остались на долгий срок. Такой комплексный подход работает лучше, чем квотирование.

При этом квоты нельзя назвать принуждением со стороны государства. За время моей практике всего две-три компании уточняли, что им нужно срочно закрыть квоты перед проверкой. Остальные приходят скорее добровольно.

Мы, кроме трудоустройства, работаем над созданием комфортных условий труда и боремся со стереотипами.

Комфортные условия труда. Мы проводим тренинги и квесты для работодателей, где они могут примерить на себя разные формы инвалидности, например, квест, где нужно пройти полосу препятствий на инвалидной коляске, и так понять, как улучшить условия труда для человека с инвалидностью.

Еще помогаем работодателям адаптировать рабочие места и вводить сотрудников в процесс, если до этого они нигде не работали. Адаптация места — это физическое обустройство, и оно проходит проще, чем кажется. Например, для человека на коляске понадобятся:

  • парковка, если он водит машину;
  • лифт;
  • туалет с широкими дверьми и кабинками, чтобы в них проходила коляска;
  • пандусы;
  • стол с регулировкой по высоте.

Обычно всё это уже есть в современных офисах класса «А». Единственное, что нужно будет сделать дополнительно, — это соглашение со службой пожарной безопасности. Нужно прописать, как человека на коляске будут эвакуировать в случае пожара. Но этот момент относится уже не к приему на работу, а к противопожарной безопасности.

Еще один пример — рабочие места кассиров со слабым слухом в Ашане, Оби, Леруа-мерлене: к обычному рабочему месту добавляют небольшое табло с перечеркнутым ухом. И всё, больше ничего обустраивать не нужно.

Борьба со стереотипами. У работодателей есть стереотипы о сотрудниках с инвалидностью. Например, у нас спрашивают, не нужны ли разрешения, какие нюансы с оформлением и точно ли можно такого сотрудника уволить.

И мы рассказываем:

  • сотрудник с инвалидностью оформляется так же, как сотрудник без инвалидности;
  • его можно уволить по тем же основаниям, что сотрудника без инвалидности;
  • его отпуск на два дня длиннее обычного;
  • дополнительно он может взять 60 дней отпуска без сохранения заработной платы;
  • люди с первой группой инвалидности могут не отрабатывать две недели перед увольнением;
  • государство не доплачивает компаниям за наем людей с инвалидностью.

Есть одна субсидия — компенсация создания рабочего места. Государство может компенсировать покупку специального стола, стула, организацию освещения, но для этого нужно собрать много бумаг. Обычно на создание рабочего места уходит немного денег, и проще заплатить самим, чем пытаться получить субсидию.

Физический барьер преодолеть проще, чем стереотипы. К примеру, во время пандемии компании поняли, что все могут работать на удаленке, в том числе люди с инвалидностью. И оказалось, что люди с инвалидностью — прекрасный рабочий ресурс, который долгие годы игнорировали. Компании начали нанимать людей из регионов, а не только Москвы и Московской области, увидели, что у людей в регионах меньше выбор работы и они более мотивированы.

Люди с инвалидностью — прекрасный рабочий ресурс, который долгие годы игнорировали

Если говорить о ритейле, во время пандемии ситуация ухудшилась. Например, слабослышащим людям стало работать сложнее: раньше они считывали информацию по губам, а сейчас все в масках. Многим пришлось уйти в отпуск за свой счет или вовсе уволиться, но с другой стороны появилось больше удаленной работы, например в Вайлдберис, Озоне.

Государство тоже участвует в трудоустройстве людей с инвалидностью, например через центры занятости. Но проблема в том, что их работа малоэффективна, потому что инклюзивность — не главная задача для них. Мы же занимаемся именно ею и собираем успешные практики инклюзивности со всего мира. При этом готовы обучать другие организации и передавать опыт всем, кому это интересно.

Если ваша компания хочет развивать инклюзивность в России и нанимать людей с инвалидностью, но есть сомнения или вопросы, можно обратиться за консультацией в Перспективу:

Ссылка на основную публикацию