Права собственности на землю в России

Понятие и общая характеристика прав собственности на землю

Институт права собственности приобретает особое значение как в теории, так и в практике земельного права. Важным моментом в развитии данного института стало юридическое признание земли , собственно как и других природных объектов, недвижимым имуществом . В результате земля была включена в категорию объектов гражданских правоотношений.

Под собственностью понимают ту или иную форму (способ) присвоения различных вещей, созданных человеком или имеющих естественное происхождение. Если эти отношения закреплены и охраняются силой государства, то возникает право собственности.

Содержание права собственности заключается в том, что собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, а именно:

    • правомочие владения – возможность фактического обладания собственником принадлежащим ему имуществом;
    • правомочие пользования – возможность потребления (присвоения) собственником полезных свойств имущества;
    • правомочие распоряжения – возможность определения собственником юридической судьбы имущества (его отчуждения, передачи в пользование другим лицам, пользования самим собственником и т.д.).

    Иными словами, собственник вправе самостоятельно совершать сделки относительно своего имущества, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам либо передавать им права владения или пользования, оставаясь при этом собственником.

    Содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования, распоряжения (ст. 209 ГК РФ). Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юридический аспект. Общие права собственников земли закреплены, кроме указанной статьи ГК РФ, и в ст. 40 ЗК РФ (Права собственников земельных участков на использование земельных участков).

    Ст. 209 ГК РФ в частности определяет следующие права собственника:

      • отчуждать свое имущество в собственность другим лицам;
      • передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом;
      • отдавать имущество в залог и обременять его другими способами;
      • распоряжаться имуществом иным образом.

      При этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц .

      Пользование землей возможно как

        1. средством производства;
        2. как пространственно-территориальным базисом.

        Обязательным требованием является целевое использование земель в соответствии с её категорией и видом разрешенного использования.

        При распоряжении землей основным требованием является оборотоспособность. Согласно ст. 27 ЗК РФ з емельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

        Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. Например, на лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

          • своевременно платить земельный налог,
          • осуществлять мероприятия по охране земель,
          • соблюдать требования градостроительных регламентов,
          • своевременно приступать к использованию земельного участка,
          • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

          Полного, законченного перечня форм собственности на землю не существует. В регулировании этого вопроса используется гибкий подход, в соответствии с которым допускается установление любых форм собственности. Не существует ни обязательного минимума, ни обязательного максимума.

          Ст. 9 Конституции РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.

          На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

            1. государственная,
            2. муниципальная,
            3. частная.
            Государственная собственность на землю

            Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

            Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

              1. федеральной собственности;
              2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

              Объект права государственной собственности на землю:

                • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

                Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.

                Муниципальная собственность на землю

                Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

                Объекты права муниципальной собственности:

                индивидуально обособленные земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность:

                  1. либо на основании законов РФ и субъектов РФ, при разграничении государственной собственности на землю;
                  2. либо в порядке изъятия (выкупа) земельных участков для муниципальных нужд, изъятия в муниципальную собственность, конфискации земельного участка у граждан и организаций;
                  3. либо в порядке признания недвижимой вещи бесхозяйной (ст. 225 ГК).

                  В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

                  Территорию муниципального образования составляют:

                    • земли городских и сельских населенных пунктов;
                    • прилегающие к ним земли общего пользования;
                    • рекреационные зоны;
                    • земли, необходимые для развития поселений;
                    • другие земли в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения.

                    В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований. (ст. 19 ЗК РФ).

                    Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ.

                    Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

                    Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

                    Право частной собственности на землю

                    Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим, юридическим лицам или их объединениям (ст. 35 Конституции РФ), которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

                    Соответственно по субъектам право частной собственности делится на 2 вида:

                      • право частной собственности граждан (физических лиц);
                      • право частной собственности юридических лиц (включая и объединения граждан, при этом характер объединений в законе не оговаривается).

                      Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров.

                      Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки , отнесенные к землям:

                        1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
                        2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

                        Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

                          • своевременно платить земельный налог,
                          • осуществлять мероприятия по охране земель,
                          • соблюдать требования градостроительных регламентов,
                          • своевременно приступать к использованию земельного участка,
                          • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

                          Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

                          Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

                            1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);
                            2. предоставление земельных участков для строительства;
                            3. предоставление земельных участков для целей, не связанных с жилищным строительством (например, ведение личного подсобного хозяйства);
                            4. переход прав на земельный участок, на котором расположены здания, строения или сооружения;
                            5. приватизация.

                            Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

                            Право частной собственности добровольно прекращается при:

                              • отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);
                              • прекращении деятельности юридического лица;
                              • смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);
                              • добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

                              Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

                                1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ);
                                2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);
                                3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);
                                4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);
                                5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
                                6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
                                7. национализации земель;
                                8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

                                Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

                                Наследование земельных участков

                                С момента установления частной собственности на землю, дачные, садовые наделы, участки под ЛПХ, ИЖС стали одним из видов имущества, которое входит в состав наследства. По закону наследование земельных участков происходит по общим правилам, если они оформлены в единоличную или долевую собственность. Однако есть другие формы владения землей, с которыми дело обстоит не так однозначно.

                                В соответствии с определением Земельного кодекса, земельный участок — это недвижимое имущество, которое характеризуется суммой параметров, однозначно определяющих его как конкретную вещь: границы, площадь, положение на местности. Это сложный составной объект, в состав которого входит почвенный слой, растения, водоемы и другие природные образования. Право собственности на землю должно быть зарегистрировано в ЕГРН.

                                наследование земельных участков

                                Какие земельные участки переходят по наследству

                                Земля, как и любое другое имущество, передается наследникам на основании завещания или по закону. При этом имеется ряд особенностей, о которых нужно знать. До вступления в силу закона о государственной регистрации прав на недвижимость (1997 год), земельные участки предоставлялись гражданам на нескольких основаниях.

                                В собственность — подтверждением чего являлось свидетельство старого образца. Если позднее владелец участка обратился в Росреестр и зарегистрировал свое имущество, он получал новый документ, а земля была поставлена на кадастровый учет. В этом случае при получении в наследство земельного участка по завещанию (или в силу закона) оформление происходит по общим правилам наследования и не вызывает сложностей. Порядок процедуры урегулирован ст. 1181 ГК РФ.

                                В пожизненное наследуемое владение (ПДВ). В 90-е годы, когда не было частной собственности на землю, преобладала такая форма ее предоставления в личное пользование. На этом основании участки получили миллионы людей и право пользования ими переходит к наследникам. Совершать какие-либо сделки с такой землей нельзя, можно лишь использовать ее по назначению.

                                На правах бессрочного безвозмездного пользования. Такие договоры заключались по решению исполкома или другого органа, владеющего землей. В порядке наследования право безвозмездного пользования земельным участком не переходит. Договор теряет силу после смерти гражданина, являющегося пользователем, если иное не предусмотрено его положениями.

                                По договору срочной аренды. Наследники имеют право переоформить его на оставшийся срок действия. К такого рода правоотношениям применяются общие правила, в том числе в отношении сроков вступления в наследство.

                                Значок Нотариус

                                Комментирует нотариус:

                                Таким образом, умерший наследодатель мог владеть землей на одном из перечисленных выше оснований, а после 1998 года — просто купить участок, и в этом случае правоустанавливающим документом будет договор купли-продажи. В порядке дачной амнистии все граждане могут зарегистрировать свой надел в ЕГРН в упрощенном порядке, независимо от того, как они его получили. Однако до сих пор отдельные лица пользуются земельными участками (ЗУ), хотя документы на них не оформлены в органах Росреестра.

                                Особенности наследования земли

                                Учитывая основания владения, можно выделить следующие варианты развития событий для наследника.

                                Наследование земельного участка в собственности происходит так же, как и других вещей. Право на него переходит к наследникам даже в том случае, если наследодатель не регистрировал его в государственном реестре. После принятия наследства они могут перерегистрировать землю на свое имя, представив в орган Росреестра нотариальное свидетельство о праве.

                                Если участок не был зарегистрирован в реестре недвижимости, то правопреемник умершего должен представить в орган Росреестра другие подтверждающие документы наследодателя на землю: выписку из решения сельского совета, исполкома, договор о предоставлении надела в пользование.

                                Если документы наследодателя на земельный участок не удалось найти, придется обращаться в суд. Отсюда рождается один из самых распространенных видов исковых заявлений по делам, связанным с наследованием — иск о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования.

                                Кто и какую землю не может унаследовать

                                Иностранные граждане, лица без гражданства не могут владеть землей в России на правах собственности, если она расположена в приграничных районах, а также, если она имеет сельскохозяйственное назначение.

                                Земельные наделы, ранее выделенные под личное подсобное хозяйство (ЛПХ), индивидуальное строительство (ИЖС), садоводство и огородничество могут унаследовать только физические лица. Если по завещанию имущество переходит к организации, оно будет признано в этой части недействительным.

                                Не допускается наследование земельного надела, если он занимает долю 10 % и более процентов от всех сельскохозяйственных угодий муниципального (административного) района.

                                В перечисленных случаях, лица, получившие свидетельство на землю по праву наследства, обязаны в течение года продать ее. Наследники имеют возможность оформить аренду таких земель в преимущественном порядке.

                                Раздел участка между наследниками

                                В случае, когда наследник один, он получает землю в единоличную собственность. Если же правопреемников несколько, возникает вопрос раздела земельного участка. При этом учитываются требования Земельного кодекса.

                                Наследники получают недвижимость в общую долевую собственность, а разделить ее в натуре не всегда возможно. Это можно сделать, только когда образованные в результате раздела части отвечают требованиям о минимальном размере, установленном в определенном регионе для земель конкретного назначения. Например, для Московской области установлен минимум: 6 соток под дачу, 4 сотки — для огородничества. Если условие не соблюдается, земельный участок считается неделимым. При возникновении споров между наследниками, суд может установить порядок пользования им.

                                Законом допускается использование преимущественного права при наследовании садового участка как неделимой вещи (ст. 1168 ГК РФ). Поэтому при невозможности осуществить раздел, его может получить тот наследник, который владел им совместно с наследодателем, или постоянно пользовался им. Остальным правопреемникам предоставляется денежная или имущественная компенсация.

                                Наследование дачного участка в СНТ

                                Это распространенная ситуация, отличающаяся своими нюансами. В старом законе о садоводстве, действовавшем до 31 декабря 2018 года, ст. 18 устанавливала, что членами СНТ могут стать наследники членов садоводческого объединения. Новый закон № 217-ФЗ, действующий с 1 января 2019 года также включает эту норму (ст. 11).

                                Таким образом, если садовый участок принадлежал наследодателю на праве собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения, он переходят к наследникам и их обязаны принять в члены СНТ. Иногда складывается ситуация, когда документов на землю нет, и наследники не заявляют нотариусу о включении такого имущества в наследственную массу. Часто они продолжают пользоваться дачным наделом, как своим собственным — то есть фактически вступают в наследство.

                                В этом случае при желании оформить землю в собственность, они должны обратиться в суд со следующими требованиями (в зависимости от обстоятельств):

                                признать наследника фактически принявшим наследство;

                                признать право собственности на ЗУ в порядке наследования.

                                Положительное решение суда будет документом, на основании которого можно зарегистрировать надел в ЕГРН и требовать принятия в члены СНТ. Если наследники осуществили фактическое принятие наследства в течение полугода после смерти наследодателя, они могут обратиться к нотариусу за выдачей свидетельства на землю с правом на наследство. Факт принятия нужно доказать: например, уплатой членских взносов в садовое общество, обработки земли, уплатой земельного налога.

                                Получение в наследство земли и дома

                                Значок Нотариус

                                Комментирует нотариус:

                                Наследование дачного участка не означает автоматическое получение возведенного на нем дома. Это два разных объекта недвижимости, каждый отдельно ставится на учет в ЕГРН.

                                Нередко бывают случаи, когда по завещанию земельный надел отходит одному наследнику, а дом — другому. В таких случаях нужно иметь в виду следующее.

                                Часть, занятую под фундаментом, можно унаследовать, только если строение и земля отходят к одному собственнику.

                                При возникновении спора между владельцем недвижимости, расположенной на земельном участке и владельцем земли суд может признать право собственника дома на приобретение в собственность ее части, на которой находится постройка (или наоборот), а также может установить условия пользования ЗУ.

                                Если земля находилась в аренде, например, принадлежит муниципальному образованию, наследник вправе арендовать ее до окончания договора с наследодателем. Иногда вопрос решается путем заключения нового соглашения с наследником в порядке, предусмотренном си. 39.20 ЗК РФ.

                                Земельный участок, принадлежавший наследодателю на праве постоянного (бессрочного) пользования, не может включаться в состав наследственной массы. Если на нем было возведено здание, сооружение, иное недвижимое имущество, оно наследуется на общих основаниях.

                                Наследование земельного пая

                                Пай — это доля земли, находящейся в общей долевой собственности. Ранее паи выделялись членам колхозов, совхозов, другим жителям сельской местности на основании решения сельхозпредприятия или сельского совета. Право на долю в общей собственности организации переходит по наследству, аналогично наследованию земельной доли в праве на садовый и любой другой участок.

                                При желании выделить ЗУ в натуре и оформить в собственность, наследник должен провести межевые (кадастровые работы), получить свидетельство о праве на наследство у нотариуса и зарегистрировать недвижимость на себя в ЕГРН. Если он планирует его продать, надо учесть, другие участники долевой собственности имеют возможность преимущественной покупки.

                                Другие нормы действуют, если наследодатель являлся членом крестьянско-фермерского хозяйства. В таком случае доля умершего остается в совместной собственности КФХ. Если наследник не является членом этого хозяйства, он вправе получить компенсацию стоимости унаследованной доли в денежном выражении. Если же КФХ прекращает существование, в связи с тем, что умерший гражданин был единственным собственником, все имущество делится между наследниками (ст.1179 ГК РФ).

                                Оформление земли в наследства у нотариуса

                                Порядок наследования земельных участков такой же, как для других видов имущества. В течение 6 месяцев после смерти наследодателя необходимо обратиться к нотариусу, который ведет дела на территории региона (района), где проживал перед смертью умерший гражданин. Если постоянного места прописки на территории РФ у него не было, обращаться нужно в нотариальную контору по месту нахождения недвижимости.

                                Наследник должен подать заявление о принятии наследства. По истечении 6 месяцев ведения наследственного дела, нотариус выдаст обратившимся лицам свидетельства о праве на наследство. Именно оно является основанием для регистрации земельного участка в ЕГРН (органах Росреестра). Для этого в нотариальную контору нужно представить следующие документы:

                                свидетельство о смерти наследодателя (завещателя), выданное органом ЗАГС.

                                справка о последнем месте его постоянной регистрации (отделение МВД);

                                документы о родстве с умершим, или завещание в пользу обратившихся лиц;

                                правоустанавливающие документы умершего лица на земельный участок;

                                кадастровая выписка на землю, подтверждающая ее стоимость;

                                при отсутствии регистрации в ЕГРН потребуется отчет независимой оценки.

                                При наследовании земельных участков, нотариус, ведущий дело, учитывает нормы ЗК РФ и закона об обороте сельскохозяйственных земель и ограничения, наложенные законодательством. Поэтому ему необходимы документы, подтверждающие право умершего лица на земельный участок. Это могут быть выписка из ЕГРН, свидетельство о собственности, договор купли-продажи.

                                Исходя из кадастровой стоимости ЗУ, рассчитывается государственная пошлина (нотариальный тариф), которую обязаны уплатить наследники согласно Налоговому кодексу. Ее размер зависит от цены недвижимости и рассчитывается следующим образом:

                                0,3 % — при переходе имущества к близким родственникам умершего (супруга, дети, родители, братья и сестры);

                                0,6 % — для остальных лиц, наследующих недвижимость.

                                К сумме государственной пошлины необходимо прибавить стоимость правовых и технических услуг нотариальной конторы. (УПТХ). Размер устанавливается нотариальной палатой субъекта федерации и одинаковый на всей его территории.

                                Регистрация права собственности на землю

                                При наличии у наследников нотариального свидетельства или решения суда они обращаются в территориальный орган Росреестра с заявлением о переходе права на земельный участок. В ЕГРН вносятся соответствующие изменения. С 2019 года это может сделать нотариус, причем готовая выписка придёт ему в течение суток после отправления документов по электронным каналам связи. Услуга предоставляется бесплатно.

                                Если земля не зарегистрирована в государственном реестре, наследники представляют нотариусу имеющиеся документы: договор, решение уполномоченного органа о предоставлении участка умершему лицу на каких-либо законных основаниях. При отказе нотариуса включить в наследственную массу незарегистрированный земельный участок, заинтересованные лица могут:

                                в течение срока оформления наследства (6 месяцев) обратиться в суд с требованием: включить спорный ЗУ в состав наследства;

                                по истечении этого срока в суд уже придется предъявлять требование: о признании права собственности на недвижимость в порядке наследования.

                                Значок информация

                                Нужно иметь в виду, что при наследовании не оформленного должным образом земельного участка, наследникам часто приходится принимать на себя дополнительные хлопоты и нести расходы. Так, невозможно внести в ЕГРН надел, который не имеет установленных границ, с неточной площадью. В таком случае правопреемникам приходится проводить межевые и кадастровые работы за свой счет.

                                В заключение отметим, что земля представляет собой дорогостоящую недвижимость. Нужно приложить все усилия к тому, чтобы оформить свои наследственные права и зарегистрировать их в государственном реестре. Получить квалифицированную консультацию по вопросу наследования участка, земельной доли можно в нашей нотариальной конторе по адресу: Страстной бульвар, дом 7. Работаем ежедневно, включая выходные дни.

                                Вам может быть интересно:

                                • Документы для оформления завещания
                                • Вступление в права наследования
                                • Лишение наследства по завещанию и по закону
                                • Наследственные дела
                                • Наследование квартиры в совместной собственности
                                • Наследование совместно нажитого имущества

                                Будние дни:
                                с 10:00 до 21:00
                                Выходные дни:
                                с 10:00 до 20:00

                                Некоторые вопросы земельного права

                                Ответ: Согласно законодательству РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, в том числе отчуждать свое имущество, передавать права владения, пользования и распоряжения имуществом, обременять его, распоряжаться им иным образом. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом, если соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ст. 209, ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ – далее ГК РФ).

                                Основания возникновения прав на земельные участки по Земельному кодексу, согласно ст. 25, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации («Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 г. №136-ФЗ – далее ЗК РФ).

                                В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права на землю, не предусмотренные ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие ЗК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

                                Следовательно, никто не может лишить гражданина земельного участка, если он уже имеет Свидетельство на право собственности и откажется заниматься перерегистрацией. Право за гражданином сохраняется. Однако у таких земельных участков будет отсутствовать регистрация в Едином государственном реестре недвижимости.

                                Но существуют случаи, определенные законодательством, когда земельный участок, находящийся в собственности гражданина, может быть изъят. Согласно нормам ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством:

                                •изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда.

                                Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество (ст. 237 ГК РФ);

                                •отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ);

                                •отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (ст. 239 ГК РФ):

                                ·земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

                                В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование (ст. 284 ГК РФ);

                                ·земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде (ст. 285 ГК РФ);

                                •отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 239.2 ГК РФ)).

                                А именно: выполнение международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкция объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов (ст. 49 ЗК РФ);

                                •реквизиция (ст. 242 ГК РФ, ст. 51 ЗК РФ) – в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков;

                                •конфискация (ст. 243 ГК РФ, ст. 50 ЗК РФ) – земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления.

                                Вышеуказанные случаи изъятия земельных участков распространяются на земельные участки независимо от того, существует ли регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости или отсутствует.

                                Кроме того, с 1 января 2018 года вступит в силу запрет на любые виды сделок с земельными участками, которые не имеют официальных границ. На сделки с такой недвижимостью без границ вступает законодательный запрет. Без проведения обязательной процедуры определения границ (межевания) земельного участка собственник не сможет распоряжаться своим земельным участком. Это значит, что продать, подарить, передать по наследству земельный участок, границы которого не установлены, будет невозможно, независимо от того, имеется или нет свидетельство на право собственности на этот участок.

                                Отсутствие межевания не повод для лишения права собственности. Если к январю 2018 года у участка не будет четких границ, он выпадает из оборота, это значит, что его владельцы не смогут распоряжаться своей собственностью: завещать, продать, сдать в аренду и т.д. Наследники, вступившие в права наследования, не смогут зарегистрировать свое право собственности на земельный участок, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о его местоположении.

                                Следовательно, внесение в кадастр сведений о границах является гарантией прав собственников, позволяет адекватно начислять налог на имущество и избежать административных штрафов, а также сведет к минимуму возникновение земельных споров.

                                Поэтому правообладателям земельных участков уже сейчас следует задуматься об определении местоположения границ своих объектов недвижимости во избежание проблем до вступления в силу всех грядущих изменений.

                                Вопрос: В соответствии с п. п. 2 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ, кто должен осуществлять подготовку схемы расположения земельного участка (гражданин или орган местного самоуправления), если границы населенного пункта не закоординированы и не стоят на кадастровом учете?

                                Ответ: ЗК РФ предусматривает процедуру приобретения земельных участков путем продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

                                Ст. 39.11 ЗК РФ устанавливает подготовку и организацию аукциона по продаже земельного участка. Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.

                                В данном случае гражданин испрашиваемого земельного участка или юридическое лицо подготавливает схему расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. Изготовление схемы земельного участка можно поручить кадастровому инженеру, имеющему соответствующий квалификационный аттестат. Далее гражданин испрашиваемого земельного участка или юридическое лицо обращаются в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения данного земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка.

                                Следует отметить, если утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка, то координаты характерных точек границ земельного участка выдает уполномоченный орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица.

                                При этом обеспечение выполнения кадастровых работ и государственный кадастровый учет земельного участка (на основании заявления) осуществляется гражданином или юридическим лицом в целях образования земельного участка, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка.

                                Вопрос: Земельный участок принадлежит одному человеку. Вид использования – ведение крестьянского фермерского хозяйства. Категория земель – земли с/х назначения. Площадь 32900 кв. м. Можно ли поделить данный земельный участок на несколько участков?

                                Ответ: Отвечая на данный вопрос, необходимо руководствоваться нормами ЗК РФ и Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. №218-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2017 г.

                                Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

                                Собственник земельного участка вправе разделить его на несколько земельных участков. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.

                                При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

                                Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.

                                Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

                                Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

                                В случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков.

                                При этом следует отметить, что исходный земельный участок, из которого образуются новые земельные участки, при разделе должен в обязательном порядке являться уточненным и быть поставленным на государственный кадастровый учет.

                                ОКСАНА ИВАНОВА, ДИРЕКТОР ООО «ЦЕНТР ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА», Т. (4212) 76-27-08

                                Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 5 (175) дата выхода от 19.05.2017.

                                Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

                                Права и обязанности собственника земельного участка

                                Права и обязанности собственника земельного участка

                                Собственник земли вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ей. Но делать это он может с особенностями и ограничениями. Например, право строить на участке здания ограничено целевым назначением земли, ее разрешенным использованием, экологическими правилами и др. Все это придется учесть при проектировании и строительстве. Также собственник участка несет бремя его содержания. Это подразумевает массу обязанностей, которые установлены законом, например охранять землю, сохранять межевые знаки, убирать мусор.

                                На что собственник земельного участка имеет право

                                У собственника земли есть все обычные права: владеть, пользоваться и распоряжаться (п. 1 ст. 209 ГК РФ). Только реализуются они с особенностями и ограничениями, которые установлены, в частности, Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Законом об обороте земель сельхозназначения.

                                Как можно пользоваться участком

                                Вы, в частности, имеете право:

                                1) использовать то, что находится под участком: подземные пресные воды и общераспространенные полезные ископаемые. Их можно использовать только для собственных нужд, передавать другим лицам нельзя (пп. 1 п. 1 ст. 40 ЗК РФ, ст. 19 Закона о недрах). Перечень общераспространенных полезных ископаемых принят в каждом субъекте РФ на основании Рекомендаций, утвержденных Распоряжением МПР России от 07.02.2003 N 47-р.

                                Ваши права использовать все, что есть под участком, ограничены только законами и обязанностью не нарушать права третьих лиц (п. 3 ст. 261 ГК РФ). Другие акты, например распоряжения органов местного самоуправления, их ограничить не могут (Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2016 N 44-АПГ16-7);

                                2) использовать водоемы – тоже для собственных нужд. Речь идет о прудах и обводненных карьерах, которые находятся в границах участка. Как правило, эти водоемы – ваша собственность (пп. 1 п. 1 ст. 40 ЗК РФ, ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ). Использовать собственный водоем вы можете с учетом правил и ограничений, которые предусмотрены Водным кодексом РФ. В частности, пользование не должно вредить окружающей среде и вы должны следить за исправностью гидротехнических сооружений на водоеме (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ);

                                3) строить на участке здания и сооружения в соответствии с целевым назначением земли и ее разрешенным использованием. При этом вы должны соблюдать градостроительные регламенты, экологические и иные нормативы (п. 1 ст. 263 ГК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ). В частности, вы ограничены в выборе места на участке, где можно разместить здание. Градостроительный регламент определяет минимальные отступы от границ участка, за пределами которых строить запрещено (п. 2 ч. 6 ст. 30, п. 2 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ).

                                В некоторых случаях строительство на участке и вовсе может быть запрещено. Например, если он находится в охранной зоне объекта культурного наследия (п. 2 ст. 34 Закона об объектах культурного наследия).

                                Как можно распоряжаться участком

                                Вы вправе его продавать, дарить, отдавать в залог, сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом при условии, что земля не исключена из оборота или не ограничена в нем (п. 1 ст. 260 ГК РФ).

                                Что собственник земельного участка обязан делать

                                Вы несете общее для всех собственников бремя содержания своего имущества (ст. 210 ГК РФ).

                                И если для другого имущества закон не всегда уточняет, что входит в это бремя, то за собственником земли закон закрепляет массу конкретных обязанностей. Это связано с тем, что земля – это не только объект недвижимости, но и охраняемый природный объект, основа жизни и деятельности людей (пп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
                                В частности, вы обязаны (ст. 42 ЗК РФ):

                                1) использовать землю в соответствии с ее целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Земли по целевому назначению делятся на несколько категорий (п. 1 ст. 7 ЗК РФ). Узнать назначение конкретного участка вы можете в выписке из ЕГРН по нему в разделе “Категория земель”;

                                2) сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, которые установлены на участке в соответствии с законодательством;

                                3) заниматься охраной земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе мерами пожарной безопасности. В частности, регулярно убирать мусор и сухую растительность, а также косить траву, если ваш участок находится в населенном пункте (п. 67 Правил противопожарного режима);

                                4) не препятствовать обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода, если таковые находятся на вашем земельном участке или под его поверхностью.

                                Этот перечень неполный, у вас могут быть и другие обязанности, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами (ст. 42 ЗК РФ).

                                Обратите внимание: указанные обязанности не прекратятся, даже если вы откажетесь пользоваться правами собственника земельного участка (п. 2 ст. 43 ЗК РФ).

                                Понятие права собственности на землю

                                Право собственности на землюэто за­крепленная за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участ­ком своей властью и в своих интересах путем совершения в отноше­нии этих земельных участков действий, не противоречащих закону и иным нормативно-правовым актам и не нарушающих права и охраня­емые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу хозяйственной деятельно­сти собственника.

                                Под правом собственности на землю понимается право, включающее в себя три правомочия – владение, пользование и распоряжение (п. 2 ст. 36 Конституции РФ).

                                1. Владение – основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком или определенной частью земельного фонда России. В отличие от владения обычным имуществом, владение землей пред­ставляет собой определенную условность, поскольку земля неперемещаема и господство на ней ограниченно.

                                Право владения в натуре (на местности) объективно проявляется лишь в возведении межевых линий и пограничных знаков, охраняемых законом, в возведении заборов, строений и сооружений, которые в слу­чае неправомерного возведения подлежат сносу за счет виновных лиц.

                                2. Пользование – это допустимая законом возмож­ность хозяйственной и иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и использования для иных целей удовлетворения потребностей общества. Оно выражается в двух основных фор­мах: во-первых, право собственника по использованию земельного участка и способ, которым допустимо реализовать право собственни­ка; во-вторых, в форме свободного хозяйствования на земле путем возведения строений и сооружений, осуществления мелиоративных работ и т.п. Однако свободное хозяйствование на земле предусматривает два ограничения: не должно наносить ущерба окружающей среде и за­конным интересам других лиц. Об­щее правило — рациональная организация земель, защита земель от процессов разрушения.

                                3. Распоряжение – это допустимая законом возмож­ность определять юридическую судьбу этого объекта (право продавать землю, обменивать ее, дарить и т.д.). У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника.

                                Виды и формы земельной собственности

                                В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности.

                                Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России.

                                В законодательстве различаются формы земельной собственности:

                                – частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах. Право частной собственности граждан и юридических лиц на земель­ные участки возникает в следующих случаях: при приватизации го­сударственных и муниципальных земель; наследовании; дарении; купле-продаже; обмене или сделках с землей; в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица.

                                – государственная собственность — реализуется властью госу­дарства в интересах всего общества в целом. Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муни­ципальной собственности (ст. 214 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст. 125 ГК РФ).

                                – муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного му­ниципального образования;

                                ВС разъяснил тонкости разграничения государственной собственности на землю

                                По мнению одного из экспертов «АГ», определение ВС РФ может повлечь формирование правоприменительной практики разграничения госсобственности на основании передачи земельных участков учреждениям, подконтрольным федеральным органам власти. Другой отметил, что Верховный Суд указал на то, что в отсутствие положений закона, запрещающих применять правовую норму на будущие отношения, она подлежит применению.

                                17 декабря Верховный Суд РФ вынес Определение № 307-ЭС19-13722 по спору о регистрации права государственной собственности на земельный участок, переданный в бессрочное пользование учреждению МЧС России в 2010 г.

                                Управлению Росимущества не удалось зарегистрировать право собственности РФ на участок

                                В декабре 2010 г. администрация Кирилловского муниципального района Вологодской области предоставила ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» земельный участок в селе Горицы для размещения спасательного поста. При этом право государственной собственности на указанный участок земли не было разграничено. Учреждение МЧС зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на полученный участок в установленном порядке, получив соответствующее свидетельство о государственной регистрации права.

                                Спустя семь с половиной лет Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обратилось в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на данный участок.

                                21 мая 2018 г. регистрирующий орган вынес решение о приостановлении госрегистрации права федеральной собственности на данный участок. Он отметил, что с заявлением о госрегистрации обратилось ненадлежащее лицо в связи с отсутствием у него полномочий на представление интересов в отношении расположенных на территории Вологодской области объектов недвижимости. Управление Росреестра также сочло, что заявитель не представил документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права, так как в рассматриваемом случае у РФ отсутствовали основания возникновения права собственности на спорный участок. По мнению регистрирующего органа, предоставление земельного участка учреждению МЧС на праве постоянного (бессрочного) пользования после 1 июля 2006 г. не влечет разграничение права государственной собственности на него в пользу РФ по основаниям, предусмотренным ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.

                                Первые две инстанции удовлетворили заявление Росимущества

                                Впоследствии заявитель оспорил в арбитражном суде решение о приостановлении регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок, обосновав требования тем, что такое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы государства.

                                Арбитражный суд удовлетворил заявление, впоследствии апелляция поддержала это решение. Обе инстанции сочли, что спорный земельный участок, государственная собственность на который не была разграничена, был предоставлен учреждению МЧС России на праве постоянного (бессрочного) пользования. Следовательно, в соответствии с критериями разграничения государственной собственности на землю, установленными п. 1 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, он относится к федеральной собственности.

                                Суды указали, что из содержания норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к отношениям, возникшим до 1 июля 2006 г. (с момента вступления в силу статьи 3.1 закона). Иное толкование, отметили они, означало бы невозможность дальнейшего разграничения государственной собственности на землю в отношении тех участков, которые на момент введения в действие вышеуказанной нормы не подпали под установленные ею критерии, что противоречит самому принципу разграничения госсобственности на землю.

                                Обе инстанции добавили, что Управление Росимущества уполномочено представлять интересы РФ при проведении государственной регистрации прав в отношении имущества учреждения МЧС России, зарегистрированного на территории Мурманской области, независимо от места нахождения соответствующего имущества, в том числе на территории Вологодской области. Поскольку заявитель представил все необходимые документы, у регистрирующего органа не имелось законных оснований для приостановления государственной регистрации права.

                                Кассация отменила решения нижестоящих судов, отказав в удовлетворении требований

                                В дальнейшем окружной суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении требований заявителя. При этом он согласился с правомерностью вывода о том, что Управление Росимущества, осуществляющее полномочия собственника в отношении федеральных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов РФ, в которых данный территориальный орган осуществляет свою деятельность, наделено полномочиями на подачу заявлений о регистрации прав на находящееся в границах иных регионов имущество, принадлежащее и учреждению МЧС. Вместе с тем суд округа счел, что нижестоящие суды неправильно применили нормы материального права, регламентирующие порядок разграничения прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

                                Кассация заключила, что публичные земельные участки, которые на момент вступления в силу ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ не были переданы соответствующим организациям или не были заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено. Следовательно, передача администрацией, не уполномоченной в силу п. 2 ст. 16 Земельного кодекса на издание актов о разграничении государственной собственности на землю, учреждению МЧС спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не могла повлечь разграничение государственной собственности на данный участок и приобретение соответствующего права РФ.

                                Кассация добавила, что Управление Росимущества при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности РФ не доказало, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, поэтому регистрирующий орган обоснованно отказал в регистрации таких прав.

                                ВС РФ не согласился с выводами окружного суда

                                Со ссылкой на ряд нарушений норм материального права заявитель обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, изучив материалы дела № А13-8951/2018, отменил постановление окружного суда и оставил в силе судебные акты первой и второй инстанций.

                                ВС напомнил, что по смыслу ст. 17–19 ЗК РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю. При этом закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли прежде всего касаются участков земли, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также поименованным в законе лицам в целях выполнения ими своих функций.

                                Верховный Суд пояснил, что в случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляет соответствующий участок госоргану, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях. «Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования. При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области). Так, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, расположенными в границах соответствующего муниципального образования, не вправе принять решение о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования такого участка земли за иным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования», – отмечено в определении.

                                В этой связи ВС согласился с выводом судов первой и второй инстанций о том, что предоставление администрацией в 2010 г. земельного участка учреждению МЧС России, которое находится в компетенции органа госвласти, повлекло разграничение государственной собственности на данный участок по правилам ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ и приобретение соответствующего права РФ. При этом Суд добавил, что для государственной регистрации права собственности РФ, ее субъекта или муниципального образования в отношении участка земли правоустанавливающие документы не понадобятся, если соответствующе право было зарегистрировано в ЕГРН.

                                Верховный Суд отметил, что поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН в установленном порядке и с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на него Управление Росимущества представило все необходимые документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что у Управления Росреестра не имелось предусмотренных законом оснований для приостановления государственной регистрации права.

                                Эксперты «АГ» прокомментировали определение Суда

                                Ведущий юрист Содружества земельных юристов Никита Семякин полагает, что определение ВС представляет определенный интерес в сфере разграничения госсобственности на землю. «Суды всех инстанций верно определили, что поскольку земельный участок был передан Учреждению, созданному федеральным органом, правомочия собственника такого земельного участка переходят к Управлению Росимущества, – отметил он. – Вместе с тем суд кассационной инстанции ошибочно отметил, что подлежащая применению ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ распространяется на земельные участки и объекты недвижимости, имущественные отношения на которые оформлены по состоянию на дату введения указанной нормы».

                                Эксперт отметил, что указанная статья распространяется и на отношения, которые возникли после ее введения. «Основной сложностью при разрешении спора, на мой взгляд, явилось то, что правоприменительная практика практически не имеет прецедентов разграничения права собственности между муниципальным и федеральным уровнем на основании предоставления земельного участка администрацией. Однако исходя из норм действующего законодательства следует, что поскольку земельный участок передан учреждению МЧС России, созданному и полностью подконтрольному федеральному органу, то полномочия по распоряжению таким земельным участком переходят к Росимуществу как специальному органу, уполномоченному на управление имуществом, относящимся к ведению федеральных органов», – пояснил Никита Семякин.

                                Он добавил, что несмотря на то, что администрация не была уполномочена на издание актов о разграничении госсобственности на землю, при текущих обстоятельствах разграничение происходит на основании передачи земельного участка фактически федеральному органу государственной власти. «Возможно, после этого определения ВС РФ сформируется судебная и правоприменительная практика разграничения госсобственности на основании передачи земельных участков учреждениям, подконтрольным федеральным органам власти», – предположил юрист.

                                Адвокат, партнер АБ «КРП» Виктор Глушаков пояснил, что по логике кассации, если на момент вступления в законную силу нормы ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, земельный участок не обладал признаками, необходимыми для разграничения права государственной собственности, то появление этих признаков после вступления в силу указанной нормы не изменит статус земельного участка. «Суд округа посчитал, что заявителем в регистрирующий орган должны были быть представлены документы, подтверждающие соблюдение условий для разграничения права государственной собственности до вступления вышеуказанной нормы права. Очевидно, что в отсутствие положений закона, запрещающих применять правовую норму на будущие отношения, она подлежит применению, о чем и говорит Верховный Суд», – отметил эксперт.

                                По его мнению, как правило, подобные оговорки содержатся в тексте закона. «Закрепляя признаки, свидетельствующие о наличии того или иного правового статуса, законодатель автоматически распространяет их действие на все отношения, в том числе будущие. Оговорка о невозможности применения нормы должна быть описана в норме аналогично обратной силе закона или ультраактивности закона, так как она не является правовой конструкцией», – подытожил Виктор Глушаков.

Ссылка на основную публикацию