Валютные ограничения в РФ в 2022 годуПростая бухгалтерия

Контроль ЦБ за переводами с карты на карту в 2022 году: как на самом деле

27 декабря РБК со ссылкой на источники на платежном рынке предупредил о каком-то новом отчете банков с данными о переводах с карты на карту. Вроде бы ЦБ будет запрашивать у банков информацию обо всех транзакциях от физлица физлицу. Все это похоже на тотальный контроль за переводами: с передачей персональных данных, проверкой назначения платежа и суммы по каждому зачислению. Получается, что Банк России установит слежку за всеми переводами, а потом, возможно, и налоговая доберется до каждого, кто подрабатывает без оформления бизнеса.

Инфоповод быстро растиражировали другие СМИ.

Но вот какова на самом деле ситуация с отчетами банков перед ЦБ. Это разбор с комментариями главных действующих лиц и опорой на действующие документы.

Курсы Т—Ж

Как банки контролируют переводы физлиц сейчас

Контроль за переводами осуществляется в рамках закона № 115-ФЗ — о противодействии отмыванию денег и терроризму. По этому закону банки обязаны сами выявлять подозрительные операции и передавать в Росфинмониторинг сведения, если платеж попадает под обязательный контроль. Такая обязанность есть не только у банков, но даже у бухгалтеров, юристов и риелторов.

Обычно этот контроль проходит незаметно для клиентов — автоматически или вручную. Он был и три года назад, и год назад. Меняются только правила и инструкции.

В сентябре 2021 года ЦБ подготовил очередную методичку для банков: какие операции нужно считать подозрительными и что делать с такими переводами. Она применяется уже несколько месяцев, даже если вы про это не знали. Эти рекомендации ориентированы на выявление расчетов незаконных онлайн-казино, форекс-дилеров, организаторов финансовых пирамид и криптовалютных обменников. С учетом этого документа банки должны были настроить системы мониторинга так, чтобы выявлять незаконные переводы с карты на карту, с абонентского номера на карту, через подставных лиц и с помощью электронных кошельков.

Активность по счету физлица считается подозрительной, если отвечает одновременно любым двум критериям из списка:

  1. Необычно большое количество контрагентов — больше 10 в день или 50 в месяц.
  2. Более 30 операций по зачислению или списанию в день.
  3. Большие объемы списаний и зачислений — более 100 000 Р в день или 1 000 000 Р в месяц.
  4. Промежуток между зачислением и списанием денег — менее минуты.
  5. В течение 12 часов и более на протяжении одних суток проводятся операции по зачислению и списанию денег.
  6. В течение недели остаток по счету на конец дня — не более 10% от среднедневного объема.
  7. Нет обычных платежей юрлицам или ИП за коммунальные услуги, связь, товары или работы.
  8. У разных клиентов-физлиц совпадает информация об устройстве для интернет-банка.

Если совпадают хотя бы два критерия, банк должен внимательнее присмотреться к счету клиента, а если после проверки подозрения в легализации денег или финансировании преступлений подтверждаются — отказать в совершении операции. Если таких отказов будет два и более за календарный год, договор с клиентом может быть расторгнут.

Как эти рекомендации повлияли на блокировки операций

Обычных людей этот контроль не коснулся. Даже если вы получаете деньги за подработку и не оформили эту деятельность — нужна серьезная активность и большой объем переводов, чтобы операции вызвали подозрения. А еще сами подработки и получение за них денег на карту по закону не запрещены. Вы вправе отчитаться за эти поступления в следующем году.

Ни один банк не будет блокировать счет просто по факту совершения операций. Даже если есть подозрения, сначала клиенту направляется запрос об источнике происхождения средств и экономическом смысле операций. Решение принимается индивидуально, после изучения документов и комментариев.

Тинькофф Банк подтвердил, что применение блокировок после сентябрьской методички не стало массовым. Она только облегчила банкам работу, потому что стало понятно, каковы критерии подозрительных операций и кому на самом деле может грозить отказ и расторжение договора.

Что изменится в 2022 году

Ничего кардинально не изменится. Банки и дальше будут следить за операциями с учетом требований закона, как делают это уже много лет.

Пресс-служба Банка России в ответ на запрос Тинькофф Журнала сообщила, что тотальный контроль за переводами физлиц не вводится. Новых отчетов с данными о каждом переводе от банков не требуют. Вот что на самом деле будет делать Банк России с переводами в 2022 году:

  1. Консультировать банки насчет выявления нелегальных онлайн-казино и финансовых пирамид.
  2. Собирать обезличенные данные по переводам в тех банках, где выявлен высокий риск нелегальных операций.
  3. Запрашивать у этих банков обезличенные реестры переводов физлиц с подозрительными признаками — но без персональных данных.

Если у клиента есть счет, на который приходят деньги от деятельности онлайн-казино или большие объемы зачислений в рамках финансовой пирамиды, при этом с такого же устройства интернет-банком для вывода денег пользуются еще по 10 картам, у этих людей могут быть проблемы. Но они могли быть и в 2020 году, и в 2021.

Репетитора, сантехника, домашнего кондитера или блогера эти меры не коснутся. Это не значит, что можно сколько угодно вести бизнес без уплаты налогов. Налоговый инспектор может хитростью обнаружить такую деятельность даже через «Инстаграм». И банк тут будет вообще ни при чем. У налоговиков достаточно своих методов и систем контроля.

Вот полный текст ответа пресс-службы ЦБ на этот счет:

Банк России не планирует вводить новую отчетность для кредитных организаций для контроля за операциями физических лиц. В настоящее время мы проводим консультации с отдельными кредитными организациями, оказывая методологическую помощь по работе с методическими рекомендациями Банка России от 06.09.2021 № 16-МР. Они касаются противодействия платежам, которые проводятся нелегальным бизнесом в адрес нелегальных онлайн-казино и финпирамид.

Мы планируем собирать обезличенные данные от тех банков, которые оказывают услуги по p2p-платежам, исключительно при наличии риска использования их платформ для нелегальных операций онлайн-казино и букмекеров. То есть речь идет о злоупотреблениях — огромных суммах за считаные часы в адрес одних и тех же получателей, когда понятно, что это не обычные расчеты, которыми пользуются граждане или малый бизнес, а очевидная попытка проведения нелегальных операций.

У отдельных кредитных организаций, в случае выявления рисков на основе имеющихся в Банке России данных и отчетности, могут быть запрошены обезличенные реестры тех переводов физических лиц, которые соответствуют определенным критериям (при этом информация, идентифицирующая физических лиц, запрашиваться не будет).

Проводимая Банком России и кредитными организациями работа не предполагает тотальный контроль за операциями физических лиц и направлена на выявление отдельных зон риска, связанных с использованием оформленных на подставных физических лиц платежных карт и кошельков криптовалютными обменниками, онлайн-казино и недобросовестными участниками финансового рынка для расчетов с российскими гражданами. Также эта работа не затронет субъекты малого бизнеса.

Будет ли тотальный контроль за переводами физлиц

О специальном всеобщем контроле — с отчетами о каждом платеже независимо от суммы, частоты и назначения — речи не идет. Обычные клиенты банков вообще ничего не заметят. Контроль и так есть, он проходит в рамках давно действующего закона, зачастую вообще без участия владельца счета.

ЦБ в любом случае не занимается проверкой уплаты налогов и не следит, за что вы получили 1000 Р : это подруга вернула долг, бабушка перевела подарок на день рождения или клиент заплатил за стрижку.

В налоговую банки сообщают только об открытии и закрытии счета. А дальше — работа налоговиков. Если будут подозрения в неуплате налогов с предпринимательской деятельности, ФНС может инициировать проверку и запросить в банке информацию о движениях по счету. Независимо от политики ЦБ, методичек и критериев подозрительных операций. Это тоже не происходит автоматически: для проверки нужны основания и разрешение начальства.

А нарушение еще нужно доказать: денежные подарки от физлиц и возврат долга налогами не облагаются.

На самом деле государство и разные ведомства очень много знают о вас и без участия банков. Например, в единых реестрах и базах есть такая информация:

  • кто ваш супруг и есть ли дети;
  • кто ваши родители и где они живут;
  • какими видами господдержки вы пользуетесь;
  • какую недвижимость продавали и покупали;
  • на какой машине ездите и оплатили ли ОСАГО;
  • сколько раз попадали в ДТП и кто виноват;
  • где вы работаете сейчас и где работали 10 лет назад;
  • какое у вас образование и не покупной ли диплом;
  • сколько раз вас штрафовали и за что;
  • сколько вы получаете;
  • когда и чем вы болели;
  • куда и на чем вы ездили;
  • чем привит ваш ребенок и что ему задали по математике;
  • что вы покупали в гипермаркете позавчера.

Что стоит сделать, чтобы не волноваться

Если получаете периодические денежные переводы, пользуетесь деньгами для текущих платежей и не занимаетесь обналом, ничего делать не нужно.

Если получаете деньги от клиентов на личную карту, подумайте о легализации. Вероятно, вы оказываете услуги — для этого подойдет самозанятость. С каждых 1000 Р поступлений будете платить от 30 до 60 Р налога — без кассы, отчетов и взносов. И никаких вопросов от банка или налоговой.

ЦБ приостановил покупку валюты в рамках бюджетного правила. Что это значит

Регулятор отмечает, что данное решение принято в целях повышения предсказуемости действий денежных властей и снижения волатильности финансовых рынков. Решение о возобновлении покупки иностранной валюты в рамках выполнения механизма бюджетного правила будет приниматься с учетом фактической обстановки на финансовых рынках.

Что это значит

Решение выглядит логичным в условиях резкого ослабления рубля и позитивно для национальной валюты. Новость окажет временную поддержку. В понедельник курс доллара на фоне геополитической напряженности поднимался до 79,5 — максимум с ноября 2020 г. После появления сообщения курс откатился к 78,5.

Принятые меры наверняка будут временными. Это не первый случай, ранее ЦБ РФ уже приостанавливал операции из-за роста рыночной волатильности.

Напомним, что ЦБ в рамках бюджетного правила планировал в период с 14 января по 4 февраля ежедневно покупать валюту на сумму 36,6 млрд руб. Это рекордная величина за всю историю. В сумме за обозначенный период планировалось провести операции на 586 млрд руб.

Вероятно, после стабилизации ситуации регулятор представит план, каким образом в будущем выпавший объем будет дополнительно куплен. Эти операции для сглаживания влияния на курс могут быть плавно распределены на несколько месяцев.

БКС Мир инвестиций

Последние новости

Рекомендованные новости

Главное за неделю. Meta падает кометой. Кому байбэк, кому дефолт

Made in America. Портфель из 5 растущих компаний

Итоги торгов. Опасная слабость нашего рынка на фоне многолетних рекордов нефти

Они все еще не отскочили

Ставки по вкладам вновь обновили максимумы. И это еще не предел

Как геополитика влияет на российские акции. История и сценарии будущего

Прибыль Regeneron выросла на 150%. Что делать с акциями?

Магнит думает о проведении байбэка

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

Copyright © 2008–2022. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Валютное регулирование в РФ: на какие изменения обратить внимание в 2022 году

Система валютного регулирования и валютного контроля в России динамично изменяется и трансформируется в рамках особенностей внешнеполитической ситуации и тенденций развития мировой экономики. Ежегодно появляются новации в законодательной базе. Заметные изменения произойдут и в 2022 году. О самых важных новшествах, которые уже произошли и тех, к которым нужно подготовиться — в материале.

В течение последних пяти лет в российское валютное законодательство (Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») внесли порядка 60 изменений. Особое внимание нужно обратить на следующие восемь новелл (таблица 1).

Таблица 1. Изменения в валютном законодательстве 2019-2021

Нормативный акт

Требование о репатриации валюты по валютным контрактам применяется к займам, предоставляемым резидентами нерезидентам. Правила о репатриации займов на российские счета распространены на физических лиц. Предусмотрен запрет конвертируемых иностранных займов.

Федеральный закон от 03.04.2018 № 64-ФЗ.

Установили критерии внешнеторговых договоров для применения уточненных правил репатриации.

Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ.

Определили особенности в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов.

Федеральный закон от 16.10.2019 № 341-ФЗ.

Внесли изменения административной ответственности: 90-дневный период без штрафов за просрочку представления в банк документов, снижены штрафы за некрупную репатриацию.

Федеральный закон от 20.07.2020 № 218-ФЗ.

Отменили большую часть требований о репатриации валютной выручки.

Федеральный закон от 28.06.2021 № 223-ФЗ.

С 1 июля 2021 г. для резидентов ввели систему «Одно окно» для представления информации и документов. Обязанность не касается некредитных финансовых организаций.

Федеральный закон от 22.12.2020 № 446-ФЗ.

Установили порядок осуществления резидентами операций с использованием иностранных электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета.

Федеральный закон от 30.12.2020 № 499-ФЗ.

Ввели критерии сомнительных операций, требования к комплаенсу, ускорена отмена правил о репатриации. Развивается либерализация ограничений на совершение валютных операций и репатриации средств.

Разрабатывается законопроект б/н от 02.09.2021. Вступление в силу планируется с 01.01.2022 (ID проекта — 04/13/09-21/00119907).

Изменения валютного регулирования — 2022

В 2022 году в сфере валютного контроля можно выделить пять ключевых изменений.

1. С 1 июля 2021 года отменили правило о репатриации валютной выручки для многих категорий валютных резидентов.

Резиденты могут исполнять экспортные внешнеторговые договоры путём зачисления валютной выручки на счета в зарубежных банках или иными разрешёнными законодательством РФ способами.

Иными словами, за рядом исключений, резидентов освободили от обязанности получать выручку от нерезидентов в валюте на российские счета.

Правило распространяется на экспортные договоры, которые были заключены между резидентами и нерезидентами до дня его вступления в силу, но по которым не были исполнены обязательства по оплате в иностранной валюте. За исключением товаров по определённым позициям ТН ВЭД.

Обратите внимание, по-прежнему нужно возвращать на российские счета внешние займы и выданные авансы, не всегда можно зачитывать платежи, оформлять документы и т.д.

ФНС РФ свою позицию касательно отмены репатриаций выразила в письме от 01.09.2021 № БВ-4-7/12350@ «О направлении разъяснений», где говорится, что основаниями для прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное предусмотрены положениями ст. 31.7 КоАП РФ. А с целю предотвращения отрицательной судебной практики ведомство поручило нижестоящим налоговым органам прекратить исполнения и прекратить текущие производства, по которым исполнения еще не было по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ и по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Однако некоторые нормы КоАП в части отмены (снижения) штрафа за деяние, устранения ответственности должностных лиц ещё предстоит уточнить. Поскольку на практике привлечение к ответственности по вынесенным постановлениям продолжается.

2. Следует учитывать изменения по электронным средствам платежа.

С 1 июля 2021 года появился термин — «Переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг».

Он употребляется в контексте регламентов использования валютными резидентами РФ иностранных платёжных систем.

В таблице 2 приведены категории лиц и случаи, в которых можно использовать иностранные ЭСП.

Таблица 2. Кто и когда может использовать иностранные ЭСП

Субъект операции

Когда можно использовать ЭСП

Юридические лица, ИП

для приема и расходования средств по основаниям, которые не связаны с предпринимательской деятельностью.

Для покупок через интернет (расходования) в иностранных магазинах, а также для приема средств, но по основаниям, не связанным с предпринимательской деятельностью (например, переводы между родственниками или друзьями).

Физические лица — валютные резиденты в мягкой форме

Пробывшие на территории РФ менее 183 дней (ч. 8 ст. 12 Закона о валюте).

Организациям, ИП и самозанятым в ряде случаев запрещается использовать электронные кошельки:

  • Принимать электронные деньги с ЭСП в качестве оплаты за товары (работы, услуги), результаты интеллектуальной деятельности, за исключением расчётов посредством платёжных карт, предоставленных в соответствии с правилами иностранной платёжной системы.
  • Осуществлять с помощью ЭСП переводы, связанные с ведением внешнеторговой деятельности и/или по договорам займа.

За что и на сколько могут оштрафовать

Новые санкции в связи с использованием иностранных кошельков действуют с 1 октября 2021 года. Оштрафовать могут:

  • за запрещенные валютные операции — штраф 75–100% от суммы денежных средств, переведенных с использованием ЭСП;
  • за непредставление отчетов — штраф 20–40% от суммы зачисленных на кошелек средств;
  • за просрочку отчетов — до 3 тыс. руб. (ФЛ) / до 50 тыс. руб­. (организация/ИП) в зависимости от количества дней просрочки.

Ввели ответственность и по криптовалютам. Их следует указывать в уведомлении и отчёте об обороте средств и активов как оборотный актив в иностранной валюте (в статусе имущества с 01.01.2021):

  • За непредставление отчёта по криптовалютам — штраф10% от суммы оборотов.
  • За непредставление уведомления об открытии счёта в финансовой организации, на котором лежит криптовалюта — штраф 50 тысяч рублей.
  • За неуплату налога — штраф 40% от суммы неуплаченного налога.

3. Банкам предложили передавать налоговым и таможенным органам данные о сомнительных валютных операциях.

У банков может появиться право запрашивать информацию и документы по валютным операциям, подтверждающие источники происхождения денежных средств на счетах, сведения об IP и MAC-адресах, номерах телефонов и СИМ-арт, основаниях зачисления.

Нововведение также предполагает усовершенствование обмена информацией по клиентским операциям между банками, Росфинмониторингом и ФНС России. Налоговым органам станет проще администрировать дела, связанные с нарушением валютного законодательства.

4. Резидентам могут разрешить не зачислять в РФ 10% выручки по валютным сырьевым контрактам.

С 1 июля 2021 г. отменили обязанность по репатриации валютной выручки по валютным контрактам, за исключением сырьевых (и некоторых исключений). Разработан новый законопроект (б/н), в нём предложено разрешить резидентам не зачислять в РФ 10% выручки по валютным сырьевым контрактам, с 1 января 2022 г. и далее повышать этот лимит до полного освобождения с 2024 г.

5. Разработаны критерии сомнительных операций.

На основе международных рекомендаций ФАТФ, Федерального закона № 115-ФЗ, Методических рекомендациях по управлению рисками банков в рамках соблюдения ПОД/ФТ, писем ЦБ РФ, предложено ввести определение и критерии сомнительных операций.

Согласно критериям, это операция, которая:

  • содержит внутренние противоречия;
  • не имеет экономического существа,
  • предполагает общественно опасное деяние, предполагающее нарушение законодательства.

Порядка 100 признаков сомнительных операций перечислены в Указании Банка России от 20.10.2020 № 5599-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П „О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“», действующем ч 1 октября 2021 года.

В дальнейшем планируется введение избирательного контроля вывода и возврата денег с опорой на выработанные критерии и концепции.

Особенности современной практики валютного регулирования и валютного контроля, все актуальные изменения валютного законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России и ФНС России детально рассмотрим на семинаре: «Валютное регулирование и валютный контроль в РФ с учетом последних изменений законодательства».

Изменения в валютном законодательстве в 2021 – 2022 годах

Изменения в валютном законодательстве с 2021 года касаются многих аспектов валютных операций, осуществляемых российскими гражданами и организациями. Рассказываем об основных изменениях, вступивших в силу с 01.01.2021, и о проектах, которые могут быть приняты в 2021 году.

Какие изменения в валютном законодательстве вступили в силу в 2021 году

К числу ключевых изменений можно отнести нововведения, установленные законом от 30.12.2020 № 499-ФЗ. После вступления его в силу (с 01.07.2021) в ст. 12 закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ появилась норма, по которой резиденту стало можно не предоставлять в ФНС отчет о переводе денежных средств без открытия счета (с использованием ЭПС, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг) при условии, что общая сумма денежных средств, зачисленных на соответствующую ЭПС, за отчетный год не превысила 600 тыс. руб. (или эквивалентную ей в иностранной валюте).

В свою очередь, законом от 11.06.2021 № 200-ФЗ (вступил в силу с 01.10.2021) в положения ст. 3.5 и 15.25 КоАП РФ внесены новые нормы о штрафах за несдачу резидентами в установленном порядке отчетов о переводах денежных средств с помощью иностранных ЭПС. По общему правилу штраф составляет 20-40% от суммы денежных средств, зачисленных на ЭПС.

Эксперты «КонсультантПлюс» подготовили для вас специальный материал, рассказывающий об особенностях сдачи отчетности в ФНС по иностранным счетам. Получите бесплатный пробный доступ прямо сейчас.

Большое количество изменений в валютном законодательстве вступило в силу с 28.02.2021 — они обусловлены принятием закона от 17.02.2021 № 9-ФЗ. В соответствии с ним:

  1. В положениях ч. 4.4 ст. 19 закона № 173-ФЗ была закреплена норма, по которой экспортер-резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки при обеспечении получения данным резидентом страховой выплаты в иностранной валюте или в рублях от страховых фирм-нерезидентов, не включенных в перечень по абз. 2 ч. 4.4 ст. 19 закона № 173-ФЗ.

Указанная обязанность в данном случае признается исполненной, если определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) составляет не менее 70%.

В установленных законом случаях производится также репатриация рублевой выручки экспортера. Подробнее об этом читайте в специальном материале, подготовленном экспертами «КонсультантПлюс»: можно прямо сейчас получить бесплатный пробный доступ к нему.

  1. Положения ст. 19 закона № 173-ФЗ были дополнены новой ч. 4.8, по которой экспортер-резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки в случае обеспечения им приема денежных средств в качестве платежа по банковской гарантии, выданной нерезиденту в пользу резидента в целях обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных внешнеторговым контрактом.
  2. Был дополнен перечень документов (приведенный в пп. 9 и 19 ч. 4 ст. 23 закона № 173-ФЗ), которые могут быть запрошены у резидентов субъектами валютного контроля.

Контролирующие органы могут осуществлять в установленном порядке взаимодействие как с физлицами, так и с организациями.

Отдельно стоит отметить нововведение по закону от 28.06.2021 № 223-ФЗ (вступил в силу с 01.07.2021), в соответствии с которым закон № 173-ФЗ более не требует обязательной репатриации иностранной валюты предприятиями, осуществляющими экспорт несырьевых неэнергетических товаров.

В свою очередь, в 2021 году также было инициировано принятие большого количества проектов изменений в валютном законодательстве.

Наиболее интересные проекты дальнейших изменений в валютном законодательстве

К числу наиболее примечательных можно отнести:

    (внесен в Госдуму 17.05.2021, есть предложение о принятии законопроекта в первом чтении, которое вероятнее всего состоится в осеннюю сессию).

В соответствии с документом планируется введение регулирования в отношении валютных операций с денежными средствами бюджетного происхождения. Сейчас резиденты с лицевыми счетами, открытыми в Федеральном Казначействе, могут свободно открывать счета в иностранной валюте и осуществлять с их помощью валютные операции — без согласования с ФК. Основная идея изменений — установление правила, по которому клиенты ФК смогут осуществлять валютные операции только через счета, открытые самому ФК.

Подробнее об определении валютной операции читайте здесь.

    (не внесен в Госдуму, прошел антикоррупционную экспертизу 11.09.2021).

В соответствии с документом предлагается введение риск-ориентированных принципов к контролю над сомнительными операциями с валютой. Предполагается, что признаки таких операций будут определены Банком России. В целях реализации предлагаемой нормы будут определены также специальные полномочия структур валютного контроля.

Следование риск-ориентированным принципам — новый тренд в регуляторной политике властей. В том числе в области осуществления контроля и надзора. Подробнее об этом читайте в специальном материале от экспертов «КонсультантПлюс», к которому можно оперативно получить бесплатный пробный доступ.

Итоги

Начало 2021 года ознаменовалось вступлением в силу многих норм, влияющих на порядок проведения операций с валютными ценностями для физлиц и юрлиц. Вместе с тем 2021 год богат на законопроекты, связанные с изменениями валютного законодательства. Можно ожидать их рассмотрения законодательными структурами в обозримом будущем.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Валютные ограничения в РФ в 2022 годуПростая бухгалтерия

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Методические рекомендации Банка России от 10 января 2022 г. № 1-МР “Методические рекомендации по реализации положений Федерального закона от 28 июня 2021 г. N 224-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”

Обзор документа

Методические рекомендации Банка России от 10 января 2022 г. № 1-МР “Методические рекомендации по реализации положений Федерального закона от 28 июня 2021 г. N 224-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”

В целях осуществления контроля за своевременным зачислением резидентами, являющимися участниками международных выставок 1 , на свои банковские счета в уполномоченных банках наличных денежных средств 2 с 1 января 2022 года 3 и до вступления в силу нормативного акта Банка России, устанавливающего порядок и сроки обмена информацией, предусмотренной Федеральным законом N 224-ФЗ, между уполномоченными банками, Федеральной таможенной службой и Банком России для осуществления такого контроля 4 , Банк России рекомендует уполномоченным банкам осуществлять следующее.

1. При зачислении резидентами, являющимися участниками международных выставок, на свои банковские счета в уполномоченных банках наличных денежных средств уточнять у таких резидентов источник происхождения наличных денежных средств, в частности, получены ли указанные наличные денежные средства от реализации выставочных образцов ювелирных изделий в месте проведения международной выставки.

В случае подтверждения резидентами факта получения наличных денежных средств от реализации выставочных образцов ювелирных изделий в месте проведения международной выставки – запрашивать у резидентов информацию о декларациях на товары, предусмотренных абзацем четырнадцатым части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”, и устанавливать следующую информацию о декларациях на товары, поданных в отношении ввезенных в Российскую Федерацию наличных денежных средств, полученных от продажи на международной выставке выставочных образцов ювелирных изделий (далее – ДТ):

– регистрационный номер ДТ (графа “А” ДТ);

– двузначный цифровой код заявляемой таможенной процедуры (второй подраздел графы 1 “Декларация” ДТ);

– код перемещаемой наличной валюты (первый подраздел графы 22 “Валюта и общая сумма по счету” ДТ);

– сумму перемещаемой наличной валюты (второй подраздел графы 22 “Валюта и общая сумма по счету” ДТ);

– код характера сделки и код особенностей внешнеэкономической сделки (графа 24 “Характер сделки” ДТ).

2. В срок, установленный абзацем первым части 6.3 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”, направлять в электронном виде в Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России посредством личного кабинета в соответствии с порядком, установленным Указанием Банка России от 5 октября 2021 года N 5969-У “О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке, и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета” запрос о наличии (отсутствии) у Банка России информации об указанных ДТ (сведения о ДТ рекомендуется направлять в виде файла формата MS EXCEL, структура которого приведена в приложении к настоящим методическим рекомендациям).

3. После получения от Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России запрошенной информации, в случае выявления факта несоблюдения резидентами, являющимися участниками международных выставок, срока, установленного абзацем тринадцатым части 2 статьи 14 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле”, для зачисления на банковские счета в уполномоченных банках наличных денежных средств, ввезенных в Российскую Федерацию, при формировании электронного сообщения 5 , содержащего информацию об указанном нарушении, в качестве даты договора, связанного с допущенным нарушением, указывать дату ДТ, а в качестве номера договора, связанного с допущенным нарушением – регистрационный номер ДТ.

Настоящее письмо согласовано с Федеральной таможенной службой (Р.В. Давыдов).

Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в “Вестнике Банка России” и на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Приложение: структура файла формата MS EXCEL – 1 л.

Заместитель Председателя
Банка России
Д.Г. Скобелкин

1 Юридические лица – резиденты, являющиеся участниками международных выставок, проводимых в государстве или на территории, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

2 Наличные денежные средства, полученные резидентами, являющимися участниками международных выставок, за реализацию выставочных образцов ювелирных изделий в месте проведения международной выставки в случае, если указанные выставочные образцы классифицируются в товарных позициях 7113, 7114, 7116 – 7118 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

3 С 1 января 2022 года вступает в силу Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 224-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле” (далее – Федеральный закон N 224-ФЗ).

4 Части 6.3 и 13.1 статьи 23 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” в редакции Федерального закон N 224-ФЗ.

5 В соответствии с Правилами составления и представления информации в электронном виде, предусмотренной Указанием Банка России от 16 августа 2017 N 4498-У “О порядке передачи уполномоченными банками, государственной корпорацией “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)” органам валютного контроля информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования” (размещены на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” – https://cbr.ru/development/kliko/fmvk/).

Регистрационный номер ДТ (графа «А» ДТ) Двузначный цифровой код заявляемой таможенной процедуры (второй подраздел графы 1 “Декларация” ДТ) Код перемещаемой наличной валюты (первый подраздел графы 22 “Валюта и общая сумма по счету” ДТ) Сумма перемещаемой наличной валюты (второй подраздел графы 22 “Валюта и общая сумма по счету” ДТ) (в единицах валюты, указанной в графе 3 настоящей таблицы) Код характера сделки (графа 24 “Характер сделки” ДТ) Код особенностей внешнеэкономической сделки (графа 24 “Характер сделки” ДТ)
1 2 3 4 5 6

Обзор документа

Для юрлиц – резидентов, являющихся участниками международных выставок, проводимых в государстве или на территории, которые являются членами ОЭСР или ФАТФ, установлена возможность выполнять без использования счетов в уполномоченных банках наличные расчеты за приобретенные на этих выставках образцы ювелирных изделий. По окончании выставки полученная наличность должна быть ввезена в Россию и зачислена на банковский счет в уполномоченном банке.

ЦБ РФ дал следующие рекомендации в целях осуществления контроля за своевременным зачислением указанных наличных средств с 1 января 2022 г.

Так, при их зачислении нужно уточнять у резидентов источник происхождения наличных, в частности, получены ли они от реализации выставочных образцов ювелирных изделий в месте проведения международной выставки. При подтверждения этого факта – запрашивать у резидентов информацию о декларациях на товары (ДТ).

Не позднее 3-х рабочих дней со дня внесения наличных на счет резидента направлять в Департамент финмониторинга и валютного контроля запрос о наличии у Банка России информации об указанных ДТ. После получения ответа, при выявлении несоблюдения срока зачисления ввезенных наличных, при формировании сообщения об этом нарушении в качестве даты договора, связанного с таким нарушением, указывать дату ДТ, а в качестве номера договора – регистрационный номер ДТ.

ЦБ приостановил покупку валюты по бюджетному правилу

Банк России приостанавливает покупку валюты для Минфина по бюджетному правилу. Об этом говорится в сообщении, опубликованном ЦБ.

 Фото: istock

“Банк России принял решение не осуществлять покупку иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках реализации механизма бюджетного правила с 15.00 мск 24 января 2022 года. Данное решение принято в целях повышения предсказуемости действий денежных властей и снижения волатильности финансовых рынков”, – отмечается в сообщении регулятора.

Фото: REUTERS

Решение о возобновлении покупки валюты для реализации бюджетного правила будет приниматься с учетом фактической обстановки на финансовых рынках, подчеркнули в Банке России.

В ЦБ также добавили, что отслеживают ситуацию на финансовом рынке и имеет достаточно инструментов, чтобы предотвратить угрозы для финансовой стабильности.

Банк России покупает валюту на открытом рынке по поручению Минфина равномерными долями, чтобы не создавать излишних колебаний (по крайней мере, так это работает в спокойной для финансового рынка обстановке). Минфин приобретает иностранную валюту и золото (драгметалл – с июля 2021 года) на дополнительные поступления от нефтегазовых доходов в соответствии с бюджетным правилом, когда средняя стоимость барреля нефти российской марки Urals находится выше цены отсечения (в 2022 году – 44,2 доллара, именно исходя из такой цены нефти сверстан федеральный бюджет). Объем покупок валюты рассчитывается по фактической разнице между реальной ценой и ценой отсечения. Когда стоимость нефти ниже цены отсечения, как это было, например, почти весь кризисный 2020 год, Минфин продает валюту и покупает рубли для финансирования дефицита федерального бюджета.

В начале января Минфин заявил, что направит на покупку валюты и золота с 14 января по 4 февраля 585,9 млрд рублей. Таким образом, ежедневный объем покупки иностранной валюты и золота должен был составить 36,6 млрд рублей. Заявленный объем был рекордным за все время существования бюджетного правила, до этого максимальный объем закупок валюты и золота был в ноябре 2021 года – 518,2 млрд рублей (25,9 млрд рублей в день).

Рекордные закупки валюты и золота в резервы происходят на фоне максимальных за последние годы цен на нефть, приближающихся к 90 долларам за баррель марки Brent. При таких ценах на нефть российский фондовый рынок должен умеренно расти, а курс рубля – укрепляться. Но в последние две недели индексы МосБиржи и РТС снижаются, а рубль – дешевеет. Это происходит из-за усилившихся геополитических противоречий между Россией и Западом и постоянно появляющихся в зарубежных СМИ сообщениях так или иначе эскалирующих ситуацию.

Фото: istock

В понедельник, 24 января, на российском фондовом рынке произошло новое резкое падение. Индексы МосБиржи и РТС падали на 7-10%, до уровней 2020 года (то есть, по сути, они потеряли весь достигнутый за прошлый год рост). Курс доллара на Московской бирже в понедельник впервые с октября 2020 года достиг уровня 79 рублей, евро впервые за полгода добирался до 89,5 рубля. В середине дня индексы и курс рубля немного откатились назад, но по-прежнему пребывали глубоко в “красной” зоне.

“Что касается рынков, здесь неправильно говорить о российских рынках в отрыве от международных. Все международные рынки не могут не реагировать на подобную атмосферу. И все рынки сейчас находятся на стадии “глубокого пессимизма”. Всегда за такими периодами падения потом следуют периоды роста более или менее стремительного. Это нужно прекрасно понимать. Причем чем раньше наши оппоненты прекратят эти провокационные, истеричные действия, тем раньше произойдет снижение пессимистического настроя”, – прокомментировал в понедельник ситуацию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков (цитата по РИА Новости).

Ссылка на основную публикацию