Пояснения по декларации по НДС

Ответ на требование о представлении пояснений по НДС

В случае выявления ошибок, несоответствий или противоречий при проверке налоговой декларации по НДС налогоплательщику направляется требование о представлении пояснений.

Открыв приложенный файл в формате .pdf в самом требовании, можно определить с чем именно связано требование:

  • с выявлением в результате камерального контроля противоречий в показателях, отраженных в разделах 1–7 налоговой декларации, или нарушений контрольных соотношений показателей декларации, приведенных в письме ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@ «О направлении контрольных соотношений показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость»;
  • с обнаружением ошибок в сведениях из книги покупок, книги продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур или выставленных счетов-фактур, отраженных в Разделах 8–12 налоговой декларации.

Налогоплательщик вправе отказаться от приема поступившего требования в следующих случаях:

  • ошибочного направления требования;
  • несоответствие требования утвержденному формату;
  • отсутствие (несоответствие) электронной подписи уполномоченного должностного лица налогового органа.

Для формирования и отправки квитанции о приеме нажмите кнопку Подтвердить прием в самом требовании:

Формирование пояснений по Разделам 8–12

Если необходимо представить налоговому органу пояснения по показателям разделов 8–12 декларации по НДС, то требование будет содержать файл приложений в электронной форме. Нажмите кнопку Подготовить пояснения:

Открывшаяся форма содержит вкладки с номерами разделов, сведения в которых необходимо уточнить в соответствии с поступившим требованием, а также вкладки для формирования других пояснений (по контрольным соотношениям; по сведениям, отсутствующим в книге продаж; по иным основаниям).

На каждой вкладке по разделам находятся строки, которые содержат сведения, поступившие из ФНС и нуждающиеся в перепроверке.

Если в базе найдена отправленная декларация за тот период, год, с тем видом корректировки и по той организации, которые указаны в требовании, то в строке “Декларация” значение будет проставлено автоматически. Если такая декларация не найдена, то выберите вручную отправленный файл декларации по гиперссылке Выбрать из базы или Выбрать файл:

В поле Ответ необходимо выбрать один из двух пунктов:

  • Сведения верны – выбирается в том случае, если после проверки налогоплательщик уверен в достоверности сведений, отраженных в соответствующей строке Раздела 8 налоговой декларации, представленной в налоговый орган.
  • Выявлены расхождения – выбирается в том случае, когда после проверки налогоплательщик обнаружил ошибки в показателях соответствующей регистрационной записи Раздела 8.

После выбора пункта Выявлены расхождения в табличной части появится дополнительная строка, в которой необходимо указать правильные значения:

Проверьте все нуждающиеся в уточнении строки каждого из разделов. После проверки части сведений сохраните результат, нажав кнопку Записать. Все изменения будут сохранены, и в следующий раз вы сможете продолжить проверку с того места, на котором остановились.

Для продолжения обработки записей зайдите в ранее сохраненное пояснение, нажав кнопку Ответы под строкой с требованием в разделе документов Входящие раздела Регламентированные ответы или по гиперссылке Пояснения в самом требовании. Также перейти к сохраненному пояснению можно из раздела Письма:

Вы можете отправлять налоговому органу пояснения в несколько приемов по мере обработки регистрационных записей. Например, проверив часть записей раздела 8, можно сформировать ответ, нажав кнопку Отправить.

После выполнения этой команды программа выдаст предупреждение о том, что в налоговый орган будут отправлены пояснения только по тем строкам, по которым заполнены значения в поле Ответ. Для продолжения отправки нужно нажать кнопку Отправить пояснение.

Отправленные налоговому органу пояснения, содержащие часть обработанных записей, можно просмотреть из списка документов Входящие, пройдя по гиперссылке Ответы, или из раздела Письма.

Для обработки оставшейся части записей далее будет необходимо повторить процедуру подготовки пояснений, нажав кнопку Подготовить пояснения внутри требования.

В табличной части открывшейся формы Пояснения к декларации будут размещены только необработанные записи, т.е. те, которые еще не были отправлены в налоговый орган. Ранее подготовленные и направленные налоговому органу пояснения можно просмотреть, пройдя по гиперссылке Пояснения на другие строки требования.

Проверив и при необходимости исправив оставшуюся часть записей, следующую часть пояснений нужно также направить налоговому органу по кнопке Отправить.

Формирование пояснений по контрольным соотношениям

При необходимости представить пояснения не только по выявленным несоответствиям в разделах 8–12 налоговой декларации, но и по нарушениям контрольных соотношений показателей, откройте документ о представлении пояснений и перейдите на закладку КС, где с помощью кнопки Добавить внесите в графы:

  • Номер соотношения — номер контрольного соотношения из полученного Требования, соответствующий приложению к письму ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@.
  • Пояснение расхождений по контрольному соотношению (1000 символов) — текстовую информацию, поясняющую возникшие расхождения:

Если в результате проверки требования по контрольным соотношениям будут выявлены ошибки, приводящие к изменению стоимостных показателей налоговой декларации, следует представить уточненную налоговую декларацию.

В случае если налогоплательщику было направлено требование о представлении пояснений только по контрольным соотношениям показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, то поступивший файл требования не будет содержать файлы приложений по разделам 8–12.

При подготовке ответа на требование в документе Пояснения к декларации необходимо вручную указать налоговую декларацию, к которой и представляются пояснения, пройдя по гиперссылкам Выбрать из базы или Выбрать файл.

Далее на закладке “КС” нужно представить пояснения, как было описано выше. При этом в документе закладки, предназначенные для исправления показателей Разделов 8–12 декларации по НДС, будут отсутствовать.

Формирование пояснений по иным основаниям

Если согласно требованию необходимо представить пояснения по отсутствию тех или иных регистрационных записей в книге продаж (или по иным ошибкам/противоречиям, выявленным в ходе камерального контроля декларации по НДС), то для формирования пояснений перейдите на соответствующие закладки документа Пояснения к декларации.

Например, в случае отсутствия в Разделе 9 налогоплательщика регистрационной записи по счету-фактуре, по которому контрагентом была отражена соответствующая регистрационная запись в разделе 8 налоговой декларации, на вкладке Нет в книге продаж:

  • по кнопке Добавить вручную перенести в каждую строку информацию из поступившего от налогового органа Требования в формате .pdf (об этом напоминает текст над табличной частью документа);
  • представить пояснения по каждой строке, выбрав один из двух возможных вариантов ответа: Не подтверждается или Выявлены расхождения.

Значение Не подтверждается выбирается в том случае, если после проверки налогоплательщик уверен в достоверности сведений, отраженных им в Разделе 9 налоговой декларации (или в Приложении 1 к Разделу 9 уточненной налоговой декларации), представленной в налоговый орган, подтверждая тем самым отсутствие у него соответствующей операции, являющейся объектом налогообложения по НДС, и выставления данного счета-фактуры.

При выборе такого варианта ответа графы Вид операции, Раздел, Всего (в руб.), Всего (в валюте счета-фактуры), Посредник (ИНН/КПП) не заполняются.

Значение Выявлены расхождения выбирается, если в результате проверки налогоплательщик обнаружил ошибку в отражении/неотражении данного счета-фактуры в декларации. После выбора этого вида ответа в табличной части для соответствующей регистрационной записи появляется дополнительная строка.

В строку По данным ФНС необходимо вручную перенести информацию из поступившего от налогового органа требования в формате .pdf, а в строке Уточненные данные указать исправленные значения:

Если в результате проверки было выявлено неправомерное отсутствие регистрационной записи по данному счету-фактуре в книге продаж (дополнительном листе книги продаж), то для исправления допущенной ошибки будет необходимо представить уточненную налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, внеся недостающую запись в Приложение 1 к Разделу 9.

На вкладке Иные пояснения можно представить любую текстовую информацию, поясняющую те или иные несоответствия (расхождения), выявленные при камеральном контроле:

Всю информацию, направленную налоговому органу, можно также увидеть в разделе Отчеты – Письма. Подгружать дополнительные файлы или скан-копии документов к ответу на требование о представлении пояснений по НДС нельзя.

Пояснения к декларации по НДС

Налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки декларации представляют пояснения, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ, в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО по формату, утвержденному ФНС (Приказ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@).

При представлении пояснений на бумажном носителе они не считаются представленными (Письмо Минфина России от 22.07.2019 № 03-02-08/54231).

Вопрос

Можно ли ответить на требование налоговиков письмом в произвольной форме по ТКС с указанием, что это ответ на конкретное требование?

Налогоплательщик представляет пояснения в электронной форме по ТКС по специальному формату, установленному ФНС в Приказе № ММВ-7-15/682@. Формализованным ответом на требование налогового органа считается ответ, содержащий документы в формате .xml. В противном случае пояснения не будут считаться представленными.

По желанию вместе с пояснениями по утвержденному формату можно отправить в неформализованном виде дополнительную информацию с темой письма, например: «Дополнение к ответу на требование от… №…».

Неформализованные документы представляются в виде скан-образов в форматах .tif, .jpg, .pdf или .png (таблица 4.10 к Приказу ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@, пп. 4, 5 приложения к Письму ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@).

Вопрос

В течение какого времени представляется пояснение на требование инспекции, проводившей камеральную проверку декларации по НДС?

Пояснения в ответ на полученное от налогового органа требование представляются в течение пяти рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В некоторых случаях налоговый орган при направлении требования о представлении пояснений использует формы, приведенные в приложениях 2.1 – 2.9 к Рекомендациям по проведению камеральных налоговых проверок[1] (абз. 9 п. 2.7 рекомендаций). Такое наблюдается, в частности, если выявленные ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия между сведениями налогоплательщика с имеющимися у налогового органа свидетельствуют:

о занижении подлежащей уплате в бюджет суммы НДС;

о завышении заявленной к возмещению суммы НДС.

Налогоплательщику, получившему подобное требование, необходимо передать налоговому органу в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО квитанцию о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (абз. 2 п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Со дня, следующего за днем отправки в налоговый орган квитанции о приеме требования о представлении документов, начинается пятидневный срок для представления пояснений или внесения соответствующих исправлений (абз. 1 п. 3 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения к декларации по НДС по требованию налогового органа?

Пояснения составляются по той форме, которую налоговый орган запросил в требовании (п. 3, 6 ст. 88 НК РФ, приложение 4 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@).

Вопрос

Вправе ли налогоплательщик не отвечать на требование о представлении пояснений, в котором отсутствует указание на конкретные противоречия, выявленные в ходе «камералки» декларации по НДС?

Требование о представлении пояснений, в котором не указаны причины его направления, может расцениваться как направленное при отсутствии установленных НК РФ оснований. Кроме того, оно лишает налогоплательщика возможности исполнить его по существу, что также является нарушением прав налогоплательщика (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Следовательно, налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Поскольку за непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ в рамках камеральной налоговой проверки декларации, предусмотрен штраф по ст. 129.1 НК РФ, налогоплательщик (при указанных обстоятельствах) может:

направить по установленному ФНС формату пояснения, в которых, например, будет указано, что налоговая декларация заполнена им в соответствии с требованиями гл. 21 НК РФ и данными налогового учета; в связи с отсутствием указания в требовании конкретных противоречий, выявленных камеральной проверкой, не представляется возможным проанализировать причины расхождений и представить соответствующие пояснения;

не исполнять требование на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Однако в последнем случае не исключено, что налоговый орган вынесет решение о привлечении к ответственности за непредставление пояснений со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вопрос

Как расшифровать код возможной ошибки, указанный (справочно) в перечне операций, по которым установлены расхождения?

Коды ошибок перечислены в Письме ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@. Приведем их в таблице.

Код возможной ошибки

Расшифровка кода

– запись об операции отсутствует в декларации контрагента по НДС;

– контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;

– контрагент представил налоговую декларацию с нулевыми показателями;

– допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом

Не соответствуют друг другу данные об операции в разд. 8 и 9 (сведения из книг покупок и продаж), приложениях 1 к указанным разделам (сведения из дополнительных листов книг покупок и продаж), например, при принятии к вычету суммы «авансового» НДС

Не соответствуют друг другу данные об операции в разд. 10 и 11 (сведения из журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур), например, при отражении посреднических операций или операций по или договорам транспортной экспедиции

Возможно, допущена ошибка в какой-либо графе (номер графы с предполагаемой ошибкой приводится в скобках)

В разделах 8 – 12 не указана дата счета-фактуры или указанная дата превышает отчетный период, за который представлена декларация по НДС

В разделе 8 (приложении 1 к разделу) заявлен вычет по НДС в налоговых периодах за пределами трех лет

В разделе 8 (приложение 1 к разделу) заявлен вычет по НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты государственной регистрации

В разделах 8 – 12 некорректно указан код вида операции

Допущены ошибки при аннулировании записей в разд. 9 (приложение 1 к разделу), а именно сумма НДС, указанная с отрицательным значением, превышает сумму НДС, отраженную в записи по счету-фактуре, подлежащей аннулированию, либо отсутствует запись по счету-фактуре, подлежащая аннулированию

Вопрос

Как составить пояснения по указанным в требовании инспекции расхождениям, если в ходе изучения записей налогоплательщик не выявил ошибок?

Если декларация заполнена правильно, в пояснениях нужно указать, что в ней нет ошибок, противоречий и несоответствий, а также оснований для подачи уточненной налоговой декларации.

Следует также пояснить причины расхождений, на которые указал налоговый орган, и почему таковые не являются ошибкой.

При представлении пояснений в адрес налогового органа налогоплательщик вправе дополнительно подать документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения, если в ходе изучения записей, внесенных в требование налогового органа, налогоплательщик выявил ошибки, которые не привели к занижению суммы НДС?

Впояснениях нужно отразить причины возникновения ошибок и правильные данные. Вместо пояснений налогоплательщик может подать уточненную декларацию по НДС (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем ФНС в п. 4 Письма № ЕД-4-15/23367@ рекомендует представить и пояснения, и «уточненку», но право выбора остается за налогоплательщиком.

Вопрос

Как составить пояснения, если при изучении указанных в требовании записей налогоплательщик выявил ошибки, приведшие к занижению суммы НДС?

В подобной ситуации налогоплательщик обязан сдать уточненную декларацию по НДС с корректными данными.

Пояснения можно представить, но это не обязательно (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения к декларации по НДС по льготируемым операциям?

Рекомендуется составлять пояснения к льготируемым операциям в виде реестра документов, которые подтверждают льготы по НДС. Такой реестр приведен в приложении 1 к Письму ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. К реестру также прикладывают перечень и формы типовых договоров, которые используются в льготных операциях.

Форма требования о представлении пояснений на основании п. 6 ст. 88 НК РФ содержится в приложении к Письму ФНС России от 05.06.2017 № ЕД-4-15/10574[2].

Вместе с тем можно подавать пояснения в любом другом виде, однако они будут иметь меньшее преимущество по сравнению с реестром.

Вопрос

В какой срок нужно подавать пояснения, подтверждающие льготы по НДС?

Пояснения (в виде реестра либо в другом виде) к льготируемым операциям подают в течение пяти рабочих дней с даты получения требования о представлении пояснений (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснение в налоговую по ндс по факту высокого удельного веса вычетов по НДС?

В соответствии с нормативом, утвержденным Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (п. 3), налоговый вычет по НДС не должен превышать 89 % от начисленных сумм НДС за 12 месяцев.

Налоговый орган определяет этот показатель на основании данных, указанных в декларациях за последние налоговые периоды (четыре квартала). В этой связи налогоплательщику целесообразно ежеквартально определять долю вычетов за четыре последних оконченных квартала.

В дополнение к установленному нормативу налогоплательщики могут обращаться к статистическим данным. В зависимости от региона среднюю долю вычетов по НДС от суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым объектам, можно получить на основе информации, публикуемой ежеквартально на сайте ФНС в разделе «Иные функции ФНС» («Статистика и аналитика» / «Данные по формам статистической налоговой отчетности» / «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость»).

По данным НДС-декларации показатель своей доли (Д) в общем случае можно определить следующим образом:

Д = Показатель строки 190 разд. 3 / Показатель строки 118 разд. 3.

Если доля вычетов налогоплательщика превышает установленные значения, его деятельностью заинтересуются налоговики. Возможно, для начала они попросят соответствующие пояснение в налоговую по ндс. И если таковые имеют объективный характер, есть вероятность снижения риска включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

Пояснения о доле вычетов по НДС составляются в произвольном виде. В них нужно указать обстоятельства, в связи с которыми НДС-вычеты оказались значительными. При необходимости к пояснение по ндс можно приложить копии первичных документов, выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета.

В качестве примера приведем образец ответа на подобный запрос налогового органа.

Как правильно написать в налоговую службу пояснения к декларации по НДС

Пояснения по НДС — это ответные разъяснения налогоплательщика по выявленным ФНС расхождениям в отчетности. При возникновении вопросов инспекция обязательно направит требование о представлении разъяснений. Чиновники отметили, что оснований для направления требований стало больше, а формат представления ответа изменен.

Требование от ФНС

Если у налоговой инспекции возникли вопросы в ходе камеральной проверке отчетности по НДС, требование в адрес налогоплательщика не заставит себя ждать. Причины для направления запроса в подотчетные организации разделяют на две группы. Чаще всего ФНС требует разъяснить:

  • информацию по льготируемым операциям, которые были включены в отчетность НДС;
  • выявленные расхождения и ошибки в декларационном отчете (их всего девять).

Пояснять каждую из причин придется по-разному. При получении требования от ФНС компании придется разъяснить контролерам только ту информацию, которая была запрошена. Дополнительных сведений не требуется. Конечно, если сам налогоплательщик не обнаружил другие недочеты в декларации по НДС.

Готовим пояснения по льготам НДС

Если ФНС запрашивает сведения о льготируемых операциях, то пояснения сформируйте в виде реестра документов, подтверждающих право на льготы по НДС. Это следует из Писем ФНС России от 22.02.2018 N СА-17-3/52, от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@.

Сами документы предоставлять не нужно. Достаточно только реестра, по установленной форме. Копии подтверждающей документации ФНС запросит позже. Конкретный перечень запрашиваемых бумаг будет установлен в зависимости от присвоенного уровня налогового риска по сверке СУР “АСК НДС-2” (Письмо ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@).

Бланк реестра рекомендован в Приложении N 1 к Письму от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@.

Расхождения по НДС

В 2020 году оснований для направления требования по отчетности НДС у налоговиков стало больше. Раньше кодов недочетов в декларации было всего четыре. Теперь количество увеличили практически вдвое. Сейчас действует девять кодов помарок в декларации по НДС.

Коды видов ошибок в декларации по налогу на добавленную стоимость:

Код Разъяснение
0000000001 Расхождение с отчетностью контрагента
0000000002 Не соответствие информации по разделам 8 (по книге покупок) и раздела 9 (по книге продаж).
0000000003 Расхождения между выставленными и полученными счетами-фактурами в разделах 10 и 11
0000000004 Ошибка в конкретной графе отчета (номер ошибочной строки декларации указан в скобках)
0000000005 Неверно указана дата выставления счета-фактуры в разделах 8-12
0000000006 Дата заявки на вычет превышает допустимый срок в три года
0000000007 Дата счета-фактуры, заявленной на вычет по НДС не соответствует периоду деятельности
0000000008 Некорректно указан код операции в разделах 8-12 декларации (кодификатор приведен в приказе ФНС от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@)
0000000009 Неверно отражены аннулирующие записи в разделе 9 декларации

Готовим разъяснения по ошибкам

Если запрос ФНС содержит конкретный код ошибки, то действия налогоплательщика следующие. В первую очередь, требуется проверить декларацию по НДС:

  • проконтролируйте правильность заполнения и арифметические подсчеты;
  • сверьте данные с документами (журналами учета, счетами-фактурами, книгами покупок/продаж);
  • проверьте суммы начисленного налога по ставкам.

Обратите особое внимание на то, как отражены в декларации сведения, по которым пришел запрос от ФНС (даты, суммы, номера счетов-фактур и прочее).

После проверки у налогоплательщика есть три варианта действия:

Ошибок в декларации нет

Если в отчетности нет ошибок, то придется пояснить ФНС причину выявленных расхождений. В разъяснении следует указать, что:

  • причин для подготовки уточненной декларации нет;
  • ошибки, расхождения и недочеты отсутствуют;
  • есть причины и основания, по которым компания не считает выявленные расхождения ошибкой.

Правила закреплены Письмом ФНС России от 03.12.2018 N ЕД-4-15/23367@.

Имеются недочеты, но налог не занижен

Если недочет в отчете не привел к искажению сумм налоговой базы и занижению НДС, у налогоплательщика есть выбор. Допустимо три варианта:

  1. Подать пояснения, указав верные сведения в письме.
  2. Подготовить корректировочный отчет.
  3. Подать одновременно и уточненку, и разъяснения.

Последний вариант рекомендован ФНС. Но этот способ подачи пояснений — право налогоплательщика, а не обязанность.

Имеются ошибки, налог занижен

Если же ошибки привели к занижению налога в отчетности, то подайте корректировку. А вот пояснения в данном случае предоставлять в ФНС не обязательно.

Не забудьте доплатить часть налога, если в результате исправления ошибки образовалась недоимка перед бюджетом.

Как подать пояснения в ИФНС по новым правилам

Важно соблюдать новые правила подачи пояснений в ИФНС в 2020 году. По льготируемым операциям допустимо направить реестр как на бумаге, так и электронно. В данном случае не учитывается способ подачи декларации в ИФНС.

Если подаете пояснения по ошибкам и расхождениям, то отчитаться разрешено только в том виде, в котором сдаете декларацию. Если способ нарушен, то компанию или ИП оштрафуют. Электронный формат подачи разъяснений закреплен Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@.

Если компания или ИП имеет право отчитываться на бумаге, то и пояснения можно направить в виде бумажного документа. В ином случае пояснения будут считаться не представленными, и налогоплательщика ждут штрафные санкции.

Важное о сроках и штрафах

Получив требование от ИФНС, компания должна поторопиться — у нее есть всего 5 рабочих дней не то, чтобы подготовить ответ. Если налогоплательщик не представит пояснения в установленный срок, то его оштрафуют. Суммы наказаний значительны:

Как составить пояснения для налоговиков: вопросы-ответы с примером

Приводим ответы на вопросы бухгалтеров по составлению пояснений для ИФНС.

В какой форме предоставляются пояснения на требования налоговой инспекции по камеральной проверке декларации по НДС?

Налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки декларации представляют пояснения, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ, в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО по формату, утвержденному ФНС (Приказ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@).

При представлении пояснений на бумажном носителе они не считаются представленными (Письмо Минфина России от 22.07.2019 № 03-02-08/54231).

Можно ли ответить на требование налоговиков письмом в произвольной форме по ТКС с указанием, что это ответ на конкретное требование?

Налогоплательщик представляет пояснения в электронной форме по ТКС по специальному формату, установленному ФНС в Приказе № ММВ-7-15/682@. Формализованным ответом на требование налогового органа считается ответ, содержащий документы в формате .xml. В противном случае пояснения не будут считаться представленными.

По желанию вместе с пояснениями по утвержденному формату можно отправить в неформализованном виде дополнительную информацию с темой письма, например: «Дополнение к ответу на требование от. №. ».

Неформализованные документы представляются в виде скан-образов в форматах .tif, .jpg, .pdf или .png (таблица 4.10 к Приказу ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@, пп. 4, 5 приложения к Письму ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@).

В течение какого времени представляется пояснение на требование инспекции, проводившей камеральную проверку декларации по НДС?

Пояснения в ответ на полученное от налогового органа требование представляются в течение пяти рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В некоторых случаях налоговый орган при направлении требования о представлении пояснений использует формы, приведенные в приложениях 2.1 — 2.9 к Рекомендациям по проведению камеральных налоговых проверок (абз. 9 п. 2.7 рекомендаций). Такое наблюдается, в частности, если выявленные ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия между сведениями налогоплательщика с имеющимися у налогового органа свидетельствуют:

— о занижении подлежащей уплате в бюджет суммы НДС;

— о завышении заявленной к возмещению суммы НДС.

Налогоплательщику, получившему подобное требование, необходимо передать налоговому органу в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО квитанцию о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (абз. 2 п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Со дня, следующего за днем отправки в налоговый орган квитанции о приеме требования о представлении документов, начинается пятидневный срок для представления пояснений или внесения соответствующих исправлений (абз. 1 п. 3 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Как составить пояснения к декларации по НДС по требованию налогового органа?

Пояснения составляются по той форме, которую налоговый орган запросил в требовании (п. 3, 6 ст. 88 НК РФ, приложение 4 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@).

Вправе ли налогоплательщик не отвечать на требование о представлении пояснений, в котором отсутствует указание на конкретные противоречия, выявленные в ходе «камералки» декларации по НДС?

Требование о представлении пояснений, в котором не указаны причины его направления, может расцениваться как направленное при отсутствии установленных НК РФ оснований. Кроме того, оно лишает налогоплательщика возможности исполнить его по существу, что также является нарушением прав налогоплательщика (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Следовательно, налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Поскольку за непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ в рамках камеральной налоговой проверки декларации, предусмотрен штраф по ст. 129.1 НК РФ, налогоплательщик (при указанных обстоятельствах) может:

— направить по установленному ФНС формату пояснения, в которых, например, будет указано, что налоговая декларация заполнена им в соответствии с требованиями гл. 21 НК РФ и данными налогового учета; в связи с отсутствием указания в требовании конкретных противоречий, выявленных камеральной проверкой, не представляется возможным проанализировать причины расхождений и представить соответствующие пояснения;

— не исполнять требование на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Однако в последнем случае не исключено, что налоговый орган вынесет решение о привлечении к ответственности за непредставление пояснений со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Как расшифровать код возможной ошибки, указанный (справочно) в перечне операций, по которым установлены расхождения?

— запись об операции отсутствует в декларации контрагента по НДС;

— контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;

— контрагент представил налоговую декларацию с нулевыми показателями;

— допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом

Не соответствуют друг другу данные об операции в разд. 8 и 9 (сведения из книг покупок и продаж), приложениях 1 к указанным разделам (сведения из дополнительных листов книг покупок и продаж), например, при принятии к вычету суммы «авансового» НДС

Не соответствуют друг другу данные об операции в разд. 10 и 11 (сведения из журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур), например, при отражении посреднических операций или операций по или договорам транспортной экспедиции

Возможно, допущена ошибка в какой-либо графе (номер графы с предполагаемой ошибкой приводится в скобках)

В разделах 8 — 12 не указана дата счета-фактуры или указанная дата превышает отчетный период, за который представлена декларация по НДС

В разделе 8 (приложении 1 к разделу) заявлен вычет по НДС в налоговых периодах за пределами трех лет

В разделе 8 (приложение 1 к разделу) заявлен вычет по НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты государственной регистрации

В разделах 8 — 12 некорректно указан код вида операции

Допущены ошибки при аннулировании записей в разд. 9 (приложение 1 к разделу), а именно сумма НДС, указанная с отрицательным значением, превышает сумму НДС, отраженную в записи по счету-фактуре, подлежащей аннулированию, либо отсутствует запись по счету-фактуре, подлежащая аннулированию

Как составить пояснения по указанным в требовании инспекции расхождениям, если в ходе изучения записей налогоплательщик не выявил ошибок?

Если декларация заполнена правильно, в пояснениях нужно указать, что в ней нет ошибок, противоречий и несоответствий, а также оснований для подачи уточненной налоговой декларации.

Следует также пояснить причины расхождений, на которые указал налоговый орган, и почему таковые не являются ошибкой.

При представлении пояснений в адрес налогового органа налогоплательщик вправе дополнительно подать документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Как составить пояснения, если в ходе изучения записей, внесенных в требование налогового органа, налогоплательщик выявил ошибки, которые не привели к занижению суммы НДС?

В пояснениях нужно отразить причины возникновения ошибок и правильные данные. Вместо пояснений налогоплательщик может подать уточненную декларацию по НДС (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем ФНС в п. 4 Письма № ЕД-4-15/23367@ рекомендует представить и пояснения, и «уточненку», но право выбора остается за налогоплательщиком.

Как составить пояснения, если при изучении указанных в требовании записей налогоплательщик выявил ошибки, приведшие к занижению суммы НДС?

В подобной ситуации налогоплательщик обязан сдать уточненную декларацию по НДС с корректными данными.

Пояснения можно представить, но это не обязательно (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Как составить пояснения к декларации по НДС по льготируемым операциям?

Рекомендуется составлять пояснения к льготируемым операциям в виде реестра документов, которые подтверждают льготы по НДС. Такой реестр приведен в приложении 1 к Письму ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. К реестру также прикладывают перечень и формы типовых договоров, которые используются в льготных операциях.

Форма требования о представлении пояснений на основании п. 6 ст. 88 НК РФ содержится в приложении к Письму ФНС России от 05.06.2017 № ЕД-4-15/10574.

Вместе с тем можно подавать пояснения в любом другом виде, однако они будут иметь меньшее преимущество по сравнению с реестром.

В какой срок нужно подавать пояснения, подтверждающие льготы по НДС?

Пояснения (в виде реестра либо в другом виде) к льготируемым операциям подают в течение пяти рабочих дней с даты получения требования

Как составить пояснение по факту высокого удельного веса вычетов по НДС?

В соответствии с нормативом, утвержденным Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (п. 3), налоговый вычет по НДС не должен превышать 89 % от начисленных сумм НДС за 12 месяцев.

Налоговый орган определяет этот показатель на основании данных, указанных в декларациях за последние налоговые периоды (четыре квартала). В этой связи налогоплательщику целесообразно ежеквартально определять долю вычетов за четыре последних оконченных квартала.

В дополнение к установленному нормативу налогоплательщики могут обращаться к статистическим данным. В зависимости от региона среднюю долю вычетов по НДС от суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым объектам, можно получить на основе информации, публикуемой ежеквартально на сайте ФНС в разделе «Иные функции ФНС» («Статистика и аналитика» / «Данные по формам статистической налоговой отчетности» / «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость»).

По данным НДС-декларации показатель своей доли (Д) в общем случае можно определить следующим образом:

Д = Показатель строки 190 разд. 3 / Показатель строки 118 разд. 3.

Если доля вычетов налогоплательщика превышает установленные значения, его деятельностью заинтересуются налоговики. Возможно, для начала они попросят соответствующие пояснения. И если таковые имеют объективный характер, есть вероятность снижения риска включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

Пояснения о доле вычетов по НДС составляются в произвольном виде. В них нужно указать обстоятельства, в связи с которыми НДС-вычеты оказались значительными. При необходимости к пояснениям можно приложить копии первичных документов, выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета.

В качестве примера приведем образец ответа на подобный запрос налогового органа.

ИНН 7727090750, КПП 772701001

Исх. № __________ от ____________

На № __________ от ____________

Пояснения

по факту высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС

В ответ на Ваше информационное письмо о проведении анализа налоговой отчетности по НДС за I — IV кварталы 2019 года в целях самостоятельной проверки правильности формирования налоговой базы и выявления причин высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС сообщаем следующее.

Обществом с ограниченной ответственностью «Фортуна» проведен анализ налоговых деклараций по НДС за I — IV кварталы 2019 года. По итогам проведенного анализа факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению сумм данного налога, подлежащих уплате в бюджет, в представленных за указанные периоды налоговых декларациях не выявлены.

В связи с этим нет оснований для представления уточненных налоговых деклараций по НДС.

Что касается высокого удельного веса вычетов, он объясняется следующими объективными обстоятельствами.

1. За налоговые периоды 2019 года спрос покупателей на товары, продаваемые Обществом, снизился и, соответственно, снизился объем продаж на 15 % по сравнению с предыдущим годом (отчеты отдела сбыта от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2020).

2. За тот же период цены поставщиков, у которых Общество приобретает продукцию, выросли в среднем на 12 % (отчеты отдела снабжения от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2020). В связи с этим выросла сумма НДС, принятого к вычету.

В настоящее время Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» предпринимает следующие меры по увеличению выручки от реализации и уменьшению затрат на приобретение товаров:

— поиск новых поставщиков, реализующих продукцию по более низким ценам;

— изменение ассортимента продаваемой продукции;

— расширение рынка сбыта (подробнее см. план маркетинга и продаж от 09.01.2020 № 1).

1. Отчеты отдела сбыта от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2020.

2. Отчеты отдела снабжения от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2020.

3. План маркетинга и продаж от 09.01.2020 № 1.

Как составить пояснения на требование налогового органа о причинах расхождений в декларации по НДС (несоответствие счетов-фактур в книге покупок налогоплательщика, отраженных в базе «АСК НДС-2», счетам-фактурам контрагента, отраженным в книге продаж)?

На требование налогового органа о представлении пояснений при выявлении несоответствия счетов-фактур в книге покупок покупателя с данными, отраженными в книге продаж продавца, можно представить следующий ответ.

Ответ на требование №_______ от ____________

о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС

Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» в ответ на Ваше сообщение (с требованием представления) № ___ от ______ поясняет следующее.

Сумма налога и вычетов в декларации за IV квартал 2019 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 4 320 000 руб.

Расхождения с данными контрагента Общества возникли из-за переноса вычета по НДС в сумме 650 000 руб. с IV квартала 2019 года
на I квартал 2020 года.

Общество пользуется правом, предоставленным п. 1.1 ст. 172 НК РФ.

Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.

При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».

Как ответить на требование при камеральных проверках декларации по НДС

Костакова Е. В.

С этого года отвечать на требования налоговых органов можно только в электронной форме. Также принят новый формат направления пояснений к декларации по НДС. В статье вы найдете инструкцию по ответу на требования, а также узнаете, какие есть нюансы при ответе на разные виды требований.

Инструкция по ответу на требование налоговой по декларации по НДС

Вы получили требование от налоговой инспекции предоставить пояснения по декларации. Каковы ваши дальнейшие действия:

Шаг 1. Вы должны отправить квитанцию о получении в течении 6 дней со дня получения (п.5.1. ст. 23 НК РФ). Если в отведенный срок вы это не сделали, то инспекторы вправе в течение 10 дней по истечении срока передачи квитанций принять решение о приостановлении операций по счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Шаг 2. Проверить по какой форме направить пояснение. Представить электронные пояснения компания должна, если инспекторы запросили их на основании п. 3 ст. 88 НК РФ. Пояснения и иные требования компания вправе направить на бумаге, если сдавала бумажную декларацию.

Шаг 3. Выяснить, какие расхождения надо пояснить. Для этого налоговики в своем требовании указывают на допущенные плательщиком ошибки, используя специальную кодировку. Например, по контрольным соотношениям, отсутствующим в книге продаж счетам-фактурам, расхождениям в книге покупок и т.д. Для этого налоговики в своем требовании используют специальную кодировку.

  • Код ошибки 1 означает, что: в налоговой декларации контрагента отсутствует запись об операции; контрагент не отчитался по налогу на добавленную стоимость за аналогичный период; в налоговой декларации контрагента приведены нулевые показатели; ошибки, допущенные в отчете, не дают возможности идентифицировать счет-фактуру и сопоставить ее с данными декларации контрагента.
  • Код ошибки 2 означает, что данные об операции между разделом 8 «Сведения из книги покупок» и разделом 9 «Сведения из книги продаж» налоговой декларации за отчетный период имеют расхождения. Это может случиться, если к вычету была принята сумма налога по авансовым счетам-фактурам, исчисленным ранее. В этом случае необходимы пояснения по авансам.
  • Код ошибки 3 означает, что данные по операциям между разделом 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» налоговой декларации, предоставленной в налоговый орган, не соответствуют друг другу. Это может произойти, например, при занесении в декларацию сведений о посреднических операциях.
  • Код ошибки 4 указывает на допущенную ошибку в любой графе декларации (номер графы с возможно допущенной ошибкой будет указан в скобках).

Шаг 4. Подготовить и отправить пояснения.

Ошибок нет. Чтобы пояснить, что ошибок нет, не изменяйте сведения в форме. Так компания сообщит, что в счете фактуре и декларации всё верно.

Ошибки есть, но компания не занизила налог. Уточните неверные реквизиты в пояснениях без подачи уточненной декларации. Типичные ошибки: неверный код операции; некорректные реквизиты; разная стоимость товара.

Ошибка есть и налог занижен. Отвечать на требование не нужно. Внесите исправления в книги покупок и продаж и подавайте уточненную декларацию.

Нет счета-фактуры. Поставщик должен заполнить отдельные таблицы (новая форма декларации, утв. приказом ФНС России от 20.12.2016 № ММВ-7-3/696@).

Расхождения есть внутри декларации. Заполняется отдельная таблица (новая форма декларации, утв. приказом ФНС России от 20.12.2016 № ММВ-7-3/696@). Про новую декларацию предлагаем подробнее узнать из записи вебинара « НДС: новая редакция декларации, налог на Google».

Внимание! Пояснения или уточнённая налоговая декларация представляются в налоговый орган в течение 5 дней с даты получения требования. Вместе с пояснениями налогоплательщик вправе в соответствии с п. 4 ст. 88 НК РФ дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Как сложилось на практике: Практически никто не получает код ошибки 3. До настоящего момента в ФНС не проявляли должного контроля в части проверки нестыковки счетов-фактур, когда происходит приобретение и реализация через посредников. С этого года контроль будет ужесточён. Внесли все поправки во внутренние регламенты, отработано программное обеспечение, и теперь налоговики будут более сурово и тщательно проверять, если идет реализация ТРУ через посредников.

Как писать пояснения при ответе на требования налоговой

Пояснения по НДС к декларации налогоплательщик имеет право представить в свободной форме. Хотя чиновники предусмотрительно разработали образец пояснений по НДС, которым, при желании, можно воспользоваться. Этот документ представляет собой несколько таблиц, в которых можно указать учетные данные и реквизиты документов, а также объяснить причины расхождений. Каждая таблица посвящена отдельному поводу. К примеру, есть пояснения высокого удельного веса НДС. Прежде, чем заполнять документ, к нему необходимо написать вводную записку. В ней указывается кем и за какой налоговый период дан ответ на пояснения налоговой по НДС, а также приводится количество листов документа и номер корректировки.

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Пройдите обучение и подтвердите своё соответствие профстандарту «Бухгалтер»

Пример заполнения пояснения по контрольным соотношениям

Если у вас нарушение контрольного соотношения, то вы укажете номер контрольного соотношения и дадите пояснения. В пояснении не превышайте предел 1000 знаков.

Пояснение расхождений по КС

Расхождение между показателями графы 5 строки 110 раздела 3 и строки 260 раздела 9 обусловлено погрешностью округления.

Если в результате проверки требования по контрольным соотношениям будут выявлены ошибки, приводящие к изменению стоимостных показателей налоговой декларации, то будет необходимо предоставить уточненную налоговую декларацию.

Пояснения по сведениям, не включенным в книгу продаж

Т.е. отсутствия в разделе 9 регистрационной записи по счету-фактуре, по которому контрагентом была отражена соответствующая регистрационная запись в разделе 8 налоговой декларации.

Случай 1. Сделка подтверждается, т.е. счет-фактура в декларации продавца отсутствует. Пояснения не представляются, необходимо подать уточненную декларацию.

Случай 2. Сделка не подтверждается, т.е. этот счет-фактуру продавец покупателю не выставлял.

Уточненная декларация по НДС

Первое правило. Прежде чем её подавать нужно скорректировать книги покупок, книги продаж, журналов. Всё зависит от того, что это за операция.

Втрое правило. Вы должны в обязательном порядке сдать все те разделы, которые были в первоначальной декларации, даже если вы в них не вносите никакие изменения. Уточненная декларация представляется по той форме, которая действовала в том периоде, за который вы будете сдавать «уточненку». Если сейчас действует новая форма декларации, то уточненку сдаем по старой.

При сдаче уточненной декларации пояснения подавать не нужно.

Ошибки. В приложениях к разделу 8 и 9 и разделах 10, 11, 12 есть строка «Признак актуальности ранее предоставленных сведений» со значением 001. Это необходимо для того, чтобы машина, которая обрабатывает данные, понимала, какие сведения к ней поступили. Если вы поставите 1 — это значит, что вы можете сдать 8 и 9 раздел без записей по всем счетам-фактурам, с прочерками. Тем самым вы говорите, что никаких изменений в этот раздел не вносите. Если вы поставите 0, то вы даете сигнал машине, что в этом разделе — это всё новое. Таким образом правило следующее: сдаете первичную декларацию — ставите 0, сдаете корректировку — 1 (если ошибка в счетах-фактурах, то 8 раздел с признаком 1).

Если вы вносите изменение уже после сдачи отчетности за 2015 или 2016 год, то вы должны как в книге покупок, так и в книге продаж сформировать доп.лист. В нём уже вы будете убирать, т.е. аннулировать записи по счетам-фактурам, которые вы снимаете и вписывать те счета-фактуры, которые вам нужно будет внести в книгу покупок или книгу продаж. Для того, чтобы вам не повторять 8 и 9 разделы и были предусмотрены приложения 1 к 8 и 9 разделам — это вся информация из доп.листов.

Ответ на требование пояснений по НДС в примерах

image_pdfimage_print

Сейчас срок проверки сократили до 2 месяцев (начиная с 2018 года), однако при подозрении на нарушения он может быть продлен. Кроме того, требования может быть выставлено и в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, то есть за пределами сроков «камералки». Вот и получается, что как только подали декларацию — ждем, не поступит ли требование. А там уже на подходе новый отчетный срок.

Основы отчетности

Напомним, что вся отчетность по НДС уже давно передается в электронном виде. Все дальнейшее взаимодействие также происходит по ТКС.

Получение требования от ФНС нужно подтвердить. На ответ дается 5 дней, если запрошены пояснения, и 10 — если потребовались документы. Если не ответить в установленный срок, налоговый орган может принять решение о блокировке расчетного счета. Если направить пояснение на бумаге, оно будет считаться непредставленным со всеми вытекающими из этого последствиями. Более подробно о правилах подачи пояснений по НДС читайте в нашей шпаргалке.

Чаще всего налоговики требуют пояснить отчетность по НДС в таких случаях:

  1. Не сошлись контрольные соотношения внутри декларации.
  2. Сведения, содержащиеся в отчете, противоречат информации, которой располагает налоговый орган.
  3. Налогоплательщик заявил льготы по НДС.
  4. Налогоплательщик заявил НДС к возмещению.
  5. Есть подозрение, что налоговая база занижена.
  6. Отсутствуют необходимые документы.
  7. Доля вычетов НДС слишком высока.

Далее рассмотрим более подробно отдельные случаи.

Превышение допустимой доли вычетов

Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.

Безопасная доля вычетов по регионам в I и II кварталах 2021 года

Регион I квартал II квартал Динамика*
Российская Федерация в том числе: 88,8 88,4 –0,4
Центральный федеральный округ
Белгородская область 90,0 88,6 –1,4
Брянская область 89,3 90,1 0,8
Владимирская область 86,1 83,6 –2,5
Воронежская область 91,2 91,7 0,5
Ивановская область 91,5 91,6 0,1
Калужская область 88,3 89,3 1,0
Костромская область 87,7 87,7 0,0
Курская область 94,5 91,7 –2,8
Липецкая область 104,3 104,2 –0,1
Московская область 88,3 88,9 0,6
Орловская область 88,1 89,4 1,3
Рязанская область 88,3 88,4 0,1
Смоленская область 91,1 92,7 1,6
Тамбовская область 95,2 93,6 –1,6
Тверская область 87,2 87,8 0,6
Тульская область 96,8 96,3 –0,5
Ярославская область 86,5 89,3 2,8
город Москва 88,8 89,4 0,6
Северо­Западный федеральный округ
Республика Карелия 71,3 70,2 –1,1
Республика Коми 80,0 77,0 –3,0
Архангельская область 85,4 91,2 5,8
Вологодская область 99,7 102,2 2,5
Калининградская область 63,9 64,3 0,4
Ленинградская область 90,2 91,8 1,6
Мурманская область 185,7 161,9 –23,8
Новгородская область 96,2 97,8 1,6
Псковская область 92,1 91,5 –0,6
город Санкт­Петербург 88,4 88,4 0,0
Ненецкий АО 110,8 108,0 –2,8
Северо­Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан 85,4 84,4 –1,0
Республика Ингушетия 95,7 93,6 –2,1
Кабардино­Балкарская Республика 90,8 91,5 0,7
Карачаево­Черкесская Республика 91,0 88,6 –2,4
Республика Северная Осетия — Алания 86,6 87,9 1,3
Чеченская Республика 96,8 95,1 –1,7
Ставропольский край 93,5 91,7 –1,8
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 87,4 85,5 –1,9
Республика Калмыкия 116,3 87,0 –29,3
Республика Крым 87,8 86,4 –1,4
Краснодарский край 91,6 91,8 0,2
Астраханская область 78,5 76,6 –1,9
Волгоградская область 93,6 87,7 –5,9
Ростовская область 95,0 95,2 0,2
город Севастополь 83,1 81,9 –1,2
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан 93,1 93,3 0,2
Республика Марий Эл 89,6 90,4 0,8
Республика Мордовия 89,3 90,4 1,1
Республика Татарстан 92,0 91,3 –0,7
Удмуртская Республика 82,3 79,4 –2,9
Чувашская Республика 82,4 84,6 2,2
Кировская область 84,8 85,4 0,6
Нижегородская область 92,5 90,2 –2,3
Оренбургская область 75,3 72,1 –3,2
Пензенская область 87,6 86,9 –0,7
Пермский край 86,3 81,5 –4,8
Самарская область 84,3 82,9 –1,4
Саратовская область 86,8 86,8 0,0
Ульяновская область 88,0 90,0 2,0
Уральский федеральный округ
Курганская область 85,2 85,1 –0,1
Свердловская область 91,6 91,6 0,0
Тюменская область 84,2 82,2 –2,0
Челябинская область 89,9 89,8 –0,1
Ханты­Мансийский АО — Югра 66,8 60,4 –6,4
Ямало­Hенецкий АО 75,9 69,7 –6,2
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 90,0 88,9 –1,1
Республика Тыва 81,3 88,9 7,6
Республика Хакасия 85,6 84,5 –1,1
Алтайский край 89,0 88,1 –0,9
Красноярский край 83,4 81,6 –1,8
Иркутская область 78,9 79,7 0,8
Кемеровская область — Кузбасс 93,8 92,6 –1,2
Новосибирская область 88,6 89,1 0,5
Омская область 88,2 84,1 –4,1
Томская область 73,6 74,5 0,9
Дальневосточный федеральный округ
Республика Бурятия 93,1 92,6 –0,5
Республика Саха (Якутия) 86,9 87,2 0,3
Приморский край 97,7 96,3 –1,4
Хабаровский край 90,8 89,1 –1,7
Амурская область 143,9 137,1 –6,8
Камчатский край 91,3 95,9 4,6
Магаданская область 100,5 103,4 2,9
Сахалинская область 91,9 92,8 0,9
Забайкальский край 98,0 99,3 1,3
Еврейская автономная область 86,2 83,3 –2,9
Чукотский АО 124,1 149,4 25,3
БАЙКОНУР 75,2 72,5 –2,7

* Показатели посчитаны на основании отчета 1-НДС опубликованного на сайте ФНС. Безопасная доля рассчитана по операциям, которые облагаются НДС по ставкам 10 и 20 процентов, без учета сумм налога и вычетов по операциям с нулевой ставкой.

При проверке деклараций по НДС налоговые органы ориентируются на региональный показатель.

Далее приводим примерный ответ на требование пояснить, почему у компании вычет превысил ту самую безопасную долю.

Ответ на требование № __________от __________
о наличии высокой доли вычетов в налоговой декларации по НДС
ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ___________ от ___________ поясняет следующее.

Основным видом деятельности компании является оптовая продажа продуктов питания. В силу сложившейся в компании ситуации закупка продукции была приостановлена в I квартале 2020 года и возобновлена лишь во II квартале. В мае компанией была приобретена большая партия товаров для продажи, что привело к росту доли вычетов НДС.

В III квартале 2020 года компания планирует увеличить объем продажи продукции путем заключения новых договоров на поставку. Это должно привести к росту выручи, облагаемой НДС, и к уменьшению доли вычетов.

Налоговый кодекс позволяет заявлять вычет НДС частично, а также переносить его на другие налоговые периоды в пределах 3 лет. Часто компании этим пользуются, чтобы не превышать безопасную долю вычета и не привлекать ненужное внимание в ходе камеральной проверки. При этом не подлежат переносу:

  • вычеты с авансов;
  • вычеты покупателя — налогового агента;
  • вычеты по имуществу, полученному в счет вклада в уставный капитал;
  • командировочные вычеты.

Если вычет переносится на другой период, возникает расхождения в данных между декларацией налогоплательщика и его контрагента. Ведь контрагент выпишет счет-фактуру, включит сделку в базу по НДС и уплатит налог в том периоде, в котором состоялась сделка. А налогоплательщик заявит НДС по этой сделке в другом периоде.

Далее представлен вариант ответа на запрос пояснений в такой ситуации.

Ответ на требование № ___________ от __________ о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС

ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

Сумма НДС и вычетов в декларации за II квартал 2020 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 3 200 000 рублей.

Расхождение с данными контрагента ООО «Ласточка» возникло из‑за переноса вычета по НДС в сумме 36 000 рублей со II квартала 2020 года на следующий период на основании пункта 1.1 статьи 172 НК РФ.

Контрагент ООО «Ласточка» предъявил сумму налога в счете-фактуре от 25.05.2020 № 214 и включил ее в налоговую базу во II квартале 2020 года. ООО «Ромашка» планирует заявить вычет по данному счету-фактуре в III квартале 2020 года.

Вычет по авансу, который получен более 3 лет назад

Бывает, что компания получила аванс достаточно давно, но отгрузка товаров или оказание услуг состоялось только сейчас. Соответственно, налогоплательщик заявляет вычет в отчетном квартале. И если аванс получен более 3 лет назад, налоговики требуют пояснить эту ситуацию. Вот что следует в ответ на это написать:

Ответ на требование № ___________ от __________ о вычете с полученного от покупателя аванса

ООО «Кактус» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

В апреле 2021 года ООО «Кактус» получило предоплату от контрагента ООО «Ласточка» в размере 236 000 рублей, в том числе НДС 36 000 рублей. Сумма налога исчислена и отражена в книге продаж в I квартале 2021 года.

Полученная сумма является предоплатой за поставку продукции, которая должна быть изготовлена нашей компании для ООО «Ласточка». Однако в связи с тем, что нами осваивалась новая технология производства, продукция была произведена и отгружена контрагенту только в июне 2021 года. Поэтому вычет НДС в размере 36 000 рублей был отражен нашей компанией в книге покупок во II квартале 2021 года.

В данной ситуации трехгодичный срок, предусмотренный пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ, не применяется.

Вычет НДС с предоплаты, если ее сумма больше заявленной в договоре

ФНС и Минфин настаивают на том, что принять НДС с предоплаты к вычету можно только в том случае, если условия о перечислении предварительной оплаты содержится в договоре. Подразумевает привычный договор в виде отдельного документа. Если такого договора нет либо в нем отсутствует условие о предоплате, то налоговые органы в вычете отказывают.

Мнение арбитров на этот счет разные — есть решения, в которых наличие договора в виде самостоятельного документа признано необязательным. Ведь если компания перечислила предоплату, значит, она подтвердила факт заключения договора.

Однако налоговые органы от требования договора в таком случае не отказались. Правда, теперь они считают допустимым предоставление им копии, а не оригинала документа.

Таким образом, если заявляется НДС с предоплаты, ФНС может запросить договор (копию), в котором должно быть условие о предоплате. Иначе вычеты могут не признать.

Бывает, что в договоре фигурируют одна сумма предоплаты, а по факту покупатель переводит больше. В Минфине признали, что в таком случае принять НДС к вычету можно со всей фактически переведенной суммы предоплаты. Но налоговые органы тем не менее запрашивают в такой ситуации пояснения.

Ответить можно примерно так:

  • продавец предъявил покупателю счет-фактуру на сумму аванса, который соответствует требованиям пункт 5.1 статьи 169 НК РФ;
  • между продавцом и покупателем заключен договор, в котором содержатся условия предварительной оплате.

Если один из контрагентов цепочки не уплатил НДС

О том как опасно попасть в цепочку с недобросовестным контрагентом, знают все плательщики НДС. Вместе с тем уже год в Налоговом кодексе существует статья 54.1, в соответствии с которой ФНС не может снять с компании вычет НДС, если она не допустила со своей стороны нарушений.

Вычета могут лишить, если факты в учете и отчетности были искажены умышленно, если сделка заключалась с целью уменьшения налогов и не имела деловой цели или если контрагент существует лишь на бумаге. Но для снятия вычета налоговый орган должен представить доказательства того, что налогоплательщик действовал заодно с недобросовестным контрагентом.

Если налоговики требуют пояснить операцию с таким контрагентом, ответить можно примерно так:

  • устав;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • копии свидетельств о регистрации, постановки на налоговый учет;
  • приказ о назначении генерального директора;
  • справка об отсутствии задолженности перед бюджетом.

Ошибка в счете-фактуре

Иногда налоговые органы присылают требования, связанные с неточностями и ошибками в счетах-фактурах. Нужно помнить, что вычет по таким счетам-фактурам заявлять можно, если ошибки не препятствуют идентифицировать:

  • продавца или покупателя;
  • наименование товара, услуги;
  • стоимость;
  • ставку либо сумму НДС.

Тем не менее на практике налоговые органы часто в таком случае требуют представить «уточненку» по НДС. Даже если это касается технических ошибок, например, в дате или номере счета-фактуры. Если налогоплательщик не подает уточненную декларацию, его приглашают в инспекцию для дачи пояснений. Хотя, по мнению арбитров, в данном случае достаточно представить пояснение по ТКС и указать корректные данные. Такой вывод подтверждается, например, в Постановлении АС СЗО от 01.09.2017 № Ф07-7152/2017 по делу № А13-14539/2016.

Пояснение в таком случае может выглядеть так:

Ответ на требование № ___________ от __________ о необоснованном вычете в связи с технической ошибкой в нумерации счета-фактуры

ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

Нашей компанией была допущена ошибка в номере счета-фактуры от 06.06.2020, выставленного в адрес ООО «Ласточка» на сумму 236 000 рублей. Правильный номер счета фактуры — «14».

Вместе с тем сообщаем, что ошибка в номере счета-фактуры не привела к невозможности идентификации необходимых параметров сделки и занижению налоговых обязательств по НДС (пункт 1 статьи 81 НК РФ).

Представляем скан-копию счета-фактуры, по которому во II квартале 2020 года нами был заявлен вычет. Также сообщаем, что контрагент ООО «Ласточка» отразил указанный счет-фактуру в книге продаж за II квартал.

На основании этого считаем, что наша компания исполнила требование налогового органа. Считаем, что подавать уточненную налоговую декларацию по НДС необходимости нет.

Ссылка на основную публикацию