Как снег на голову. Внеплановые проверки работодателей
По данным Роструда, только треть из полумиллиона компаний, решившихся на добровольную самопроверку на соответствие требованиям трудового законодательства, не получили замечаний. Остальным было рекомендовано оперативно наводить порядок в вопросе трудовых отношений. Причем у довольно значимой части компаний нарушения были расценены как критические. Какие аспекты трудового права чаще всего «провисают» у работодателя, по каким причинам в компанию может «нагрянуть» внеплановая проверка трудовой инспекции в 2022 году, на что чаще всего жаловались работники в ГИТ (Государственную инспекцию труда) в 2019 году? Читайте об этом в нашей статье.
Сколько компаний нарушают трудовое законодательство?
Электронный ресурс онлайнинспекция.рф дает возможность работодателям пройти самопроверку на предмет соответствия требованиям трудового законодательства. В 2018 году такую самопроверку прошли около 550 тысяч компаний. Результаты самопроверки не радужные.
Результат большой трудовой проверки: у трети компаний зафиксированы критические нарушения в вопросе трудовых отношений.
32 % компаний успешно прошли проверку,
35% компаний получили замечания,
33 % компаний имели критические нарушения.
Как трудинспекция проверяет работодателей
В январе 2022 года руководством Роструда было заявлено, что в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности в сфере трудовых отношений формируется целая экосистема нового надзора.
Важным элементом надзора в сфере труда станет электронный надзор, предусматривающий переход на автоматический мониторинг соблюдения работодателями трудового законодательства.
Современные трудовые инспекторы получили электронный рабочий инструмент – Автоматизированную систему управления надзорной деятельностью, работодатели и работники – портал инспекция.рф. «Частично переложив на информационные системы функцию реагирования на инциденты, теперь инспектор сможет сконцентрироваться на реализации превентивных, профилактических и разъяснительных мероприятиях», – рассказали в Роструде. Эти слова можно трактовать в том числе и так, что Роструд станет более тесно взаимодействовать как с работниками, так и с работодателями.
Согласно 360-й статьи Трудового кодекса, проверки на соблюдение трудового законодательства, которые проводит трудинспекция, бывают двух видов: о которых известно заранее и те, которые «как снег на голову».
2 вида проверок ГИТ:
- плановые,
- внеплановые.
Плановые проверки заранее анонсируются в открытом источнике – Едином реестре проверок. Информация о внеплановых проверках также должна быть внесена в реестр – в течение трех рабочих дней с вынесения решения о проверке.
1 715 036 – количество работников, права которых восстановлены в результате выданных предписаний.
Плановые проверки. В рамках чек-листа.
Для плановых проверок установлена периодичность: не чаще одного раза в три года. Для молодых компаний существует «табу» на проверку в течение первых трех лет работы.
Новшества в вопросе плановых проверок.
-
Применение риск-ориентированного подхода.
В 2015 году Федеральным законом N 246-ФЗ была введена статья о риск-ориентированном подходе при организации государственного контроля. Риск-ориентированный подход предусматривает выбор интенсивности госконтроля (формы, продолжительности, периодичности) в зависимости от того, к какой категории риска или к какому классу опасности относится вид деятельности юрлица или ИП.
Согласно этому подходу, предприятия делятся на четыре класса опасности. Чем выше класс опасности, чем чаще осуществляются проверки. Если риск не высокий, то работодатель может быть освобожден от проверки на срок до 6 лет. Если риск высок, то проверки могут осуществляться гораздо чаще, но не больше одной проверки в два года.
Плановая проверка стала предсказуемой во всех смыслах – она осуществляется не только согласно заблаговременно установленной даты, но и в рамках открытых проверочных чек-листов. Это регламентированный перечень вопросов, на которые должен ответить работодатель. Помимо чек-листа задавать вопросы инспектор не имеет права. Чек-листы находятся в открытом доступе и проверить себя по ним может любой работодатель.
Внеплановые проверки. Основания.
Если же проверка проводится не по установленному графику, то она является внеплановой. Для назначения такой проверки нужны веские основания.
Основания для внеплановой проверки:
- Проверка на предмет устранения ранее зафиксированных нарушений. На устранение замечаний работодателю дается определенное временя, после его истечения инспектор может приехать вновь с внеплановой проверкой. Если замечания не будут устранены, должностное лицо может быть оштрафовано на сумму до 50 тыс. руб., организация – до 200 тыс. руб.
- Приказ о внеплановой проверке «свыше»: на основании требования прокурора, поручения Правительства РФ или Президента РФ руководитель ГИТ может издать распоряжение о проведении внеплановой проверки.
- Получение инспекцией информации о том, что работодатель нарушает нормы ТК в вопросе трудоустройства, в частности, не заключает трудовые договоры. Не выплачивает зарплату работникам, нарушает условия труда и т.п. Источником такой информации могут быть как заявления работников, так и информация из других источников, в частности, из СМИ.
- Поступление в ГИТ жалобы от работника. Важный момент – жалоба должна быть персонифицирована. По анонимной жалобе проверка не может быть назначена и проведена. Другой нюанс – работник, подавший жалобу, может остаться неназванным работодателю. Об этом он должен сообщить инспектору, и тот имеет право не разглашать имя работника работодателю.
На что жалуются работники в ГИТ:
Топ-5 проблем, с которыми работники обращаются в трудинспекцию.
Тема обращения | Количество обращений в ГИТ |
Заработная плата | 15486 |
Увольнение | 16857 |
Изменение условий труда | 1578 |
Прием на работу | 1162 |
Рабочее время | 1119 |
Данные за 2019 год, по всем субъектам РФ.
На чьей территории проходит внеплановая проверка?
Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может проводиться как без выезда, так и с выездом на место исполнения трудовых обязанностей или иное место, где находятся необходимые госинспектору документы.
Типы внеплановой проверки:
- Проверка с выездом. Выезд необходим, если инспектор удаленно не может удостовериться в подлинности документов и в их полноте. Также если необходим осмотр рабочего места на предмет оценки условий труда и т.п. В ходе выездной проверки инспектор имеет право находиться на предприятии в любое время суток и неограниченное количество времени в рамках общего срока проверки, опрашивать работников компании, запрашивать относящиеся к предмету контроля документы, объяснения, иную информацию, брать образцы веществ и материалов, производимых, обрабатываемых или используемых на предприятии, расследовать несчастные случаи на производстве.
- Документарная проверка. В ходе такой проверки инспектор запрашивает в письменной форме у работодателя необходимые ему документы. В течение 10 дней работодатель должен подготовить и отправить документы в ГИТ. В случае выявления каких-либо ошибок и несоответствий инспектор может потребовать от работодателя предоставить письменные пояснения. На это у работодателя есть также 10 дней. Документарная проверка может перейти в выездную, если будет зафиксировано нарушение требований ТК.
Сроки внеплановой проверки и их периодичность
Внеплановая проверка трудовой инспекции должна уложиться в 20 рабочих дней. Если инспектору необходимо запросить документы у других ведомств, он вправе ходатайствовать перед своим руководством о приостановке. Проверка может быть приостановлена максимум на 10 дней. И такая приостановка может быть сделана только однократно в ходе внеплановой проверки. При наличии веских оснований срок проверки может быть продлен руководителем ГИТ еще на 20 дней.
Периодичность внеплановых проверок законодательно никак не регламентирована. Если работники будут жаловаться – есть риск погрязнуть во внеплановых проверках.
Как избежать проверок в 21 веке?
Чтобы не оказаться в числе тех, кто критически не проходит проверку на требования ТК, не иметь проблем с работниками и, как следствие, – не погрязнуть в проверках трудовой инспекции, нужно иметь отдел высококлассных кадровиков. А это роскошь! Значительную часть работы в этом направлении готовы взять на себя электронные помощники – профильные сервисы СБИС.
СБИС Учет и контроль рабочего времени помогает распределять, учитывать и управлять рабочим временем сотрудников. Табель расчета зарплаты заполняется автоматически. Кроме того, сервис позволяет контролировать рабочее время удаленных сотрудников, что в наше время становится очень актуальным.
СБИС Управление персоналом обеспечит контроль за показателями, учет больничных и отпусков, расчет удержаний и допначислений, более того, сервис является комплексным инструментом мотивации персонала.
Также не забывайте, что проверка может нагрянуть не только из ГИТ, но и из налоговой. Помочь не стать объектом такой проверки призваны сервисы СБИС Бухгалтерия и учет и СБИС Оценка налоговых рисков.
Подробнее о возможностях сервисов СБИС в вопросе управления трудовыми отношениями вам готовы рассказать наши специалисты.
Какие документы проверяет трудовая инспекция
Государственная инспекция труда наделена значительными полномочиями по проверке соблюдения работодателями требований трудового законодательства. Так какие же документы проверяет трудовая инспекция? Расскажем в статье.
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».
Чаще всего трудовая инспекция приходит с проверками по жалобам. Так как не существует четко установленного проверяемого перечня, рекомендуем готовиться к проверке по всем документам, связанных с кадрами — трудовые договоры, различные положения (об оплате труда, премировании, распорядок дня), приказы, трудовые книжки, расчетные листки, табели, документы о выплате и начислении заработной платы, охрана труда и так далее.
Основные вопросы проведения проверок отражены в Трудовом кодексе РФ в главе 57 «Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 353-368 ТК РФ)».
По установленному законодательством правилу, проверки, проводимые государственными трудовыми инспекторами в организациях, могут быть плановыми и внеплановыми (которые, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные). Порядок осуществления ревизий определен законодательно. Для начала проверочных действий и в первом, и во втором варианте нужны основания (причины, случаи).
Основания для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией
- невыплата (задержка) или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
- установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, то есть ниже МРОТ;
- невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
- поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
- жалоба работника на нарушение трудовых прав;
- запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
- приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роструд или в его территориальный орган, а также обращения и заявления, в которых отсутствуют сведения об указанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.
О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Плановая проверка трудовой инспекции
Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.
Для ее осуществления достаточно наличие оснований, указанных в Федеральном Законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ:
- прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
- вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
- работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).
Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.
Проверку государственной инспекции труда в организации можно разделить на 2 направления:
- Проверка кадровых документов.
- Проверка безопасности выполняемых работ.
Проверка кадровых документов
В первую очередь, при подготовке к визиту инспекции, следует проверить состав документов. Инспекцию труда заинтересуют материалы, связанные с трудовыми отношениями и с охраной труда. Необходимо удостоверится в том, что данные документы находятся в полном порядке.
Кадровые документы, которые будут проверять:
- учредительные документы;
- коллективный договор;
- все бумаги, которые связаны с оплатой труда;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- трудовые договоры, (статья 57 ТК РФ устанавливает существенные условия заключения трудового договора);
- штатное расписание;
- табели учета рабочего времени;
- табели учета рабочего времени сотрудников, занятых на вредных работах;
- табели расчета зарплаты;
- больничные листы;
- график отпусков;
- личные карточки;
- приказы о назначении на должность;
- трудовые книжки;
- книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
- положение об оплате труда и премировании;
- положение о защите персональных данных.
Постановление Госкомстата от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» устанавливает форму приказов, личных карточек, графика отпусков, штатного расписания, табелей учета рабочего времени и прочих документов, касающихся учета кадров, расчета рабочего времени и оплаты труда. Следовать данному постановлению обязаны абсолютно все предприятия, независимо от формы собственности. Существует ряд исключений для бюджетных организаций.
Проверка локальной внутренней документации
К ней относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о защите персональных данных, положение о коммерческой тайне. Перечисленные документы должны соответствовать закону, не должны противоречить друг другу и не ухудшать положение сотрудников предприятия в сравнении с правилами закона.
Следует сопоставить все эти документы с трудовыми договорами, часто в них находятся разные режимы работы. Также с трудовым договором необходимо сопоставить штатное расписание, Положение об оплате труда и премировании, для исключения разных систем оплаты труда и разных дат получения зарплаты.
Проверка графика отпусков
Следует убедиться, что за последние годы в отпуск отправлялись все работники, при этом графики отпусков не нарушались, обратите внимание на то, как выплачивались отпускные. Если кому-то из сотрудников не доплатили положенной суммы, сделайте это прямо сейчас. Не забывайте, что график отпусков должен утверждаться не позднее, чем за две недели до окончания календарного года. Обратите внимание, не противоречит ли продолжительность отпуска закону. В случаи, если кто-то из сотрудников уходил в отпуск не по графику, необходимо внести изменения по приказам и заявлениям работников.
Проверка выплаты зарплаты
Инспекторы непременно обратят внимание на то, как выдается заработная плата (по закону необходимо выплачивать ее два раза в месяц). В Правилах внутреннего распорядка, коллективном и трудовом договорах должна быть отражена информация о времени и месте выдачи зарплаты.
Проверяющие также обратят внимание на размер зарплаты, помните, что она не должна быть ниже установленного законом минимума.
В случае если работнику выплачивают надбавки, премии, организация должна документировать данный факт. Также следует проверить, всем ли уволенным работникам были произведены выплаты.
Проверка сведений, связанных с охраной труда
Каждый работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда. Они прописаны в документах по охране труда, наличие которых необходимо в любой организации. Это могут быть различные инструкции, документы, подтверждающие, что с работниками проводилось обучение по охране труда. Подобного рода документы должны быть в наличии, независимо от величины организации и количестве нанятых сотрудников.
При проверке безопасности выполняемых работ инспекторы смотрят следующие условия:
- требования, связанные с обучением и инструктированием работников;
- меры безопасности при проведении работ;
- обеспечении работников средствами защиты;
- организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (сейчас СОУТ), а также использования результатов АРМ (СОУТ) для предоставления льгот и компенсаций работникам, проведения периодических медицинских осмотров и др.
Во время ревизии инспекторы государственной трудовой инспекции, помимо проверки необходимых документов, могут осматривать все помещения предприятия, задавать вопросы персоналу, запрашивать недостающие сведения у ответственных сотрудников.
Срок проведения проверки
По общему правилу срок проведения плановой проверки не может быть больше 20 рабочих дней, для филиалов общий срок — не выше 60 рабочих дней. Если речь идет о субъектах малого бизнеса, то для малого предприятия и микропредприятия этот период равен, соответственно, 50 часам и 15 часам. К внеплановым проверкам данные установления не относятся. При необходимости срок выездной плановой проверки продляется на 20 рабочих дней (но не выше), о чем необходимо за 3 дня предупредить работодателя.
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».
Как работодателям всегда быть готовым к внеплановым проверкам трудовой инспекции?
Государственная трудовая инспекция (ГИТ) выполняет две вида проверок — плановые и внеплановые. Оба они могут быть проведены в документарном и выездном формате, когда для проверки соблюдения требований законодательства инспектор выезжает на предприятие. С плановыми проверками, конечно, все проще: согласно федеральному закону от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ они проводятся по заранее утвержденному графику.
Он составляется сразу на весь следующий календарный год и не позднее 31 декабря предыдущего года должен быть опубликован на сайте Прокуратуры, которая согласовывает график, и самой трудовой инспекции. Поэтому работодатели имеют реальную возможность изучить этот план сразу после его публикации и понять, планируются ли в этом году проверки их компании. А вот как быть с внеплановыми проверками — можно ли как-то подготовиться и к ним?
Основания для проведения внеплановой проверки
Конечно, лучшим способом уберечься от внепланового визита инспекторов ГИТ станет неукоснительное соблюдение требований трудового законодательства. Однако по разным причинам компания все же может нарушить установленные правила. Впрочем, не все нарушения «тянут» на организацию внеплановой проверки. Общий список оснований для назначения незапланированного визита проверяющих зафиксировано в пункте 2 статьи 10 294-ФЗ. При этом в ч. 7 ст. 360 ТК РФ эти основания интерпретированы конкретно для работы Государственной трудовой инспекции. Внеплановая проверка трудовой инспекции проводится в следующих случаях:
- окончание срока действия ранее выданного предписания об устранении уже обнаруженных нарушений;
- получение сведений о нарушении организацией требований трудового законодательства, которые привели к появлению угрозы причинения вреда здоровью или жизни работников либо реальному причинению такого вреда. При назначении проверок по этой причине учитываются любые данные, поступившие из средств массовой информации, от частных граждан, компаний, индивидуальных предпринимателей, органов местного самоуправления или государственной власти;
- получение информации о фактах выплаты зарплаты ниже разрешенного минимального уровня либо невыплаты заработной платы из тех же источников;
- жалоба, поступившая от работника, столкнувшегося с нарушением своих трудовых прав;
- заявление сотрудника компании, содержащее просьбу о проведении проверки условий его труда;
- сведения о том, что организация заключает с работниками договоры гражданско-правового характера, находясь с ними в фактических трудовых отношениях и тем самым не соблюдая установленные законом гарантии и права сотрудников;
- требование Президента, Правительства или органов прокуратуры о проведении проверки.
В ситуациях, когда проверка назначается по заявлению работника компании или другого гражданина, сообщившего об имеющих место нарушениях законодательства, такое заявление не должно быть анонимным. Более того, согласно пункту 3.4 статьи 10 294-ФЗ если факт анонимности источника будет установлен уже в ходе выполнения контролирующей операции, она должна быть немедленно приостановлена. Это условие введено для того, чтобы инспекторы в случае необходимости могли связаться с заявителем для проверки или уточнения фактов, содержащихся в обращении. Это, кстати, нередко делается сотрудниками ГИТ при подготовке к проведению внепланового контроля. Бывает, что на этом этапе данные, приведенные в заявлении, не подтверждаются: в этом случае вопрос о назначении проверки снимается, а если она уже начата, ее также придется немедленно прекратить.
Словом, работодателю, который понимает, что в его компании имеют место какие-то нарушения из приведенного списка, стоит ожидать внепланового визита инспекторов ГИТ. А может ли он рассчитывать на уведомление о начале проверки?
Уведомление о назначении внеплановой проверки
Чтобы понять, что должен знать работодатель о своих правах при проведении внепланового контроля, нужно изучить пункт 16 статьи 10 294-ФЗ. В нем указывается, что даже внеплановая проверка почти никогда не проводится уполномоченными сотрудниками Государственной трудовой инспекции вообще без всякого предупреждения. Не меньше чем за 24 часа до согласованного момента ее начала уполномоченные работники обязаны направить компании или индивидуальному предпринимателю, в отношении которого будет осуществлен контроль, уведомление о готовящемся задании.
При этом для направления такого уведомления сотрудники ГИТ могут использовать любые каналы связи, имеющиеся в их распоряжении, — с учетом, разумеется, того, какие контактные данные этого предпринимателя или организации у них есть. Если нужной информации в распоряжении сотрудников ведомства не оказалось, они могут обратиться к сведениям, содержащимся в Едином реестре организаций или индивидуальных предпринимателей, чтобы посмотреть там адрес электронной почты объекта проверки. В этой ситуации сообщение, отправленное на его адрес, должно быть снабжено усиленной квалифицированной электронной подписью. Здесь уже, конечно, дело работников самой компании — регулярно проверять всех входящие каналы связи, чтобы вовремя получить уведомление от трудовой инспекции и хотя бы как-то подготовиться к проверке.
Однако нужно учитывать, что пункт 17 статьи 10 294-ФЗ содержит описание ряда ситуаций, когда такое уведомление не допускается. Это делается в случаях получения информации об особенно серьезных нарушениях, чтобы работодатель не успел скрыть соответствующие факты или уничтожить документы либо иные объекты, подтверждающие, что такие события действительно имели место. Более конкретное описание таких ситуаций в приложении к деятельности Государственной инспекции труда содержится в статье 360 ТК РФ. Указанный раздел нормативного документа прямо запрещает ставить работодателя в известность о планах ГИТ в следующих случаях:
- получение из любых доступных источников информации о нарушении в компании требований трудового законодательства, включая невыполнение требований охраны труда, которые повлекли за собой или могли повлечь появление реальной угрозы жизни и здоровью работников;
- получение сведений о невыплате работникам заработной платы или установлении ее размера ниже законодательно определенного МРОТ;
- подмена в трудовых отношениях с работником трудового договора договором гражданско-правового характера, ведущая к ущемлению его прав и гарантий, предусмотренных законодательством;
- получение заявления работника о факте или фактах нарушения его трудовых прав.
В первых трех случаях Государственная инспекция труда может начать проверку прямо сразу после получения соответствующих данных, не дожидаясь согласования ее проведения со стороны прокуратуры, как это делается обычно. Сотрудникам, выезжающим на предприятие, достаточно будет лишь уведомить органы прокуратуры о сложившейся ситуации.
Энциклопедия решений. Уведомление трудовой инспекцией работодателя о проведении проверки (актуально до 30 июня 2022 года)
Трудовая инспекция уведомляет работодателя о проведении плановой проверки (документарной и выездной) не позднее чем за 3 рабочих дня до её начала посредством направления копии распоряжения о проведении проверки. Копия распоряжения направляется любым доступным способом, подтверждающим надлежащее уведомление работодателя о предстоящей проверке (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 46 Регламента N 354н). Это может быть заказное почтовое отправление с уведомлением о вручении, вручение копии распоряжения непосредственно руководителю (индивидуальному предпринимателю), иному должностному лицу, уполномоченному представителю юридического лица с получением расписки или отметки (штампа) на втором экземпляре копии распоряжения, направление копии распоряжения посредством факсимильной связи с последующим получением обратно уже с отметкой о получении, а также направление посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты работодателя, если такой адрес ранее уже был представлен в трудовую инспекцию, или иным доступным способом.
В соответствии с общими требованиями ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ работодатель также должен быть уведомлен трудовой инспекцией о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за 24 часа до её начала любым доступным способом. Вместе с тем особенности организации и проведения проверок при осуществлении контроля и надзора в сфере труда, в частности касающейся уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок, могут устанавливаться другими федеральными законами (п. 12 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ). Такие особенности установлены непосредственно Трудовым кодексом РФ. Согласно части девятой ст. 360 ТК РФ не допускается предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки в случае ее проведения по основаниям, указанным в абзаце четвертом или пятом части седьмой ст. 360 ТК РФ, а именно:
– обращения и заявления граждан, информации от органов госвласти, органов местного самоуправления, профсоюзов, из СМИ о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате (неполной выплате) заработной платы и других выплат, либо установлению зарплаты в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
– обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Следовательно, учитывая положения ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, ст. 360 ТК РФ и п. 72 Регламента N 354н, работодатель должен быть уведомлен трудовой инспекцией о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за 24 часа до начала её проведения, только если основанием для такой проверки является:
– истечение срока исполнения работодателем ранее выданного трудовой инспекцией предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, абзац второй части седьмой ст. 360 ТК РФ);
– распоряжение руководителя трудовой инспекции (его заместителя), изданное в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, абзац седьмой части седьмой ст. 360 ТК РФ);
– поступление запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 ТК РФ.
Законодательство не регламентирует порядок и форму уведомления работодателя о проведении внеплановой выездной проверки. На практике работодатель информируется инспектором труда о внеплановой выездной проверке так же, как и при плановой проверке, то есть посредством направления копии распоряжения о проведении проверки любым доступным способом, позволяющим подтвердить его получение работодателем (нарочным, посредством факсимильной связи, посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты работодателя, и т.п.). Также уведомления о плановых и внеплановых проверках размещаются на официальном сайте государственной инспекции труда соответствующего региона.
Внимание
Если проведение выездной проверки (плановой и внеплановой) оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя (его представителя), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности, либо в связи с иными действиями (бездействием) работодателя, повлекшими невозможность проведения проверки, государственный инспектор труда составляет акт о невозможности проведения проверки. В течение 3 месяцев со дня его составления трудовая инспекция вправе принять решение о проведении повторной проверки работодателя без предварительного уведомления (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
Информация об уведомлении проверяемого лица с указанием даты и способа уведомления вносится в Единый реестр проверок (п. 18 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Внимание
Проведение плановой проверки, а также в определенных случаях внеплановой выездной проверки без предварительного уведомления о её проведении относится к категории грубых нарушений требований организации и проведения проверки, влекущее за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Как проходит проверка трудовой инспекции
Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке? В целом — соблюдение норм трудового законодательства. В частности — кадровую документацию, выплаты заработной платы и отпускных, условия труда и выполнение требований ОТ.
Нормы законодательства
Руководители организаций-работодателей должны представлять, к чему готовиться при проверках Государственной инспекции труда (ГИТ), какие у инспекторов ГИТ есть права и обязанности, отталкиваясь от следующих законодательных актов:
-
(в особенности статьи 353 и 356). . с учётом поправок, внесённых в него законом №277-ФЗ от 03.07.2016.
- Подзаконные акты, в частности, Постановления Правительства РФ №875 от 01.09.2012, №177 от 13.02.2017, №1080 от 08.09.2017 и Приказ Минтруда №354н от 30.10.2012.
Основания для надзорных мероприятий
Для понимания причин интереса ГИТ к работе организации следует помнить то, какими бывают трудовые проверки, а именно: плановые и внеплановые.
Основания для планового контроля:
- Прошло уже 3 года с момента регистрации организации или заявления о начале её деятельности.
- Предыдущий плановый контроль имел место более 3 лет назад.
Основания для внепланового визита инспектора:
- Истечение срока исполнения предписания по результатам предыдущего визита.
- Распоряжение прокуратуры, правительства.
- Обращения в ГИТ по фактам нарушения в организации норм трудового законодательства (задержки с выплатами зарплаты, начисление зарплаты ниже МРОТ, несоблюдение правил техники безопасности, других законных прав работников).
- Направленная в ГИТ жалоба действующего или уже уволенного работника организации по поводу нарушения его прав.
Как часто происходят плановые проверки
Проводятся раз в 3 года, а их график на текущий год утверждается не позднее декабря предыдущего года. График публикуется на сайтах Роструда и Генпрокуратуры РФ. Такая частота даёт ответ на вопрос, за какой период проверяет трудовая инспекция — за последние 3 года.
С 01.01.2016 сроком на 3 года были введены «надзорные каникулы» — мораторий на проведение плановых неналоговых надзорных мероприятий субъектов малого бизнеса. Законом №480-ФЗ от 25.12.2018 они были продлены на 2019 и 2022 годы. Организациям, отнесённым статьёй 4 закона №209-ФЗ от 24.07.2007 года к субъектам малого предпринимательства, плановая проверка трудовой инспекции в 2022 году не грозит. Исключения: этот мораторий не действует в отношении компаний, род работы которых связан с социальным обслуживанием, здравоохранением, образованием, теплоснабжением, электроэнергетикой (ст. №21.5 закона №294-ФЗ), и со сферами деятельности, в которых введён риск-ориентированный подход. Полный перечень таких исключений приводится в ст. 1 закона №480-ФЗ.
Кроме того, мораторий не действует в отношении организации, которая в течение трех лет допускала грубые нарушения или лишалась какой-либо лицензии.
Как долго длятся проверки
Продолжительность инспекции ГИТ регламентирована, а максимальный срок плановой проверки трудовых инспекторов зависит от вида проверяемой организации:
- компания с филиалами — до 2 месяцев;
- компания малого бизнеса — до 5 часов;
- микропредприятие — до 15 часов;
- все другие организации — до 20 дней.
Ответ на вопрос о том, каков максимальный срок трудовой проверки внепланового характера в случаях микропредприятий и субъектов малого бизнеса, дан — ограничиваются общим сроком в 20 дней.
Как происходят проверки
Законом определена последовательность действий проверяющих:
- Оповещение организации о предстоящем визите.
- Запрос интересующих инспектора ГИТ документов с возможным последующим выездом инспектора в проверяемую организацию.
- Составление акта о результатах.
- Вынесение предписаний по результатам.
Плановые
Инспектор ГИТ обязан уведомить организацию не позднее чем за 3 дня до даты начала плановой проверки, которые бывают:
- Документарными — инспектор запрашивает заверенные копии интересующих его документов, которые должны быть ему предоставлены в течение 10 рабочих дней после запроса, и изучает их на своём рабочем месте.
- Выездными — инспектор выезжает по месту расположения организации и там знакомится с относящимися к предмету инспекции документами. Он обязан предъявить своё удостоверение и приказ о проведении проверки. Срок предоставления документов не регламентирован, но инспектор вправе потребовать к ним незамедлительный доступ. В случае большого объёма затребованных документов необходимо письменно уведомить об этом инспектора и запросить дополнительное время на их сбор.
Внеплановые
Инспектор ГИТ обязан уведомить организацию не позднее чем за 24 часа до начала внеплановой проверки. Однако, если она проводится на основании жалобы работника организации о нарушении работодателем его трудовых прав или требований трудового законодательства, что привело к появлению угрозы жизни и здоровью работников, то согласно ч.9 ст. 360 ТК РФ уведомление работодателя о планируемом посещении инспекторами не допускается. Изложенные в заявлении факты — это то, что проверяет трудовая инспекция по жалобе работника — и более ничего, что выходит за данные рамки.
Инспекторы ГИТ не имеют права требовать:
- изъятия оригиналов документов;
- нотариального заверения затребованных документов;
- документов, не относящихся к предмету контроля;
- при внеплановой проверке по жалобе сотрудника — документов, не имеющих отношения к этому работнику. Однако полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе такого рода позволяют запрашивать документы за всё время работы организации, а не как в других случаях — только за последние 3 года.
Документы, которые интересуют проверяющих
- Трудовые договоры с сотрудниками, их трудовые книжки, заявления и другие их документы и выданные справки.
- Штатное расписание, кадровые приказы, журналы учёта рабочего времени, графики отпусков.
- Больничные листы, данные о медосмотрах.
- Все бухгалтерские документы по любым выплатам сотрудникам.
- Правила внутреннего распорядка, положения об аттестациях, о защите данных, информации и коммерческой тайне.
- Документы по охране труда.
- Документальные доказательства того, что работники ознакомлены со всеми имеющими отношение к ним документами организации.
При проведении контрольных мероприятий инспекторы ГИТ пользуются контрольными листами — их можно изучить целиком в статье «Подготовьтесь к проверке, используя проверочные листы ГИТ по кадровым вопросам»
Результаты проверок
По результатам проверки ГИТ в 2 экземплярах составляется акт (для ГИТ и для проверяемой организации). Форма акта утверждена Минэкономразвития. Акт составляется немедленно после окончания мероприятия, но инспектор вправе издать этот акт в течение максимум 3 рабочих дней. Если выявлены нарушения, то к акту прилагается предписание по их устранению с указанием сроков исполнения. В случае, когда нарушения носят серьезный характер или нарушены сроки исполнения выданного предписания, инспектор ГИТ составляет протокол об административном нарушении и постановление о назначении административного наказания в виде штрафа. Работодатель вправе немедленно узнать результаты проверки трудовой инспекции, после чего у него имеется 15 дней на подачу на имя вышестоящего должностного лица проверяющей ГИТ своих возражений или 10 дней на судебное обжалование.
Самопроверка
Роструд внедряет систему самопроверок исполнения трудового законодательства (см. Письмо Роструда от 07.03.2018 N 837-ТЗ). В приказе даются методические рекомендации по проведению самопроверки с помощью сервиса «Электронный инспектор», а также форма акта.
Проверки ГИТ в 2022 году: новые правила и сроки
В июле 2022 года были введены в действие новые правила трудовых проверок, осуществляемых государственными инспекциями труда (ГИТ). Рассказываем, как и в какие сроки теперь проводятся проверки работодателей.
Плановые проверки работодателей
23 июля 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2022 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей. Плановые проверки работодателей, проведение которых запланировано на текущий год и дата начала которых наступает после 23 июля 2022 года, проводятся уже по новым правилам.
Плановые проверки проводятся на основании плана проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
Согласно новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Отнесение работодателя к той или иной группе риска осуществляется на основании решения государственного инспектора труда.
С учетом присвоенной работодателю степени риска плановые проверки проводятся со следующей периодичностью (п. 15 Положения):
- 1 раз в 2 года – при высоком риске;
- 1 раз в 3 года – при значительном риске;
- 1 раз в 5 лет – при среднем риске;
- 1 раз в 6 лет – при умеренном риске.
Плановые проверки в отношении работодателей, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся. Причем если работодатель не отнесен к определенной категории, он считается отнесенным именно к категории низкого риска.
Присвоение работодателям степени риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году. Сведения о присвоенных организациям и ИП категориях риска размещаются на официальном сайте Роструда. Например, с перечнем работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска на 01.07.2021, можно ознакомиться здесь .
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2022 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей госинспекциями труда.
2. По новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий.
3. Присвоение работодателям степени риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году.
4. Внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.
5. Законом установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ.
6. С 2022 года ГИТ могут проводить и такие контрольные мероприятия, как инспекционный визит и рейдовый осмотр.
7. С 2022 года сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими существенным образом сокращены.
Отметим, что с 2022 года плановые проверки в отношении организаций и ИП, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, не проводятся (п. 7 Постановления Правительства РФ от 30.11.2022 № 1969). Таким образом, в ежегодный план проверок включаются только работодатели, отнесенные к среднему и крупному бизнесу.
Исключение составляют представители малого бизнеса, которые ранее привлекались к административной ответственности за совершение грубого нарушения (в соответствии с КоАП РФ) или к наказанию в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности. Такие субъекты малого бизнеса также включаются в план проверок на общих основаниях.
Внеплановые проверки работодателей
В отличие от плановых, внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.
Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ установлен в соответствии с пп. 1, 3−6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2022 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». К таким основаниям относятся:
- наличие у ГИТ сведений о нарушениях, допускаемых работодателем. Например, когда в инспекцию подается жалоба/обращение о том, что действия работодателя создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников (такие сведения могут поступить от госорганов, органов МСУ, правоохранителей, частных организаций и физлиц);
- поручение Президента или Правительства РФ о проведении в отношении работодателя внеплановой проверки;
- требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении ранее выявленного нарушения;
- поступление от работодателя информации об устранении нарушений обязательных требований в сфере лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации и т.д. Предмет внеплановой проверки в этом случае ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований.
Проведение внеплановой проверки требует согласования с прокуратурой и уведомления работодателя. О проведении такой проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении проверки не позднее, чем за 24 часа до ее начала (п. 49 Положения).
Однако если проверки требуют поступающие в ГИТ сообщения о совершаемых работодателем нарушениях, то инспекция может провести внеплановую проверку незамедлительно. То есть в течение 24 часов после получения ГИТ соответствующих сведений с извещением об этом органа прокуратуры в тот же срок. В этом случае уведомление работодателя о проведении внепланового контрольного мероприятия может не проводиться (ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2022 № 248-ФЗ).
Новые механизмы контроля за работодателями в 2022 году
В рамках осуществления проверок (как плановых, так и внеплановых) инспекторы ГИТ по-прежнему смогут проводить такие контрольные мероприятия, как документарные и выездные проверки. В этом отношении в сфере государственного контроля за соблюдением трудового законодательства ничего не поменялось. Изменились (были сокращены) только сроки проведения документарных и выездных проверок.
В то же самое время арсенал инспекторов ГИТ дополнился такими новыми (для проведения проверок в сфере трудовых правоотношений) контрольными мероприятиями, как инспекционный визит и рейдовый осмотр (п. 35 Положения).
Под инспекционным визитом понимается краткосрочная (не более 1 дня) проверка на территории работодателя, в ходе которой инспекторы могут проводить осмотр производств и помещений, опрос работников и администрации, получение письменных объяснений и истребование документов.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления работодателя, который обязан обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в принадлежащие ему здания, сооружения и помещения.
Еще одна новая для ГИТ форма контроля – рейдовый осмотр, под которым понимается краткосрочная проверка всех работодателей, расположенных на определенной территории. Например, в пределах района муниципального образования или областного центра. В ходе рейда инспекторы вправе проводить осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, а также назначать экспертизу (п. 42 Положения).
Работодатели обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ инспекторам к своим производственным объектам, указанным в решении о проведении рейда, а также во все помещения, за исключением жилых.
При этом и инспекционный визит, и рейдовый осмотр осуществляются только на внеплановой основе (п. 35 Положения). Эти мероприятия проводятся по согласованию с прокуратурой, но о своем визите инспекторы работодателей уведомлять не обязаны.
Новые сроки проверок трудовой инспекции с 2022 года
Как мы уже говорили выше, сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими были существенным образом сокращены.
Так, срок проведения документарной проверки по новым правилам не может превышать 10 рабочих дней (ранее указанный срок составлял 20 рабочих дней). В указанный срок не включается период с момента направления ГИТ требования представить необходимые документы до момента их представления в инспекцию.
Также в общий срок не включается период с момента направления работодателю информации о выявлении ошибок и противоречий в представленных документах до момента представления соответствующих пояснений (п. 46 Положения).
Одновременно вдвое (с 20 до 10 рабочих дней) были сокращены предельные сроки проведения выездных проверок работодателей. При этом новые правила отдельно оговаривают, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Если выездная проверка проводится в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких регионов, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации-работодателя (п. 49 Положения).
Срок проведения инспекционного визита на одном производственном объекте (территории) составляет один рабочий день (ст. 70 Федерального закона от 31.07.2022 № 248-ФЗ).
Что же касается рейдового осмотра, то предельный срок его проведения составляет 10 рабочих дней, а проверка отдельного работодателя в период проведения рейдового осмотра не может занимать более одного рабочего дня.