Аудит основных средств в 2022 году

Кто подлежит обязательному аудиту за 2021 год

Обязательный аудит — проверка ведения бухучета и финансовой (бухгалтерской) отчетности юридических лиц и предпринимателей. Есть категории предприятий, которые в силу закона обязаны проходить такие проверки, а в подтверждение прикладывать к отчетности аудиторское заключение. Кому придется пригласить аудитора для проверки годовой отчетности, а кто получил освобождение, читайте в нашей статье.

Кого должны проверять аудиторы за 2021 год

Обязательный аудит проводится ежегодно. Обязательному аудиту подлежат организации, которые (ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008):

  • за предшествующий год заработали 800 млн руб.;
  • по бухгалтерскому балансу на конец прошлого года владеют активами на сумму более 400 млн руб.;
  • продают свои ценные бумаги на организационных торгах;
  • являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • работают в качестве бюро кредитных историй;
  • имеют организационно-правовую форму фонда, а поступление имущества и денег за год превышает 3 млн руб.

Полезная информация от КонсультантПлюс

На сайте Минфина размещаются рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам, как проверять годовую бухотчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность. Последние рекомендации на дату подготовки статьи приведены за 2020 год, но скоро должны появиться и за 2021-й.

В законе об аудиторской деятельности упомянуты не все предприятия, которые должны пройти обязательную проверку. Есть категории организаций, для которых необходимость обязательного аудита закреплена другими актами:

  • акционерные общества — ст. 88 Закона № 208-ФЗ от 26.12.1995;
  • банки — ст. 42 Закона № 395-1 от 02.12.1990;
  • страховщики — ст. 29 Закона № 4015-1 от 27.11.1992;
  • общества взаимного страхования — ст. 22 Закона № 286-ФЗ от 29.11.2007;
  • негосударственные пенсионные фонды — ст. 22 Закона № 75-ФЗ от 07.05.1998;
  • организаторы торговли — ст. 5 Закона № 325-ФЗ от 21.11.2011;
  • инвестиционные фонды — ст. 50 Закона № 156-ФЗ от 29.11.2001;
  • управляющие компании акционерных инвестиционных фондов — ст. 88 Закона № 208-ФЗ от 26.12.1995;
  • управляющие компании паевых инвестиционных фондов — ст. 50 Закона № 156-ФЗ от 29.11.2001;
  • управляющие компании негосударственных пенсионных фондов — ст. 22 Закона № 75-ФЗ от 07.05.1998.
  • клиринговые организации — ст. 5 Закона № 7-ФЗ от 07.02.2011;
  • организации, раскрывающие годовую консолидированную финансовую отчетность — ст. 5 Закона № 208-ФЗ от 27.07.2010.

С 2021 года представители малого и среднего бизнеса автоматически освободились от обязанности проводить ежегодные аудиторские проверки потому, что порог доходов и величины активов существенно повысили. Так, если в 2020 году размер доходов, подпадающих под аудит составлял 400 млн руб. в год, то теперь уже 800 млн руб. Величина активов была 60 млн руб., тогда как сейчас 400 млн руб.

Порядок проведение обязательного аудита

Конкретные сроки, в которые предприятие обязано провести аудит, нормативно не установлены. Однако аудиторское заключение нужно представить в ИФНС вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней после даты выдачи заключения аудитором, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п. 5 ст. 18 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011). Так, предприятия подпадающие под обязательный аудит отчетности за 2020 год, должны провести проверку и иметь на руках отчет аудитора до 31 декабря 2022 года.

Вы можете выбрать любую аудиторскую компанию и заключить с ней договор на проведение обязательного аудита, но с учетом следующего. Проверки могут проводить аудиторские организации или частные аудиторы, внесенные в реестр Минфина. При этом некоторые предприятия (банки, страховщики, НПФ и т. д.) могут проверять именно аудиторские организации, а не индивидуальные аудиторы (п. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ от 30.12.2008).

Отвечаем на основные вопросы

Если ваша организация обязана проводить аудит, вы должны выбрать аудиторскую фирму и заключить с ней договор на проведение обязательной проверки.

С января 2021 года пороги доходов и величины активов в целях проведения обязательного аудита сильно увеличили, поэтому многие представители малого и среднего бизнеса в 2021-2022 годах автоматически от него освободились.

Критерии, в соответствии с которыми компания подпадает под обязательный аудит, приведены в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года

Из этого обзора вы узнаете, что нового и изменения в аудиторской деятельности и законодательстве об аудите с 2022 и 2023 года в силу Закона от 02.07.2021 № 359-ФЗ на основе информационных сообщений № ИС-аудит-46/2 и ИС-аудит-46/3 Минфина России, к которым нужно приготовиться уже сейчас, особенно общественно значимым организациям.

Какие вопросы затронули изменения

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 359-ФЗ (далее – Закон № 359-ФЗ) внёс ряд изменений в законодательство РФ об аудиторской деятельности и в частности, в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – ФЗ/Закон об аудиторской деятельности).

Новшества направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в России до 2024 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3709-р.

Основные нововведения законодательства об аудите связаны со следующими вопросами:

  • терминология;
  • правовые основы регулирования аудиторской деятельности;
  • деятельность аудиторских организаций;
  • обязательный аудит и конкурсы;
  • оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;
  • аудиторское заключение;
  • квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;
  • деятельность саморегулируемой организации (СРО) аудиторов;
  • контроль деятельности аудиторских организаций.

Закон № 359-ФЗ с большим объемом изменений вступает в силу 1 января 2022 года (за исключением отдельных норм).

Определен перечень общественно значимых организаций

Для целей аудита теперь введено понятие «общественно значимая организация» (ранее не применялось) и определен их состав.

(Общественно значимые организации, отмеченные знаком «*» в таблице, считаются общественно значимыми организациями на финансовом рынке.)

ОРГАНИЗАЦИИ, ОТНОСЁННЫЕ К ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ЗАКОНА)

УКАЗАНИЕ НА ЭТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СТАРОЙ РЕДАКЦИИ ФЗ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации на финансовом рынке

Правила те же, но речь также идёт о Реестре аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям именно на финансовом рынке, которого ранее не было.

Одновременно в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» установлено, что он с 2023 года ведет базы данных:

  • об аудиторских организациях на финансовом рынке – как лицах, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке;
  • их должностных лицах;
  • иных лицах, в отношении которых получает персональные данные.

Изменения, связанные с деятельностью аудиторских фирм

Введены новые обязанности аудиторских фирм

СОДЕРЖАНИЕ НОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ

НА КОГО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ

ПРИМЕЧАНИЕ

Расширен предмет аудита

Дополнительно предметом аудита определены:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная изданными в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» нормативными актами Банка России (ранее – не устанавливалась);
  • консолидированная финотчетность, предусмотренная ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (ранее – не упоминалась).

Аудиторская тайна

Согласно Закону об аудиторской деятельности аудиторская организация не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Новой ст. 14.1 Закона об аудиторской деятельности предусмотрен информационный обмен между аудиторскими организациями на финансовом рынке и Банком России, в том числе предоставление последним информации об аудируемых лицах таким аудиторским фирмам.

В связи с этим аудиторская организация не вправе:

  • передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну полученные сведения и документы;
  • разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме ЦБ и лица, которому оказывались аудиторские услуги (кроме случаев, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и др. ФЗ (ранее такое требование не формулировалось).

Уточнены права и обязанности аудируемых лиц

Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:

  • о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
  • внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).

Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:

  • на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
  • сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
  • воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.

Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.

Введена обязанность назначать руководителей аудита

В законодательство об аудиторской деятельности введено новое понятие «руководитель аудита», которого ранее не было. Это аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу. В том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу.

То есть, при оказании любой аудиторской услуги (аудит, сопутствующие ему услуги) конкретному лицу аудиторская организация должна назначить руководителя аудита (ранее – требование не устанавливалось). При этом по закону допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, – разные лица.

Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации (ранее требование не устанавливалось).

Руководителем аудита может быть только аудитор в смысле Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

  • есть квалификационный аттестат аудитора, выданный СРО аудиторов в соответствии с этим ФЗ;
  • член СРО аудиторов.

Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с ФЗ об аудиторской деятельности 2001 года не может быть назначен руководителем аудита.

Аудиторская организация может назначить руководителем аудита как своего работника на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора по совместительству здесь. Исключение – руководители аудита общественно значимых организаций (только по основному месту работы).

Законом об аудиторской деятельности установлен ряд специальных положений, посвященных руководителям аудита общественно значимых организаций. Они касаются:

  • дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита общественно значимой организации;
  • дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита отдельных видов общественно значимых организаций на финансовом рынке;
  • особенностей обязательного ежегодного повышения квалификации руководителей аудита отдельных видов общественно значимых организаций на фин. рынке.

Установлены повышенные требования к руководителям аудита общественно значимых организаций

Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):

  • при назначении;
  • к обязательному ежегодному повышению квалификации.

Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.

Уточнены требования минимальной численности аудиторов

По закону одно из требований к членству аудиторской организации в СРО аудиторов – наличие не менее 3-х аудиторов, работающих на основании трудовых договоров. С 1 июля 2022 года Закон № 359-ФЗ уточнил, что такие аудиторы должны быть работниками аудиторской фирмы по основному месту работы (ранее такое требование не устанавливалось).

Однако трудовое законодательств не раскрывает понятия «основное место работы» и «место основной работы». По мнению Минтруда России, основным может быть только одно место работы работника, где, соответственно, хранится его трудовая книжка. Кроме того, согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством (письмо от 15.09.2016 № 14-2/В-880).

Вот ещё требования, которых ранее не было:

СИТУАЦИЯ

ПОСЛЕ 01.01.2023

Уточнена сфера деятельности аудиторских фирм

Аудиторские организации вправе обслуживать следующие виды аудируемых лиц:

ВИД ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ЛИЦ

АУДИТОРСКАЯ ФИРМА, ОКАЗЫВАЮЩАЯ АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

ДРУГАЯ АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

В отношении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности – начиная с аудита отчетности за 2023 год, сопутствующих аудиту услуг – начиная с 1 января 2023 года.

Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций и ЦБ

  • запрос информации;
  • предоставление информации по запросу и в инициативном порядке.

Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:

  • для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • оказания иной аудиторской услуги;
  • банковского надзора;
  • контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.

Изменения, связанные с обязательным аудитом и конкурсами

Дополнен перечень случаев проведения обязательного аудита

Это когда организация – эмитент эмиссионных ценных бумаг, обязанный раскрывать информацию в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Ранее обязательный аудит касался только организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

Запрет проведения обязательного аудита индивидуальными аудиторами

Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось его проведение по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором.

Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

Однако Закон об аудиторской деятельности не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых.

Этот запрет действует с обязательного аудита отчетности за 2021 год, а в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 года.

Уточнен порядок проведения конкурсов по закупке аудиторских услуг

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).

Закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ термин «открытый конкурс» с 01.01.2022 заменил на «электронный конкурс».

Аналогичное требование сохранено для заключения договоров на проведение инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности госкорпорации и госкомпании, а также обязательного и инициативного аудита отчетности ГУП и МУП.

Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля госсобственности не менее 25%, а также госкорпорации, госкомпании, ГУПы или МУПы проводят конкурс в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ. При применении этого порядка допустимо одно исключение: организатор конкурса освобожден от обязанности вводить в качестве одного из условий конкурса требование об обеспечении заявок на участие и/или обеспечении исполнения контракта.

Для иных организаций, признаваемых общественно значимыми, Минфин совместно с Банком России вправе установить правила проведения указанного конкурса, если иные правила не установлены другими ФЗ. Ранее такое полномочие отсутствовало.

Аудит основных средств в 2022 году

Под основными средствами понимают довольно значимую долю активов любой компании. Функционирование компании без данных средств невозможно. При этом довольно важную роль отводят регулярному и своевременному аудиту, целью которого является создание реальной картины состояния ОС.

Виды аудита ОС

В компаниях могут проводиться два вида аудита:

Виды аудита Что собой представляют
Внутренний аудит Как правило, проводится как инвентаризация, которая затрагивает не только ОС, но все операции, связанные с ними. К примеру, начисление амортизации, возможность платить кредит и др. Для ее проведения создается инвентаризационная комиссия, в которую входят сотрудники компании.
Внешний аудит В состав комиссии включаются не только сотрудники компании, но и внешние специалисты, как правило, аудиторы, работающие в специализированных организациях.

Важно! Аудит – это детальная проверка, целью организации которой является подтверждение правильности данных, отраженных в балансе компании, а также проверка соответствия документальных данных и фактических.

Критериев для классификации аудита существует очень много. Например, по инициативе проведения аудита можно выделить:

  • инициативный, то есть проводимый по решению руководителя;
  • обязательный, который предусматривает ежегодное обязательное проведение (для АО, кредитных и страховых компании, НПФ, госучреждений, СРО и политических партий).

Другим критерием для классификации аудита служит периодичность. В этом случае различают аудит первичный и вторичный. В соответствии с объектом, аудиторская проверка может быть: операционной, финансовой и уровневой. В зависимости от сферы деятельности: общая, банковская и страховая. А в соответствии с методикой: рисковая, системно-ориентированная, а также подтверждающая.

Что подлежит проверке

Независимо от того, кто является инициатором проведения аудита, изучению проверке подвергается следующее:

  • соответствие способов, которые были применены при покупке основных средств, правовым нормам;
  • соблюдение требований законодательства при совершении операций с ОС;
  • обоснование отнесения актива к ОС;
  • правильность отнесения ОС к определенной амортизационной группе, рациональность выбора способа амортизации;
  • пояснение формирования стоимости ОС;
  • проверка правильности проведения переоценки ОС и соблюдение норм законодательства при отражении данных в учете;
  • определение текущего состояния ОС;
  • проверка факта передачи ОС под ответственность, а также организации инвентаризаций ОС;
  • пояснение расходов на капитальный и текущий ремонт ОС.

Перечисленные пункты имеют отношение как к собственным, так и к арендованным ОС.

Этапы проведения аудита ОС

До того, как проводить непосредственную проверку ОС, в компании должна быть разработана специальная методика ее проведения.При этом для начала необходимо учитывать некоторые аспекты:

  • организацию контроля присутствия, а также целостности ОС;
  • рациональность и точность при отнесении объектов к категории ОС;
  • достоверность оценки в бухучете;
  • правильность составления документов, а также ведения операций учета по прибытию и выбытию ОС;
  • правильность расчетов по начислению и отображению мероприятий по амортизации и исправлению неисправностей ОС;
  • детальность отражения сведений об активах, а также их перемещении в бухотчетности.

Для составления плана, компании нужно будет учитывать каждый из указанных пунктов (Читайте также статью ⇒ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА В БУХГАЛТЕРИИ В 2022 ГОДУ).

Этапы проведения аудита в таблице:

· инспектирование и исследование информации в документах;

В результате осуществления довольно простых операций, существует вероятность возникновения ошибок. Особенно, если дело касается нестандартных ситуаций. При аудите специалистами могут быть выявлены некоторые недочеты или неточности. Например:

  • неправильное установление первичной стоимости актива, полученного по договору аренды;
  • нерациональная комплектация ОС;
  • отнесение затрат на реконструкцию или модернизацию к расходам на ремонт;
  • игнорирование сроков возмещения НДС, связанного с покупкой ОС;
  • неправильный учет операций в случае получения активов на безвозмездной основе, а также их передачи.

Важно! Данный перечень не является исчерпывающим, так как на практике бухгалтер может допустить достаточно большое число погрешностей или неисправностей.

Аудит основных средств

Аудит ОС начинают с инвентаризации, при которой проверяется соответствие объектов, отраженных на 01 счете бухучета фактическому их наличию.В случае обнаружения отклонений составляется сличительная ведомость. Кроме того, также следует получить пояснения сложившейся ситуации от ответственных лиц компании.

После этого проводят аудит движения ОС, при котором проверяют:

  • правильность определения первоначальной стоимости ОС на момент покупки, а также остаточной стоимости ОС на момент выбытия;
  • проверяется наличие, а также правильность оформления учетной документации (в т.ч. актов, инвентарных карточек и т.п.);
  • если ОС получены по договору аренды или сдаются в аренду, то это должно быть отражено на следующих счетах: 001 и 011, соответственно, у арендатора и у арендодателя.

Далее проводится аудит амортизации ОС по счету 02 согласно методу начисления, который компания указала в учетной политике.

Важно! Амортизация для налогового и бухгалтерского учета может начисляться по-разному.

После этого, проверке подлежит порядок отражения в учете текущего ремонта ОС и их модернизация. Данные операции должны быть разграничены, то есть они по-разному отражаются в учете. Текущий ремонт ОС отражают на счетах 20, 23, 25 и 26. Он должен в полном объеме списываться на расходы текущего периода. Расходы по модернизации ОС увеличивают стоимость по 01 счету и списываются на затраты постепенно, через амортизацию ОС.

Проверке также подлежит порядок организации контроля за сохранностью ОС. Проверяют организацию охраны ОС, назначение ответственных лиц, обеспечение условий хранения, не допускающих порчу имущества.

Важно! Аудит НМА и ОС имеет сходные методики проведения. Основная разница заключается в том, что НМА не подлежат ремонту и модернизации.

Заключение аудитора

Заключение аудитора должно включать в себя следующую информацию:

  • наименование и дата составления документа;
  • адресата (собственник проверяемой компании, совет директоров);
  • сведения об аудиторе;
  • сведения о проверяемой фирме;
  • мнение аудитора;
  • подпись аудитора.

Эффективность использования ОС

Для того, чтобы определить эффективность использования ОС следует рассчитать целый ряд показателей, в том числе:

  1. Фондоотдача, которая определяется как отношение выручки к стоимости ОС. Данный показатель позволяет определить какой объем выручки приходится на 1 рубль стоимости ОС. Для расчета берется средняя стоимость ОС (первоначальная стоимость, без учета амортизации) за тот период времени, который подлежит анализу.
  2. Фондоемкость. Данный показатель определяется как величина, обратная фондоотдаче. Таким образом фондоемкость позволяет оценить, сколько ОС приходится на 1 рубль производимой продукции.
  3. Фондовооруженность. Этим показателем определяется обеспеченность ОС труда персонала. Определяется показатель как отношение средней стоимости ОС к среднесписочной численности работников за определенный промежуток времени. Фондовооруженность определяется спецификой производства предприятия. Рост данного показателя позволяет судить об обновлении ОС компании, а значит оценивается как положительный фактор.

Заключение

Таким образом, с помощью аудита ОС компания может проверить полноту и правильность отражения операций с основными средствами в бухучете. Кроме того, по просьбе проверяемой организации при проведении аудита также может проводиться анализ эффективности использования ОС.

Порядок работ при проведении аудита ОС (нюансы)

Аудит ОС — это профессиональная проверка корректности отражения сведений по движению основных средств в бухучете (отчетности) организации. В нашей статье вы ознакомитесь с порядком проведения аудита ОС и ключевыми моментами проверки учета.

Обязанность по проведению аудиторской проверки основных средств

Согласно п. 1 ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ аудит должен осуществляться 1 раз в год организациями:

  1. Относящимися к акционерным обществам.
  2. Выпускающими ценные бумаги для их организованного обращения.
  3. Относящимися к кредитным, страховым, клиринговым компаниям, участникам рынка ценных бумаг, внебюджетным фондам.
  4. Получившими за прошлый год выручку от основной деятельности свыше 400 000 000 руб. или обладавшими на конец прошлого года активами на сумму более 60 000 000 руб.
  5. Публикующими сводную бухгалтерскую отчетность.

Обязательный аудит осуществляется сторонними фирмами или квалифицированными аудиторами (п. 2 ст. 1 закона № 307-ФЗ).

В целях повышения уверенности в достоверности предоставляемой отчетности организация вправе проводить внутренний аудит штатными аудиторами (правило № 29 постановления Правительства РФ «О федеральных правилах аудиторской деятельности» от 23.09.2002 № 696).

Узнайте, как составить программу аудита основных средств, с помощью советов от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

По ОС, учет которых связан с большим количеством особенностей и нюансов, аудит проводится в несколько этапов. Рассмотрим этапы аудиторской проверки более подробно.

Этап 1: проверка организации учета ОС

Проверяется учетная политика в части:

  1. Наличия стоимостного признака признания объектов в составе ОС. Имущество, соответствующее обязательным правилам признания ОС (п. 4 ПБУ 6/01) и стоимостью до 40 000 руб., разрешено либо списывать на МПЗ, либо признавать ОС (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01).
  2. Метода амортизационных списаний по ОС. Выбирается из закрытого перечня, представленного в п. 18 ПБУ 6/01.
  3. Переоценки ОС. Все организации, за исключением некоммерческих, вправе в конце каждого года пересчитывать стоимость ОС в сторону увеличения или уменьшения (п. 15 ПБУ 6/01).
  4. Периодичности инвентаризаций ОС. Обязательная инвентаризация ОС проводится не менее 1 раза в 3 года (п. 27 Положения по ведению бухучета (отчетности) в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).
  5. Разработанных организацией первичных и сводных документов по учету ОС. Должны соответствовать требованиям, представленным в ст. 9 и 10 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

О том, как грамотно сформировать учетную политику, читайте в статье «Как составить учетную политику организации (2021)?».

Проверяется наличие приказов по утверждению:

  • лиц, ответственных за сохранность ОС;
  • инвентаризационных проверок ОС;
  • самостоятельно разработанных бланков по учету ОС;
  • ремонтных (модернизирующих) работ, списания ОС.

Этап 2: проверка показателей бухгалтерской отчетности и регистров в части ОС

Проверяется корректность отражения информации в бухгалтерской отчетности в части операций с основными средствами на основании сводных регистров по учету ОС:

Регистр учета ОС

Сверяемые строки отчетности

Сверяемые показатели регистра

главная книга (далее — ГК), оборотно-сальдовая ведомость (далее — ОСВ)

сальдо по сч. 01 за минусом сальдо по сч. 02

ГК (ОСВ), анализ сч. 02

оборот по Дт 83 Кт 02

отчет о финансовых результатах

ГК (ОСВ), анализ сч. 02

обороты по Кт 02 (за исключением оборотов по Дт 83 Кт 02)

ГК (ОСВ), анализ по сч. 91

обороты по Дт 62 Кт 91 — в части продажи ОС

ГК (ОСВ), анализ сч. 91, карточка сч. 01

обороты по Дт 91 Кт 01 — в части проданных (списанных) ОС

отчет о движении денежных средств

поступления от продажи внеоборотных активов

ГК (ОСВ), анализ сч. 50, 51, 52

обороты по Дт 50 (51,52) Кт 62 — в части продажи ОС

платежи в связи с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией внеоборотных активов

ГК (ОСВ), анализ сч. 50, 51, 52

обороты по Дт 60 Кт 50 (51,52) — в части приобретения ОС, материалов (работ, услуг) для создания, восстановления, ремонта ОС.

раздел «Основные средства»

аналитические регистры по сч. 01 и сч. 02

сальдо и обороты по сч. 01, сч. 02 в разрезе их аналитики

Этап 3: проверка первичных документов по ОС

Проверяется полнота и корректность отражения сведений об ОС в первичных документах.

Типовые документы для фиксирования операций по ОС установлены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету ОС».

Правила отображения учетных данных по ОС раскрываются в статьях:

  • «Унифицированная форма № ОС-1 — акт о приеме–передаче ОС»;
  • «Унифицированная форма № ОС-1а — бланк и образец»;
  • «Унифицированная форма № ОС-1б — бланк и образец»;
  • «Унифицированная форма № ОС-2 — бланк и образец»;
  • «Унифицированная форма № ОС-3 — бланк и образец»;
  • «Унифицированная форма № ОС-4 — акт о списании объекта ОС»;
  • «Унифицированная форма № ОС-4а — бланк и образец»;
  • «Унифицированная форма № ОС-4б — бланк и образец»;
  • «Унифицированная форма № ОС-6 — бланк и образец»;
  • «Унифицированная форма № ОС-6а — бланк и образец»;
  • «Унифицированная форма № ОС-6б — бланк и образец».

Этап 4: проверка отнесения активов к ОС

Проверяется соответствие ОС требованиям, зафиксированным в п. 4 ПБУ 6/01:

  1. Задействовано в коммерческой, управленческой или арендной деятельности.
  2. Срок полезного использования (далее — СПИ) превышает 1 год.
  3. Перепродажа не планируется.
  4. Способствует получению экономической выгоды.

При утверждении в учетной политике дополнительного признака включения объекта в состав ОС — стоимостного (абзац 4 п. 5 ПБУ 6/01) — анализируется первоначальная стоимость ОС на предмет соответствия обозначенному лимиту.

Важно! С 2022 года ПБУ 6/01 утраичивает силу, его заменят новые ФСБУ: 6/2020 по основным средствам и 26/2020 по капвложениям. Подробнее об изменениях в учете ОС читайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ можно получить бесплатно.

Этап 5: проверка первоначальной стоимости ОС

Анализируется состав затрат, включенных в первоначальную стоимость ОС при их создании, покупке, восстановлении:

  1. Услуги подрядчиков по созданию, доставке, монтажу ОС.
  2. Информационные (консультационные) услуги, использовавшиеся в ходе создания (приобретения) ОС.
  3. Таможенные платежи.
  4. Услуги посредников по приобретению ОС.
  5. Невозмещаемые платежи в бюджет (пошлины, налоги).

Общехозяйственные и аналогичные им затраты не засчитываются в формируемую стоимость ОС (кроме расходов, напрямую связанных с созданием (покупкой) ОС).

Предъявленная сумма НДС исключается из формируемой стоимости ОС (кроме НДС, не принимаемого к вычету в ситуациях, перечисленных в п. 2 ст. 170 НК РФ).

Этап 6: проверка начисляемой амортизации ОС

Проверяется корректность определения СПИ и расчета амортизации.

При небольшом количестве ОС проводится перерасчет амортизации сплошным методом. При большой номенклатуре ОС перерасчет амортизации осуществляется выборочным способом.

С правилами исчисления амортизации ознакомьтесь в статьях:

Этап 7: проверка переоценки ОС

При фиксировании в учетной политике обязанности по ежегодной переоценке ОС анализируется правильность ее проведения и отражения результатов в бухучете (отчетности).

Как учитывается переоценка ОС, читайте в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Типовую ситуацию.

Этап 8: проверка учета ремонтных (модернизирующих) работ по ОС

Анализируется корректность отнесения произведенных по ОС работ к категории ремонтных или модернизирующих (реконструирующих) и их отражение в бухучете организации.

Отражение в бухучете

не изменяют технических параметров ОС

в операционных расходах

изменяют технические параметры ОС, продлевают СПИ

в первоначальной стоимости ОС

п. 14, п. 27 ПБУ 6/01

Подробнее о классификации и учете ремонтных (модернизирующих) работ читайте в статье «Модернизация основных средств — бухгалтерский и налоговый учет».

Этап 9: проверка по выбытию ОС

Проверяется корректность исчисления остаточной стоимости ОС, определения и отображения доходов, расходов от списания ОС в бухучете.

Отражение в учете

Доходы от реализации ОС

прочие доходы (без НДС)

пп. 30–31 ПБУ 6/01

Материалы, оставшиеся от выбывших ОС

прочие доходы (по рыночной оценке)

п. 16 ФСБУ 5/2019 (до 2021 года – п. 9 ПБУ 5/01)

Остаточная стоимость ОС

п. 29, п. 31 ПБУ 6/01

Затраты, произведенные при списании ОС

Итоги

Обнаруженные при проведении обязательного или внутреннего аудита ОС ошибки в бухучете (отчетности) следует устранять в месяце их выявления (п. 5 ПБУ 22/2010). Ошибки, найденные в бухучете (отчетности) прошедшего года до подписания (утверждения) отчетности, корректируются декабрем прошедшего года (п. 6 ПБУ 22/2010).

Об устранении ошибок в бухучете читайте в статье «Способы исправления в бухгалтерском учете и отчетности».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Кому нужен обязательный аудит в 2022 году: изменение критериев аудита и не только

В обязательном аудите изменения стали действовать с 2021 года. Они касаются критериев обязательной аудиторской проверки (Федеральный закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ (далее — Закон № 476-ФЗ). При этом процесс обязательного аудита отчетности и направления в ИФНС его итога — аудиторского заключения — остается прежним. Поговорим об изменениях подробнее и разберемся, как аудироваться не для отчета, а для выгоды.

Критерии обязательного аудита в 2022 году

Обязательный аудит — это независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которую нельзя избегать. Т.е. в нормативных правовых актах есть правило проводить аудиторский контроль в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям. Цель такого аудита — подтвердить корректность учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ) приводятся критерии обязательного аудита. Каждый год подтверждать бухгалтерскую отчетность должны:

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с отчетности за 2021 год)
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг; бюро кредитных историй;
  • фонды (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), если к ним за предшествующий отчетному период, пришло имущества больше, чем на 3 млн руб.
  • юридические лица с доходом более 800 млн руб. за год, который был перед отчетным, или если в указанном году балансовые активы на 31 декабря составляли более 400 млн руб. (кроме органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, с/х кооперативов, организаций потребкооперации).

­Однако Закон № 307-ФЗ не дает закрытого списка компаний, которые обязаны проводить аудит. Ситуации, когда аудит является обязательным, также предусматриваются и в других законах федерального уровня. На это прямо указано в ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Подробнее поясним указанное нововведение ниже.

Посмотрим, поменялось ли в 2022 году что-то в критериях обязательного аудита — характеристиках, которые должны быть у организации, чтобы аудит стал для нее неизбежным.

Повышены «стоимостные» критерии обязательного аудита отчетности

­2021-ый год — революционный в аспекте аудита для субъектов малого предпринимательства. С 2021 года поменялись предполагающие обязательный аудит пороги дохода компании и активов в году, который был перед отчетным (статья 5 Закона № 307-ФЗ (ст. 1 Закона № 476-ФЗ)). Критерии доходов для проведения обязательного аудита увеличили до показателя максимального дохода субъектов малого предпринимательства — до 800 млн. руб.

­Иными словами подавляющая часть (НЕ все!) субъектов малого предпринимательства (доходы не более 800 млн. рублей в год, а средняя численность работников 100 и менее человек) не попадают под обязательный аудит.

­Однако с учетом текущей ситуации в налоговом контроле ценность аудита для СМП не снижается, т.к. он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.

­Без аудита невозможно быть уверенным в корректности отчетности и оптимальном налогообложении. Потому что даже супер опытные и добросовестные бухгалтеры могут упустить какой-то момент, который будет иметь значение для важных финансовых показателей фирмы. В процессе аудита можно выявить не только опасности, но и резервы проверяемого субъекта.

­Пример 1. Учредитель кондитерской компании выбрал обязательный аудит с дополнительной задачей — выявить основание нехватки денежных средств в фирме при наличии прибыли. В результате компании удалось получить свободную денежную массу в размере не менее 100 млн руб. и предупредить бессмысленное утекание денег в будущем, оптимизировав бизнес-процессы.

­При расчете измененных критериев аудита важно увидеть нюансы. Следует обратить внимание, что раньше по ст. 5 Закона № 307-ФЗ учитывался размер выручки, а теперь речь идет о доходе, который фиксируется в налоговом учете.

­В «налоговые» доходы включаются не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы. При этом учитываются доходы по всем налоговым режимам. Таким образом, не стоит сразу забывать об аудите, если выручка «не достает» до обозначенного в изменениях уровня. Особенно когда внереализационные доходы значительны.

У компаний без спецрежимов налогообложения для обязательного аудита за 2021 год «доход» рассчитывается по итогам 2020 года так: строка 010 + строка 020 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2020 год.

Но обратите внимание, финансовые показатели — это лишь пункт из списка условий обязательного аудита. Поэтому будет ли подпадать организация (в т.ч. СМП) под обязательный аудит в 2022 году по отчетности за 2021 год, зависит от того: нет ли обязанности провести аудит для этого юрлица исходя из каких-то других критериев?

Отдельные вопросы практического применения ФСБУ 6/2020 “Основные средства”

С 1 января 2022 года учет основных средств необходимо будет вести по новым правилам. С этой даты вступит в действие новый стандарт – ФСБУ 6/2020 “Основные средства” (далее – ФСБУ 6/2020), утвержденный приказом Минфина России от 17 сентября 2020 г. № 204н. Документ содержит ряд изменений, которые могут существенно повлиять не только на организацию бухгалтерского учета в компании, но и на ее бизнес-процессы в целом. В частности, положения нового стандарта могут коснуться доработки учетных систем, взаимодействия с другими подразделениями компании, документооборота и ряда других вопросов. В связи с этим руководителям финансовых (бухгалтерских) служб уже сейчас важно оценить нормы нового стандарта и своевременно подготовится к его применению.

Основные средства с низкой стоимостью

В структуре активов организации основные средства с низкой стоимостью могут занимать значительную долю. Учет каждого объекта малоценных основных средств не представляется рациональным. Более того, такой подход увеличивает нагрузку на применяемую организацией учетную систему и замедляет процесс закрытия бухгалтерских книг. Новое ФСБУ 6/2020 позволяет не вести учет основных средств с низкой стоимостью, а списывать затраты на их приобретение (создание) в расходы периода, в котором они возникли. Чтобы воспользоваться данной возможностью организация должна установить лимит стоимости основных средств, ниже которого к ним применяется подход, аналогичный учету запасов.

На какие критерии следует ориентироваться при установлении лимита стоимости основных средств при переходе на новый стандарт и всегда ли оправдано списание активов с низкой стоимостью? Попробуем разобраться.

Согласно действующему ПБУ 6/01 “Учет основных средств” к малоценным основным средствам относятся активы, удовлетворяющие критериям признания основных средств, стоимостью менее 40 тыс. руб. Новый стандарт разрешает организациям самостоятельно устанавливать лимит стоимости основных средств с учетом информации об их существенности.

Одновременно с этим ст. 257 Налогового кодекса определяет основные средства как часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб.

Логично было бы предположить, что, установив одинаковый лимит стоимости для основных средств в бухгалтерском и в налоговом учете, организация сможет их сблизить. Кроме того, отсутствие разниц в бухгалтерской и налоговой стоимости основных средств не будет приводить к начислению отложенных налогов. На первый взгляд, преимущества такого подхода очевидны. Но не всегда он бывает оправдан.

Во-первых, одно основное средство стоимостью до 100 тыс. руб. может быть несущественным для организации в целом. Но в ее деятельности могут использоваться сотни, а то и тысячи таких объектов. Информация об их совокупной стоимости может быть существенной для пользователей финансовой отчетности. И в этом случае списать на расходы стоимость указанных основных средств уже нельзя.

Во-вторых, списание на расходы значительного числа объектов с низкой стоимостью может неблагоприятным образом повлиять на финансовый результат отчетного периода. В некоторых случаях организации выгоднее показать активы в балансе, чем отражать их стоимость в расходах периода. Например, высокий показатель чистых активов важен, если организация планирует получать заемные средства.

И, наконец, в-третьих, списав на расходы периода стоимость малоценных основных средств, организации все равно придется обеспечить надлежащий контроль за их наличием и движением. Таково требование нового стандарта (п. 5 ФСБУ 6/2020). Здесь может возникнуть проблема организации учета значительного количества объектов основных средств за балансом. Если применяемая учетная система не позволяет это сделать должным образом, то возникает вопрос о ее доработке, либо о поиске альтернативного, внесистемного способа учета. Помимо этого, может возникнуть вопрос о необходимости разработки и внедрения контрольных процедур, позволяющих обеспечить сохранность малоценных основных средств.

Хотите лучше разбираться в

стандартах бухгалтерского учета?

Взгляните по-новому на финансовое образование

и получите Диплом АССА “Финансы и управление бизнесом”

Таким образом, при принятии решения об установлении нового лимита стоимости основных средств в бухгалтерском учете с 1 января 2022 года представляется целесообразным ориентироваться не на нормы налогового законодательства, а проанализировать факторы, влияющие на соответствующие показатели финансовой отчетности и установленные организацией показатели эффективности деятельности.

Одним из способов рационализировать учет малоценных основных средств, информация о совокупной стоимости которых может быть существенной для организации в целом, – это перейти на их групповой учет. Новый стандарт не содержит прямой нормы о том, что организации могут определять группу основных средств в качестве единицы учета, но и не запрещает это делать. Согласно п. 11 ФСБУ 6/2020 группой основных средств считается совокупность объектов основных средств одного вида, объединенных исходя из сходного характера их использования. Данная формулировка позволяет сделать вывод, что при определенных условиях совокупность однородных основных средств возможно рассматривать в качестве единого объекта основных средств. В своей Рекомендации Р-125/2021-КпР от 19 марта 2021 г. “Групповая единица учета основных средств” (далее – Рекомендация Р-125/2021-КпР) Фонд “Национальный некоммерческий регулятор бухгалтерского учета “Бухгалтерский методологический центр” устанавливает необходимые условия для объединения однородных основных средств в групповую единицу учета. Такими условиями являются:

  • управление и финансирование основных средств, входящих в групповую единицу учета, на единой основе;
  • все объекты групповой единицы учета относятся к одной группе основных средств, определяемой организацией в соответствии с пунктом 11 ФСБУ 6/2020 “Основные средства”;
  • все объекты, составляющие групповую единицу учета, выполняют однородную функцию в деятельности организации;
  • элементы амортизации объектов в составе групповой единицы учета совпадают либо отличаются несущественно, чтобы организация имела возможность установить единую норму амортизации для групповой единицы учета, отражающую характер поступления экономических выгод от инвестиций в нее;
  • состав статей затрат, в которые включается амортизация групповой единицы учета, и способы распределения амортизации по этим статьям не отличаются от состава статей и способов распределения, как если бы амортизация начислялась по каждому объекту групповой единицы учета;
  • все объекты групповой единицы учета входят в одну единицу, генерирующую денежные средства, или являются корпоративными активами, как это определено в международном стандарте финансовой отчетности IAS 36 “Обесценение активов” (за исключением организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета).

Указанные условия должны выполняться одновременно. При необходимости организация может дополнить их перечень, исходя из специфики своей деятельности, и зафиксировать в своих внутренних нормативных документах.

В Рекомендации Р-125/2021-КпР подчеркивается важность правильного выбора совокупности основных средств, к которой будет применяться групповой учет. Учет такой группы должен осуществляться в том же порядке, как если бы все правила для учета основных средств применялись к одному объекту. При этом не должно быть существенного изменения показателей финансовой отчетности.

Рациональное ведение бухгалтерского учета малоценных основных средств заключается, в том числе и в возможности снизить затраты на начисление амортизации. Для этого в Рекомендации Р-125/2021-КпР предлагается использовать средневзвешенную норму амортизации, которая определяется расчетным путем на основе элементов амортизации основных средств, входящих в группу. В соответствии с п. 37 ФСБУ 6/2020 указанная норма амортизации должна уточняться в конце каждого года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации.

В случае если организация примет решение применять групповой учет основных средств, ей необходимо будет принять во внимание несколько моментов.

Во-первых, необходимо будет проанализировать, как данное решение повлияет на применяемую ей классификацию основных средств, на основе которой строится бухгалтерский и налоговый учет. Возможно, придется внести соответствующие изменения во внутренние нормативные документы и донастроить учетную систему.

Во-вторых, для расчета средневзвешенной нормы амортизации по группе в учетной системе необходимо будет хранить информацию о первоначальной стоимости и сроке полезного использования каждого объекта, входящего в группу. Это особенно важно, если основные средства, входящие в группу, имеют разную стоимость и их движение (поступление и выбытие) осуществляется неравномерно.

Таким образом, перед тем, как принять решение о групповом учете основных средств, стоит проанализировать возможности используемого программного продукта и оценить потенциальные затраты на его доработку или донастройку. Возможно, что к моменту перехода на ФСБУ 6/2020 ведущие разработчики бухгалтерского софта уже учтут данную потребность и предложат пользователям своих продуктов готовое решение.

Существенные затраты на проведение ремонта, технического осмотра и обслуживания основных средств

Одним из нововведений ФСБУ 6/2020 является признание в качестве самостоятельного инвентарного объекта существенных затрат на проведение ремонта, технического осмотра и технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев. Однако далее в стандарте не конкретизируются требования к таким объектам основных средств. Вероятно, предполагается, что организации должны разработать методику учета данных активов, основываясь на профессиональном суждении и оценке экспертов, и закрепить ее во внутренних нормативных документах.

В случае принятия организацией решения о выделении существенных затрат на ремонт, технический осмотр и обслуживание в качестве отдельных единиц учета возникает ряд не только учетных, но и организационных вопросов. Например, необходимо будет обеспечить во внутренних регламентах организации единый подход к определению видов работ, которые будут попадать под определение капитального ремонта, технического осмотра и технического обслуживания. Далее совместно со специалистами служб по ремонту и обслуживанию основных средств необходимо определить перечень объектов, в отношении которых затраты на ремонт и техническое обслуживание будут капитализироваться. Также следует оценить сроки на проведение ремонтных мероприятий и техническое обслуживание и зафиксировать их во внутренних планах соответствующих служб. Кроме того, указанные планы потребуется увязать с бюджетом организации на следующий год. В связи с тем, что бюджетная кампания во многих организациях уже началась, сделать это придется оперативно.

И, наконец, финансовой (бухгалтерской) службе организации потребуется оценить влияние принятого решения на учетный процесс. Возможно, потребуется заведение новых аналитик в учетной системе, внесение изменение в применяемый Классификатор основных средств, определение норм амортизации для групп основных средств, в составе которых учитываются затраты на проведение существенных ремонтов и технического обслуживания, изменение Учетной политики и так далее.

Хотите лучше разбираться в стандартах бухгалтерского учета? Взгляните по-новому на финансовое образование и получите Диплом АССА «Финансы и управление бизнесом». Теперь международный сертификат и, главное, – глубокое понимание финансов в бизнесе доступны всем. Инвестируйте в себя! Обучение на русском. Сертификаты на английском. Подробнее

Необходимо отметить, что возможность капитализации затрат на проведение существенных ремонтов и других аналогичных мероприятий, существовала и ранее. В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год Минфин России указывал, что затраты на проведение капитальных ремонтов и других аналогичных мероприятий, возникающих через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации объектов основных средств должны отражаться в составе внеоборотных активов (письмо от 09.01.2013 №07-02-18/01). И отдельные передовые организации воспользовались указанным подходом. В связи с этим на сегодняшний день данному вопросу уже есть практика, которую можно использовать при переходе на ФСБУ 6/2020.


Ликвидационная стоимость

Новый стандарт вводит понятие элементы амортизации, одним из которых является ликвидационная стоимость. Ликвидационной стоимостью объекта основных средств считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие.

В соответствии с пунктом 37 ФСБУ 6/2020 ликвидационная стоимость определяется при первоначальном признании основных средств и является оценочным значением. При этом основные средства рассматриваются таким образом, как если бы уже достигли окончания срока полезного использования и находилось в состоянии, характерном для окончания срока полезного использования. Здесь возникает вопрос: где взять такую информацию, и кто должен определить ликвидационную стоимость основных средств? Очевидно, что такой информацией могут обладать работники организации, отвечающие за эксплуатацию приобретаемых активов: машин, оборудования, приборов, транспортных средств и так далее. Нередко бывает, что организации продают бывшее в эксплуатации оборудование или сдают автомобили в trade-in. Возможно, что у специалистов, отвечающих за эксплуатацию основных средств, есть определенные планы по их отчуждению или накопленная статистика в отношении стоимости материальных ценностей, остающихся после выбытия и разборки активов. Данная информация может послужить источником для определения ликвидационной стоимости основных средств. Если же подобная информация не поступает в финансовую (бухгалтерскую) службу организации, то представляется целесообразным наладить взаимодействие с техническими подразделениями и понять, как может быть выстроен совместный бизнес-процесс для того, чтобы со следующего года начать выполнять требование ФСБУ 6/2020. Сделать это лучше заранее, поскольку ликвидационную стоимость основных средств придется определять не только для тех объектов, которые будут приобретены после 1 января 2022 года, но и для тех, что учитываются на балансе организации на дату перехода на новый стандарт. Изменение в бизнес-процессе затронут, как минимум, такие вопросы как график предоставления информации в финансовую (бухгалтерскую) службу организации, документальное оформление операций, оценка ликвидационной стоимости основных средств компетентными подразделениями.

Пункт 31 ФСБУ 6/2020 устанавливает случаи, когда ликвидационная стоимость основных средств принимается равной нулю. К ним относятся ситуации, когда:

  • не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;
  • ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;
  • ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не может быть определена.

Однако для того, чтобы без каких-либо неблагоприятных последствий воспользоваться этой нормой, также необходимо получить заключение компетентных служб организации. Как было упомянуто ранее, ликвидационная стоимость является оценкой, а ее могут дать только специалисты, которые используют основные средства в деятельности организации. В связи с этим, в случае отражения в бухгалтерском учете ликвидационной стоимости основных средств или отдельных их групп, равной нулю, бухгалтерские расчеты лучше подкрепить справками и (или) заключениями от технических специалистов.

Данный материал рассматривает лишь небольшую часть изменений, которые связаны с вступлением в силу нового стандарта по учету основных средств. Но даже эти изменения затрагивают большое количество организационных вопросов, в решение которых будут вовлечены не только работники финансовых (бухгалтерских) служб организаций, но и смежные подразделения. И чем скорее начнется эта работа, тем более успешным для организации будет переход на новые правила учета.

Ссылка на основную публикацию