Понятие административной ответственности

Административная ответственность

Административная ответственность — это мера физического и морального принуждения, которая применяется к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающая личные имущественные права нарушителя, либо его публичные права.

Понятие и признаки административной ответственности

Административная ответственность — это мера физического и морального принуждения, которая применяется к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающая личные имущественные права нарушителя, либо его публичные права.

Для административной ответственности характерны следующие признаки:

  • собственная нормативно-правовая база, которую образуют Кодекс об административных правонарушениях и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов государства об административных правонарушениях;
  • основанием административной ответственности является состав административного правонарушения;
  • субъектами административной ответственности являются в равной степени физические и юридические лица;
  • специфический вид и характер применяемых санкций. Комбинация санкций, ограничивающих права и свободы граждан, с санкциями, воздействующими на моральные устои жизни правонарушителя, характерно только для административной ответственности;
  • внесудебный характер административной ответственности, который заключается в том, что наказание назначается должностными лицами государственных органов системы исполнительной власти или коллегиальными органами во внесудебном порядке;
  • процессуальный порядок привлечения к административной ответственности отличается значительной упрощенностью содержания стадий административного производства.

Нужна помощь в написании работы?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Законодательство об административных правонарушениях

Законодательство включает в себя:

  • кодифицированное федеральное законодательство – КоАП (в том числе федеральные законы, вносящие в него изменения);
  • законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа;
  • нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти и иных публичных органов, которые устанавливают порядок исполнения процедур, определенных КоАП и законодательством субъектов РФ об административных правонарушениях.

Виды законодательств об административной ответственности

В зависимости от предназначения соответствующей правовой нормы законодательство об административных правонарушениях можно разделить на:

  • материальное законодательство, которое включает в себя КоАП и законы субъектов РФ, устанавливающие виды административных наказаний и составы соответствующих правонарушений;
  • процессуальное законодательство, которое определяет публичные процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении и процедуры исполнительного производства.

От нормативного правового акта следует отличать ненормативный акт, который принимается органом административной юрисдикции или его должностным лицом, в частности постановления по делу об административном правонарушении.

Индивидуальный правовой акт устанавливает, изменяет или прекращает обязанности лица, которому он адресован, его принятие повлечет за собой установление публичного правомочия лица или изменение/прекращение имущественного правомочия подозреваемого/нарушителя.

Общей чертой нормативного и ненормативного правовых актов является их обязательность для исполнения.

Субъекты административной ответственности

Субъектами административной ответственности выступают как физические (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), так и юридические лица. В теории права выделяют три вида субъектов административной ответственности.

Общий субъект, т.е. вменяемое лицо, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Специальный субъект предполагает лиц, которые характеризуются набором специфических признаков, прямо указанных в правовой норме и обязательных для конкретного состава правонарушения.

К ним относятся:

  • должностные лица, не исполнившие или исполнившие ненадлежащим образом свои служебные обязанности;
  • родители или иные законные представители несовершеннолетних, которые несут ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав несовершеннолетних;
  • собственники владельцы транспортных средств, совершившие административное правонарушение в области дорожного движения или в области благоустройства территории, выявленные и зафиксированное специальными средствами фото- или видеофиксации;
  • собственники или иные владельцы земельных участков и иных объектов недвижимости, совершившие административное правонарушение в области благоустройства территории, в части содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо размещения объектов благоустройства, зафиксированное специальными средствами фото- или видеофиксации.

Особые субъекты, т.е. лица, которые обладают полным или частичным иммунитетом от административной юрисдикции.

Установленные Конституцией Российской Федерацией и федеральным законодательством должностные лица, которые выполняют определенные государственные функции, в отношении которых действуют особые условия применения мер производства по делу об административных правонарушениях и привлечения к административной ответственности, а именно:

  • зарегистрированные кандидаты на должность Президента РФ;
  • члены Совета Федерации, депутату Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
  • зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
  • зарегистрированные кандидаты в депутаты законодательного органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления, зарегистрированный кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления;
  • уполномоченный по правам человека в РФ;
  • члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, председатели избирательных комиссий субъектов РФ.

Иностранные граждане, которые пользуются дипломатическим иммунитетом.

Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и таможенных органов.

Поводы для возбуждения дела

В ст. 28.1 КоАП РФ содержится закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административной ответственности, а именно:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения СМИ, которые содержат данные, указывающие на наличие административного правонарушения;
  • фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
  • подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент совершения административного правонарушения, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Виды административных взысканий

За совершение административных правонарушений устанавливаются следующие виды административных взысканий.

Предупреждение – мера административного взыскания, которая выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится в письменной форме.

Административный штраф представляет собой денежное взыскание. которое может быть выражено в величине, кратной:

  • минимальному размеру оплаты труда, установленному на момент окончания или пресечения правонарушения;
  • стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения правонарушения;
  • сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения предполагает принудительное изъятие предмета, являющегося орудием правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему владельцу (собственнику) за вычетом расходов по реализации изъятого предмета;

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное изъятие предмета, который является орудием совершения административного правонарушения.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Минимальный срок специального права составляет один месяц, максимальный – два года.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Дисквалификация – лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случая, предусмотренных законодательством.

Административное приостановление деятельности – мера административного взыскания, которая заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг.

Данная мера взыскания назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до девяноста суток.

Обязательные работы предполагают выполнение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы, или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Данное обязательство назначается судьей на срок от двадцати до двухсот часов и отбывается не более четырех часов в день (в некоторых случаях до восьми часов в день).

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей на срок от шести месяцев до семи лет.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Факторы, исключающие наступление административной ответственности

Однако, законодательством об административных правонарушениях предусмотрены факторы, исключающие наступление административной ответственности.

В соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости.

Иными словами, если возникла ситуация, при которой существовала угроза личности, ее правам или другим лицам и ее невозможно было устранить иными средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред, то действия лица расцениваются как крайняя необходимость, что является исключающим фактором по делу об административном правонарушении.

Статья 2.8 КоАП РФ гласит, что не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости и не могло осознавать фактического характера и противоправности совершаемых действий (бездействия).

К категории невменяемости также относят действия (бездействие), совершенные лицом, находящимся в состоянии хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Состояние невменяемости свидетельствует об отсутствии одного из признаков состава административного правонарушения, характеризующего его субъект.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, которые уполномочены решить дело об административном правонарушении могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от ответственности и ограничиться устным замечанием.

Кодекс об административных правонарушениях является основным документом, регламентирующим порядок производства по делу об административном правонарушении.

Круг органов, управомоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, является достаточно широким. Дело об административном правонарушении рассматривается, как правило, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, которому разрешается давать показания, представлять доказательства, пользоваться услугами адвоката.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд или вышестоящий по подчиненности орган.

Вывод

Таким образом, административная ответственность это вид юридической ответственности, который определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно – властного характера за совершенное административное правонарушение.

Что такое административная ответственность: краткий обзор признаков, видов и условий

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «административная ответственность» до сих пор не закреплено в законодательстве РФ.

А учёные предлагают разные трактовки, что приводит к терминологической путанице.

Штраф

Зато сегодня чётко понятно, при каких условиях наступают неблагоприятные последствия для правонарушителей. В этой статье мы рассмотрим понятие с разных сторон: теоретической и практической.

Административная ответственность — это .

Административная ответственность – это меры государственного принуждения, которые влекут отрицательные последствия для лиц, виновных в совершении административных правонарушений (это что?).

Последние законодательно закрепляются в КоАП РФ и региональных законах субъектов федерации.

Административная ответственность обладает следующими отличительными чертами:

  1. может назначаться не только судом, но и должностными лицами правоохранительных органов (это что?);
  2. субъектами выступают не только физические лица, но и организации;
  3. административное правонарушение и административная ответственность связаны с причинением вреда не просто конкретному лицу, а интересам общества в целом (в этом ключевое отличие от гражданской ответственности).

Понятие часто отождествляют с мерами административного взыскания даже в учебной литературе. Однако на практике встречаются ситуации, когда ответственность наступает, а наказание не назначается или не исполняется.

Например, в результате истечения сроков привлечения или издания акта амнистии (это как?). При этом в течение 1 года считается, что лицо ранее совершало правонарушение.

Стыдно

То есть, субъект всё равно проходит через общественное порицание, и это влечёт для него неблагоприятные последствия.

Условия для наступления ответственности

С какого возраста наступает административная ответственность? Согласно статье 2.3. КоАП РФ – с 16 лет. За проступки более молодых подростков и детей отвечают родители или законные опекуны.

Для констатации факта правонарушения нужно соотнести фактически содеянное с указанным в статье закона составом. Последний включает 4 признака:

    Деяние.
    Что совершает субъект. Деяние выражается в действии (например, нанесение побоев) или в бездействии (например, непредоставление пешеходам преимущества в дорожном движении).

Наличие общественного вреда.

В практике встречаются ситуации, когда объективно деяние подпадает под описание в законе, но фактически не причиняет вреда общественным отношениям.

Это основание для освобождения от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ. Но решать такой вопрос вправе только судья.

Маска

Например, покупатель берёт в магазине резинку для волос за 15 руб., а кассир забывает пробить чек. Наказание должно быть назначено торговой организации по статье 14.5 КоАП РФ. Однако очевидно, что такое деяние практически не причиняет вреда обществу.

Срок давности привлечения к административной ответственности

После выявления проступка должностное лицо в первую очередь учитывает сроки давности привлечения к административной ответственности. Этот вопрос подробно описан в статье 4.5 КоАП.

По общему правилу, срок давности составляет 2 месяца с момента совершения деяния. А если дело рассматривается в суде – 3 месяца.

Например, человек перешёл дорогу на красный свет 3 января 2022 года. Но этот факт всплыл с камеры наблюдения только 4 марта. Значит, нарушителя уже нельзя наказать.

Часы

Однако есть множество видов деяний, для которых установлены другие сроки давности:

  1. несоблюдение законодательства об экспортном контроле, защите окружающей среды, об авторском праве, налогах и сборах – 3 года;
  2. нарушение законов о противодействии коррупции (что это?), терроризму (это что?) – 6 лет.

И таких исключений из общего правила – десятки. А если правонарушение длящееся (например, уклонение от уплаты подоходного налога), то сроки начинают исчисляться с момента обнаружения.

Виды административной ответственности

Первая классификация понятия полностью совпадает с разделением правонарушений в главах 5-21 КоАП РФ. Критерий – объект посягательства (сфера общественных отношений).

Среди самых распространённых видов административной ответственности можно привести такие примеры:

  1. за правонарушения против здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия, нравственности;
  2. за нарушения ПДД;
  3. за налоговые правонарушения и т.д.

Также ответственность делят на общую и специальную.

Первая применяется по отношению к любым лицам. Вторая затрагивает только субъектов (это кто такие?), обладающих особым профессиональным или правовым статусом. Например, юридических лиц, военнослужащих, собственников транспортных средств или недвижимости.

Наручники

Часто в литературе путают понятия «виды ответственности» и «виды взысканий».

К последним относятся предупреждение, штраф, лишение прав и другие меры, перечисленные в главе 3 КоАП РФ. Однако ответственность необязательно выражается в наказаниях.

Заключение

Итак, если говорить простыми словами, административная ответственность – это ответственность, которая наступает за административные правонарушения. В отличие от гражданской, она носит более публичный характер. Но не такая строгая, как уголовная.

При решении вопроса о привлечении лица к ответу перед обществом должностные лица должны строго руководствоваться законом.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Сейчас Минюст подготовил проект нового КоАП, так что, нас ждут какие-то кардинальные изменения, вроде даже отдельно будет принят процессуальный кодекс об административных правонарушениях, действующий же КоАП включает в себя не только материальное, но и процессуальное право.

Во многих статьях КоАП отсутствует субъективная сторона правонарушения и это реальная проблема, к примеру, один человек выложил в интернете фото парада победы 1945 года, на которой воины бросают немецкие знамёна, так того человека привлекли к административной ответственности за демонстрацию нацистских символов, а всё потому, что так в статье и сказано — демонстрация и точка, а вот была бы субъективная сторона, например, демонстрация с целью пропаганды нацистской символики, вот уже надо доказывать, что целью была пропаганда.

Административная ответственность: понятие, сущность, отличительные признаки, меры

Административная ответственность является одной из версий государственного силового давления, призванная для обеспечения исполнения правовых норм и законов и существующая на равных условиях с исправительным, гражданско-правовым и уголовно-правовым силовым давлением.

Реагирование государства на ущерб, который причинен административным правонарушением и государственное анализирование несоблюдения правовых норм, охраняемых административно-законодательными санкциями, и есть административная ответственность.

В этом отношении ответственность административного характера представляет собой юридическую обязанность лица пережить определенные ущемления, утвержденные мерами административной ответственности в связи с нарушением правил, которые охраняются этими мерами. Такие негативные ущемления могут обладать для правонарушителя нравственной, имущественной, личностной, законодательной ориентацией.

Иными словами, административная ответственность как проведение в жизнь административно-правовых мер воздействия, мобилизована для компенсации причиненного административным правовым преступлением невосполнимого ущерба и определяется для правонарушителя как наказание.

Характерные черты и функции административной ответственности

Свое внешнее воспроизведение данная ответственность открывает в административной взаимосвязи, которая складывается между органом (должностным лицом), имеющим право осуществлять функционирование по привлечению к административной ответственности, и личностью, обязанной претерпеть, утвержденные административным законодательством определенные ограничения в связи с нарушением данного законодательства.

Свойственные черты

Для ответственности административного характера как одного из видов государственного принуждения свойственны следующие отличительные характерные черты:

  • основным фактором для привлечения к административной ответственности является реализованное административное правовое преступление;
  • административная ответственность утверждена как для физических, так и для юридических лиц;
  • основополагающие параметры для ответственности административного плана (составы административных правовых нарушений) утверждаются КоАП и законодательством субъектов РФ, касающегося вышеуказанной ответственности;
  • ответственность такого характера устанавливается для физического или юридического лица неизменно после реализации им административного правонарушения, при подтверждении вины данного лица в полной мере;
  • привлечь к административной ответственности имеют право судьи судов общей подсудности, арбитражных судов, организации (должностные лица) исполняющей власти, комиссии ПДН и обеспечению их прав, объединенные организации, формируемые соответственно законам субъектов РФ;
  • ответственность этого плана представляет собой форму менее строгую, нежели уголовная, так как она не повлечет за собой тяжелых законодательных последствий для правового преступника (к примеру, для физического лица наличия судимости или увольнения с работы, аннулировании юридического лица);
  • последовательность действий понуждения к ответственности административного характера строго подчиняется системе утвержденных процессуальных и административных законодательных методов, заключающихся в КоАП;
  • процедура принуждения к ответственности административного плана более сложная по характеру в сравнении с процедурой привлечения к дисциплинарной ответственности, но отличается меньшей трудностью и большей результативностью в сравнении с уголовным процессом;
  • опротестование деятельности и постановлений органов (должностных лиц) по вопросам административной ответственности происходит в судебном или административном порядке;
  • назначение мер административной ответственности определяет для правонарушителя установление специального негативного правового последствия, в форме указания срока исполнения административного наказания, которое ему назначено.

На протяжении одного года со дня осуществления решения о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП) лицо можно считать привлеченным к административной ответственности.

Виды функций

Этот вид ответственности выполняет защитную (компенсационную) и профилактическую (превентивную) функции. Защитная (компенсационная) функция административной ответственности несет в себе вытеснение и ликвидацию социально-общественных отношений, которые не соответствуют административно-правовым понятиям.

Содержание защитной функции административной ответственности определяет собой утверждение для личности, которая совершила административное правовое нарушение, ограничения и ущемления, призванные возместить ущерб, причиненный охраняемому законом общественному отношению.

Профилактическая (превентивная) функция административной ответственности несет в себе предотвращение совершения административных правонарушений. Указанная функция административной ответственности подразделяется на частную превенцию и общую превенцию.

Целью частной превенции является то, что административная ответственность должна быть направлена на недопущение осуществления в будущем таких правовых нарушений лицом, совершившим административное правонарушение.

Принципом общей превенции является установление оснований и условий, которые способствовали реализации административного правонарушения, и предотвращению осуществления административных правонарушений иными субъектами права.

Совокупность и сущность отличительных признаков

Административная ответственность является совокупностью соответственного законодательства строится на таких основополагающих идеях (признаках):

  • закономерности;
  • беспристрастной достоверности;
  • виновности;
  • равноправия перед законом;
  • неизбежности наказания;
  • справедливости и рациональности;
  • гуманности.

Идея закономерности привлечения к указанной ответственности определяет собой такие положения:

  • ответственность административного характера может быть назначена только за противозаконные действия, несущие в себе строения административных преступлений, которые утверждены законом. На территории нашего государства к этим законам, которые устанавливают составы административных правонарушений, являются КоАП и законы субъектов РФ об административной ответственности. Установление основания для ответственности такого характера другими законодательствами и подзаконными законодательными актами запрещено;
  • при определении административной ответственности не разрешается расширительная интерпретация диспозиции норм КоАП и соответствующих законов субъектов РФ, устанавливающих составы административных правонарушений, например увеличение определенного ими порядка незаконных действий (бездействия), несущие за собой такую ответственность;
  • административное наказание за реализацию административного правонарушения может быть назначено только в строгом соотношении с санкцией статьи КоАП или соответствующего закона субъекта РФ, которые утверждают меры этой ответственности за такое правовое преступление, и не иначе как в рамках этих норм;
  • при назначении наказания для лица в рамках административной ответственности обязательно неукоснительное соблюдение порядка производства по делам об административных правонарушениях, который утвержден в административно-процессуальных нормах, заключающихся в КоАП;
  • Запрещается привлечение лица к административной ответственности по аналогичности, т.е. за осуществление противоправных действий (бездействия), не формирующих соответственно действующему закону состава административного правонарушения, но определяющих, в частности, состав уголовно наказуемого преступления или дисциплинарного проступка.

Принцип беспристрастной достоверности устанавливает то, что постановление о привлечении к административной ответственности не может быть принято иначе чем путем всестороннего, наиболее полного и объективного определения причин и условий каждого дела об административном правонарушении.

Исследование всех сторон обстоятельств дела определяется в доскональном установлении обстоятельств, которые входят в сущность доказывания и имеющих значение по делу. Полнота установления всех обстоятельств дела определяет извлечение необходимой общности доказательств, которая будет достаточной для утверждения причин и условий, подлежащих доказыванию. Объективность рассмотрения обстоятельств дела представляет собой справедливое и непредвзятое изучение всех обстоятельств, которые были собраны по делу.

Признак виновности при назначении административной ответственности несет в себе такие положения:

  • лицо должно нести административную ответственность только за то административное правонарушение, соответственно которого утверждена его вина;
  • лицо, относительно которого производится следствие по факту об административном правовом преступлении, устанавливается как невиновное, пока его виновность не будет определена в порядке, который предусмотрен КоАП, и утверждена постановлением судьи, органа или должностного лица, реализовавших дело об административном правовом преступлении, только при его вступлении в силу согласно законодательства лицу, при привлечении его к административной ответственности, не вменяется в обязанность доказывание своей невиновности, за исключением случаев, определенных КоАП. Это значит, что обязанность определения и доказывания виновности личности, которую принуждают к данной ответственности, возлагается на организацию или должностное лицо, начавшие по отношению к этому лицу дело об административном правовом нарушении и ведущие следствие по этому делу;

Исключение из этого общего правила определено в примечании к ст. 1.5 КоАП. Руководствуясь этой нормой закона, в случае регистрации административных правонарушений в сфере дорожного движения, функционирующими в автоматическом режиме специализированными техническими средствами, которые имеют функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, собственники (владельцы) транспортных средств, относительно которых были зарегистрированы нарушения ПДД, обязаны аргументировать отсутствие своей причастности к ним, а также невиновность в реализации соответственных административных правонарушений.

  • сомнения, невозможные к устранению, касающиеся виновности личности, для которого определяется административная ответственность, расцениваются как положительный результат для этой личности. Это значит, что если при расследовании дела об административном правонарушении определяются противоречивые доказательства, как удостоверяющие, так и снимающие вину лица в осуществлении этого правонарушения, а появившиеся противоречия не представляется возможным устранить в связи с отсутствием возможности приобретения новых доказательств, то судья, орган, должностное лицо, которые рассматривают это дело, не имеют права привлечь это лицо к административному наказанию. Тем не менее надлежит отметить, что этот принцип не захватывает административные правонарушения в сфере дорожного движения и в сфере благоустройства территории, которые установлены законодательствами субъектов РФ, осуществляемые с привлечением транспортных средств, в случае регистрации таких административных правонарушений функционирующими в автоматическом режиме специализированными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Вышеуказанные положения, которые составляют признак виновности, в равной пропорции устанавливаются и для физических, и для юридических лиц, привлекаемых к ответственности такого рода.

Идея равноправия перед законом заключается в том, что личности, которые реализовавшие административные преступные деяния, обладают равными правами перед законодательством вне зависимости от естественных отличий. Физические лица обязательно привлекаются к указанной ответственности вне зависимости от половой, расовой, национальной принадлежности, употребляемого языка, происхождения, материального и должностного положения, места жительства, религиозности, идеологии, принадлежности к социально-общественным организациям и иных подобных обстоятельств. На юрлица накладывается административная ответственность вне зависимости от места пребывания, организационной и правовой формы, формы имущества и подчиненности.

Для привлечения к административной ответственности отдельных специфических групп физических лиц (должностные лица, лица с ограниченными способностями, несовершеннолетние и пр.) Конституцией Российской Федерации, КоАП, отдельными федеральными законодательными актами установлены особенные условия.

Признак неизбежности наказания определяется тем, что абсолютно каждое из административных правонарушений должно быть выявлено в интересах государства, а критерии и нормы этой ответственности за определенное законодательное нарушение обязаны быть применены оперативно и безотлагательно.

Признак справедливости и рациональности утверждает идею о том, что нормы вышеуказанной ответственности обязаны быть соответственными тяжести совершенного административного правового преступления. При определении административного наказания необходимо учитывать причины и условия, которые отягощают или делают более мягкой эту ю ответственность, разоблачают или снимают вину соответственно обстоятельствам.

Идея гуманности выражается в том, что функционирование по наложению административной ответственности, совершаемое в отношении правонарушителя, не должно служить причиной для страдания физического лица, а также оскорблять его человеческое достоинство, в случае если правовой нарушитель – физическое лицо, и нести ущерб деловой репутации, при условии что, нарушитель – юридическое лицо.

Понятие административной ответственности

Семёновых, К. С. Понятие административной ответственности / К. С. Семёновых, С. А. Рузметов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65402/ (дата обращения: 05.02.2022).

Административное правонарушение определяется как виновное противоправное действие (бездействие) юридического или физического лица, ответственность за которое устанавливается Кодексом об административных правонарушениях РФ либо законами субъектов РФ. В правовой доктрине под ответственностью понимают обязанность лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные законом за совершение правонарушения. Таким образом, под административной ответственностью понимается обязанность физического или юридического лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ за совершение противоправного виновного действия (бездействия) (административного правонарушения).

Изучение законодательства позволяет говорить о следующих признаках административной ответственности:

1) она предусматривается действующим законодательством;

2) ее наступление возможно при наличии полного состава правонарушения;

3) в ее основе лежит государственное принуждение; особый аппарат является реализацией санкций юридических норм, предусматривается применение мер наказания к виновному;

4) для правонарушителя наступают определенные неблагоприятные последствия в виде лишения известных социальных благ (свободы, имущества, прав и т. д.);

5) законом установлена процессуальная форма ее возложения и реализации; за нарушение процедурных норм также предусмотрена ответственность;

6) уполномоченные на то компетентные органы и должностные лица осуществляют ее реализацию в строго определенном порядке и в пределах своих полномочий.

Закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении содержится в ч. ч.1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ. Один из них — обнаружение достаточных данных, свидетельствующих о наличии события административного правонарушение должностными лицами, которые уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях.

П.1 ст.28.2 КоАП РФ предусмотрено составление протокола о совершении административного правонарушения кроме случаев, определенных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Пп. 1–2 ст. 28.5 КоАП РФ регламентировано требование к немедленному после выявленного административного правонарушения составлению протокола, за исключением случаев, когда требуется дополнительно выяснить обстоятельства дела, уточнить сведения о юридическом лице либо данные о физическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. При данных обстоятельствах протокол об административном правонарушении должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления.

Административное расследование проводится в случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» определено понятие административного расследования как комплекса процессуальных действий уполномоченных лиц, требующих значительных временных затрат, которые направлены на выяснение обстоятельств, при которых совершено административное правонарушение, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Пункт 1 ст. 28.7 КоАП РФ определяет случаи, при которых проводится административное расследование. Данное расследование проводится по месту выявление либо совершения административного правонарушения возбудившим дело об административном правонарушении должностным лицом, которое уполномочено составлять данного вида протоколы, либо иным должностным лицом этого органа в соответствии с п. 4 ст. 28.7 КоАП РФ) на основании решения руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

Сроки составления протокола об административном правонарушении по окончании расследования предусмотрены ст. 28.7 КоАП РФ.

Дальнейшие действия определены п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ: постановление прокурора либо протокол об административном правонарушении может быть направлен в суд либо уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении должностному лицу в срок не позднее трех суток с момента вынесения постановления либо составления протокола об административном правонарушении.

П. 1.1 ст. 28.8 КоАП РФ устанавливает, что к постановлению прокурора либо протоколу об административном правонарушении, предусматривающем административный штраф, направляемому в соответствии с п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ, должна прилагаться необходимая информация для перечисления суммы административного штрафа в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, которые предусмотрены законодательством РФ о национальной платежной системе.

Далее дело об административном правонарушении рассматривается и по результатам рассмотрения в соответствии с п. 1 ст. 29.9 КоАП РФ выносится либо постановление о назначении административного наказания, либо прекращается производство по данному делу.

Ст. 3.3. КоАП РФ устанавливает, что за одно административное правонарушение назначается основное либо основное и дополнительное административное наказание в соответствии с указанными в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. В случае, если санкцией данной статьи предусмотрено обязательное назначение основного и дополнительного наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено в отношении субъекта административного правонарушения, то может быть назначено только одно из наказаний, предусмотренное в отношении данного лица. В качестве основных наказаний применяются административный штраф, предупреждение, лишение физического лица предоставленного ему специального права (в качестве исключения предусмотрено право управления транспортным средством соответствующего вида), обязательные работы, дисквалификация, административный арест либо административное приостановление деятельности.

В качестве и основных и дополнительных применяются конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина либо лица без гражданства, лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ предусмотрены обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность при назначении административного наказания, а ст. 4.5 КоАП РФ регламентирована давность привлечения к административной ответственности.

П. 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлены особенности административной ответственности юридических лиц и определен порядок определения их вины. Юридические лица признаются виновными в совершении административного правонарушения в случае установления их виновного поведения. В частности, если установлено, что юридическое лицо имело возможность соблюдать нормы и правила, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но меры по их соблюдению данным лицом не были приняты.

П. 1 ст. 2.10 КоАП РФ устанавливает ответственность юридических лиц за совершение административных правонарушений в предусмотренных ст.ст. раздела II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях случаях.

П. 2 ст. 2.10 КоАП РФ определено: если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что нормы, установленные данными статьями, применимы лишь к физическому либо только в отношении юридического лица, то они в равной мере действуют в отношении как физического, так и юридического лица. Исключением являются случаи, в которых смысл данных норм позволяет отнести и применить их лишь в отношении физического лица.

Перечень видов наказаний, применяемых к юридическим лицам, содержит п. 2 ст. 3.2 КоАП РФ: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

Говоря об административной ответственности индивидуальных предпринимателей, следует отметить, что в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, применяется административная ответственность как к должностным лицам, если иное не установлено законом.

П. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ» определяет, что судам необходимо руководствоваться примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ при решении вопроса о применении норм КоАП РФ к индивидуальным предпринимателям, совершившим правонарушения в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности. В ином случае индивидуальный предприниматель привлекается к ответственности как гражданин.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности при совершении им административного правонарушения, связанного с ненадлежащим исполнением либо неисполнением своих служебных обязанностей.

Примечание к указанно статье содержит определение «должностного лица»: лицо, осуществляющее функции представителя власти временно, постоянно либо в соответствии со специальными полномочиями, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся в служебной зависимости от него, равно как и выполняющее административно-хозяйственные либо организационно-распорядительные функции органах местного самоуправления, в государственных органах, государственных и муниципальных организациях, органах государственных внебюджетных фондов РФ, либо в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ лицо.

П. 1 ст. 3.2 КоАП РФ предусмотрен перечень административных наказаний, которые могут быть применены к должностным лицам, без каких-либо оговорок. Перечень административных наказаний, предусмотренных КоАП РФ, включает предупреждение, административный штраф, конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификацию, административное приостановление деятельности, обязательные работы, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Административная ответственность граждан в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ предусматривается в отношении лиц, достигших к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Освобождение от административной ответственности с применением к виновному лицу мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних, предусматривает процедуру выяснения конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их.

Ст. 2.9 КоАП РФ предусмотрен порядок освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения: в таком случае судья, должностное лицо либо соответствующий орган, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, ограничиваются устным замечанием.

П. 21 Постановления Пленума N 5 устанавливается, что при установлении в процессе рассмотрения дела судьей малозначительности совершенного административного правонарушения, он вправе на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем указывается в постановлении о прекращении производства по делу. На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при установлении малозначительности административного правонарушения при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении должно быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

В указанном Постановлении содержится определение малозначительного административного правонарушения — таковым признается действие или бездействие, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения.

Административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ, как указывает Пленум, ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений они существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Ст. 2.8 КоАП РФ предусмотрено освобождение от административной ответственности физического лица, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие временного либо хронического психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, административное правонарушение, административная ответственность, административный штраф, физическое лицо, юридическое лицо, лицо, субъект РФ, дело, должностное лицо.

25.1. Понятие административной ответственности

Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административных санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения (проступки).

Административная ответственность — это форма юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение. К административной ответственности виновные привлекаются на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) норм административного права, норм других отраслей права (финансового, трудового, земельного и др.).

Административные взыскания налагаются специально уполномоченными на это органами и должностными лицами, народными судами (народными судьями).

Для административной ответственности характерно то, что между органом (должностным лицом), налагающим административное взыскание, и лицом, совершившим административное правонарушение, отсутствуют отношения подчиненности по службе или работе.

Наряду с признаками, характеризующими административную ответственность как разновидность юридической ответственности, ей присущи также специфические особенности, позволяющие отграничить административную ответственность от других разновидностей ответственности, установленных государством.

1. Административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконными актами, т.е. она имеет собственную нормативную базу:

2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

3. Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования.

5. Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями).

6. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц — правонарушителей.

7. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

8. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, административная ответственность обладает общими и особенными чертами, характеризующими ее как разновидность юридической ответственности.

Понятие административного правонарушения содержится в Кодексе об административных правонарушениях и представляет собой посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административной ответственности подлежат граждане и должностные лица. Кроме того, законодательство определяет порядок ответственности специальных субъектов — несовершеннолетних, военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение административных правонарушений, а также иностранцев.

Граждане отвечают за совершенные ими административные правонарушения по достижении к моменту их совершения шестнадцатилетнего возраста. К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

В случае совершения лицами в возрасте от 16 до 18 лет административных правонарушений, указанных в части второй статьи 14 КоАП (мелкое хулиганство, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах или с нарушением правил установленного порядка, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника и т.п.), они подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних

дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. Исключением является нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и контрабанда. В указанных случаях эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. Кроме того, эта категория граждан не может подвергаться исправительным работам и административному аресту, а военнослужащие срочной службы — и штрафу.

Находящиеся на территории России иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Вопрос об ответственности лиц, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается дипломатическим путем.

Должностные лица в силу их служебного положения составляют особую категорию субъектов административного права. Должностные лица подлежат ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного, порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Административная ответственность

Административная ответственность, по определению, является разновидностью ответственности юридического плана. Она заключается в применении установленных в соответствующих кодексах наказаний. Назначают наказания всевозможные органы, а также судьи или должностные лица. Лицо получает наказание только, если совершено было нарушение.

Что такое административная ответственность?

Простых обывателей часто интересует вопрос, что на самом деле означает такое понятие, как административное нарушение. Хочется понять, каковы признаки административной ответственности, в чем ее главное отличие от уголовных преступлений. Учитывая юридическую точку зрения, преступления для нашего общества несут большую опасность, чем правонарушения.

Законодатель, а именно КоАП РФ, не называет второй вариант опасным. Но имеет смысл говорить об опасном характере таких нарушений, при этом степень опасности будет меньше, нежели у преступлений. Понятие и признаки административной ответственности разнятся с уголовной ответственностью.

Основные черты административной ответственности

Понятие и признаки административной ответственности переплетены и имеют схожие черты с ответственностью юридической, когда рассматривается общее понимание слова.

Существуют моменты, характерные исключительно для административной ответственности, перечислим их:

  • Обычно административная ответственность считается внесудебной. Должностные лица, а не суд назначают наказания за административную ответственность. К ним причисляются лица, работающие в разных государственных органах, относящихся к исполнительной власти, либо в органах коллегиальных. Судьи также рассматривают подобные административные правонарушения в отношении субъекта.
  • Лицо, занимающее должность, назначает наказание за административное правонарушение исключительно лицам, не являющимся его подчиненными. Это отличает административную ответственность от дисциплинарной. При втором варианте наказание за административное правонарушение выносит лицо, занимающее должность выше, так предусмотрено юридически.
  • Нарушения административные не столь опасны, как уголовные преступления, поэтому и наказывают за них не сурово.
  • Когда применяется такая ответственность, это не значит, что лицо осуждено. Лицо именуется подвергнутым административной ответственности во время периода, составляющего 1 год после дня, когда закончено исполнение назначенного наказания.
  • В роли субъекта, который может нести административную ответственность, рассматриваются юридические компании и обычные граждане.
  • Ответственность уголовного плана предусмотрена в кодексе, который сокращенно называется УК РФ, а при необходимости наложить административную ответственность ссылаются на КоАП.

Административная ответственность для физических лиц наступает с 16 лет.

К основным признакам административного правонарушения относят:

  • деяние осознанное лицом и управляемое его волей;
  • результат совершенного действия нарушил нормы права;
  • деяние принесло вред обществу;
  • установлено лицо, совершившее правонарушение.

Административное правонарушение подразумевает следующие виды взысканий: предупреждение, штраф, изъятие вещей, лишение разного вида прав, кратковременный арест, депортация, запрет на осуществление определенной деятельности.

Максимальный штраф при наложении административного наказания составляет не более 300 минимальных заработных плат, а для должного лица – не более 500.

Административный арест применяется крайне редко. Он назначается, когда обстоятельства дела указывают на то, что для административного правонарушения недостаточно штрафа. Органы внутренних дел определяют, где будет содержаться субъект.

Какие моменты обозначены в законе?

Юридическое законодательство базируется на КоАП и определенных законах, принимаемых на его основании. В них обозначено понятие и признаки административной ответственности. Важно установление:

  • Наиболее значимых положений и принципов законодательства, если они связаны с административными правонарушениями;
  • Особых правил, их конкретного применения;
  • Административной ответственности относительно вопросов серьезного федерального значения;
  • Порядка делопроизводства в отношении административных правонарушений;
  • Соответствующего порядка по исполнению вынесенных постановлений, касающихся непосредственно наказания.

Административная ответственность может рассматривать моменты менее значимые, чем федеральные, тогда ответственность будет установлена по закону конкретного субъекта. В некоторых субъектах решают принять закон, являющийся единым. Он будет приравниваться к кодексу. А в иных субъектах это законодательный акт о правонарушениях, третьи действуют на основании законов. Приведем пример 3-го варианта. Дело иногда касается законов об административной ответственности, принятых в Саратовской области или Московской. Понятие и признаки административной ответственности отличаются.

Признаки административной ответственности

Кодекс об административных правонарушениях

Перечислим главные признаки административной ответственности:

  • Значимым основанием признается административное правонарушение. Оно содержит состав, предусматривает наказание.
  • К ответственности привлекаются и органы, и некоторые должностные лица, они перечисляются полным списком в КоАП. Для ознакомления прочесть можно главы 23 и 24;
  • Административное взыскание за административное правонарушение не налагается на людей, выступающих в роли подчиненных. К подчиненным применяются взыскания дисциплинарного типа;
  • Мерой административной ответственности за противоправные действия или незаконную деятельность считается назначенное административное наказание. Рассматриваются его разновидности в главе под номером 3 КоАП. Регулировать административную ответственность призваны нормы права, именуемого административным.

Нормы регулирования ответственности за административное правонарушение содержатся в соответствующих законах субъектов и КоАП. Он принят в 2001 году, но вступил в действие с 2002 года. Понятие и признаки административной ответственности в нем обозначены точно.

Что такое административное нарушение?

Необходимо рассмотреть, что собой представляет административное правонарушение. Оно подразумевает действие противоправное и бездействие, тогда это административное правонарушение. По закону, за такие деяния полагается административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

  • Деяние, осознаваемое лицом и управляемое исключительно его волей;
  • Подразумевается результат деятельности, нарушающей нормы различных сфер права;
  • Действие для общества вредно, административное правонарушение на короткий промежуток времени нарушает обычный ход общественной жизни;
  • Закреплено административное правонарушение в положениях КоАп или законах субъектов страны;
  • Приводит к административному наказанию.
  • Важно наличие установленного субъекта, совершившего действия.

Административная ответственность для физических лиц предусматривает возраст более 16 лет. Не играет роли, совершил административное правонарушение гражданин страны или иностранный гражданин, либо лицо без гражданства.

Административная ответственность полагается за совершенное административное правонарушение, само понятие описано в статье 2.1, которая предусмотрена в КоАП. Среди признаков административного правонарушения выделяются:

  • Административное правонарушение связано с действием или бездействием (не пришел в суд);
  • Носит характер антиобщественный. Состав преступления не подразумевается, но были нарушены интересы общества, либо государства или отдельно взятой личности. Перечень деяний при административном правонарушении упорядочен в КоАП;
  • Виновность бывает умышленной или из-за неосторожности;
  • Противоправный характер административного правонарушения. Объект посягательства представляет особую ценность для общества или отдельно взятой личности, охраняется правом.

Виды административных взысканий

Административное правонарушение подразумевает взыскания. И к ним относятся:

  • Обычное предупреждение. Это порицание, оно имеет официальный характер и реализуется в письменной форме, предусмотренной законодательством;
  • Штраф. Назначается сумма, она определяется мерой ответственности за административное правонарушение;
  • Изъятие возмещаемое. Подразумевается изъятие предмета, орудия, фигурирующего в административном правонарушении. Вещь реализуется, а ее бывший владелец получает деньги;
  • Изъятие, не предусматривающее компенсации при административном правонарушении.
  • Лишение права (например, на охоту, управление транспортом);
  • Кратковременный арест при административном правонарушении. На 15 дней, а при чрезвычайном положении до 30.
  • Принудительное выдворение из страны за административное правонарушение;
  • Лишение квалификации. Лицо остается без права руководить компанией, продолжать деятельность в качестве предпринимателя или осуществлять прочую деятельность после административного правонарушения;
  • Временное приостановление деятельности.

Предупреждение или штраф

Предупреждение — взыскание, подразумевающее моральное воздействие. Мера административной ответственности должна перевоспитать гражданина. На официальном уровне дается негативная оценка поведению. Такое наказание обычно назначают, когда административное правонарушение оказалось незначительным. Лица совершили противоправное действие в первый раз, но у них отличная характеристика.

Предупреждение выносится по установленной форме в письменном варианте или в устном. Эта административная ответственность не жесткая, но юридические последствия у нее не меньше, чем при других взысканиях. При повторном совершении нарушения, наказание будет иметь значение.

Штраф является взысканием в денежной форме. И такую разновидность административной ответственности можно назвать самой распространенной. Практический каждый вид нарушения приводит к назначению именно денежного взыскания. Административная ответственность дает возможность быстро и гибко влиять на интересы нарушителя. Размер суммы не составляет больше 300 заработных плат (минимальных), а если наказывается должностное лицо, то 500.

Сумма, налагаемая на нарушителей, не составляет меньше 0,1 от зарплаты, установленной в качестве минимальной. На уплату дается 15 дней после вручения постановления. Административная ответственность в виде штрафа может быть обжалована. Сумма оплачивается в течение 15 суток после отклонения жалобы.

Когда лицо в возрасте 16-18 лет не зарабатывает деньги, заплатить должны родители, либо заменяющие их лица. По правилам ГПК, по истечению срока неуплаты сумму взыщут со стипендии, пенсии или зарплаты. После уплаты будет выдана квитанция, она определяется как серьезный документ и подвергается строгой отчетности. Бывают случаи, когда предусмотрена уплата наложенного штрафа на месте при административном правонарушении:

  • Повреждал оборудование в общественном транспорте, курил в метро или автобусе, бросал мусор;
  • Водитель нарушил правила эксплуатации машины, превысил скоростной режим, не предъявил документы за их отсутствием, не принял во внимание нормы и установленные правила пересечения путей железнодорожного типа;
  • Пешеход переходил улицу в запрещенном месте, это является административным правонарушением.

Изъятие предметов или вещей

Изъятие предмета с возмещением убытков подразумевает продажу и выплату вырученных денег за минусом расходов на реализацию.

Даже личную вещь изымают, если она стала объектом пристального внимания таможенников. Когда не ясно, кому принадлежат вещи, они переводятся в собственность РФ. Это возможно на основании решения суда. В отношении правонарушителя иногда принимается решение о взыскании суммы за товары, послужившие объектом конфискации. Вещи возвращаются в данном случае. И на уплату дается 10 дней. Когда постановление не исполняется, применяется принудительное взыскание. Если конфисковали предметы скоропортящиеся, они тут же возвращаются. А все остальные объекты нарушения возвращаются после уплаты стоимости.

Лишение права

Лишение права осуществляется на деятельность субъекта, накладывается запрет на работу. Санкция применяется, когда серьезно или систематически нарушался общественный порядок. Лицо лишается специального права. Конституционные права не отнимают из-за административного правонарушения. Срок лишения права составляет от 15 дней и до 5 лет.

Практика показывает, что наиболее часто водителей лишают права на вождение автомобиля. Существует в законах ряд вероятных исключений на использование таких мер. Когда инвалид пользуется транспортом, прав он лишается при следующих обстоятельствах:

  • Водитель пьяным сел за руль;
  • Нежелание останавливаться по требованию полиции;
  • Был отказ от прохождения осмотра на наличие алкоголя в крови.

Человек, лишенный водительских прав, должен пройти после административного правонарушения переэкзаменовку. Возможно обучение безопасному вождению.

Право на охоту не отнимается за административное правонарушение у людей, живущих с этого вида деятельности. Другой мерой служит отзыв лицензии, это не означает лишение права, между ними принципиальные различия:

  • Права лишают людей на четко прописанный срок;
  • Лицензию же забирают на неопределенное время;
  • Прав лишают гражданина, лицензии лишают и юридическое лицо.

Охотники и водители лишены права со дня вынесения постановления. Когда лицо не сдало удостоверение, срок отсчитывается с момента физического изъятия документа.

Арест и исправительные работы

Исправительные работы применяются к трудоспособным гражданам и назначаются судом. Не применяются к инвалидам ( I или II группы). При таких работах с нарушителя удерживается до 20% в пользу государства. В сумму штрафа за административное правонарушение входят гонорары, зарплата на основном рабочем месте или дополнительном. Не должны производиться удержания за административное правонарушение из пенсий или пособий. На протяжении обозначенного времени лицо лишается права на увольнение по своей инициативе или отпуск.

Административный арест применяется крайне редко. Арест назначается, когда обстоятельства дела указывают на то, что для административного правонарушения недостаточно штрафа. Органы внутренних дел определяют, где будет содержаться субъект.

Ссылка на основную публикацию