Основания для освобождения от уплаты госпошлины при обращении в суд общей юрисдикции
От уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции освобождены:
1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы;
2) истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;
3) истцы – по искам о взыскании алиментов;
4) истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
5) истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;
6) организации и физические лица – за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;
7) стороны – при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;
8) организации и физические лица – при подаче в суд:
– заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;
– административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами;
– частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о применении либо об отмене применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению или о замене одной меры предварительной защиты другой, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;
9) истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;
10) граждане – при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;
11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, – при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;
12) вынужденные переселенцы и беженцы – при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;
13) граждане при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;
14) истцы – при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;
15) административные истцы – по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и (или) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;
16) истцы – по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;
17) авторы результата интеллектуальной деятельности – по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).
18) истцы (административные истцы) – инвалиды I или II группы;
19) ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
20) истцы – по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
21) истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, – по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
Условия предоставления льгот по уплате государственной пошлины
При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, перечисленные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 миллион рублей.
.Лица, имеющие льготы по уплате государственной пошлины, должны приложить документ, подтверждающий обстоятельство, с которым закон связывает такое право, к обращению в суд (статья 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, статья 126 Кодекса административного судопроизводства).
Этими документами могут быть, например, копия справки об инвалидности, копия пенсионного удостоверения и т.д. в зависимости от категории льготников.
Статья 105 АПК РФ. Льготы по уплате государственной пошлины
Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Комментарии к ст. 105 АПК РФ
Перечень льгот по оплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд по сравнению с судом общей юрисдикции невелик. Это вполне объяснимо, поскольку экономический характер споров существенным образом отличается от общегражданского оборота, предполагает иной субъектный состав участников.
В соответствии со ст. 333.37 НК от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, освобождены:
– прокуроры, государственные органы и органы местного самоуправления, если они обращаются с требованиями в защиту государственных или общественных интересов, то есть в защиту интересов других лиц;
– истцы по требованиям, предъявляемым в интересах ребенка;
– общественные организации инвалидов, выступающие в качестве как истцов, так и ответчиков по делу;
– истцы, являющиеся инвалидами первой и второй групп.
Чаще всего указанными льготами пользуются прокуроры, призванные оберегать государственные интересы от засилья частных интересов. Прокуроры инициируют судебное разбирательство, выступая так называемыми процессуальными истцами, не подменяющими собой сторону в судебном процессе.
Государственные органы и органы местного самоуправления обращаются в защиту государственных или общественных интересов гораздо реже. Выступая от своего имени, обращая внимание на специфику своих функций, они пытаются убедить арбитражный суд в том, что любое их обращение осуществляется в защиту интересов государства и общества, что далеко не всегда соответствует действительности. Под защитой государственных и общественных интересов законодатель понимает исключительно обращения в пользу иных лиц, а не своих собственных.
Если имеются достаточные основания для освобождения указанных категорий лиц от оплаты государственной пошлины, то процессуальные льготы действуют во всех судебных инстанциях .
См.: п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 г. N 117.
Права и законные интересы ребенка являются объектом защиты чаще всего в судах общей юрисдикции. Однако с передачей в исключительную компетенцию арбитражных судов корпоративных споров возникли основания для рассмотрения смежных с ними правовых вопросов, включая те, что затрагивают имущественные права и интересы несовершеннолетних детей.
Инвалиды нетрудоспособных групп в качестве истцов, а общественные организации инвалидов – в качестве истцов и ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины только при наличии дополнительного условия в виде цены иска, не превышающего сумму в один миллион рублей. В противном случае они частично освобождаются от уплаты государственной пошлины, которая определяется из цены иска в указанном размере, и оплачивают государственную пошлину в оставшейся части по правилам, изложенным в подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК.
Следует помнить о том, что освобождение в силу закона от оплаты государственной пошлины вовсе не равнозначно освобождению от судебных издержек, имеющих иное, по сравнению с оплатой государственной пошлины, функциональное назначение.
Не является льготой особый порядок решения вопроса об оплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, который связан с уменьшением размера ее оплаты сообразно имущественному положению заявителя, а также с предоставлением отсрочки и рассрочки.
Возможность уменьшения арбитражным судом размера государственной пошлины предусмотрена п. 2 ст. 333.22 НК. Отсрочка и рассрочка в оплате государственной пошлины осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК.
Чаще всего заинтересованные лица, являющиеся участниками экономических отношений, обращаются с ходатайством о предоставлении отсрочки в оплате государственной пошлины, поскольку ее обоснование намного проще, чем обоснование уменьшения размера государственной пошлины либо предоставления рассрочки. Уменьшение размера государственной пошлины традиционно связывается с обращением в арбитражный суд по так называемому праву бедности.
Для предоставления отсрочки заявителю необходимо обратиться к арбитражному суду с ходатайством в виде заявления. Подобное ходатайство может содержаться и в иске (заявлении, жалобе). Форма его подачи правового значения не имеет. Важен набор документов, которые должны быть приложены к ходатайству. Он определен в Постановлении Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. N 6 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине”, которое сохраняет актуальность в части, не противоречащей более позднему законодательству о налогах и сборах.
В частности, заинтересованное лицо представляет в арбитражный суд справку налогового органа, в которой содержатся сведения обо всех его банковских счетах, где бы они ни находились.
Вместе со справкой налогового органа заявитель должен представить в арбитражный суд банковские выписки об остатках денежных средств по каждому счету.
Для большей убедительности заявитель иногда предоставляет сведения о наличии картотеки неисполненных обязательств по банковским счетам, но это уже излишняя информация.
Заявитель не обязан представлять документальное подтверждение остатка денежных средств в кассе предприятия либо индивидуального предпринимателя, сведения об отсутствии ликвидного имущества, которое можно было бы продать в целях оплаты государственной пошлины. Он не обязан представлять объяснения даже по поводу перечисления денежных средств накануне оформления банковской справки об их остатках.
Статья 105 АПК РФ. Льготы по уплате государственной пошлины
Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Комментарии к ст. 105 АПК РФ
Текст комментария: Под ред. В.В. Яркова “КОММЕНТАРИЙ К АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” (ПОСТАТЕЙНЫЙ)”
Авторы: Абсалямов А.В., Абушенко Д.Б., Бессонова А.И., Бурачевский Д.В., Гребенцов А.М., Дегтярев С.Л., Долганичев В.В., Загайнова С.К., Кузнецов Е.Н., Лазарев С.В., Плешанов А.Г., Раздьконов Е.С., Ренц И.Г., Решетникова И.В., Скуратовский М.Л., Соломеина Е.А., Спицин И.Н., Тарасов И.Н., Тимофеев Ю.А., Хазанов С.Д., Халатов С.А., Чудиновская Н.А., Ярков В.В.
1. Льготы по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражные суды установлены ст. 333.37 НК.
От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, освобождаются:
1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в ВС РФ, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов. Согласно ч. 1 ст. 53 АПК к упомянутым органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено федеральными законами. При этом указанные органы обращаются в суд не в защиту своих интересов. Под иными органами понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк РФ. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов ;
Пункт 32 Постановления Пленума ВАС РФ N 46.
2) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым ВС РФ, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков. Введение данного положения вызвало немало вопросов у судов, так как ранее освобождение от уплаты государственной пошлины устанавливалось для тех случаев, когда государственные органы выступают в защиту чужих интересов. Однако в подп. 2 п. 1 ст. 333.37 НК прямо указано на то, что государственные органы, органы местного самоуправления, выступают в суде в качестве истцов или ответчиков. Постепенно в ВС РФ сложилась практика распространения указанной льготы на федеральные казенные учреждения, учреждения ГУВСИН России, Министерство обороны РФ и пр. ;
См., например: Определения ВС РФ от 09.03.2017 N 304-ЭС16-16311, от 09.03.2017 N 307-ЭС16-15395, от 30.08.2018 N 308-ЭС18-4775, от 11.10.2018 N 306-ЭС18-11597, от 26.11.2018 N 309-ЭС18-12587, от 14.11.2018 по делу N 303-ЭС18-8779, от 26.11.2018 N 305-ЭС18-14112 и др.
3) авторы результата интеллектуальной деятельности – по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).
Помимо указанных случаев НК предусматривает освобождение от уплаты государственной пошлины следующих субъектов: общественные организации инвалидов, выступающих в качестве истцов и ответчиков; истцов – инвалидов I и II группы, но при наличии определенного условия. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, перечисленные плательщики освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае если цена иска не превышает 1 млн руб. В случае, если цена иска превышает 1 млн руб., указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (п. 3 ст. 333.37 НК).
2. Пункт 4 ч. 1 ст. 333.35 НК предусматривает освобождение от уплаты государственной пошлины отдельных категорий физических лиц и организаций. Применительно к арбитражным судам это федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных гл. 25.3 НК, за исключением случаев, предусмотренных подп. 124 п. 1 ст. 333.33 НК. Указанная норма введена в 2009 г. Практически по своему содержанию приведенная норма корреспондирует подп. 1, 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК.
Важно подчеркнуть, что субъекты, освобожденные от уплаты государственной пошлины, не должны ее уплачивать как при подаче иска, так и при подаче апелляционной, кассационной жалоб, при обращении с ходатайствами. Так, нередко в практике возникает вопрос, должно ли лицо, освобожденное от уплаты государственной пошлины в силу ст. 333.37 НК, оплачивать госпошлиной заявление об обеспечении иска. Исходя из системного и логического толкования норм гл. 25.3 НК, льготы при обращении в суд должны распространяться на все дозволенные законом требования, позволяющие защитить интересы лица, которому предоставлена льгота.
Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты пошлины.
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 – для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 – для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
ТЕМА 7.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
Государственная пошлина относится к числу федеральных налогов и сборов. Удельный вес государственной пошлины в доходах федерального бюджета в 2006 г. составляет 0,5 %. В отличие от налогов, пошлина представляет собой возмездный платеж, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами юридически значимых действий, включая выдачу документов. В отличие от налогов взимание пошлин всегда связано со специальной целью – покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они взимаются. Размер пошлины определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме.
После изучения материалов данной темы студенты смогут:
- определить назначение государственной пошлины;
- назвать состав налогоплательщиков государственной пошлины;
- знать размеры государственной пошлины за совершение различных действий;
- применять льготы по уплате государственной пошлины.
Оглавление
7.2.1. Плательщики, порядок
и сроки уплаты государственной пошлины
В соответствии с Налоговым кодексом РФ государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
При этом выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица в случае, если они:
1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ;
2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ.
Государственная пошлина, как правило, уплачивается до совершения в отношении плательщика юридически значимых действий или выдачи документов (см. табл. 7.2).
В том случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно или несколько лиц освобождены от уплаты государственной пошлины, ее размер уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от уплаты пошлины. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от уплаты.
Сроки уплаты государственной пошлины
Вид юридически значимого действия
Срок уплаты пошлины
При обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям
До подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной)
Если плательщики выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины
В 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда
При обращении за совершением нотариальных действий
До совершения нотариальных действий
При обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов)
До выдачи документов (их копий, дубликатов)
При обращении за проставлением апостиля
До проставления апостиля
При обращении за совершением иных юридически значимых действий
До подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов
Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата.
По ходатайству заинтересованного лица ему может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины на срок до шести месяцев. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются.
7.2.2. Размеры государственной пошлины
за совершение различных действий
Размеры государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, включая выдачу документов, установлены гл. 25.3 НК РФ. Они являются едиными на всей территории РФ. Ставки государственной пошлины зависят от характера совершаемых государственными органами действий и установлены либо в твердой сумме, выраженной в рублях, либо в процентах к соответствующей сумме (например, при вывозе культурных ценностей ставки – в процентах к их стоимости). В некоторых случаях установлены комбинированные ставки пошлины с использованием регрессивной шкалы (например, при подаче в суд общей юрисдикции или арбитражный суд искового заявления имущественного характера). Примеры размеров государственной пошлины за совершение различных действий приведены в табл. 7.3.
Следует отметить, что с вступлением в действие гл. 25.3 НК РФ в 2005 г. перечень видов действий, за которые взимается государственная пошлина, был существенно расширен. Так, например, были установлены размеры государственной пошлины:
- за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
- за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;
- за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг;
- за совершение регистрационных действий, связанных с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг;
- за государственную регистрацию в Государственном судовом реестре, судовой книге или бербоут-чартерном реестре;
- за государственную регистрацию воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации;
- за получение ресурса нумерации оператором связи и др.
Размеры государственной пошлины за совершение различных действий
Размер государственной
пошлины
1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями
- при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
4 % цены иска, но не менее 200 руб.
от 10 001 до 50 000 руб.
400 руб. плюс 3 % суммы, превышающей 10 000 руб.
от 50 001 до 100 000 руб.
1600 руб. плюс 2 % суммы, превышающей 50 000 руб.
от 100 001 до 500 000 руб.
2600 руб. плюс 1 % суммы, превышающей 100 000 руб.
свыше 500 000 руб.
6600 руб. плюс 0,5 % суммы, превышающей 500 000 руб., но не более 20 000 руб.
2. За совершение нотариальных действий
за удостоверение доверенностей, требующих нотариальной формы в соответствии с законодательством РФ
за удостоверение брачного договора
за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами:
- детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам;
- другим физическим лицам
3. За государственную регистрацию актов гражданского состояния
за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства
за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельств:
- при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей
- при расторжении брака в судебном порядке
- при расторжении брака по заявлению одного из супругов в случае, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет
200 руб. с каждого из супругов
4. За совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации
за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию
5. за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий
за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий
за открытие филиала банка
за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
за выдачу и обмен паспорта гражданина Российской Федерации
за право вывоза:
- культурных ценностей, созданных более 50 лет назад
- культурных ценностей, созданных 50 лет назад и менее
- предметов коллекционирования по палеонтологии
- предметов коллекционирования по минералогии
10 % стоимости ценностей
5 % стоимости ценностей
10 % стоимости ценностей
5 % стоимости ценностей
за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц
за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка
0,1 % заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 40 000 руб.
за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы
7.2.3. Льготы по уплате государственной пошлины
По уплате государственной пошлины Налоговым Кодексом РФ установлен широкий перечень льгот, которые предоставляются определенным категориям граждан и организаций в следующих формах:
1. Полное освобождение от уплаты государственной пошлины.
Например, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном суде РФ, при обращении в органы или к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, от уплаты государственной пошлины освобождены:
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы;
- участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
Например, за совершение нотариальных действий от уплаты государственной пошлины освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом; общественные организации инвалидов; физические лица – за удостоверение завещаний имущества в пользу государства.
Кроме того, государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях:
1) за выдачу приглашения на въезд в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства в целях его обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении;
2) за продление срока действия разрешения на временное пребывание в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в целях осуществления благотворительной деятельности или доставки гуманитарной помощи либо по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника;
3) за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения и возвращаемых собственнику;
4) за государственную регистрацию прав РФ, субъекта РФ, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну;
5) за государственную регистрацию арестов недвижимого имущества;
6) за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона;
7) за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
8) за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества.
2. Освобождение от обложения государственной пошлиной отдельных операций.
Например, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы по искам:
- о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;
- о взыскании пособий;
- о взыскании алиментов;
- о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
- о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;
- при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;
- по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов, и др.
По делам, рассматриваемым в арбитражных судах , от уплаты государственной пошлины освобождаются:
1) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.
Освобождаются от уплаты государственной пошлины физические лица за государственную регистрацию актов гражданского состояния в следующих случаях:
- за выдачу свидетельств при исправлении или изменении записей актов о рождении в связи с усыновлением (удочерением);
- за внесение исправлений и или изменений в записи актов гражданского состояния и выдачу свидетельств в связи с ошибками, допущенными при государственной регистрации актов гражданского состояния по вине работников, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния;
- за выдачу справок о регистрации актов гражданского состояния для представления в уполномоченные органы по вопросам назначения либо перерасчета пенсий или пособий;
- за выдачу свидетельств о смерти при исправлении и изменении записей актов о смерти необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных лиц на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий, а также за выдачу повторных свидетельств о смерти лиц указанной категории;
- за выдачу извещений об отсутствии записей актов гражданского состояния для восстановления утраченных записей актов гражданского состояния в установленном порядке.
3. Установление необлагаемой суммы.
Например, от уплаты государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений имущественного характера или исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. освобождаются:
- общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
- истцы – инвалиды I и II групп;
- ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
- истцы – по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
- истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, – по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
4. Понижение ставки государственной пошлины.
Например, инвалиды I и II групп уплачивают государственную пошлину в размере 50 % по всем видам нотариальных действий.
ВС: Статус госоргана – достаточное основание для освобождения от уплаты госпошлины
По мнению экспертов «АГ», выводы Верховного Суда понятны и обоснованны. Хотя определение нельзя назвать инновационным, оно в очередной раз направляет практику в русло, предписываемое нормами налогового законодательства.
13 августа Верховный Суд вынес Определение № 310-ЭС18-781, в котором указал, что отделу МВД достаточно статуса государственного органа для освобождения от уплаты госпошлины.
Поводом к рассмотрению стала кассационная жалоба отдела МВД по Белгородскому району на определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2017 г. и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 ноября 2017 г. по делу № А08-5276/2017.
ПАО «Квадра-Генерирующая компания» обратилось к ОМВД с иском о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию. Решением Арбитражного суда Белгородской области иск удовлетворен частично, с ОМВД взыскана задолженность по договору.
Ответчик не согласился с решением и обратился в суд апелляционной инстанции, который оставил жалобу без движения, указав на необходимость уплатить госпошлину. На что ОМВД обжаловал определение в кассацию, указав, что наличия у него как ответчика по делу статуса государственного органа достаточно для освобождения от уплаты госпошлины.
Кассация оставила определение апелляции без изменения. Суд применил подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса, а также п. 32 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах».
Свою позицию кассация аргументировала тем, что ОМВД, зарегистрированный в качестве юрлица, в данном случае выступает как потребитель – участник хозяйственного спора в гражданско-правовых отношениях, его участие в арбитражном процессе не обусловлено выполнением отдельных функций госоргана, в связи с чем он не может быть освобожден от уплаты госпошлины.
Рассматривая жалобу, Верховный Суд указал, что вопреки выводам судов апелляционной и кассационной инстанций подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ в данном случае неприменим, поскольку касается иных органов, под которыми понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции.
Суд подчеркнул, что законодательством о налогах и сборах установлено правило, согласно которому наличие у лица процессуальной роли наряду со статусом госоргана или органа местного самоуправления является самостоятельным и достаточным основанием для освобождения от обязанности по уплате госпошлины.
ВС напомнил, что в соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 МВД России входит в структуру федеральных органов исполнительной власти и действует непосредственно и (или) через органы внутренних дел, куда также входят территориальные органы. Их статус утвержден Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699. На эту же норму указал УОС МВД в официальном ответе на обращение «АГ».
На основании изложенного Суд установил, что ОМВД по Белгородскому району является государственным органом и как ответчик по арбитражному делу имеет право на освобождение от уплаты госпошлины в соответствии со специальной нормой – подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. Дело направлено в апелляцию для решения вопроса о принятии жалобы ОМВД по основному спору.
Комментируя определение, старший юрист АБ КИАП, адвокат Дмитрий Калиниченко отметил, что оно однозначно закрепило право государственных органов и органов местного самоуправления не уплачивать госпошлину при обращении в суд, даже если обращение не связано с защитой государственных и (или) общественных интересов.
Эксперт пояснил, что в результате параллельного толкования положений НК РФ судебная практика двигалась различными путями: «Встречаются судебные акты, обязывающие госорганы, если они выступают не в защиту государственных и (или) общественных интересов, платить госпошлину (например, определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2010 г. по делу № А21-3211/2010; определение Десятого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2013 г. по делу № А41-47495/2012)».
Юрист арбитражной практики VEGAS LEX Станислав Матюшов назвал выводы ВС РФ понятными и обоснованными. При этом он считает, что определение не повлияет на практику распределения судебных расходов в делах, где стороной является государственный орган – в таких случаях его освобождение от уплаты госпошлины не влечет освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов.
Эксперты добавили, что аналогичная позиция по данному вопросу была отражена ранее – в Определении ВС РФ от 9 марта 2017 г. № 307-ЭС16-15395 по делу № А21-6452/2015, а также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. по делу № А40-31694/2012.
По мнению Дмитрия Калиниченко, определение ВС РФ нельзя назвать инновационным, но оно в очередной раз направляет правоприменительную практику в русло, предписываемое нормами налогового законодательства.
Нужно ли платить госпошлину при банкротстве?
Госпошлина — это обязательный платеж за услуги, которые оказывают государственные и муниципальные ведомства. Не является исключением и процесс рассмотрения судебных дел. Так как суды рассматривают дела и выносят акты от имени государства, то за обращение с заявлениями, исками и жалобами нужно платить госпошлину.
Судебное банкротство ведется через арбитражные суды. Поэтому Налоговый кодекс РФ предусматривает оплату госпошлины за подачу заявления о признании должника банкротом. О том, кто обязан платить пошлину и как рассчитывается ее размер, читайте в нашем материале.
Платится ли госпошлина при банкротстве
Рассмотрение дел в судах только условно можно назвать государственной услугой. Тем не менее, за подачу почти всех видов заявлений в судебный орган нужно платить госпошлину. Размер пошлины может рассчитывать исходя из цены иска, либо в фиксированной сумме. Также в НК РФ есть множество льгот по государственной пошлине для разных категорий лиц.
Основным вариантом обращения на банкротство является подача заявления в арбитражный суд. Внесудебное банкротство доступно только для физических лиц, но не для организаций-должников. По арбитражным делам госпошлина платиться заявителем (истцом). Поэтому и при обращении на судебное банкротство заявитель обязан представить документ об оплате пошлины.
Ставки государственной пошлины отличаются для судов общей юрисдикции и арбитража. В отношении арбитражных дел размер госпошлины определяется по ст. 333.21 НК РФ. Там есть специальный пункт о ставках платежей при подаче заявлений на банкротство.
Что будет, если не предоставить в суд
квитанцию об уплате госпошлины?
Спросите юриста
- спишутся вcе долги: по кредитам, МФО, услугам ЖКХ, распискам, налогам, штрафам и т.д.
- коллекторы и банки перестанут названивать вам
- все наложенные приставами аресты на ваше имущество будут сняты
Оставьте свой телефон, мы перезвоним через 3 минуты и расскажем подробнее об услуге
Кто обязан платить госпошлину
Госпошлину всегда платит лицо, которое подает документы в суд. Следовательно, пошлину будет платить лицо, которое подает в арбитраж заявление о банкротстве:
- кредитор (организация, физ. лицо или предприниматель);
- должник (организация, физ. лицо или предприниматель).
За подачу заявления на внесудебное банкротство госпошлина не предусмотрена. Для физических лиц и ИП размер госпошлины составляет 300 рублей. Для юридических лиц размер пошлины составляет 6 000 рублей.
Для целей оплаты госпошлины предприниматели (ИП) отнесены к физическим лицам. Некоторые категории заявителей освобождены от платежа. Подробнее об этом читайте ниже.
Размер госпошлины за подачу заявления на банкротство
Ставки госпошлины по банкротным делам утверждены в фиксированной сумме. Поэтому размер пошлины не зависит от суммы долговых обязательств банкрота , характера требований кредиторов и других факторов. Суд тоже не может менять фиксированные ставки госпошлины по своему усмотрению. Однако у суда есть право освободить заявителя от уплаты, либо предоставить рассрочку, отсрочку по платежу.
Для физических лиц
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ, госпошлина о признании должника банкротом составит 300 рублей, если заявление подает физическое лицо или ИП. При этом размер госпошлины 300 рублей распространяется на случаи:
- когда заявление подает должник-гражданин;
- когда заявление на банкротство подает кредитор-гражданин.
Ставка 300 рублей не меняется, если кредитор-гражданин подает заявление на банкротство организации. Размер госпошлины определяется по статусу заявителя.
Для юридических лиц
Для организаций тоже действует фиксированная ставка госпошлины при обращении на банкротство. За подачу заявления нужно заплатить 6 000 рублей (п. 5 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ). Госпошлину будет платить организация, которая инициирует банкротство в отношении себя или другого должника. Если должником является физическое лицо, то кредитор-организация платит при подаче заявления 6 000 рублей.
Вернут ли заявителю сумму госпошлины,
если банкротство не состоялось?
Спросите юриста
Порядок оплаты госпошлины
Оплату госпошлины по делу о банкротстве физического лица нужно подтвердить документом. Проверять факт оплаты будет суд на этапе принятия заявления к производству. В рамках дела кредиторы и должники могут нести дополнительные расходы. Однако доплачивать пошлину при переходе на различные этапы банкротства не придется.
На каком этапе банкротства платится госпошлина
Пошлина уплачивается на стадии подачи заявления. После возбуждения дела будут проводиться другие процессуальные действия, от первого судебного заседания, через цепочку аналогичных заседаний — вплоть до реализации имущества. Но для отдельных стадий банкротства уплата или доплата пошлины не предусмотрена .
Например, по уже возбужденному банкротному делу кредиторы не будут платить госпошлину за подачу заявлений о включении требований в реестр.
Как лучше оплатить госпошлину
Это решает сам заявитель. На сайте каждого арбитражного суда можно найти актуальные реквизиты для оплаты, сформировать квитанцию. Платеж можно сделать:
- через отделение банка;
- через отделения почты;
- через интернет-сервисы.
В самом арбитражном суде платежи по госпошлине не принимают. Но там тоже можно попросить реквизиты для оплаты. Иногда там стоят терминалы, через которые можно перевести оплату на счет суда. Но практически все заявители уже платят пошлину через мобильные банки.
К заявлению на банкротство желательно приложить платежный документ (квитанцию с почты, электронный чек, платежка из банка и т.д.). Если платежный документ будет отсутствовать, то специалисты суда обязаны сами проверить поступление платежа в бюджет. Для этого используются идентификаторы плательщика и получателя платежа (ИНН, КБК и т.д.). Но наличие квитанции упростит и ускорит проверку.
Можно ли восстановить квитанцию об уплате
пошлины при ее потере?
Спросите юриста
Что будет при неоплате госпошлины
Если не оплатить госпошлину, заявление о банкротстве будет оставлено без движения. Об этом суд вынесет определение, предоставит срок на оплату и представление подтверждающего документа. Если в назначенный срок заявитель не представит платежку или сведения об оплате, заявление с документами вернут без рассмотрения. Тем не менее, возврат документов не лишает права еще раз подать их в арбитраж позже, когда заявитель оплатит госпошлину .
Льготы по госпошлине
В отличие от гражданских дел, льгот по госпошлине при обращении в арбитраж достаточно мало. Полностью освобождены от государственной пошлины:
- государственные и муниципальные органы (например, если заявителем по банкротству выступает ФНС);
- общественные организации инвалидов, если они выступают заявителями;
- заявители, у которых подтверждена I и II группа инвалидности.
В ст. 333.22 НК РФ указано, что судья вправе освободить заявителя от уплаты пошлины, исходя из его имущественного положения. Также допускается уменьшение размера платежа, предоставление рассрочки или отсрочки по оплате. Так как для физических лиц размер пошлины составляет всего 300 рублей, судья вряд ли предоставит заявителю-гражданину какую-либо льготу.
Можно ли вернуть пошлину после завершения банкротства
По обычным гражданским или арбитражным делам уплаченную госпошлину можно взыскать с проигравшей стороны. Но в банкротстве это невозможно, так как там нет истцов и ответчиков.
Поэтому при любом результате банкротства госпошлина заявителю не возвращается.
Нужно ли платить госпошлину за внесудебное банкротство
Одно из ключевых преимуществ банкротства через Многофункциональные центры — оно полностью бесплатно для должника. Поэтому платить госпошлину при подаче заявления в МФЦ не нужно. Кредиторы тоже не будут платить пошлину за внесудебное банкротство, так как не имеют права подавать заявление о банкротстве должника через МФЦ.
Если у вас остались вопросы, связанные с расчетов и оплатой госпошлины за банкротство, проконсультируйтесь у наших юристов. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!
Статья 105. Льготы по уплате государственной пошлины
Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
- Статья 104. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
- Статья 106. Судебные издержки
Комментарий к ст. 105 АПК РФ
1. Льготы по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражные суды установлены ст. 333.37 НК. В п. п. 1, 2 ст. 333.37 НК установлены категории лиц, которые освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
При применении пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК арбитражным судам следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 53 АПК к упомянутым органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено ФЗ (п. 20 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 НК РФ”).
При применении ст. 333.37 НК в судебной практике возникает немало вопросов.
Так, по одному из дел судом сделан следующий вывод: предоставление льгот по уплате государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада общественных объединений инвалидов, действующим законодательством не предусмотрено. ООО обратилось в арбитражный суд с иском к предприятию о взыскании задолженности по договору. Определением арбитражного суда исковое заявление оставлено без движения в соответствии со ст. 128 АПК в связи с неуплатой государственной пошлины. Постановлением апелляционной инстанции определение оставлено без изменения. Проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не нашел. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются общественные организации инвалидов. ООО создано городским отделением областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов в целях создания рабочих мест для инвалидов, удовлетворения общественных потребностей, получения прибыли и обеспечения социальных и экономических интересов городского общества инвалидов. Поскольку ООО является самостоятельным хозяйственным обществом, имеющим целью получение прибыли, и не является общественной организацией, учреждением или объединением инвалидов, суд первой и апелляционной инстанций правомерно пришел к выводу о том, что оно не попадает в перечень лиц, освобожденных от уплаты госпошлины. Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции оставил судебные акты без изменения .
Информация об основных подходах по рассмотрению ФАС Уральского округа споров, связанных с применением АПК РФ.
Другой пример. При пересмотре судебных актов кассационная инстанция пришла к верному выводу. В силу п. 3 ст. 333.37 НК при подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера плательщики, указанные в п. 2 данной статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1000000 руб. Материалами дела, в частности свидетельством о регистрации, подтверждено, что организация является общественной организацией инвалидов. Поскольку цена иска к организации менее 1000000 руб., суду следовало освободить ее от уплаты государственной пошлины по изложенным основаниям .
Постановление ФАС Уральского округа от 22.05.2006 по делу N Ф09-4094/06-С1.
2. Пункт 4 ч. 1 ст. 333.35 НК предусматривает освобождение от уплаты государственной пошлины отдельных категорий физических лиц и организаций. Применительно к арбитражным судам это федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных гл. 25.3 НК, за исключением случаев, предусмотренных пп. 124 п. 1 ст. 333.33 НК. Указанная норма введена в 2009 г. Практически по своему содержанию приведенная норма корреспондирует с пп. 1, 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК.
Важно подчеркнуть, что субъекты, освобожденные от уплаты государственной пошлины, не должны ее уплачивать как при подаче иска, так и при подаче апелляционной, кассационной жалоб, при обращении с ходатайствами. Так, нередко в практике возникает вопрос, должно ли лицо, освобожденное от уплаты государственной пошлины в силу ст. 333.37 НК оплачивать госпошлиной заявление об обеспечении иска? Исходя из системного и логического толкования норм гл. 25.3 НК, льготы при обращении в суд должны распространяться на все дозволенные законом требования, позволяющие защитить интересы лица, которому предоставлена льгота.
Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты пошлины.
Судебная практика по статье 105 АПК РФ
В соответствии со статьей 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом положений пункта 3 названной статьи) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются истцы – инвалиды I и II группы.
Оставляя без изменения определение Суда по интеллектуальным правам от 19.10.2018 о возвращении кассационной жалобы, судебная коллегия руководствовалась положениями пункта 2 статьи 9, статьи 105 АПК РФ, статей 333.22, 333.35, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и исходила из того, что заявителем не были устранены в установленный судом срок обстоятельства, послужившие основанием для оставления без движения жалобы на определение от 16.08.2018.
Статьей 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются истцы – инвалиды I и II групп.
В соответствии со статьей 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом положений пункта 3 названной статьи) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются истцы – инвалиды I и II группы.
Согласно статье 105 АПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются истцы – инвалиды I и II групп.
В соответствии со статьей 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом положений пункта 3 названной статьи), от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным