Каковы полномочия ФАС России – основные полномочия, а также меры воздействия

Функции ФАС России

Важно! Функции ФАС довольно обширны и содержатся сразу в нескольких нормативных актах, например:

  1. Проведение контроля и надзора за соблюдением условий конкуренции на современном рынке и экономической концентрацией, выявление правонарушений и предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 22 ФЗ № 135).
  2. Осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства, связанного с естественными монополиями (ст. 7 закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ, ст. 25 закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ).
  3. Осуществление надзора при проведении государственных закупок (ст. 99 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
  4. Исполнение контроля и надзора в области рекламной деятельности (ст. 34–37 закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
  5. Иные функции, содержащиеся в других нормативных актах, указывающих на необходимость антимонопольного регулирования.

Ведение и размещение в общедоступной сети интернет решений по вопросам, затрагивающим неопределенный круг лиц.

Что такое Федеральная антимонопольная служба

ФАС РФ, или Федеральная антимонопольная служба – это особое ведомство, в задачи которого входит защита конкуренции или недопущение формирования монополии на современном рынке. Ведомство было утверждено по указу Президента №314 от 2004 года.

Порядок работы антимонопольной службы регламентируется следующими документами:

  1. Положением о ФАС, утвержденное Постановлением Правительства от 2004 года №331.
  2. Законом «О защите конкуренции» от 2006 года №135-ФЗ.
  3. Постановлением Правительства «Вопросы ФАС» от 2004 года №189.
  4. Локальными нормативно-правовыми актами, в которых содержатся ссылки на законодательство о рекламе, торговле и пр.

Функции службы.

Документы для регулирования

В качестве основных документов, которые используются как для регулирования деятельности службы, так и для обеспечения ее работы, выступают:

  • положение о ФАС № 331 — утверждено правительством РФ
  • ФЗ № 135 — регламентирует защиту конкуренции
  • постановление правительства РФ № 189
  • нормативные акты, что ссылаются на необходимость работы ФАС в конкретных сферах: торговля, реклама, государственные тендеры и т.д.

Данный перечень неполный и содержит в себе лишь основную нормативную базу. Раскрыть его полностью в рамках данной статьи невозможно из-за объема и обязательного индивидуального подхода.

Есть доступ ко многим источникам, что позволяет добыть сведения о заказчиках, контрактах, всех комиссиях, существующих при покупке.

Основные функции

Федеральная антимонопольная служба еще на этапе своего создания была наделена главной функцией – контролем за осуществлением различных действий участников рынка с целью защиты существующего уровня конкуренции в различных сферах экономико-хозяйственной деятельности.

С момента формирования механизма осуществления государственных и муниципальных закупок, а особенно с момента принятия Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на Федеральную антимонопольную службу была возложена еще одна группа функциональных обязанностей – по контролю за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков в сфере осуществления закупочной деятельности.

Если говорить о функции по контролю за исполнением действующего законодательства в сфере закупочной деятельности, которая на сегодняшний день является одной из основных для Федеральной антимонопольной службы, то наделение этой функцией данного государственного органа произошло еще в рамках Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе». Кроме того, после внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства №331 от 2004 года оно также стало отражать информацию о данной контролирующей функции ФАС РФ.

Дополнительной функцией Федеральной антимонопольной службы в сфере контроля за исполнением государственного закупочного законодательства является согласование проведения закупочных процедур закрытого типа, а также заключение контрактов, подписание которых возможно по итогам несостоявшихся процедур, например, при наличии только одного участника.

Кроме полномочий в сфере государственных закупок, у Федеральной антимонопольной службы имеются и другие полномочия, а именно:

  • контроль за исполнением законодательства о защите конкуренции на различных видах рынков;
  • наблюдение за исполнением законодательства, регулирующего производство и демонстрацию различных видов рекламы;
  • контроль за заключением контрактов в сфере государственного оборонного заказа и исполнением законодательства в данной сфере;
  • регулирование исполнения законодательства в сфере функционирования естественных монополий.

При необходимости перечень функций Федеральной антимонопольной службы может быть расширен на основании специально принятых нормативных актов Правительства Российской Федерации.

контроль за заключением контрактов в сфере государственного оборонного заказа и исполнением законодательства в данной сфере;.

Кто может обратиться?

Чем занимается антимонопольная служба? Пожалуй, самое главное и масштабное направление ее деятельности – возбуждение дел о нарушениях российского законодательства в сфере собственной компетенции. Кто может направить жалобу в антимонопольную службу? Это следующие адресанты:

  • Физические лица.
  • Юридические лица.
  • Правоохранительная структура (предоставление материалов).
  • Сообщения СМИ.
  • По собственной инициативе – по результатам проведенных ФАС проверок.

Специально для рассмотрения дела созывается комиссия.

Полномочия Федеральной антимонопольной службы

Реферат

по дисциплине «Антимонопольная служба»

«Функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы»

студентка Р.Р. Яхшыгулова

гр. ЗАБ-38.03.04-52 ___________________________(подпись)

Содержание

Федеральная антимонопольная служба и её функции. 3

Полномочия Федеральной антимонопольной службы………………………. 5

Список использованных источников. 9

Введение

Конкуренция – это основа поступательного движения страны, она обеспечивает постоянное совершенствование и динамичное внедрение в экономику инновационных технологий. Именно она – главный движущий фактор эволюционного развития общества, который рождает инновации, эффективность, разнообразие. И, конечно, ее защитой и развитием должны заниматься все общественные и государственные структуры, но пока таким защитником конкуренции является Федеральная антимонопольная служба России.

Федеральная антимонопольная служба и её функции

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г. ФАС России – федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы. Численность работников службы в регионах составляет 2315 человек. Представительства ФАС России за рубежом, а также подведомственные ей органы государственной власти отсутствуют. Численность работников центрального аппарата составляет 1189 человек. Основная часть руководителей управлений и отделов ФАС России – люди в возрасте от 27 до 35 лет.

ФАС России сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта менеджмента качества ISO 9001. 17 января 2012 года ведомством получен первый сертификат, удостоверяющий соответствие стандарту ISO 9001:2008.

На протяжении последующих лет Федеральная антимонопольная служба неоднократно подтверждала своё соответствие стандарту качества, актуализируя свою деятельность в соответствии с лучшими мировыми практиками.

Таким образом, 18 января 2018 года после успешного прохождения ведомством очередного сертификационного аудита, ФАС России получила сертификат соответствия новейшему стандарту ISO 9001:2015.

Полномочия Федеральной антимонопольной службы

Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия:

1. вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

2. самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности;

3. осуществляет следующие полномочия по определению цен (тарифов) и контролю в установленной сфере деятельности:

3.1. осуществляет контроль;

3.2. выдает (направляет):

3.2.1. различные заключения;

3.2.2. различные предписания;

3.2.3. предложения в Центральный банк Российской Федерации о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых им актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;

3.2.4. предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в Федеральном законе “О защите конкуренции”;

3.2.5. предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства;

3.3. осуществляет согласование:

3.3.1. создания, слияния и присоединения коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством;

3.3.2. сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций и правами в отношении коммерческих организаций, с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством;

3.3.3. применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3.3.4. возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок Т,Р,У для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

3.3.5. решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения и о введении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после их отмены;

3.3.6. правил (стандартов) профессиональной деятельности профессиональных объединений страховщиков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3.3.7. устава общества взаимного страхования застройщиков, а также вносимых в него изменений;

3.3.8. ведет в порядке, установленном Правительством РФ, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники;

3.3.9. устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

3.3.10. проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о государственном оборонном заказе, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий и государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) ;

3.3.11. осуществляет в случаях и порядке, установленных законодательством РФ, плановые и внеплановые проверки;

3.3.12. рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика;

3.3.13. возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе;

3.3.14. вносит в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий;

3.4. обобщает и анализирует практику применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, разрабатывает рекомендации по применению антимонопольного законодательства;

3.5. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

3.6. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством РФ срок;

3.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

3.8. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы;

3.9. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

3.10. осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

3.11. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ

3.12. осуществляет в пределах своих полномочий производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ.

Заключение

Таким образом, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

ФАС России выполняет функции Федеральной службы по оборонному заказу по контролю в сфере государственного оборонного заказа и функции в сфере тарифного регулирования.

сделок с акциями долями , имуществом коммерческих организаций и правами в отношении коммерческих организаций, с акциями долями , активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством;.

Задачи, функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополистов (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

Читайте также:  Пенсионный фонд в Ташле - адрес, телефон, режим работы отделения

Функции ФАС

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

– контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;

– надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополистах;

– надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;

– контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну);

– контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов России и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством России о размещении заказов;

– контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», «О рекламе». С 01 февраля 2010 года ФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в России». ФАС России подведомственна Правительству России (подчиняется непосредственно Председателю Правительства России). Служба представляет в Правительство России ежегодный доклад о результатах своей деятельности.

В соответствии с Положением о ФАС России служба наделена следующими основными полномочиями:

– принятие нормативных актов по вопросам, отнесённым к компетенции службы (только центральный аппарат);

– осуществление контроля за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, физ. лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями), федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов России и органами местного самоуправления законодательства в установленной сфере, в том числе рассмотрение дел о нарушениях законодательства, выдача обязательных для исполнения предписаний, проведение плановых и внеплановых проверок, привлечение виновных в нарушении законодательства лиц к административной ответственности;

– осуществление контроля экономической концентрации на товарных рынках, согласование сделок с акциями (долями) и имуществом коммерческих организаций в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;

– исследования товарных рынков и установление наличия доминирующего положения на них отдельных хозяйствующих субъектов;

– ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включаются сведения о поставщиках (подрядчиках), уклонившихся от заключения государственных или муниципальных контрактов по результатам торгов, а также поставщиках (подрядчиках), контракты с которыми расторгнуты в судебном порядке в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязательств;

– рассмотрение ходатайств иностранных инвесторов о согласовании сделок с хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или о согласовании установления контроля над такими обществами.

ФАС России и его территориальные органы возбуждают дела о нарушениях законодательства в сфере своей компетенции по заявлениям физических и юр. лиц, материалам правоохранительных органов, а также по собственной инициативе по результатам проведённых службой проверок. Дела рассматриваются создаваемой для этих целей комиссией, состоящей из сотрудников антимонопольного органа в количестве не менее трёх человек. Председателем комиссии является руководитель антимонопольного органа или его заместитель. При рассмотрении дел в отношении кредитных организаций половину состава комиссии должны составлять представители Центробанка России. Дела рассматриваются комиссией с участием сторон (заявителя и ответчика), которые излагают свою позицию и представляют доказательства в её обоснование, после чего комиссия в отсутствие сторон принимает решение по делу большинством голосов членов комиссии путём открытого голосования. В случае необходимости получения дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле заинтересованных лиц рассмотрение дела может быть отложено, а при необходимости проведения экспертиз — приостановлено. По результатам рассмотрения дела производство по делу может быть прекращено в связи с отсутствием в рассматриваемых комиссией действиях нарушения законодательства, либо ответчик признан нарушившим соответствующие нормы закона — в этом случае ему выдаётся предписание о прекращении нарушения. Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке.

Задачи ФАС России

Отказ от избирательного правоприменения.

Активизация деятельности антимонопольных органов по контролю и надзору на всех рынках.

Обновление антимонопольного законодательства с учетом накопленного российского и мирового опыта.

Задачи, функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы.

Функции и полномочия антимонопольного органа

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом. В настоящее время таким органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Исполнение государственной функции ФАС России осуществляет в соответствии с Федеральным законом “О защите конкуренции”; Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 “Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти”; Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331; Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 26.01.2011 Л° 30; Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденной приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447 и др.

Целью деятельности ФАС России является устранение административных, организационных, межрегиональных и межведомственных барьеров, оптимизация структуры товарных рынков.

Объектами регулирования антимонопольного органа являются горизонтальные и вертикальные соглашения, картельные соглашения, недобросовестная конкуренция, монополизация рынков, незаконные слияния хозяйствующих субъектов, ценовая дискриминация.

Органы местного самоуправления, начиная с районных, формируют свои структуры (отделы) по защите прав потребителей. Они имеют право проводить проверки, приостанавливать продажу некачественной продукции и т.д.

Полномочия и функции антимонопольного органа зафиксированы в гл. 6 Федерального закона “О защите конкуренции”.

Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

  • 1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
  • 2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры но прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
  • 3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
  • 4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 22 Закона).

В соответствии со ст. 23 Закона антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

  • 1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
  • 2) выдает в случаях, указанных федеральным законом, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания:
    • — о прекращении ограничивающих конкуренции соглашений или согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
    • — о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
    • — о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;
    • — о прекращении недобросовестной конкуренции;
    • — о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;
    • — о восстановлении положения существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;
    • — о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
    • — об изменении или ограничении использования фирменного наименования в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела было заявлено соответствующее ходатайство;
    • — о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания;
    • — о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям или информации, о предоставлении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке прав на объекты охраны промышленной собственности, о передаче прав на имущество или о запрете передачи прав на имущество, о предварительном информировании антимонопольного органа о намерении совершить предусмотренные предписанием действия, о продаже определенного объема продукции на товарной бирже, о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже в порядке, установленном Правительством РФ;

    В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений Закона при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. На основании Закона не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных проверок.

    Основанием проведения плановой проверки является истечение трех лет со дня:

    • 1) создания юридического лица или организации, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством РФ;
    • 2) окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица.

    Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года. Предметом плановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.

    Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

    • 1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
    • 2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства:
    • 3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

    Предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.

    Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа (ст. 25.1 Закона).

    В октябре 2009 г. принят второй антимонопольный пакет нормативных документов. С этого момента должностные лица могут подвергаться административному наказанию, а также дисквалификации до трех лет после трех нарушений антимонопольного законодательства. Статья 178 УК к уголовно наказуемым деяниям относит: сговор, согласованные действия, злоупотребление доминирующим положением в форме монопольно высоких цен, ограничение доступа на рынок. Второй антимонопольный пакет направлен на то, чтобы дать законодательную возможность доказать наличие картели, т.е. ценового сговора, сговора о разделе рынка. До последнего периода удалось доказать только один крупный сговор — это дело большой тройки мобильных операторов, которые сговорились по поводу трафиков, и в результате его раскрытия тарифы на телефонную связь не только не растут, но даже падают.

    Таким образом, уголовное дело в отношении конкретного менеджера будет возбуждаться правоохранительными органами только после того, как ФАС России признает, что руководимая им компания нарушила антимонопольное законодательство, и законность этого решения будет подтверждена арбитражным судом. Только тогда ФАС сможет передавать дела в правоохранительные органы.

    ФАС России — это не эксклюзивное изобретение отечественного законодателя — органы с такими задачами существуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. В Великобритании такие функции выполняет Комиссия по монополиям, во Франции — Генеральная дирекция по конкуренции, потребительской политике и борьбе со злоупотреблениями, в Финляндии — Управление свободной конкуренции, в Японии — Комиссия по справедливой торговле. В бывших социалистических странах Восточной Европы действуют аналогичные учреждения. Так, в Чехии — Ведомство по защите экономической конкуренции, в Румынии — Совет по конкуренции. В Австрии государственные функции антимонопольного регулирования возложены на Федеральное министерство экономики и труда. В США функцию антимонопольного регулирования выполняют сразу несколько ведомств: Федеральная торговая комиссия, Министерство юстиции и атторнеи штатов (главные должностные лица по правовым вопросам штатов, консультирующие администрацию штатов по законодательству о конкуренции, выполняющие функции обвинителей или защитников). В Италии антимонопольная служба является антимонопольной прокуратурой, которая выполняет свои полномочия жестко и оперативно.

    Можно сделать вывод о том, что в ряде стран задачи формирования и реализации антимонопольной политики выполняют органы, формируемые на коллегиальной основе, в других — единоличном порядке, в третьих странах — осуществление антимонопольного регулирования выполняют несколько государственных органов. Но в любом случае антимонопольное регулирование является обособленной и непременной задачей исполнительной власти, в том числе и в России.

    о прекращении ограничивающих конкуренции соглашений или согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;.

    Правовой статус и полномочия антимонопольного органа

    В настоящее время антимонопольным органом России является Федеральная антимонопольная служба далее ФАС России.

    Предпринимательское право России

    Территориальные органы создаются федеральным антимонопольным органом в соответствии с ч.

    Антимонопольное законодательство России и органы, контролирующие его исполнение. Задачи, функции, полномочия Федеральной антимонопольной службы (ФАС РФ)

    Антимонопольное законодательство – это направление государственной деятельности в экономической деятельности.

    Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона “О защите конкуренции”, иных федеральных законов.

    Правовое регулирование защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках РФ осуществляется системой нормативных правовых актов. Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РФ, ст. 8 которой закрепляет основополагающий принцип рыночной экономики – свободу конкуренции, а п. 2 ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 Конституции РФ на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства в государстве – необходимое условие поддержки конкуренции.

    Среди международных актов в сфере конкурентного права можно выделить следующие нормативные правовые акты:

    • Соглашение о согласовании антимонопольной политики, подписанное странами – участниками СНГ 12 марта 1993 г.,
    • Договор о проведении согласованной антимонопольной политики, заключенный в развитие Соглашения 25 января 2000 г., двусторонние соглашения, заключаемые Правительством РФ с правительствами иностранных государств.

    Законодательство Российской Федерации в сфере конкурентного права

    Статья 10 ГК РФ содержит запрет на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также на злоупотребление доминирующим положением на рынке.

    Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определены Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

    Товарные рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются специальным законодательством, и прежде всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ “О естественных монополиях”. антимонопольный исполнительный власть конкуренция

    Помимо специального законодательства нормы, определяющие антимонопольные требования при осуществлении предпринимательской деятельности, содержатся в иных актах. Во-первых, это нормы ст. 10 и 1033 ГК РФ. Кроме того, следует отметить ст. 17 Закона РФ “О недрах”, ст. 32 Закона о банках, ст. 5 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”, ст. 15, 17, 20 Закона о связи и другие акты.

    Наряду с законами конкурентные отношения могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством. В качестве примера приведем: постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 154 “О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов” (далее -реестр), приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2006 г. № 108 “Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке”, приказ МАП России от 31 марта 2003 г. № 86, которым утверждены Методические рекомендации по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг.

    Отношения могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

    Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые Федеральным законом “О защите конкуренции”, применяются правила международного договора Российской Федерации.

    Уровни антимонопольного законодательства в Российской Федерации

    Уровень антимонопольного законодательства:

    • – федеральный (п. “ж” ст. 71 Конституции РФ)
    • – на уровне субъекта РФ – в сфере, не входящей в исключительную сферу и в сферу совместного ведения

    Субъекты РФ имеют право осуществлять регулирование, формирование и применение цен в соответствующей области экономики, включая естественные монополии.

    На уровне муниципальных образований.

    Могут оказывать влияние на действие локальной монополии.

    В настоящее время функции антимонопольного органа осуществляет Федеральная антимонопольная служба России (ФАС). Статус ФАС России основывается на ст. 10, 77 Конституции РФ, ст. 22–26 Закона о защите конкуренции, определяется Положением о федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331.

    Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). Руководство деятельностью ФАС России осуществляет Правительство РФ.

    Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами. Таким образом, федеральная система антимонопольных органов России состоит из ФАС и территориальных органов (управлений).

    Территориальные органы создаются федеральным антимонопольным органом в соответствии с ч. 1 ст. 78 Конституции РФ, актами федерального законодательства, на основе Положения о территориальном органе федеральной антимонопольной службе, утвержденного приказом ФАС России от 13 октября 2004 г. № 135.

    ФАС России и ее территориальные органы являются юридическими лицами со всеми необходимыми признаками и атрибутикой.

    Основными функциями ФАС России являются: а) организационная; б) контрольная; в) репрессивная. Статья 22 Закона о защите конкуренции содержит развернутый перечень основных функций антимонопольного органа в контексте предмета и целей настоящего Закона.

    Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции: обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими эти функции, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

    выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению его нарушения и привлекает к ответственности виновных лиц, органы и организации за такие нарушения;

    предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими данные функции указанных органов, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

    осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Реализуя свои основные задачи и функции, ФАС России и ее территориальные органы (управления) обладают широкими полномочиями (компетенцией). В ст. 23 Закона о защите конкуренции сформулированы основные полномочия антимонопольного органа, которые также можно сгруппировать с учетом вышеназванной классификации функций. К ним относятся полномочия, направленные:

    на осуществление организационных и регулятивных функций (например, утверждает формы представления в антимонопольный орган сведений при осуществлении сделок и (или) действий, предусмотренных ст. 32 Закона);

    осуществление контрольных функций (например, осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, контроль за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, в том числе на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары);

    пресечение нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, органами государственной власти, местного самоуправления, а также иными органами и организациями (например, право давать субъектам обязательные для исполнения предписания).

    Данный перечень полномочий не является исчерпывающим.

    В порядке иллюстрации и сравнительного анализа можно привести следующие группы полномочий ФАС России:

    возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства (подп. 1 п. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции). Глава 9 Закона посвящена рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, т. е. получила легальную прописку административная форма рассмотрения дел. Здесь нет экономического спора и соответственно искового заявления. Такого рода дела рассматриваются специально созданной комиссией;

    выдает в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания. Причем спектр предписаний для хозяйствующих субъектов является достаточно широким. Такие же предписания выдаются органам государственной власти, местного самоуправления, иным органам и организациям, осуществляющим эти функции, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам. Однако круг предписаний заметно ограничен;

    вправе обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями;

    некоторые функции и полномочия антимонопольный орган реализует совместно с иными федеральными органами.

    Разграничение полномочий между ФАС России и ее территориальными органами происходит двумя способами: законодательным и делегированным.

    Так, в Положении о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы закреплены полномочия территориального органа путем перечисления его прав в различных сферах.

    При этом используются несколько критериев, позволяющих провести указанное разграничение:

    объект контроля и надзора;

    субъектный состав участников деятельности и действий, подлежащих контролю;

    местонахождение соответствующего хозяйствующего субъекта.

    22–26 Закона о защите конкуренции, определяется Положением о федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г.

    Недобросовестная конкуренция: понятие, полномочия антимонопольного органа, административная ответственность

    Российское антимонопольное законодательство запрещает недобросовестную конкуренцию и рассматривает ее как одну из форм деятельности, оказывающую негативное влияние на конкуренцию и направленную на ограничение конкуренции на товарных рынках.Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Главой 2.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) введен запрет на недобросовестную конкуренцию, в частности: запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения; запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации; запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг и т.д. Для квалификации действий в качестве недобросовестной

    Записывайте весь ход проверки, даже собственные ответы на вопросы.

    Статья 23. Полномочия антимонопольного органа

    Внимание! Это архивная редакция статьи.

    10 устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;.

    Статья 22. Функции антимонопольного органа

    Комментарий к статье 22

    ФАС России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением не только антимонопольного законодательства, но и законодательства в иных сферах, оказывающих непосредственное или опосредованное воздействие на состояние конкуренции в России – законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части полномочий антимонопольного органа); рекламы; контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства; контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (в части полномочий антимонопольного органа).

    В соответствии с подп.

    СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1482.

    Таким образом, к компетенции этой Службы отнесены не только вопросы антимонопольного регулирования, но и иные сферы, оказывающие влияние на состояние конкурентной среды. Тем самым обеспечивается комплексный подход к реализации целей и задач государственной конкурентной политики.

    Руководство деятельностью ФАС России осуществляет Правительство РФ.

    ФАС России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ. Место нахождения ФАС России – г. Москва.

    В соответствии с п. 10.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе ее руководитель утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органах.

    Центральный аппарат ФАС России состоит из управлений по основным направлениям деятельности службы, являющихся структурными подразделениями. В состав управлений входят отделы.

    Решения Президиума ФАС России используются в качестве способа доведения правовых позиций антимонопольного органа .

    См., например: решения Президиума ФАС России от 5 сентября 2012 г. N 8-26/4 “О квалификации действий кредитных и страховых организаций в рамках договоров коллективного страхования жизни и здоровья заемщиков” и от 22 февраля 2012 г. N 1-6/8-1 “О квалификации действий кредитных и страховых организаций в рамках договоров коллективного страхования жизни и здоровья заемщиков”.

    В соответствии с п. 2.24, 2.25 Регламента ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 9 апреля 2007 г. N 105 ) в ФАС России образуется Коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее – Коллегия). Она осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Регламентом ФАС России, Положением о Коллегии, утверждаемым соответствующим Приказом ФАС России.

    Коллегия является постоянно действующим совещательным органом при руководителе ФАС России и им возглавляется. В составе Коллегии образуется президиум. Заседания президиума Коллегии проводятся по решению руководителя ФАС России.

    Принятые на заседании Коллегии (президиума Коллегии) решения оформляются протоколом и при необходимости вводятся в действие (объявляются) Приказом ФАС России.

    Таким образом, руководитель ФАС России вправе создавать Коллегию и в ее составе президиум Коллегии. Но эти органы, обладающие статусом структурного подразделения Службы, являются совещательными и не вправе издавать юридически значимые документы для неопределенного круга лиц.

    ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

    Приказом ФАС России от 26 января 2011 г. N 30 утверждено Положение о ТОФАС, в соответствии с п. 3 которого территориальный орган ФАС России осуществляет свою деятельность на территории одного или нескольких субъектов РФ во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, в том числе с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.

    В связи с этим представляется важным вопрос о разграничении полномочий между ФАС России и ее территориальными органами при осуществлении антимонопольного контроля и принятии мер реагирования на нарушения антимонопольного законодательства. Во-первых, в Положении о ТОФАС определены полномочия территориальных органов. Во-вторых, приказами ФАС России регламентируется порядок осуществления тех или иных функций, устанавливаются полномочия ТОФАС. Так, в соответствии с п. 1.3 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утв. Приказом ФАС России от 17 января 2007 г. N 5) государственную функцию по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией исполняет ФАС России и ее территориальные органы.

    Разграничение полномочий осуществляется путем издания писем , что нельзя признать в достаточной мере обоснованным, так как все вопросы компетенции ТОФАС должны быть разрешены в нормативном правовом акте ФАС России, к числу которых письма не относятся.

    См., например: письмо ФАС России от 25 декабря 2008 г. N ИА/35409 “О ходатайствах, рассматриваемых в ЦА ФАС России”.

    При осуществлении ТОФАС указанных полномочий ФАС России в случае необходимости может запросить у него материалы для своего рассмотрения.

    Комментируемая статья определяет несколько основных направлений деятельности ФАС России:

    1) обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

    2) выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения;

    3) предупреждение нарушений антимонопольного законодательства;

    4) осуществление государственного контроля за экономической концентрацией.

    Полномочия ФАС России в части антимонопольного регулирования в рамках означенных направлений указаны в ст. 23 комментируемого Закона.

    В соответствии с п.

    Функции ФАС России

    Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

    1) контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;

    2) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

    3) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;

    4) контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну);

    5) контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

    Полномочия ФАС России:

    1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации

    2. осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа);

    3. выдает (направляет):

    3.1. заключения о последствиях влияния на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер в случаях, предусмотренных законодательством в указанной сфере;

    3.2. заключения о наличии или об отсутствии признаков ограничения конкуренции при введении, изменении таможенных тарифов или прекращении их действия и при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

    3.3. предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о рекламе, законодательством о естественных монополиях, законодательством о размещении заказов;

    3.4. предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг и Центральный банк Российской Федерации о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;

    4. осуществляет согласование:

    4.1. создания, слияния и присоединения коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством;

    4.2. сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций и правами в отношении коммерческих организаций, с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством;

    4.3. предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственной или муниципальной помощи в случаях, установленных антимонопольным законодательством;

    4.4. проведения закрытого конкурса и закрытого аукциона при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов;

    4.5. решения заказчика о размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если конкурс (аукцион) признан несостоявшимся в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов;

    5.ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, а также реестр недобросовестных поставщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

    6. устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

    7. проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, обращается в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-разыскных мероприятий;

    8. осуществляет при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд плановые и внеплановые проверки соблюдения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов;

    9. рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и приостанавливает размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу;

    10. возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе;

    11. вносит в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий;

    12. обобщает и анализирует практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, разрабатывает рекомендации по применению антимонопольного законодательства.

    Для ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции ФАС России:

    – даёт предписания хозяйствующим субъектам о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и об устранении их последствий;

    – делает предписания органам исполнительной власти об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, противоречащих антимонопольному законодательству;

    – принимает решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации, о взыскании с руководителей, отдельных граждан, с должностных лиц органов исполнительной власти различных уровней;

    – осуществляет обращения в суд или арбитраж с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства и т.п.

    Начиная с 1 июля 2002 года ответственность за нарушение антимонопольного законодательства установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

    В соответствии с КоАП (в ред. Федерального закона № 114 — ФЗ от 20.08.2004 г.) непредставление ходатайств и уведомлений (заявлений) в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган или органы регулирования естественных монополий, представление ходатайств и уведомлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о естественных монополиях порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений (заявлений) влечет наложение административного штрафа:

    на граждан в размере от 15 до 25 МРОТ;

    на должностных лиц — от 30 до 50 МРОТ;

    на юридических лиц — от 1000 до 5000 МРОТ.

    Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган или органы регулирования естественных монополий сведений (информации), либо представление заведомо недостоверных сведений, за исключением случаев, указанных выше, влечет наложение административного штрафа:

    на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ;

    на должностных лиц — от 20 до 30 МРОТ;

    на юридических лиц — от 500 до 1000 МРОТ.

    В целом пакет антимонопольных законодательных актов РФ, а также деятельность ФАС России призваны обеспечить нормальные условия для свободного предпринимательства.

    |следующая лекция ==>
    История антимонопольного регулирования в современной России|Защита добросовестных производителей в условиях конкуренции

    Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 1715 ; Нарушение авторских прав?

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    обобщает и анализирует практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, разрабатывает рекомендации по применению антимонопольного законодательства.

Добавить комментарий